Blueprint
T

Что ждет театр: ремонт или перестройка?

Московские театры захлестнула волна перемен в художественном руководстве. Последний раз что-то похожее случалось в начале 2010-х — когда появились «Гоголь-центр» и «Электротеатр Станиславский» и обновился ЦИМ — Центр имени Вс. Мейерхольда. Но сработавшие тогда ходы сейчас уже не сработают — критик и художница Ольга Тараканова рассказывает для The Blueprint, почему.



Восстановим сначала цепочку событий. Есть такая шутка: чтобы перестать быть худруком театра, нужно умереть. Это не совсем правда — можно еще стать худруком где-нибудь в другом месте. Подавляющее большинство последних назначений укладывается в ту или другую схему. Умерла Галина Волчек — «Современник» возглавил Виктор Рыжаков. Рыжаков ушел из ЦИМа, в ЦИМе появился Дмитрий Волкострелов. Константину Богомолову дали Театр на Малой Бронной, когда Сергей Голомазов перебрался в Русский театр в Риге. Разве что в федеральный «Росгосцирк» театрального режиссера Юрия Квятковского привел добровольный уход прежнего главного режиссера, циркового продюсера Гии Эрадзе.

Еще два назначения стоят немного в стороне. Сергея Женовача, который пришел в МХТ Чехова после смерти Олега Табакова, и Эдуарда Боякова, который возглавил МХАТ Горького, мало кто считает локомотивами театрального прогресса. Один тихий интеллигент, а второй хоть и основал когда-то театр «Практика», сейчас — православный традиционалист. А вот Рыжаков, Богомолов, Волкострелов, Квятковский, при том, что первому почти 60, а двум последним нет и 40, — все входят в число людей, перепридумавших в новом тысячелетии российский театр.


В чем состояло предыдущее обновление, отмеченное громкими назначениями в 2012-м и 2013-м? Во-первых, это было радикальное расширение диапазона допустимых форм. Как минимум отныне если режиссеры брались ставить спектакли по классике, в которых актеры разыгрывали текст, то текст обязательно актуализировали. Но чаще делали все постдраматическое: современные оперы, спектакли-сериалы, спектакли-променады по всему пространству театра. Во-вторых, театры превратились в культурные центры. Попасть туда стало возможно не только за пятнадцать минут до показа, но в любое время. Внутри появились кафе и книжные магазины, проводились лекции, дискуссии, кинопоказы. Менялись интерьеры, обновлялся фирменный стиль. И наконец, принципиальной стала политическая программа. Режиссеры открыто вставали в оппозицию к действующей власти, а главным сюжетом стал сюжет про Россию — коррумпированную наверху, плохо развитую внизу, травмированную советским прошлым.

Театры стали образцово либеральными: множественность форм, полемичность высказываний, полная открытость городскому среднему классу. Все это происходило тогда, когда внутри самих оппозиционных движений либеральные взгляды еще казались единственно верными.


Дела почти десятилетней давности я вспоминаю потому, что действия двух худруков, взявшихся за дело наиболее активно, Богомолова на Бронной и Рыжакова в «Современнике», во многом укладываются в эту парадигму. Театры обновили фирменный стиль и сайты, заменив везде шрифты с засечками на шрифты без засечек. В Театре на Бронной (теперь он называется так) идет ремонт — пока спектакли играются в монструозном Дворце на Яузе, но открывающееся в следующем году собственное пространство наверняка окажется ультрасовременным. В фойе «Современника» запускают выставку — памяти Волчек. Да и «Росгосцирк» тоже обновил способ публичного присутствия — провел пресс-конференцию, которая началась, по словам Квятковского, «с утренних ритуальных мантр». Мантры оказались рэпом с припевом «Росгосцирк: перезагрузка; это новое искусство» и сопровождающим акробатическим номером, в куплетах исполнительница зачитала планы на сезон.


Есть, однако, и принципиальное отличие от предыдущей волны. Девиз «Современника» на сезон — «будущее в прошлом»; Богомолов на первом сборе труппы в прошлом году пообещал артистам «удивительное путешествие»; «Росгосцирк» планирует строить шоу на основе династийных наработок. Все это вовсе не похоже, например, на столкновение стенка на стенку Кирилла Серебренникова с труппой бывшего Театра имени Гоголя. Конфликты есть и сейчас, но ими уже не гордятся и их не планируют. Думаю, это связано с тем, что за 2010-е сформировались понятные протоколы этого самого выращивания будущего из прошлого, внимания к скрытым, часто по политическим причинам, историческим событиям. Да и вообще расшаталась идея обязательного прогресса, движения только вперед. Эмблематична здесь лаборатория «Семь», которую запустил «Современник»: режиссеров и драматургов пригласили не только поговорить о семерых основателях театра, но и вскрыть какие-то незаметные и важные сегодня сюжеты в истории, найти параллели с сегодняшним днем.



