Blueprint
T

Синий цвет в истории и культуре

ТЕКСТ: МИХАИЛ ДЕГТЯРЕВ, САША БУРЕНКОВ

Пытаясь разобраться в двойственной природе самого загадочного цвета, Blueprint создал краткий путеводитель в мире синего.




Небо / Таррелл / Ван Гог

Синий: 

#покой
#расслабление
#вечность
#бесконечность

Кандинский считал, что синий — это цвет покоя. В исследовании «О духовном в искусстве» художник писал: «Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий — это типично небесный цвет». Цвет неба кажется нам синим вследствие когерентного рассеивания (его еще называют рэлеевским, в честь британского физика лорда Рэлея) солнечного света в атмосфере: коротковолновые составляющие солнечного спектра рассеиваются в воздухе сильнее, чем длинноволновые, а так как синий находится в коротковолновом конце видимого спектра, мы видим небо именно таким. Знание о природе синего цвета неба не лишает его магии. Ван Гог медитативно писал «Звездную ночь над Роной», завороженный ее густым и бездонным синим цветом, но ближе всего к пониманию того, как расходятся знание и восприятие цвета, оказался американский художник Джеймсу Таррелл. Создаваемые им с 1970-х годов «небесные пространства» (skyspaces), архитектурные сооружения с открытым доступом к небу через отверстие в крыше, учат нас чистому опыту восприятия света синевы неба, обрамленного в условную рамку произведения искусства.


Джеймс Тарелл, инсталляция Rondo (Blue), серия Shallow Spaces, 1969 


Синий в религии / Дева Мария

Синий: 

#нейтральность #универсальность 
#истина
#любовь

Широта трактовок синего цвета в христианстве обширна: синий символизирует и истину, и благоразумие, и набожность. В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового Завета определенные тона. По словам Стивена Блейхера, профессора искусств Университета Прибрежной Каролины, с V века в католической церкви начал формироваться своеобразный цветовой код: Петр предстает перед нами в белых и синих одеяниях, Павел — в зеленых и красных, Мария Магдалена — в фиолетовых, Дева Мария —— в синих. Такой выбор цветов определен более широкими символическими представлениями о назначении каждого цвета. Все это легко объяснимо, поскольку синий — это цвет небес, истины и божественной любви. К тому же ультрамариновая краска была товаром люксового сегмента: она изготавливалась из самого дорогого природного пигмента — ляпис-лазури, доставляемой в Европу из Афганистана Великим шелковым путем и продавалась по той же цене, что и золото.



Беспокойство синего / синий Гете / синий в романтизме

Синий: 

#покой
#расслабление
#вечность
#бесконечность

Символизм синего, как и любого другого цвета, опирается во многом на объективные особенности психики, первичные ассоциации и личный опыт каждого. Синий цвет в природе — это цвет водного и воздушного пространства, главных источников жизни. Мифологические, религиозные и эстетические воззрения дополняют человеческий опыт, но именно «опыт учит нас тому, что отдельные цвета дают особое расположение духа», как писал в своем «Учении о цвете» Гете. Он противопоставлял синий желтому и считал, что он «вносит беспокойство» и «удаляется от света». Знаменитый поэт заложил еще одну важную традицию: выбор символической монохромии. Синий он представляет как холодный и трагический цвет, ассоциирующийся с небом и горными вершинами. Позже, с легкой руки Освальда Шпенглера, этот «перспективный, близкий к темноте, далекий» цвет будет назван «фаустовским, трансцендентным, духовным». Идеи Гете были восприняты многими живописцами эпохи романтизма: их отголоски чувствуются с одинаковой силой и в пейзажах Каспара Давида Фридриха, и в акварелях Уильяма Тернера. Роковой синий будет преследовать художников и кинематографистов и в более поздние эпохи, как, например, Лени Рифеншталь, отзывавшуюся о своем фильме «Голубой свет» следующим образом: «Словно предчувствуя, в нем я рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез...»



