Зачем открывать модный бизнес в Дубае?
Еще недавно наши соотечественники летали в Дубай на модный шопинг. А теперь открывают там модный бизнес. Мы поговорили с перебравшимися в ОАЭ представителями фэшн-индустрии об их впечатлениях, переживаниях и ожиданиях.
Советуют:
В последнее время индустрию заметно потянуло на Ближний Восток. Ведущие дизайнеры, модели и инфлюенсеры будто догнали известную четверку из «Секса в большом городе» — и теперь «на каблуках по пустыне» уже не шутка, а реальность, в которой совсем не до смеха. Согласно данным совместного отчета BoF и консалтинговой компании McKinsey The State of Fashion, в 2022 году Ближний Восток наряду с Северной Америкой обладает самым большим потенциалом быстрого роста модного рынка в 2023-м. «Перспективы индустрии моды на Ближнем Востоке в 2023 году более оптимистичны, чем для многих других рынков. В опросе BoF и McKinsey для отчета о состоянии моды в 2023 году 88% руководителей мирового модного бизнеса сообщили, что, по их мнению, в 2023 году Ближний Восток покажет еще больший рост по сравнению с предыдущими годами», — говорится в исследовании (для исследования BoF опрашивали топ-менеджмент ведущих мировых модных компаний, преимущественно участников ежегодного списка BoF 500. От Дубая в нем, например, участвовал Патрик Шалхуб, CEO Chalhoub Group — компании, которая является партнером большинства премиальных брендов, от Dior до Farfetch). Как утверждают аналитики, этому способствует существенное изменение в покупательских привычках местных жителей: если до пандемии они предпочитали тратить деньги в других странах, во время путешествий, то теперь научились совершать покупки дома, что оказалось гораздо удобнее и не менее приятно.
Способствует развитию рынка и рост привлекательности региона для туристов — свою лепту в это активно вносит мировое модное сообщество. В последние годы лидирующую роль в развитии Ближнего Востока как fashion-направления на себя взял Катар, по понятным причинам поднимающий свой престиж как столицы культуры, моды, спорта — чего угодно, только не абсолютистского режима с антипрогрессивными законами, — и вот Пьерпаоло Пиччоли и Наоми Кэмпбелл открывают грандиозную выставку Forever Valentino в Дохе, над которой на пару с именитым итальянским куратором Максимилиано Джони работал известный fashion-критик Александр Фьюри. Наоми — в закрытом платье в пол, конечно же, хотя в другом месте, уверены, выбрала бы одно из прозрачных платьев, открывающих грудь, в которых не раз дефилировала на показах бренда. А спустя пару месяцев Карин Ройтфельд параллельно с финалом чемпионата мира по футболу проводит здесь катарскую версию своих знаменитых показов Fashion United by CR Runway. Но лучше всех «новый Ближний Восток» — прогрессивный и модный — по-прежнему «продает» Дубай. Мы помним, как именно здесь в прошлом году Boss устроили грандиозный мировой запуск кампании Be Your Own Boss, — а в 2022-м Дубай уже принимает знаменитую гастролирующую инсталляцию — «аптеку» Дэмиена Херста Prada Mode. Кстати, как и в Москве в 2021-м, за продюсирование и PR Prada Mode в Дубае взялось агентство v confession agency. Это пока не релокация бизнеса и не новый филиал — но серьезный шаг на пути к завоеванию международного авторитета. Другие же игроки российской фэшн-индустрии воспринимают Дубай как потенциальную столицу моды, к тому же очень удобную для развития бизнеса. Разбираемся, в каких случаях этот оазис моды может обернуться миражом, а для кого этот пустынный песок и правда плодотворная почва.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
У предпринимателей, собравшихся переезжать, в голове, как правило, миллион вопросов — но на некоторые из них нужно отвечать первым делом и самостоятельно. «Что вы будете делать? С кем? Где? Зачем?» — подсказывает Никита Ефремов, основатель ресейл-проекта и одноименного концепт-стора Nikita Efremov, который специализируется на продаже редких кроссовок и стритвира. В начале марта, когда курс валют был нестабилен, а все контракты по коллаборациям и другим стратегическим партнерствам в России встали на паузу, он вместе с командой решил запустить аналогичный проект в Дубае — куда уехало много клиентов и друзей концепт-стора. «Нам понадобилось где-то три месяца, чтобы сделать полный анализ происходящего», — добавляет он. Сперва долго искали качественного подрядчика, который займется подобным анализом, а потом оказалось, что рынок лихорадит. «Рынок был нестабилен из-за большого наплыва приезжих, особенно русских, — соответственно, стилистика в работе изменилась и надо было дождаться, когда наступит стабилизация», — уточняет Ефремов. Ожидания, однако, оправдались — после семи месяцев в Дубае, 12 декабря, он отметил свое 23-летие запуском концепт-стора NE (Nikita Efremov) в одном из крупнейших торговых центров мира Mall of the Emirates. С этого момента NE — маленькая, но международная сеть мультибрендовых ресейл-магазинов.
