![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/6872ef1d518c93a68873bfd367ee7ff7_small.png)
![](/upload/26755/vms/dc0f9c5b83e24ea9f7ebe93bd352344f.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
Фантастическая четверка
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/dc0f9c5b83e24ea9f7ebe93bd352344f.png)
![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
ТЕКСТ:
СОФЬЯ БРОНТВЕЙН
![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
Три недели назад мы уже рассказывали о том, как российские предприниматели перебираются в Дубай, пришло время поговорить с соотечественниками, которые помогают местному бизнесу расти, развиваться и открывать новые горизонты. Вполне освоившись на берегу Персидского залива, Софья Бронтвейн изучила местный деловой ландшафт и нашла сразу четыре сервиса, которые пригодятся и тем, кто релоцируется в ОАЭ, и тем, кто уже нацелился на мировое господство.
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
![](/upload/26755/vms/fedc78fbe0fd4f215c443f38461a6074_small.png)
Lifemost —
для фитнес-гуру и бьюти-энтузиастов
Если в слове Lifemost вам чудится что-то знакомое, чутье вас не подводит. Это приложение — фактически единый абонемент на спорт, wellness, салоны красоты и туристические развлечения Дубая — сделала команда российского Fitmost, решившая не только расширить географию своего присутствия, но и выйти за пределы велнеса. И эта экспансия может оказаться большой удачей и для жителей быстро растущего мегаполиса, и для местных предпринимателей в области wellness и well-being, число которых постоянно растет.
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
«Появляется много новых мест, — рассказывает CEO Lifemost и Fitmost Александра Герасимова, — например, недавно открылся филиал одной из самых известных лондонских фитнес-студий — 1Rebel. Российские студии не отстают ― здесь есть Topstretching, Todes, Levita, „Персона“, Prive7, скоро открываются студии Reshape и салон красоты „Мон Пони“». При этом, на взгляд Герасимовой, рынок далек от насыщения: «Я завела чат в Telegram для русскоязычных собственников, которые открыли или собираются открывать бизнес в сегменте wellness в ОАЭ, и нас таких уже набралось 60 человек. Многие думают, что, поскольку во многих жилых домах есть собственные бассейны и тренажерные залы, спортивные студии не востребованы, но на самом деле все ровно наоборот. Распространенность залов означает, что здесь много людей, которые заботятся о себе, и они уже, в свою очередь, ищут разнообразия, выбирают и другие активности и в целом пользуются wellness-услугами гораздо чаще. Количество бутиковых студий к 2025 году удвоится. Хотя это не мешает развиваться и классическим фитнес-клубам, здесь сейчас растут и сетевые международные компании, например, Fitness First и UFC Gym». При этом цифровизация услуг пока еще не на высоте. В Дубае также есть проблема с тем, чтобы записаться на услугу. Карты отражают только 15% всех компаний, а для того, чтобы забронировать место, нужно писать напрямую в WhatsApp, и это часто предполагает ожидание ответа в течение нескольких часов.
![](/upload/26755/vms/15440bc9d81a7c8a1179dfe85d19298a_small.png)
В результате особенно перспективным в Дубае оказывается родной для Lifemost рынок Digital Health продуктов — специалисты обещают этому направлению годовой рост в 11 процентов вплоть до 2027 года, когда совокупная годовая выручка проектов должна будет приблизиться к 800 миллионам долларов.
Откусить свой кусок от этого пирога в Lifemost собираются на максимально взаимовыгодных условиях, а в местных предпринимателях видят прежде всего партнеров — сейчас их счет идет на десятки, но уже скоро числа станут трехзначными.
Чтобы найти первых партнеров, команда Lifemost ходила по студиям и клубам, как и в самом начале своей работы в России в 2016 году, рассказывала о преимуществах сервиса: они приводят клиентов, ежемесячно платят за все посещения, помогают заполнить свободные места на занятиях. «Студии в ОАЭ уже знакомы с этой моделью ― а в России на момент запуска одной из основных сложностей было то, что никто не понимал, как мы работаем, ― но при этом нельзя сказать, что стартовать в ОАЭ было проще. В Дубае за все приходится платить не только деньгами, но и временем. Отвечают и согласовывают все очень долго, и к этому надо привыкнуть», — рассказывает Александра.
Однако при всех этих трудностях за два месяца Lifemost удалось собрать почти 30 студий. «Подключать» Дубай к приложению решили по районам. Город вытянут вдоль побережья, поэтому, если просто добавить несколько десятков студий по всему городу, пользователь обнаружит, что рядом не так уж много интересных мест, а собирать все пробки по дороге на йогу не хочется. В итоге начали с Dubai Marina и Palm Jumeirah, в которых хватает и спортивных клубов, и спа-салонов, и туристических развлечений (да и самих туристов), к тому же здесь живет большая часть русскоязычной аудитории, которая уже знакома с сервисом.