Каспар Давид Фридрих, «Монах у моря», 1808–1810


Светоносный синий Николая Рериха

Синий: 

#покой
#расслабление
#вечность
#бесконечность

Во время своего полета Юрий Гагарин оставил в бортовом журнале запись: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Бирюзовый, сиреневый, лазурный, пурпурный, циан, ультрамарин — спектр «светоносных» рериховских цветов почти полностью составлен из пульсирующих и излучающих жизнь оттенков синего. Николай Рерих, по свидетельству его друзей и близких бывший исключительно спокойным человеком, по праву заслужил свое звание настоящего мастера синевы. Самое значительное событие в жизни Николая Рериха — Центрально-Азиатская экспедиция — принесла художнику цикл из 2000 горных пейзажей, наполненных свободой, свежим ветром и пространством. Синий Рериха — это цвет абсолютной чистоты, мудрости, истины, космического разума, отсутствия границ и синего гималайского мака.


Далекая синяя высь

Синий: 

#бесконечность
#одиночество
#надежда

Все мы — «Cиний мрамор». Именно так называется легендарная фотография полностью освещенной Земли, сделанная на борту миссии «Аполлона-17». В 1972 году этот снимок окончательно закрепил за синим ярлык космического цвета и определил спектр планетарной палитры. Спустя 22 года аппарат «Вояджер-1» сделает еще одну знаменитую фотографию Земли с расстояния 6 млрд км. В этот раз вместо мрамора будет лишь бледно-синяя точка, затерявшаяся во мраке галактики. Сейчас «Вояджер-1» находится за пределами Солнечной системы и одиноко бороздит межзвездное пространство, надеясь через миллионы лет случайно прибиться к другим мирам пустой бутылкой с посланием. Внеземным оттенкам посвящен и псевдодокументальный фильм «Далекая синяя высь» Вернера Херцога. Его космос состоит из арктических вод, закованных вечным льдом, поэзии гравитационных туннелей и надежды, что мы не одни во Вселенной.


Архив NASA

Социальные сети

Синий: 

#нейтральность
#безопасность
#универсальность
#покой

На вопрос, почему логотип Facebook синий, у Марка Цукерберга заготовлен интимный ответ. Создатель самой популярной социальной сети на планете страдает дальтонизмом и не в состоянии различать красные и зеленые оттенки, поэтому использовал для своего детища синий цвет. Эта красивая легенда вряд ли устроит профессиональных веб-маркетологов и психологов-колористов, которые еще на заре интернета поняли, в какой гамме лучше всего верстать корпоративные сайты. Крупнейшие социальные сети Facebook, Twitter, LinkedIn, VK, LiveJournal, Tumblr, Foursquare и многие другие выбирают для своего оформления именно синий неспроста: это цвет интеллекта, надежности и общения. Но прежде всего он нейтрален, одновременно успокаивает и создает атмосферу безопасности и доверия. Именно то, что нужно, чтобы уравновесить хаос и динамику постоянно обновляемого ньюсфида.


Королевский синий

Синий: 

#уникальность
#власть


В Древнем Египте лишь у одного корабля был парус, окрашенный в синий цвет. Он принадлежал фараону и служил хорошо видимым сигналом другим судам, плывущим по Нилу, о том, что они должны освободить путь. Даже сегодня темно-синий и фиолетовый традиционно ассоциируются с роскошью и богатством. Это связано с тем, что такую краску было очень трудно и дорого получить с помощью естественных красителей, главным из которых был индиго, добываемый из особого вида улиток. В западной цивилизации восхождение благородного «королевского» синего относится к XI–XII векам, когда синий окончательно утвердился как цвет Богоматери, став частью геральдики и одежды элит. Так синий оказался маркером дороговизны вещи и особого социального статуса ее владельца.