Чем больше цифр будет в этом исследовании рынка, тем увереннее вы будете чувствовать себя и тем больше аргументов у вас будет, чтобы заинтересовать инвесторов. «Модный рынок в Эмиратах за последние три года в три раза вырос в деньгах, до $4,42 млрд (по данным Statista от июня 2022). Это безумно быстрые темпы роста. Zara с самой высокой выручкой в мире находится в Dubai Mall — это тоже о чем-то говорит. У меня, кстати, раньше были ассоциации, что рынок Эмиратов строится вокруг моллов, то есть все вокруг в основном офлайн покупают (в шопинг-моллах). Но на самом деле проникновение именно электронной коммерции на рынке Эмиратов 41,5%. Это больше, чем в России, больше, чем во многих развитых странах. Этот показатель вырос до таких цифр после пандемии: за последние три года — с 19 до 41,5%», — уточняет Ким Санжиев, CEO платформы по персональному подбору гардероба GetOutfit. У проекта, основанного в 2017 году, были амбициозные планы на конец зимы 2022-го — в частности, закрыть следующий раунд инвестиций в 120 миллионов рублей (первый оценивался в $400 тысяч). У GetOutfit были хорошие потенциальные инвесторы и большие планы по развитию на российском рынке, чтобы далее масштабироваться на мир. Однако в феврале стало понятно, что планы придется изменить. И без того узкий рынок венчурного финансирования в России существенно сократился. К тому же Ким слетал на технологическую конференцию Emerge в Ереване, где много общался с представителями международных инвестиционных фондов, которые в один голос уверяли: с «российскими деньгами» путь на международный рынок закрыт. Учитывая, что GetOutfit изначально позиционировался как международная компания, Санжиев принял решение попрощаться с российскими инвесторами (после переговоров стороны достигли соглашения, которое всех устроило), взять несколько месяцев на то, чтобы доработать продукт и запустить его за рубежом. После первого же визита в Дубай он решил, что это идеальная почва для нового этапа роста GetOutfit, — 10 июля Ким переехал в Дубай, и уже в ноябре проект официально запустился на местном рынке.
RUSSIA
UAE
«Дубай — интернациональная столица, из которой наиболее комфортно стартовать и выходить в мир. И с точки зрения логистики, узнаваемости, бизнес-процессов по открытию компании. Дубай стал для Poison Drop оптимальной локацией со штаб-квартирой, откуда будут осуществляться заказы по миру», — объясняет Андрей Мигунов, CEO Poison Drop & Poison Drop Global. Мультибренд украшений присутствует в Дубае с августа 2022-го как онлайн-магазин — в планах на 2023 год открытие офлайн-точки. По словам Мигунова, как и GetOutfit, Poison Drop и так готовился к выходу на международный рынок (Андрей уточняет, что еще до всех событий, подтолкнувших многих из его коллег по модному бизнесу двинуться за пределы России), и Дубай выбрали после глубокого анализа рынка. В работе над ним Poison Drop применили все доступные инструменты, от работы с отчетами до личных знакомств. «В анализ рынка была включена вся локальная команда: изучение открытых источников, множественные командировки с целью исследовать местный контекст и обзавестись контактами подрядчиков, понять, чем живет аудитория и какой у нее запрос. Большинство актуальных знаний получили прямо во время реализации цели по выходу на рынок Дубая. Одно из последних исследований, которое было изучено: свежий отчет McKinsey The State of Fashion 2023», — рассказывает Андрей.