К весне основатели планируют подключить примерно 100 студий. Затем перейдут в Абу-Даби, потому что столица часто подхватывает тренды, которые уже есть и активно развиваются в Дубае. Экспансия в ОАЭ ― важная задача для Lifemost на следующий год, но они не планируют ограничиваться только одной страной. Александра Герасимова видит большой потенциал масштабирования в Юго-Восточной Азии.
![](/upload/26755/vms/6352467befdd10739936cecee2626615_small.png)
Avocado Toast —
для тех, кто хочет
вписать себя в пространство и время
Если говорить коротко, Avocado Toast — это студия экспериментального дизайна. Если же говорить по существу — это то самое место, куда вы обратитесь, чтобы создать пространство, посетители которого получат какой-то новый или даже незабываемый опыт. Ну а экспериментальный дизайн — это не работа с интерьером, а исследования, поиск стратегий, копирайтинг, режиссура, архитектура, компьютерная графика, видеопродакшен и даже программирование.
Если вы прежде не слышали об этой студии, не удивляйтесь. Это не результат вашей невнимательности, а стратегия создателей. Как говорит сооснователь Avocado Toast Денис Астахов, серьезную ставку на отечественный рынок они никогда не делали: «В России у нас исторически не было фокуса интересов: конечно, мы сделали несколько заметных проектов, но в основном стремились развивать направление культурных проектов и коллабораций. Например, мы были кураторами медиа-арта на выставке „Русские сказки: от Васнецова до сих пор“ в ГТГ, сокураторами live-программы фестиваля цифрового искусства „Росбанк Future Cities“ и авторами цифровой обложки Esquire, посвященной шестидесятилетию запуска человека в космос. И за пандемийные 2020 и 2021 годы у нас произошла смена фокуса, и все больше приглашений в масштабные проекты мы стали получать из региона Ближнего Востока. Так мы начали его изучение».
![](/upload/26755/vms/09549bcf664227fcb156487f33140368_small.jpg)
![](/upload/26755/vms/5f46c2b67f028ca90ec9c31958ce8104_small.jpg)
![](/upload/26755/vms/106343ab37730b61d6608d3e956bfd62.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
К тому же в 2021 году компания Banana Bread, совладельцем которой Денис был до середины 2022 года, стала техническим исполнителем двух масштабных интерактивных пространств в Дубае, и это помогло обрасти локальными связями. В результате к началу 2022-го основные проекты и входящие запросы в Avocado Toast приходили из Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара.
Результат работы Avocado Toast — как правило, насыщенный технологиями музей или выставка. Например, команда делала музей каннабиса в Канаде и серию интерактивных инсталляций в штаб-квартире Microsoft в Рэдмонде. Другая форма проектов Avocado Toast — это яркие события, организованные для бренда или города, например, шоу-премьера нового автомобиля или местный праздник. На недавнем шоу в честь столетия освобождения Измира около двух миллионов зрителей «проживали опыт», над которым команда работала больше года.
![](/upload/26755/vms/78f9daaea1e77bd2f4b539ae0b035906.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
Масштаб проектов Avocado Toast может напугать даже самых амбициозных заказчиков, однако не стоит забывать, что вдумчивый подход к времени и пространству может помочь студии стать вашим проводником и переводчиком на локальном рынке. Не зря же наибольший потенциал Денис видит в работе с местными талантами: архитекторами, художниками, кураторами, режиссерами. «На 2023 год у нас запланировано несколько коллабораций в Эмиратах и в Саудовской Аравии, а в сентябре мы работали над Национальной культурной премией в Рияде, где наше шоу происходило под живой локальный оркестр. Многие экспаты стремятся исключительно к „импорту“ своей экспертизы, но мне кажется, что сила в коллаборациях, и местная культура меня скорее вдохновляет на сотворчество», — рассказывает Астахов.