Синие пигменты / купорос

Синий: 

#нейтральность #универсальность 
#банальность

Египетский синий, первый синтетический пигмент, изобретенный в III тысячелетии до н. э., изготавливался из песка и меди, перемолотых в порошок. В XVI столетии он был заменен смальтой, ярко-синей краской, получаемой из кремневой кислоты и кобальта, а в XIX веке — кобальтом. Другой пигмент — медный купорос, известный с XIV века, происходит от латинского vitrum — «стекло». Лазурно-синие кристаллы сульфата меди, добавляемые в стекло в качестве пигмента, действительно выглядят так, как будто изготавливаются из цветного стекла (в античное время все стекла были окрашены примесями). Медный купорос используется в выделке кож, медицине и фотографии, но его применение именно в стекольной промышленности кажется самым близким и знакомым: кто из нас хотя бы раз в жизни не ел в гостях из голубых ажурных тарелок или селедочниц производства Ленинградского завода художественного стекла?



Цвет власти

Синий: 

#доминирование
#консерватизм
#единство

Синий доминирует в политике. В предвыборной мифологии США все штаты делятся на два лагеря: красные и синие. Первые традиционно голосуют за республиканцев, вторые за демократов — вместе они образуют партийную метафору звездно-полосатого флага, который невозможно представить без синего. В Великобритании это цвет правящей консервативной партии. Из его оттенков преимущественно состоял гардероб железной леди Маргарет Тэтчер. Костюмы такой же гаммы предпочитает Владимир Путин, а вместе с ними большинство отечественных функционеров. ЕС и ООН также используют символику синего.


Неон / Дэн Флэвин / Брюс Науман / Спрайты

Синий: 

#нейтральность #универсальность 

#банальность

Вопреки всеобщему заблуждению разрядные трубки, заполненные смесью неона и азота, при пропускании через них электрического разряда дают красно-оранжевое свечение. Лампы же других цветов, также по традиции часто называемые «неоновыми», в реальности используют свечение других благородных газов или флуоресцирующего покрытия. Но сила привычки дает о себе знать: под «неоновым цветом» массовым зрителем воспринимаются не только синие световые инсталляции Дэна Флавина и Брюса Наумана и световые лучи джедаев, но даже и такие естественные природные явления, как спрайты и ослепительно яркие синие молнии.



Международный синий Кляйна

Синий: 

#покой
#вечность
#бесконечность

Начало синего периода в творчестве французского художника-новатора было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа, Кляйн назвал это аэростатической скульптурой. Синий для Кляйна — это «ощущаемое чистое пространство», а «монохромное пространство» — это самый простой путь «ко всему, к безмерной восприимчивости живописи». Художник изобрел способ сохранять в первозданном виде ультрамариновый пигмент и запатентовал его в 1960 году под своим именем (International Klein Blue, IKB). Так Кляйн осуществил свою мечту найти абсолютный, идеальный цвет, который бы стал воплощением духовности и бесконечности. Вполне возможно, кляйновское ощущение синего было похоже на то, как тонко чувствовал его мистицизм Гете в своих размышлениях о теории цвета: «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто».

Thierry Mugler

C самой первой коллекции 1973 году авторская манера Тьерри Мюглера отличалась откровенной сексуальностью и женственностью, выражаемой в том числе через яркие насыщенные цвета. Можно даже сказать, что знамя своей борьбы с господствовавшей в те времена в модном мире асексуальностью Мюглер окрасил именно в страстный и агрессивный синий, явившийся квинтэссенцией женской независимости и урбанизированного сексапила. Свой первый же легендарный и перевыпускавшийся десятки раз аромат Аngel дизайнер оформил во флакон в виде звезды беспрецедентного для женских духов цвета — синего.



Синий: 

#агрессивность 
#страстность 
#холод

Эстер Лефебюр в рекламе Angel Eau de Parfum, 1992


Голубой период Пикассо / Тоска

Голубой период Пикассо — показательнейший пример того, как депрессия может спровоцировать творческий взлет и буквально выковать художественную индивидуальность. Ключевыми словами для этого периода творчества Пикассо действительно являются «одиночество», «боль», «страх», «вина», вызванные смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. Тем удивительнее наблюдать за соразмерно усиливающимися в палитре Пикассо акцентами синего цвета.

