Blueprint
T

Спектакли по западной классике

Текст:

Алиса Литвинова, 
Антон Хитров

В театральном репертуаре появляется все больше спектаклей по культовым текстам западной литературы: ставят всю «новую классику» от «Благоволительниц», до «Эмигрантов». Рассказываем как в БДТ, «Практике» и других театрах Москвы и Петербурга знакомят зрителя с самыми заметными иностранными писателями и драматургами.

«Аустерлиц»

Евгения Сафонова по роману Винфрида Георга Зебальда

БДТ им. Георгия Товстоногова

Немецкий прозаик и эссеист Винфрид Георг Зебальд — общепризнанный на Западе классик, несмотря на то, что успел написать всего четыре романа, из которых все так или иначе — о европейской культуре и истории. Он известен своими экспериментами с прозой: например, комбинирует текст и фотографию. Его последний роман, «Аустерлиц» (2001), поставила в БДТ Евгения Сафонова, возможно, одна из самых интересных российских режиссеров, заявивших о себе в 2010-х. Ее профиль — изысканный визуальный театр, и спектакль по Зебальду — как раз такой.

Главный герой, немецкий еврей Жак Аустерлиц, еще ребенком вывезенный из довоенной Германии, разбирается со своей идентичностью. Пока были живы приемные родители, Аустерлиц не догадывался о своем происхождении, а теперь изучает собственное прошлое.


Монохромные проекции и почти механические голоса артистов — это помогает говорить о событиях, травматичных настолько, что разыгрывать их привычным способом не представляется возможным. Речь главного героя звучит в записи, актер Василий Реутов до поры до времени спрятан за полупрозрачным экраном, так, что виден лишь его силуэт. Когда Аустерлиц наконец разберется в себе, он буквально получит тело, материализуясь на сцене.

Когда смотреть: 16 апреля

«Покорность»

Талгат Баталов по роману Мишеля Уэльбека

Когда смотреть: 22 и 23 апреля

Театр наций

«Покорность» Уэльбека вышла в 2015 году и вызвала немало обсуждений в Европе. В романе французский писатель продолжает рассуждать о пути западного общества и сомневается в его достижениях, воображая, что во Франции к власти пришла организация «Мусульманское братство». Поскольку успешно строить карьеру теперь могут лишь приверженцы ислама, французы меняют вероисповедание, легко отказываясь от своей культуры.

Талгат Баталов, поставивший роман в Театре наций, специализируется как раз на современных текстах — правда, в основном русскоязычных и драматических. В «Покорности» режиссера занимает не столько столкновение Запада и Востока, сколько вторжение власти — политической или религиозной — в частную жизнь человека и искусственное разделение общества на тех, кто за и кто против. У каждого будет выбор: покориться или нет, остаться верным своим ценностям или жить комфортно.

«Благоволительницы»

Микита Ильинчик по роману Джонатана Литтелла

Театр на Бронной

Когда смотреть: 4, 10 и 20 апреля

«Благоволительницы» — самый известный роман американо-французского писателя Джонатана Литтелла, не менее резонансный, чем «Покорность». Он написан от лица Максимилиана Ауэ, который с радостью изучал бы философию или работал юристом, но волей случая стал офицером СС. Литтелла интересует психология убийцы, ищущего себе оправдания.

Молодой режиссер, недавний выпускник ГИТИСа Микита Ильинчик поставил спектакль, где герой, кажется, верит, будто не заслуживает наказания. В его трактовке Максимилиан — это как бы Жак Аустерлиц наоборот: в начале — человек из плоти и крови, погруженный в бытовую среду, в конце — призрачная черно-белая проекция. Персонаж как бы истончается под давлением воспоминаний.

«Созвездия»

«Созвездия»

Александр Алябьев по пьесе Ника Пейна

Когда смотреть: 28 апреля

«Практика»

Премьера этого спектакля прошла онлайн, но сейчас он доступен в традиционном формате на сцене «Практики». Ник Пейн — известный британский драматург, написавший, правда, не так много пьес. «Созвездия» построены на теории мультивселенных, согласно которой все возможные версии событий происходят одновременно. Мы следим за двумя персонажами сразу в нескольких альтернативных сценариях — и везде они остаются вместе. Автор дает этому приему объяснение, нежное и несколько грустное, но узнать его лучше из спектакля. Режиссер Александр Алябьев, известный актерскими работами в спектаклях Ивана Вырыпаева, не стал нагружать спектакль и оставил артистов практически наедине с текстом.

«Эмигранты»

Юрий Муравицкий по пьесе Славомира Мрожека

Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Пушкина

Когда смотреть: 5 и 20 апреля

Фото: Дема Александра

Это самый старый текст из представленных в этой подборке — знаменитый польский драматург написал его в 1974 году. «Эмигранты» — культовая пьеса, которую тем не менее редко ставят в России. У текста два уровня, бытовой и философский: с одной стороны, здесь есть ссоры людей, плохо уживающихся вместе, с другой — диспут между интеллигентом, мечтающим о свободе, и прагматичным работягой. Муравицкий избавляется от бытового плана, помещая героев в стерильную телестудию, — и превращает «Эмигрантов» в дискуссию о выборе жизненной стратегии.

Когда смотреть: 27 марта, 10 и 25 апреля

«Урод»

Антон Ильин по пьесе Мариуса фон Майенбурга

Театр.doc

Пьесу «Урод» написал в 2007 году главный немецкий драматург нашего времени Мариус фон Майенбург, которого у нас довольно часто ставили — в том числе в «Гоголь-центре», Театре наций, Центре им. Мейерхольда и в «Практике». Пьеса рассказывает о том, как самоощущение зависит от внешности — и как от нее же зависят карьерные перспективы. Главный герой Летте не подозревал, что он уродлив, пока однажды это не помешало ему поехать в командировку. Он обращается к пластическому хирургу, и тот превращает его в красавца, но, вдохновившись, принимается штамповать это лицо на других клиентах. Спектакль, он же режиссерский дебют Антона Ильина, следует эстетическим традициями Театра.doc: минималистичное пространство, все построено на театральной условности, важнее всего — текст, который нужно аккуратно преподнести.

«Сверчок»

Марфа Горвиц по сказкам Тоона Теллегена

Когда смотреть: 28 и 29 апреля

Электротеатр «Станиславский»

Сказки голландца Тоона Теллегена, которого сравнивают то с Даниилом Хармсом, то с Сергеем Козловым, интересны и детям, и взрослым. Но Марфа Горвиц поставила спектакль именно для взрослых, на афише стоит маркер 16+. Сквозь череду метафор режиссер создает ощущение потерянности и тревоги в постоянно меняющемся мире. Разумные животные соотносятся с людьми благодаря детальным звериным маскам, созданным художницей Марией Трегубовой.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}