![](/upload/26755/vms/dc0f9c5b83e24ea9f7ebe93bd352344f.png)
![](/upload/26755/vms/170a718da8d421048913e7fb35d39648_small.png)
![](/upload/26755/vms/170a718da8d421048913e7fb35d39648_small.png)
![](/upload/26755/vms/8bc95759c3477f3a9fc311de8dbeab04_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/07d7bfc1e4f5806dbbf36d3a7cff0ac7_small.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/7cb203530491662d52e4d45f5303e39e_small.png)
![](/upload/26755/vms/fedc78fbe0fd4f215c443f38461a6074_small.png)
ARHead — для тех,
кто верит
в 3D-интернет
![](/upload/26755/vms/e39bb2523fd097a70a330c830791afef_small.png)
![](/upload/26755/vms/716d4dcd7b5cf7c558c9536ab8bed9bc.png)
![](/upload/26755/vms/716d4dcd7b5cf7c558c9536ab8bed9bc_small.png)
Одни, услышав словосочетание «фиджитальная контент-платформа», перекрестятся и полезут в словарь, другие задумаются о том, какую пользу их бизнесу принесут иммерсивные мероприятия и пространства, а также вообще креативное присутствие в метавселенных. В ARHead готовы работать и с теми и с другими, ведь главная идея стартапа — «демократизировать метавселенную и сделать ее доступной для всех креаторов и владельцев бизнеса».
Иван Пузырев, сооснователь и CIO ARHead, приехал в Дубай еще в 2021 году, буквально на день — даже без зарядки для ноутбука — и остался насовсем. Просто потому, что метавселенные для этого передового эмирата — очевидная next big thing, и чтобы понять это, нужно просто читать новости. «Начнем с появления подразделения внутри министерства искусственного интеллекта, которое называется Министерство виртуальных вещей. А пару месяцев назад в ОАЭ было организована метаверс-ассамблея, которая только подтвердила мою уверенность. Во время мероприятия местный принц официально заявил, что метавселенная — это новая важная тема для ОАЭ, потенциальные 40 000 виртуальных рабочих мест», — объясняет Иван, который уже почувствовал, как много для бизнеса значит поддержка государства.
![](/upload/26755/vms/7688ebe1e7c50e9375472246a4a1a10a_small.png)
![](/upload/26755/vms/9c4ef0fe68bb77075d251295b186cac8_small.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
«У нас здесь есть местный партнер, который помогал поначалу с развитием бизнеса. Он нас сводил с государственными структурами для того, чтобы мы формировали пул кейсов. Например, он нас познакомил с Dubai Culture Department, и мы участвовали в крупнейшей выставке metaverse с использованием инструмента дополненной реальности. Этот партнер позволил нам выйти на Google и Talabat — местный сервис доставки еды. С таким портфолио уже можно идти к другим клиентам. Показываешь кейсы, фотографию с дочерью короля, награду от правительства ОАЭ, говоришь, что все сделал, завоевал рынок, пора делать дела. И затем запускаешь цикл полугодовых продаж. Сейчас у нас в команде в Дубае около 20 человек. Еще год назад было всего лишь трое. И вся команда у нас русская», — рассказывает Пузырев.
Российских клиентов у ARHead тоже хватает: «Мы работали с Росбанком, а сейчас запускам проект с „Яндексом“. Они делают свою вселенную на базе нашей платформы с агентством „Прагматика“. Мы дали им свою технологию, и они создают свое пространство», — комментирует Иван. Также ARHead активно работает с коммуникационными агентствами, в частности с V Confession agency: «Мы всегда сотрудничаем с агентствами, делаем демо, рассказываем о технологии, показываем, какие крутые кейсы можем делать. Одну из таких презентации увидела Даша Эльпин, и так мы вышли на VCA. Сейчас в Дубай приехали многие компании из России, мир очень тесен, все друг друга знают, поэтому невозможно было не познакомиться с VCA и не поработать вместе. У них в портфеле очень много компаний, которым нужно развиваться в метавселенной».
![](/upload/26755/vms/9d72bbe4014c920b69ce7d656f25199c_small.png)
![](/upload/26755/vms/4d568133440cf712533b468a84664b99_small.png)
![](/upload/26755/vms/4d568133440cf712533b468a84664b99.png)
![](/upload/26755/vms/4d568133440cf712533b468a84664b99_small.png)
![](/upload/26755/vms/4d568133440cf712533b468a84664b99_small.png)
При этом, как считает Иван, развиваться в метавселенной можно абсолютно любому бизнесу. Сам он всегда называет метавселенную трехмерным интернетом. То есть — если у компании есть сайт, то в принципе она может построить метавселенную. Все, что происходит на сайте, теперь может быть в трехмерном мультикоде. Возццможно, и вам уже нужно что-то интереснее инстаграма*?
![](/upload/26755/vms/6352467befdd10739936cecee2626615.png)
Solutions 2.0 —
что угодно
и под ключ
На Solutions 2.0 можно посмотреть как минимум с двух сторон. С одной, формальной, стороны это продакшен-платформа, которая объединяет усилия разных творческих специалистов, чтобы создать для бизнеса готовый продукт — разработать модный бренд, создать приложение, произвести мебель или организовать мероприятие. С другой, более знакомой нам с вами стороны, Solutions 2.0 — это Всеволод «Север» Черепанов, в прошлом крайне популярная модель агентства Lumpen и дизайнер собственного бренда Sever, известного коллаборациями с Nike и G-Shock.