Синий: 

#тоска
#бесконечность

«Аскет», 1903,                     «Автопортрет», 1901

Деним / Джинсы

Синий: 

#универсальность 
#банальность
#незаметность

Внешний вид главного предмета повседневной одежды, синих джинсов, определил исторический курьез. Корабль, плывший в 1867 году с партией генуэзского полотна для производства джинсов Леви Страуса, попал в шторм, и хранящиеся в трюме бочки с краской индиго, разбившись, залили тюки с тканью. Сшитая из получившейся ткани партия штанов для старателей определила стиль самого универсального предмета современного гардероба. Синие джинсы в современном мире — банальность, эрзац одежды как таковой и настоящая палочка-выручалочка в случае, когда надеть больше нечего, думать об этом нет ни настроения, ни сил. Британские ученые, к примеру, утверждают, что частое ношение обычных синих джинсов может свидетельствовать о депрессии.

Andy Warhol, Blue Jeans, 1984

Blue Дерека Джармена

Синий: 

#исповедальность
#вечность
#точка
#бесконечность

Blue — последняя работа почти ослепшего от СПИДа Дерека Джармена, один из самых искренних фильмов за всю историю кинематографа, своей минималистичной формой противоречит любому представлению о киноязыке. Статичный прямоугольник синего цвета присутствует на экране все 70 минут, которые длится фильм, и сопровождается преисполненной вселенской печали и неизбывной тоски исповедью режиссера. В компании любимых актеров Джармен вспоминает всю свою жизнь, но кажется, что все действие заключено не в звуке и словах, а в бездонности именно синего экрана, каким-то образом вместившего в себя всю боль и душевный надлом режиссера. Синий цвет, символизирующий у многих народов вечность, у Джармена принимает форму окна в личную память отдельно взятого человека, подводящего итоги своей жизни и уже на полшага ступившего в вечность.

Гжель

Синий: 

#нейтральность #универсальность 

Упоминания о гжельских майоликовых рисунках можно найти еще в древних документах времен великого князя Ивана Калиты, однако в те времена все рисунки были цветными. Традиционный сине-белый цвет росписи керамики, изготавливающейся в 27 деревнях «Гжельского куста», впервые был применен в XVIII веке для изготовления фарфоровых и полуфаянсовых изделий, но окончательно стал символом гжели только в советское время, на волне восстановления народного промысла после долгого забвения. Тогда же были заданы и единые стандарты одноцветной синей подглазурной росписи (на основе краски из высокотемпературного кобальта), ставшей, наряду с хохломой, чуть ли не главным узнаваемым национальным узором России.

Синий экран смерти

Синий: 

#покой
#универсальность 
#разражение

В 90-х Windows 95 мог спорить по популярности с христианством. Кроме революционной доступности и комфортности система отличалась выдающейся нестабильностью. Когда ошибки Windows достигали критической массы, экран заливало темно-синим, а белые буквы с помощью непонятного кода сообщали о конце сеанса виртуальной реальности. Ситуация повторялась часто, и для нее придумали специальный термин — синий экран смерти. Его цвет был выбран неслучайно. По задумке создателей, синий успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению, так необходимому в моменты фатальных системных сбоев. В реальности вышло иначе: вид экрана вызывал дикое раздражение и непонимание того, что происходит с компьютером. Спустя десятилетие Microsoft решит избавить образность системы от всеобщих насмешек и поменял цвет экрана с темно-синего на бледно-голубой, где теперь вместе с вами над судьбой компьютера будет грустить этот смайлик — :(.