Впрочем, не все так доверяют цифрам. Так, Вера Холмова, основательница бренда Sorelle, провела исследование рынка собственноручно — пообщавшись с десятками местных предпринимателей и потенциальных клиентов. «В Дубае много аудитории нашей: постоянных клиентов Sorelle, потенциальных клиентов, которые очень хотят нас там видеть и расстраиваются, что мы не можем доставлять вещи туда. Плюс Эмираты процветают — здесь все деньги мира сейчас. У меня было очень много консультаций, звонков с людьми, которые живут в Дубае, заняты там в сферах услуг, в мультибрендовых магазинах. Я много общалась с теми, кто там живет, чтобы понять специфику рынка: что им нужно, чего хочется, к каким сервисам они привыкли. Лично мне общение с местными оказалось гораздо полезнее консультаций с финансистами или юристами. Это позволило понять, что часть успеха, например, гарантирует хороший сервис доставки с примеркой, на котором мы уже набили руку в Москве», — добавляет Холмова, которая теперь уверена, что Sorelle в Дубае уже ждут и бренд точно найдет свою аудиторию.
ВАС ПРОВЕДУТ
«Покидайте полезные контакты в Дубае. Нужна консультация по бизнесу и не только». Такое сообщение вывесила в Stories Вера Холмова несколько месяцев назад — с расчетом обрести не только информацию, но и полезные знакомства. Все опрошенные нами спикеры сходятся в том, что специфика работы местного бизнеса завязана на личных отношениях — о многих нюансах вы не прочитаете в инструкциях и официальных документах. Поэтому, чтобы чувствовать себя увереннее на старте, многие ищут «проводника» из местных.
При этом существует риск нарваться на некомпетентных специалистов, которые просто хотят нажиться на вас, не обладая при этом никакой экспертизой. Об этом напоминает Никита Ефремов, для которого общение с консультантом обернулось разочарованием. «Очень советую проверять подобных людей, потому что, например, лично мы нарвались на некачественного профессионала. В итоге я взял на себя всю бюрократию, которой занимаюсь по сей день, — некоторые вопросы, в которых мы изначально доверились, в итоге и вовсе оставались нерешенными вплоть до открытия, что сильно угнетало. Так что перед тем, как возьмете копейку у инвесторов, или подпишете помещение, или откроете компанию, найдите того, кто вам будет с этим помогать, убедитесь в этом человеке, в том, что он вас не обманет, а также закроет все услуги», — говорит он. Андрей Мигунов тоже оказался не до конца удовлетворен услугами консультантов: «Мы пользовались услугами локального консультанта по оформлению юридического лица, тем не менее открытое юрлицо и рекомендации специалиста не удовлетворили бизнес-потребности. Нам пришлось разбираться самостоятельно».
В поиске проверенных консультантов Никита советует обращаться к знакомым, которые уже что-то реализовали, «потому что если через официальные источники, социальные сети, то вам вкрутят бешеный ценник». Таким проверенным путем пошла, например, соосновательница Divno Даша Самкович — сейчас для бренда как раз оформляют юридическое лицо в Дубае. «Со всеми юридическими вопросами мне помогают друзья — у них своя компания, которая в том числе занимается юридическим сопровождением бизнеса. Многие из них живут здесь около 15 лет и знают все местные нюансы. Такая экспертиза очень полезна на стартовом этапе, который мы сейчас и проходим с точки зрения создания бизнеса в Дубае», — подчеркивает Даша.
