Blueprint
T

Стиль в фильме «Три мушкетера: Д’Артаньян»

6 апреля в российский прокат выходит приключенческая драма «Три мушкетера: Д’Артаньян» по мотивам знаменитой саги Александра Дюма. И хотя мы знаем, кто лучший д’Артаньян всех времен, Франсуа Сивиль заставляет усомниться в этом. А Венсан Кассель, Ева Грин и Луи Гаррель в актерском составе позволяют «Мушкетерам» Мартена Бурбулона и вовсе претендовать на звание самой зрелищной экранизации романа. Впрочем, Анна Сотникова уверена, что это заслуга не только актеров, но и художников — в частности, по костюмам.

Начало великой дружбы

Франция, XVII век. Энергичный молодой гасконец д’Артаньян (Франсуа Сивиль) становится свидетелем попытки похищения молодой девушки и не может остаться в стороне. Благородство в его случае окажется наказуемым — раненого д’Артаньяна примут за мертвеца, закопают в землю и оставят умирать. Очнувшись и выбравшись из могилы, юноша отправится на поиски своих похитителей в Париж и запишется в ряды мушкетеров.


В силу ряда случайностей в тот же день д’Артаньян одного за другим оскорбит троих опытных мушкетеров — экстравагантного Атоса (Венсан Кассель), добряка Портоса (Пио Мармай) и дамского угодника Арамиса (Ромен Дюрис) — и получит от всех троих вызовы на дуэли. Общая сходка, впрочем, будет прервана появлением гвардейцев кардинала, которые соберутся арестовать четверку за нарушение указа о запрете на дуэли. В ответ д’Артаньян и три его соперника объединятся и победят превосходящего противника — так будет сформирована легендарная команда: д’Артаньян и три мушкетера.

На фоне — Франция, которая переживает не самые легкие времена: кардинал Ришелье (Эрик Гуя) пытается манипулировать решениями короля (Луи Гаррель) при помощи миледи Винтер (Ева Грин), католики воюют с протестантами, над страной нависает угроза британского вторжения.

Оправданный риск

Классический историко-приключенческий роман Александра Дюма, конечно же, был экранизирован не раз — от Дугласа Фэрбенкса до Диснея, от Ричарда Лестера до Пола У.С. Андерсона. Разумеется, самая родная для российского зрителя вариация классического романа — трехсерийный мюзикл Георгия Юнгвальда-Хилькевича, в котором Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин в числе прочего исполняют песню про потертое седло и мерси боку. Экранизация классики всегда рискованное занятие — особенно в плане костюмов. В случае с «Тремя мушкетерами» есть отдельные сложности: образы четырех мушкетеров, короля, кардинала и миледи должны не только соответствовать исторической действительности, но и довольно конкретным их описаниям в первоисточнике, а еще отдавать дань традиции иллюстрации классического романа и почти столетней истории изображения этих героев в кино.


Так, например, в романе герцог Бэкингем описывает свою первую встречу с королевой: «Как будто теперь вижу, вы сидели на подиуме, по испанскому обычаю, на вас было платье зеленого атласа, шитое золотом и серебром, с закрытым воротничком и с длинными рукавами, прикрепленными на прекрасных, восхитительных руках ваших большими бриллиантами; на голове у вас был маленький чепчик под цвет платья и на чепчике перо цапли».


«Мы читали переписку между Ришелье и королем, чтобы погрузиться в атмосферу того времени, — рассказывает сценарист Матье Делапорт. — Мы тщательно изучили биографию самого Дюма и его творческие методы. Мы пытались понять, почему его роман имел такой успех в то время и в каком контексте Дюма задумал его. Почему Дюма выбрал мушкетеров? Потому что они были последними рыцарями... Дюма поэтизировал кодекс чести мушкетеров. Мы чувствовали, что нам необходимо заново открыть для себя этот эпический жанр».