 Синий: 

 #банальность          #пошлость 

Blue Movie Энди Уорхола


В изначальном названии не самого известного фильма Уорхола времен его киноэкспериментов на «Фабрике», снятого в октябре 1968 года, «Трах» (Fuck), содержится, собственно, весь сюжет фильма: на экране Вива, будущая звезда «Полуночного ковбоя» и «Париж, Техас», два часа занимается любовью со своим партнером Луисом Уолдоном, отвлекаясь лишь на разговоры о Вьетнамской войне и бытовых вопросах. Уорхол, продолжая серию фильмов с единственным действием (вроде «Сна» и «Еды»), методично исследует пошлость и безвкусицу современного ему американского общества. Именно так — «Пошлый фильм», а не «Синий» или «Голубой» и следует переводить прокатное название фильма, которое, впрочем, не спасло его от конфискации полицией после незаконно санкционированного Уорхолом недельного проката в нью-йоркском «Гэррик-театре».

Глубокий интеллект

Синий: 

#будущее
#борьба
#тоска

Темными оттенками синего окрашены видения будущего без человечества. В 1997 году мы впервые столкнулись с интеллектом, который очевидно превышал наш собственный. Это случилось во время шахматной партии между чемпионом мира Гарри Каспаровым* и компьютером Deep Blue, чье название было призвано вызывать у носителей английского языка стойкие ассоциации с меланхолией. Машина обыграла человека в течение шести партий. Этот трюк компании IBM, пионера компьютерных технологий с рыночным прозвищем «Синий гигант», не только заработал для корпорации дополнительные маркетинговые очки, но и открыл новую эпоху, в условиях которой homo sapiens являлись уже далеко не самыми смышлеными представителями планеты. Хотя Каспаров* до сих пор не верит, что его обыграла машина, с тех пор эволюция искусственного интеллекта шагнула еще дальше: в недрах IBM появился суперкомпьютер Watson, который способен не только обыгрывать людей на телешоу, но также оказывать качественную медицинскую помощь и придумывать собственные кулинарные рецепты.

Униформа / Синие воротнички


Синий: 

#универсальность
#нейтральность

Британского короля Георга II (1683–1760) так поразила красота элегантного синего костюма, в котором герцогиня Бредфорд прогарцевала на белом коне мимо во время утренней прогулки монарха по Гайд-парку, что им немедленно был отдан приказ главе Адмиралтейства разработать новую униформу для моряков. Утонченный вкус леди Бредфорд и короля быстро оценили не только в Англии, но и во всем мире: цвет и стиль английского мундира стал стандартом, согласно которому разрабатывались многие другие виды форменной одежды. В наше время синий стал главным цветом рабочей, медицинской и деловой униформы. Одна из деталей такой рабочей униформы — синие воротнички — стала устойчивым выражением, обозначающим целый рабочий класс. Так в Америке 20-х годов стали называть рабочий пролетариат, занятый физической работой со сдельной, почасовой оплатой.


«Синие носы» / «Синий понедельник»

Синий: 

#банальность
#пошлость

Удивительно, но за обильную идеоматику синего как в русском, так и в европейских языках ответственно невзрачное дикорастущее растение вайда (немецкое индиго), которое вплоть до XV века оставалось практически единственным источником дешевой синей краски для большей части ремесленников Европы. Для получения красителя листья и стебли вайды измельчали, добавляли спирт и заливали мочой обязательно пьяного человека. Происходило это все, согласно традиции, по воскресеньям, и все красильщики напивались до обморочного состояния. Так во многих европейских языках появились устойчивые выражения, в которых понятие синего связано с употреблением алкоголя: «синячить» (напиваться), «синий понедельник» (похмелье и выход из пьяного состояния), «синяк» (пьющий человек). Русская культура, прочно связанная с культурой употребления спиртосодержащих веществ, неминуемым образом оказалась породнена и с синим цветом. Не обошло синий цвет стороной и отечественное современное искусство: «синька» как художественная стратегия лучше всего нашла отражение в гротескных практиках арт-группы «Синие носы», осмеивавших и опошлявших элитизм современного искусства.






* Признан иноагентом

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}