Немного везения и очень много дополнительного ресерча позволят решить сразу несколько вопросов одним шагом — найти консультанта и инвестора в одном лице. Так случилось с GetOutfit, которые присоединились к платформе In 5 Innovation Business. «После долгих исследований оптимальным вариантом зайти на дубайский рынок мне показалось сделать это через инкубатор стартапов. Мы подали заявку, потом прошли инвестиционный комитет, где-то через две недели узнали, что нас отобрали в In Five, и мы уже начали устраивать бизнес. Каждый этап мы проходили вместе с ними — они оказали существенную поддержку, начиная с субсидирования открытия компании до оформления. Были с нами на связи буквально каждый день, они в ручном режиме показывали, что из документов куда загружать, как заполнять какие-то штуки. И даже лицензия на ведение бизнеса благодаря их участию нам немного дешевле стоила», — рассказывает он. Впрочем, по мнению Кима, опыт взаимодействия с инкубатором подходит далеко не всем: «Важно понимать, что вас отпустят в свободное плавание, как только вы получите лицензию. Дальше стартапы фактически действуют полностью самостоятельно, могут посещать различные мероприятия в коворкингах, общаться в группах в Slack и пользоваться инфраструктурой — часть расходов субсидируются. Это точно не универсальное решение, но эффективное. Оно не подойдет тем, у кого еще мало опыта в запуске стартапов и кому нужны определенные знания, акселерация, менторство или трекеры — In Five не будет поэтапно рассказывать, как строить бизнес. Только даст хорошие вводные и дальше отпустит в свободное плавание — в него можно пускаться, только если вы, собственно, умеете плавать. Скорее, такой инкубатор стоит рассматривать как помощь в организации и доступ к комьюнити», — уточняет он.
ЗОНА (ОТНОСИТЕЛЬНОЙ) СВОБОДЫ
Один из формальных моментов, на котором можно легко набить шишку в Дубае, которая долго будет мешать бизнесу нормально жить, — выбор зоны для регистрации компании. «Сейчас в Дубае очень много, к сожалению, компаний, в том числе открытых русскими ребятами, которые не могут правильно подсказать, даже в какой зоне открываться. В Дубае очень много free-зон, разбитых по разным секторам, от IT и моды до медицины, — очень важно выбрать правильную зону для грамотного развития вашего бизнеса, там много нюансов. И есть много консультантов, которые просто-напросто привязаны к free-зонам и получают от них процент за каждого приведенного клиента. То есть ваши интересы для них не будут в приоритете», — объясняет Дарья Самкович.
Free-зоны — это специальные экономические зоны, где предоставляются экономические льготы и льготы по таможенным пошлинам для иностранных инвесторов, в частности, они свободны от уплаты налогов. В Дубае их более 30, все они разбросаны по разным специализациям компаний. Правильно выбрать зону для регистрации бизнеса — пожалуй, первый из главных шагов при старте в Дубае. Все дело в том, что от зоны зависит не только число послаблений, которые будут доступны вашей компании, но и набор ограничений. «Мы зарегистрировали компанию во free-зоне, связанной с аэропортом Дубая (Dubai Airport Free Zone, так как таможенное регулирование и налогообложение максимально соответствует специфике работы компании (в нашем случае это торговля в Эмиратах, а также доставка продуктов за пределы страны)», — говорит Андрей Мигунов. Ким Санжиев выбирал для регистрации GetOutfit из трех зон, в которых базируются офисы акселератора InFIve. «Dubai Design District — это основная зона для модного бизнеса. Dubai Internet City — зона интернет-компаний. И еще есть Dubai Media City — это для тех, кто работает в сфере медиа», — уточняет он. GetOutfit выбрали для себя Dubai Internet City как IT-стартап. В зависимости от free-зоны вам также может понадобиться офис. «Здесь есть зоны, где теоретически можно открыть компанию без офиса. Но у нас, в Dubai Internet City, офис — обязательное условие. Мы достаточно просто решили этот вопрос: арендовали коворкинг на год. В целом одно место в коворкинге не очень дорого стоит — мы заплатили за год около $4 тысяч», — делится Ким.