Признанная во всем мире работа художницы по костюмам Татьяны Острогорской в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» была создана почти без бюджета и из подручных средств. Художнику по костюмам новой версии романа Дюма, Тьерри Делетру, пришлось столкнуться с похожими обстоятельствами: проект Мартена Бурбулона, спродюсированный студией Pathe, получился настолько масштабным, что его пришлось разбить на две части (вторая выйдет в России в декабре 2023 года) при одобренном бюджете на один фильм. Дилогия была снята всего за 150 дней — притом в таких локациях, как Луврский дворец, парижский Дом инвалидов, а также во дворце Фонтенбло, Сен-Жерменском замке, Форт-ла-Латт и других важнейших достопримечательностях. Делетр работал рука об руку с художником-декоратором Стефаном Тайлассоном, вместе с которым они провели много времени за исследованиями эпохи в парижских музеях. Размах (2000 костюмов, 650 лошадей и 9000 актеров массовки) можно объяснить историческим прецедентом: фильм Бурбулона — это первая французская экранизация романа Дюма за 62 года. Европейские бюджеты на подобные проекты, впрочем, с американскими несопоставимы: бюджет «Мушкетеров» составил всего $35 млн — для сравнения, экранизация романа Дюма Пола У. С. Андерсона в 2011 году стоила около 80.

Глубже, темнее, готичнее

Основными источниками вдохновения как для режиссера, так и для художника по костюмам были фильмы «Дуэлянты» Ридли Скотта, «Сирано де Бержерак» Жан-Поля Раппно, «Гладиатор» Ридли Скотта и, как ни странно, «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга. Команда стремилась переосмыслить классику, в то же время с ней не поссорившись, — и ей это удалось: новая версия «Трех мушкетеров» совсем не пахнет нафталином, а выглядит бодро, современно и по-настоящему стильно. Главный страх режиссера Мартена Бурбулона заключался в том, что костюмы мушкетеров рискуют выглядеть слишком стандартно, и он решил воспользоваться популярным приемом — попросить художника по костюмам сделать образы «глубже, темнее, готичнее».


Чаще всего такой подход не приводит ни к чему хорошему, поскольку заканчивается откровенной карикатурой (см. «Большие надежды» Майка Ньюэлла), но Тьерри Делетру, успешно работавшему ранее не только над историческими картинами («Жанна д’Арк», «Сирано. Успеть до премьеры»), но и над вполне себе соответствующими духу времени («Перед закатом», «Не говори никому») отлично синхронизировался с устремлениями режиссера. Классический роман тут снят теми же средствами, что современный боевик (сложно найти рецензию, в которой не были бы упомянуты «Джон Уик», «Марвел» или «Топ Ган»), и, как подобает современному боевику, костюмы в нем не отвлекают внимание и не служат создателями особенной атмосферы — они играют вспомогательную роль предметов, за которые не цепляется глаз, потому что на первый план выходит экшен.


«В качестве персональной актерской подготовки я лишь изучал теорию, но только до момента, когда я впервые надел костюм», — рассказывает Франсуа Сивиль, исполнитель роли д’Артаньяна. «Тьерри Делетр — наш художник по костюмам — талантливый человек, а его команда — лучшая в своем роде. Мартен (Бурбулон, режиссер) хотел, чтобы Тьерри представил новый взгляд на ту эпоху и самих мушкетеров. Он проделал потрясающую работу. Костюмы не только великолепны, но и „практичны“. Ткани невосприимчивы к пыли и дождю, выдерживают бои, скачки, падения... Эти костюмы придали нам статность мушкетеров и элегантность настоящих героев боевика».


Цветовая гамма «Мушкетеров» выдержана в приглушенных серо-коричнево-черных тонах. «Глубже, темнее и готичнее» как герои, так и массовка выглядят за счет пункта про соответствие исторической действительности: странно думать, что в XVII веке люди могли выглядеть слишком чисто, нарядно или непрактично. «Во времена мушкетеров было много кровопролития, жестокости и грязи. Мы хотели передать ощущение той опасности, которая подстерегала на грязных улицах Парижа. Мы должны были поместить историю в соответствующий контекст воюющей нации», — рассказывают сценаристы.