![](/upload/26755/vms/19b3bc9b053765393a3125e638ce7795.png)
И в какой-то мере работа над чужими проектами стала логичным продолжением работы на себя. «Я очень минималистичный, и есть вещи, которые я бы никогда не стал делать под собственным именем. И мне мои собственные ограничения не нравятся. Я хочу работать с другими компаниями и брендами. Мне нравится видеть, что они могут сделать, как могут выстрелить, какой продукт могут запустить. Например, приходит клиент, у которого страдает айдентика или хромает мерч, но при этом есть деньги, видение и желание. И я могу помочь докрутить этот продукт, сделать его лучше, помочь ему красиво выйти на рынок. У меня очень разные клиенты, это может быть стартап, который просто хочет запустить приложение, или нефтегазовая компания, которой нужен внутрикорпоративный продукт. И классно иметь возможность работать с каждым», — делится Всеволод.
![](/upload/26755/vms/106343ab37730b61d6608d3e956bfd62.png)
![](/upload/26755/vms/106343ab37730b61d6608d3e956bfd62.png)
![](/upload/26755/vms/0a78c3a32d89cababa52c5d94b80d167_small.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
В итоге Всеволод в 2020 году запустил в России продакшен-компанию Solutions, которая просуществовала два года. «У меня было очень много клиентов, в том числе практически все подразделения «Яндекса», музыкальные лейблы, например, запускал бренд для Big Baby Tape, которому я разработал не только одежду, но и нарисовал обложку альбома. В Дубае он решил открыть Solutions 2.0. По сути, это продакшен полного цикла, который помогает произвести любой продукт с нуля под ключ. «Мы занимаемся разработкой дизайна, продакшен-менеджментом, реализацией продукта, оптимизацией этого товара, логистикой и любыми вопросами, связанными с производственной цепочкой — в цифровом или реальном мире. Когда клиент обращается к нам с какой-либо задачей, мы ведем ее полностью от начала до самого конца как подрядчик. Наша самая сильная сторона — это именно продуктовой дизайн. Мы можем разработать посуду, мебель, часы, даже автомобиль, если будет такой запрос», — объясняет Черепанов. Первым клиентом Solutions 2.0 стало приложение, название которого разглашать Всеволод не может. Компании нужна была коллекция одежды, но они даже не представляли, с чего начать. В результате Всеволод с нуля организовал весь цикл производства.
![](/upload/26755/vms/0a78c3a32d89cababa52c5d94b80d167_small.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
![](/upload/26755/vms/0a78c3a32d89cababa52c5d94b80d167_small.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
![](/upload/26755/vms/989a3ad8bb52ecd50fc2c9b6ff28bd2f.png)
![](/upload/26755/vms/734917ce54082470c6aaa1f81eba20ea_small.png)
![](/upload/26755/vms/3673f8731f0648ad0ce700181422e0a2.png)
По его мнению, рынок продакшен-менеджмента в Дубае на текущий момент вообще не развит. Он не видит в ОАЭ сейчас сильных конкурентов. Главная проблема продакшен-менеджмента на этом рынке — отсутствие надлежащего контроля. И на его взгляд, умение брифовать, направлять и контролировать — вторая сильная сторона Solutions 2.0 после креативной составляющей. «Например, я производил одежду и в Италии, и в Португалии, и в Турции, и в России, и везде были одни и те же проблемы с качеством. Нужно просто стоять над душой у поставщика, контролировать каждый этап и давать четкие задания. Подрядчики по всему миру могут выполнять задачи спустя рукава. Если дать техническое задание и пустить на самотек с надеждой, что производитель сам там как-то придумает, как реализовать задачу, ничего не получится», — считает Черепанов. Потом клиент получит результат, останется неудовлетворенным, спросит, почему так получилось, а ему скажут: «Ну по-другому нельзя было сделать». Всеволод объясняет, что его задача — еще до начала производства объяснить, что можно и нужно по-другому. «Я прихожу и говорю: „Нет, так можно“. Объясняю, показываю, учу подрядчика, чтобы клиент получил идеальное решение. Сегодня очень многие клиенты доверяют мне, потому что знают, что у меня огромный опыт производства. А доверие в нашем бизнесе — это, пожалуй, главное».
* Признан экстремистской
организацией в России
13 ЯНВАРЯ 2023
0