Divno и NE никакая из free-зон не подошла: они зарегистрировали компании в MainLand. Так называются все обычные местные компании, для которых нет ограничений в ведении бизнеса (в отдельных случаях даже допускается 100%-ное владение компании иностранцами, что в Дубае редкость). Плата за такую роскошь — налоги, правда, как говорит Даша Самкович, она небольшая по сравнению с налогами, которые бизнес платит в России или Европе. Это и правда так, например, все, кроме иностранных банков и нефтяных компаний, освобождены от налога на прибыль. Его, правда, введут с 2023 года, точнее, с начала финансового года в июне — все компании, базирующиеся в Дубае, должны будут платить 9%. Исключение — те, чья прибыль не превышает 375 000 дирхам ($102 000). Несмотря на это нововведение, с точки зрения бизнеса Дубай все еще выдерживает конкуренцию с мировыми столицами как более чем комфортная бизнес-среда: согласно исследованиям Tax Foundation, средняя максимальная ставка корпоративного налога в странах ЕС составляет 21,3%, в странах ОЭСР — 23,04%, а в G7 — и вовсе 69%. Ниже, чем в ОАЭ, корпоративный налог будет только в Туркменистане (8%) и на Барбадосе (5,5%), — аналогичный (9%) лишь в Венгрии.
БЮРОКРАТИЯ, КОТОРАЯ РАБОТАЕТ
Все, с кем мы беседовали для этого материала, сошлись в одном: проскочить при запуске бизнеса какие-либо бюрократические этапы, как это можно сделать в Москве, в Дубае не получится. «При этом важно отметить, что в Дубае все легально, нет „темных“ схем», — подчеркивает Андрей Мигунов. Сразу готовьтесь к тому, что это будет долго, муторно и медленно — но иначе никак. «Потом займетесь помещением, если оно нужно. Или запустите сайт. Или настроите логистику. Но бюрократия — первоочередное. Без решения бюрократических вопросов здесь нельзя открыться и работать. Штрафы космические. Лично нам повезло, мы закрывали вопросы довольно быстро. Но у меня есть знакомые, которым одобряли лицензию пять месяцев, а это катастрофа», — объясняет Никита Ефремов. В общем, запаситесь терпением. «Рынок еще слабо развит и на рынке очень низкое проникновение технологий, темп работы с подрядчиками (например, с банками по корпоративным счетам) очень низкий. Мы не раз сталкивались с большими задержками в формальных процедурах. Европейские компании-подрядчики, которые присутствуют на рынке, очень тщательно изучают „корни“ компаний — из-за этого мы столкнулись с отказами в работе из-за российских бенефициаров», — рассказывает Андрей Мигунов.
В первую очередь вам предстоит регистрация компании — как мы помним, Divno сейчас как раз на этом этапе. Она обойдется недорого: около тысячи рублей. Далее — так называемая establishment card. «Это мандат для того, чтобы открыть визу для сотрудников. То есть ты сразу регистрируешь компанию, затем получаешь establishment card (около 2 тысяч дирхам, то есть примерно 34 000 рублей она стоит). Дальше — 1,5-2 недели (может, даже быстрее), и у вас на руках уже лицензия. После этого мне дали доступ к специальному порталу, где я уже делал все для получения визы резидента. Когда зарегистрирована компания, по сути, ты можешь дальше (по крайней мере, с In Five) льготно до четырех виз открыть для стартапа. Дальше уже по полной стоимости», — уточняет Санжиев. Виза резидента, или Emirates ID, — документ, без которого в Дубае можно жить, но вести бизнес, скорее всего, не получится. Зато с ним можно не только снять квартиру на долгий срок, получить права и страховку, но и открыть счет в банке. «Мы для этого нашли еще только начинающий digital-банк Neo Bank, в котором буквально за четыре дня открыли счет. Я знаю, что в Дубае счет — это отдельная головная боль. Тут некоторые месяцами открывают его — с Neo Bank у нас таких проблем не было. Но, возможно, нам просто повезло», — говорит Санжиев.