{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":320,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":320,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Еще более принципиальное отличие — в изменениях не внутри театров, а вокруг. Сейчас уже совершенно очевидно, что недостаточно устроить привлекательное городское пространство со спектаклями в интересных форматах, чтобы театр стал адекватным своему времени. Во главе угла в 2020-е — вопрос доступа к этим пространствам: не только для обеспеченных москвичей среднего класса, как в роли зрителей, так и в роли актеров и режиссеров, художников. По-настоящему задевает сейчас, например, введение квот, как на «Оскаре», связанных с гендером, этническим происхождением, ориентацией, физическими и ментальными возможностями. Ведь современный театр 2010-х — это по большей части предприятие белых цисгендерных мужчин-интеллектуалов, ориентированных на Запад, которые рассказали всем остальным, что те недостаточно хорошо образованны и обладали раньше недостаточно тонким вкусом и широким кругозором.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CE1tTmQozEO/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CE1tTmQozEO/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CE1tTmQozEO/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by The Meyerhold Theatre Centre (@meyerholdcentre)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2020-09-07T14:46:41+00:00">Sep 7, 2020 at 7:46am PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Пока из всех театров о планируемом левом развороте заявил только ЦИМ. «Мы выбираем театр, который не отражает реальность, а анализирует, критикует, создает реальность будущего — реальность уважения к человеку и равенства людей вне зависимости от пола, гендерной идентичности, возраста, происхождения, вероисповедания, сексуальной ориентации, физических и ментальных особенностей, внешнего вида, достатка», — говорится в недавно опубликованной «миссии». Правда, появление Волкострелова к появлению миссии никакого отношения не имеет. Эти ценности сформировались в театре и озвучивались в разных спектаклях и программных текстах до его прихода, в среде сотрудников и приглашенных художников под кураторством Елены Ковальской, тогда арт-директора, теперь директора, которая после ухода Рыжакова и должна была стать главой центра (почему планы, озвученные даже в прессе, поменялись и к руководству присоединился Волкострелов — конечно, отдельный сюжет из истории патриархата в российском театре).


Миссия ЦИМа остается местами декларативной: в театре идут спектакли, которые ей противоречат, к участию в ежегодной лаборатории приглашают художников независимо от физических возможностей и места проживания — вот только дорогу и необходимое сопровождение предлагают оплачивать самостоятельно. 


При этом у Богомолова сейчас выходит сериал «Хороший человек» — в нем тончайшим образом препарируется гендерное насилие, от навязчивых подкатов в баре до убийств «шлюх» в подвале. Во втором сезоне своих «Содержанок» на том же сервисе Start он остался шоураннером, а режиссуру передал Дарье Жук, режиссерке «Хрусталя», которая заявила сезон как феминистский. Предполагаю, что это все-таки не личные решения, а решения команды сервиса — сервиса, который параллельно с «Хорошим человеком» и «Содержанками» выпускает, например, документально-популярный проект «Хватит!» о домашнем насилии. Собственно, команда — это ключевой момент. Мы точно вышли из эры мифа о больших художниках-гениях, которые своей сильной рукой переламывают неповоротливые театры, превращая их в современные. Сегодня режиссер во главе может быть только лицом, но художественную политику должна определять команда, в которую входят люди с самым разным опытом — личным, не только профессиональным. Так что главная интрига в развитии российских театров на ближайшие лет пять: смогут ли те, кто их возглавляют, собрать сильные команды, предложить всем адекватные условия труда и вовремя уйти в тень?



<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CFjhVdci9-2/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CFjhVdci9-2/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CFjhVdci9-2/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by Konstantin Bogomolov (@konbog75)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2020-09-25T09:47:29+00:00">Sep 25, 2020 at 2:47am PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

И отдельно хочется сказать вот о чем. В продвинутом крыле российского театра лет пять назад сформировалась и остается популярной идея, что театры-здания нужно разрушить как таковые, всем сделаться свободными художниками и ставить спектакли в городе, на заводах и в барах. В этой идее смешиваются два крайне сомнительных убеждения. Во-первых, что форма искусства: иммерсивный театр, театр участия, постдраматический театр вместо актерского театра за четвертой стеной, — сама по себе гарантирует адекватность времени. Во-вторых, что проектный театр без государственных дотаций и постоянной команды, который напрямую зависит от зрительского спроса, благодаря вот этой прямой зависимости тоже приводит к созданию спектаклей, более адекватных времени.


Между тем за пределами страны уже вовсю критикуют как раз проектную модель, которая лишает художников всяких социальных гарантий, постоянного заработка и возможности длительно и подробно работать над своими идеями и исследованиями. Мечтают, наоборот, о «коллаборациях, нежной и тесной совместной работе с достаточным количеством времени в руках», о «длительных и устойчивых режимах работы», которые позволят не только показывать спектакли, но и приглашать зрителей внутрь процессов. Конечно, такое возможно и в мире одних свободных художников — но только после того, как все государства введут безусловный базовый доход и зарабатывать себе на жизнь никому станет не нужно. А пока — эти самые репертуарные театры с их большими помещениями и большими штатами вообще-то остаются потрясающей платформой для антипроектных форм работы. Развернуть в эту сторону — вот задача-максимум, которая, конечно, куда сложнее, чем обновить интерьер и репертуар.



{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}