Контексту мушкетеры соответствуют, но не историческому, а сценарному. Для личной охраны короля опрятность была одной из профессиональных компетенций — у Бурбулона они, скажем так, потрепанные, и здесь вновь проявляется желание режиссера придать исторической драме реалистичные интонации современного боевика. В итоге мушкетеры одеты либо в кожаные коричневые лохмотья (те, кто победнее, как д’Артаньян или Портос), либо в черные, некогда изысканные графские развалины — в основном черные камзолы, в которых еще можно разглядеть остатки былой роскоши (те, кто побогаче, как Атос или Арамис). В «Мушкетерах» особенно не выделяется даже знать — костюмы короля (Луи Гаррель) и королевы (Вики Крипс) составляют идеальные ансамбли (особенно выделяется парный костюм на свадьбе королевского брата — шелковое серое платье королевы и расшитый серебряными нитями костюм короля), которые выглядят дорого и нарядно, но при этом сливаются с общей массой. Отличает их главным образом роскошная вышивка.


Миледи

Единственная героиня фильма (и романа), чья задача — время от времени отвлекать на себя внимание, но все остальное время находиться в тени, — миледи Винтер (Грин), выглядит соответствующе. Большую часть ее образов можно описать как «брюнетка в черном капюшоне», но в самой важной сцене, где она выдает себя за убитую приспешниками Ришелье графиню, миледи предстает блондинкой в ярко-красном бархатном платье с выдающимся декольте.

Еще одна важная сцена с героиней Грин — маскарад: центральная точка, в которой сходятся все конфликты фильма и основное пространство для буйства фантазии арт-департамента. Миледи должна соблазнить знатного британского любовника королевы, чтобы выкрасть у него подвески, — злодейка предстает в образе Арлекино (черно-красный корсет, рукава-колокольчики, пышная золотая юбка), а любовник — в костюме Морского царя (струящаяся лазурно-зеленая мантия, поднятый воротник, черные панталоны). Все те же приглушенные цвета, все та же серо-черно-бело-коричневая гамма, особенно бросается в глаза крой. В какой-то момент британский маскарад напоминает Met Gala: на этой ярмарке тщеславия при желании (и умении) можно разглядеть отсылки и к Coperni, и к Balenciaga. «Когда мы снимали сцену костюмированного бала, мы хотели, чтобы это было похоже на современную вечеринку. Тьерри со своей командой создали просто замечательные маски и костюмы, основываясь на французской живописи и иллюстрации того периода, но в то же время стараясь увидеть их с точки зрения современного французского кутюра. Массовка, факиры, настоящие музыканты — это поистине волшебный и незабываемый момент», — рассказывает режиссер.

Никаких перьев и шляп?

В своем стремлении показать мушкетеров как можно более далекими от привычных гламурных образов режиссер Мартен Бурбулон изначально хотел зайти слишком далеко — запретить мушкетерам перья на шляпах. Этот аксессуар казался ему слишком старомодным, ведь он искал «грязи и подлинности, далеких от эпинальских картинок». Тьерри Делетр, впрочем, смог убедить его в неправоте — не понимаем, зря или нет. Дело в том, что никогда еще покачивание перьями на шляпах не выглядело настолько не нарядным: грязную аутентичность художник увидел воткнутыми в поношенные черно-коричневые шляпы перьями птиц, убитых мушкетерами на охоте: фазанов, ворон и куропаток. В переосмысленном образе мушкетера, стараясь по заданию режиссера уйти от «клишированной старомодности», Делетр заменил голубую форму с крестами на длинные свободные пальто и кожаные ботинки, чтобы уравновесить шляпы героев. «Мне кажется, у нас получилось найти баланс — они выглядят наполовину как мушкетеры, а наполовину — как ковбои», — отмечает режиссер.


Экранизации классических произведений, как и переосмысление классики в целом, чаще всего грешат излишней театральностью — как в художественном исполнении, так и в визуальном. Снять экранизацию книги из школьной программы в стилистике современного экшена, при этом отдавая дань традициям прошлого, — смелый шаг, который удается немногим, но Мартен Бурбулон и Тьерри Делетр справились блестяще. «Мушкетеры» не оставят равнодушными и поклонников романа, и ценителей исторического костюма, и, конечно любителей динамичных современных боевиков. Стараясь скрестить современные тренды с исторической традицией, авторы, сами того не замечая, вернулись к самому быстрому воплощению традиций: историческим боевикам 2000-х, щедрым на монтаж, скупым на изобразительные средства, но тем не менее нравящимся любому зрителю.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}