При всех этих сбоях, если уж вы начали бюрократический путь из точки А, то точно дойдете в пункт Б — это лишь вопрос времени. «Изначально я думал, что процесс открытия бизнеса окажется более сложным и дорогим. Это казалось чем-то неизвестным для меня, но все прошло достаточно легко и понятно, и даже счет нам открыли всего за пару дней, хотя многие предприниматели сталкиваются с тем, что им открывают счет месяцами. Мы столкнулись со своего рода приятной бюрократией, но которая работает, пусть и сроки запуска немного затянулись. Есть компания, есть счет — можно запускать бизнес», — резюмирует Ким Санжиев.
НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Свободный английский — не обязательное условие для того, чтобы вести бизнес в Дубае, но полезный бонус. Киму Санжиеву этот навык, например, позволил отказаться от помощи юридических фирм-посредников при оформлении всех документов. «Мне, если честно, захотелось самому разобраться, как здесь все устроено, чтобы быстрее погрузиться во все процессы. Это не так сложно. Я понимаю, многие видят арабский язык, и он их пугает. Но все документы здесь на английском, все суперпонятно и прозрачно», — говорит он.
Никите Ефремову английский в Дубае тоже более чем помогает. «В Дубае все разговаривают на английском. Я некоторое время учился в Англии и достаточно хорошо владею языком, что открывает для меня новые границы. К тому же это дает огромное преимущество при переговорах. Во-первых, тебя уважают и воспринимают более серьезно. Во-вторых, в Дубае очень много экспатов, и средством коммуникации для них является тоже английский», — говорит он. Но все же официальный язык ОАЭ, и соответственно Дубая — арабский, к тому же именно граждане Дубая при всей своей немногочисленности, воплощают огромную долю платежеспособного спроса и в модном ретейле, и в сфере роскоши. Да и в целом, как выяснил Андрей Мигунов, уважение к арабскому считается хорошим тоном: «При планировании работы со СМИ обнаружили, что пресс-материалы должны быть на двух языках: английском и арабском».
Никита Ефремов оговаривается, что если для топ-менеджмента владение арабским, скорее, бонус, чем необходимость, то когда дело доходит до непосредственного взаимодействия с клиентами, например, при консультации стилиста в концепт-сторе, — от арабского уже не уйти. «С точки зрения customer service арабский язык необходим. То есть для команды и магазинов класса premium, коим мы себя позиционируем, и с точки зрения услуг арабский в команде — must-have», — говорит он. Поэтому рано или поздно приходится обращаться к местным силам.
A
B
C
СИЛА В КОМАНДЕ
Переезд бизнеса не всегда означает переезд всей команды. Во-первых, это лишний стресс для тех, кто к переезду совсем не готов. Во-вторых, лишние расходы, что нехорошо для вас в и без того кризисное время. Поэтому важно трезво оценить, кто вам точно пригодится на новом месте, кто может вести дела дистанционно, а какие позиции стоит открыть для того, чтобы закрыть их местными специалистами.
Divno, например, твердо решили, что все производство с конструкторами и дизайнерами в ближайшее время точно останется в Москве. «Мы — российский бренд, и на этом рынке активно работаем и развиваемся. Сейчас в Москве полностью настроены все производственные процессы — я согласовываю примерки онлайн, офлайн планирую раз в три месяца появляться. Поэтому, собственно, пока нет необходимости открывать в Дубае какую-то дизайн-лабораторию», — говорит она. В скором времени у бренда появится небольшой офис в Дубае, он же склад — для работы с ним понадобится менеджер, который будет отправлять заказы. «Необходимости в ком-то еще здесь на данный момент нет», — говорит Самкович.
«Многие знакомые предприниматели релоцируют только менеджерскую команду или тех специалистов, которым нужно обязательно находиться в ОАЭ», — заявляет Ким Санжиев. Никита Ефремов пока решает, где именно будет находиться главный офис его проекта, но сразу начал искать для NE в Дубае PR-специалиста, который должен промоутировать проект на местном рынке. «Потому что надо знать местный рынок, инфлюенсеров — разбираться в этом как рыба в воде. Есть вариант работать через агентство, но контракт с ним обойдется дороже, чем собрать свой маленький отдел. Тем более что у местных PR-агентств качество работы на уровне 2016 года в Москве, так что не вижу смысла в сотрудничестве с ними», — говорит он. В остальном NE оценили, кто из сотрудников им действительно необходим на новом рынке — это, например, управляющий магазином из азербайджанского NE со свободным английским, — и перевезли их. И Никита Ефремов, и Ким Санжиев сходятся в том, что гораздо выгоднее привлекать уже имеющихся сотрудников направлений, работу которых можно выстроить удаленно, чем перевозить их: базовые бытовые расходы, которые необходимо будет обеспечить сотрудникам при переезде (проживание, страховка, например), в Дубае тоже обойдутся дорого.
