Черт-те что
Кто бы мог подумать, но в 2023 году всерьез обсуждается — сатанисты ли триумфаторы недавней «Грэмми» Сэм Смит и Ким Петрас. Скандал вокруг их выступления, к которому подключились даже представители «Церкви Сатаны», — это не первый за последнее время подобный случай. Неужели в популярную культуру возвращается satanic panic? Попытались разобраться, какого черта происходит и кого и из-за чего сейчас обвиняют в «сатанизме».
«Распространяемая западными сатанистами идеология безнравственности не подходит нам, она идет вразрез с нашей культурой и вековыми традициями. О правильности данного законопроекта говорит также реакция Америки, где госсекретарь США Энтони Блинкен предложил отозвать проект закона. Вот истинное лицо США, где у власти находятся самые настоящие сатанисты», — три месяца назад сказал в интервью «Ведомостям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адам Делимханов. Тогда Делимханов комментировал принятие закона о запрете пропаганды ЛГБТ, чьим гордым соавтором он является.
На прошлой неделе после выступления Рианны в перерыве Супербоула, которую ругали за излишнюю расслабленность, в англоязычном сегменте интернета разошелся скриншот комментария одного из зрителей — «по крайней мере не было геев и сатанистов». Комментарий этот отсылал к скандалу, случившемуся в начале февраля, — после церемонии вручения «Грэмми», на которой выступили Сэм Смит и Ким Петрас — с Unholy в «дьявольских» образах. Одиозный сенатор Тед Круз, главный соперник и подражатель Трампа внутри Республиканской партии, поклонник смертной казни и противник абортов, назвал выступление «чистым злом» и натурально практически открыл врата в ад. Дошло до того, что вмешаться в дискуссию о том, сатанисты ли Смит и Петрас, пришлось представителям «Церкви Сатаны» в США, которые с 60-х из панк-группировки превратились в почтенную и, главное, весьма результативную организацию по борьбе за гражданские свободы в США.
Казалось бы — где великие законотворческие инициативы Госдумы, в которой США и ее поп-культура в частности никогда не пользовалась успехом, а где разборки вокруг «Грэмми». Однако схожесть стилистики и, главное, частота появлений новостей о том, что очередной политический муж из команды правых-консерваторов назвал кого-то «сатанистом», наводят на мысли, что перед нами возвращение старой доброй satanic panic, которая бушевала в США в 80-х.
Тогда, на фоне расцвета блэк-метала, чьи представители активно пользовались соответствующей символикой, во всех бедах страны, не без помощи сеявших панику СМИ, винили именно «сатанистов» — по стране распространялись беспочвенные теории заговора о сектах, совершающих насилие над детьми, под детскими садами искали секретные тоннели, на ток-шоу ходили «специалисты», которые рассказывали, как обнаружить зашифрованное число зверя на упаковках зубной пасты, а на соответствующие «расследования» тратилось огромное количество государственных ресурсов. Пока родители искали «врагов», дети боялись слушать даже безобидного Оззи Озборна и носить косухи.
В России по понятным причинам ее не было — про «сатанистов» в новейшей истории страны вспоминали исключительно при столкновении с современным искусством, в чьи прямые обязанности, напомним, входят пощечины общественному вкусу и нравственным устоям. Про «сатанистов» говорили во время проведения выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство». Не забудем и перформанс Авдея Тер-Оганьяна «Юный безбожник», проведенный на выставке «Арт Манеж 1998», в рамках которого классик акционизма топтал репродукции известных икон, и разумеется, — акцию Pussy Riot в ХХС. «Пожар противостояния в нашем обществе разжигают эти экстремисты-сатанисты. А теперь и их защитники», — чеканил тогда знаменитый протоиерей Александр Шаргунов.
Не забывая про разницу в обстоятельствах в случае «сатанистов» в России и в США и Европе, отметим сходство — про поклонников князя тьмы вспоминают в случаях, когда на горизонте появляется новое контркультурное движение. И начиная примерно с английских романтиков сатана, главный противник (в представлениях авраамических религий) небесных сил на земле и в небе, — один из их, этих движений, главных героев.
Lil Nas X
Романтический образ «Демона», который борется с божественным самодурством (читай — авторитаризмом), можно найти хоть у Уильяма Блейка, хоть у Михаила Лермонтова. Традиция, что называется, богатая — и поп-культура ей пользовалась всегда. «Сатанизм» консервативная публика находила и у The Rolling Stones, которые пели от лица Mr. D, и у Принса, и у пионеров блюза и джаза, список можно продолжать долго (про блэк-метал вообще молчим).
Но в нынешней ситуации есть один нюанс. Скандальные случаи в США — помимо Смита и Петрас, которая, кстати, стала первой трансгендерной артисткой, выигравшей «Грэмми», можно вспомнить и ситуацию с клипом Lil Nas X на трек Montero, в котором он путешествует по аду и соблазняет дьявола — связаны с конкретными ЛГБТК-артистами. А в России — бесогоны самого разного калибра бьют по сообществу в целом. По мере того как репрезентация и саморепрезентация сообщества (почему некоторые члены исторически маргинализированных групп могут не хотеть ассоциировать себя с «всепрощающим идеалом» христианского мира, объяснять не надо) очевидно становится политической темой, в ход идут политические же приемы, в частности — «демонизация оппонента». В данном случае — буквальная.