Poison Drop, наоборот, сразу определились, что в Дубае у них появится не просто офис, а штаб-квартира. При ее формировании сюда сразу релоцировали двух сотрудников из российской команды, а также наняли двух местных сотрудников в Эмиратах. «В плане также иметь нескольких сотрудников в маркетинге (одного человека на коммуникации и одного на социальные сети), а также отдельного бухгалтера», — говорит Андрей Мигунов. Его опыт показал, что местные специалисты обходятся минимум в 1,5 раза дороже, чем в России.
GetOutfit как IT-проект оказались в более удобном положении. Поскольку это digital-платформа, которая (по крайней мере, пока) не связана с физическим пространством, все рабочие процессы можно организовать онлайн. По словам Кима, команда проекта (восемь человек) и так работала удаленно с прошлого года. «В Дубае у нас сейчас фактически из команды только я пока. Мы планируем еще в команду найти пару человек из местных — контент-редактора и стилиста», — говорит он. Правда, стоит понимать, что местные специалисты гораздо дороже, к примеру, по данным отчета агентства, специализирующегося на карьерных решениях Michael Page, посвященного трендам на рынке труда в ОАЭ за 2022 год, средняя зарплата PR-менеджера здесь около 30 000 AED в месяц (~$8167), а у продавца-консультанта, который работает в Zara в Dubai Mall — около 10 000 AED в месяц (~$2722). «У стилистов зарплатные ожидания здесь тоже существенно выше. Поэтому для проверки гипотез мы пока решили привлекать уже имеющихся партнеров-стилистов, которые хорошо владеют английским языком. Но в дальнейшем планируем сбалансировать команду: привлекать местных специалистов, которые давно живут в ОАЭ, хорошо понимают локальные особенности бизнеса и обладают нужным профессиональным нетворком», — объясняет Санжиев.
В целом специфика бизнес-процессов в Дубае подразумевает все же личное присутствие топ-менеджмента. Как говорят опрошенные спикеры, это особенно помогает при переговорах. «Выстраивание личных взаимоотношений и присутствие на месте переговоров или бизнес-сделок всегда эффективно отражается и на бизнесе. В моем случае бренд Nikita Efremov связан с моей личностью, поэтому часто после встреч со мной партнеры становятся еще и друзьями бренда. Для меня личные встречи — возможность познакомиться с новыми людьми», — говорит Ефремов. И добавляет, что личный контакт очень важен для тимбилдинга: «Команда здесь только налаживается и с основными процессами с точки зрения локального бизнеса мы не совсем знакомы на практике, поэтому мы друг с другом обмениваемся знаниями, опытом. Кроме того, мое присутствие важно, чтобы сформировался коннект и команда была мотивирована. Если сотрудники видят, что основатель „горит“ идеей, они будут также заряжены и будут всячески и стараться развить бизнес». Особенно важным Ким Санжиев считает интеграцию в профессиональное сообщество, что опять же невозможно без личного присутствия. «Здесь больше любят общаться вживую, лучше социализируются и больше открыты к новым знакомствам. Я пока еще только начал интегрироваться в модное и бизнес-сообщество и, как только прилетел в Дубай, начал активно развивать Linkedin, так как здесь это главный бизнес-инструмент, которым пользуются все профессионалы. Основные связи поддерживаю именно там. Для того чтобы лучше погрузиться в индустрию, я недавно посещал Arab Fashion Week, завел там полезные контакты. Модное сообщество сосредоточено в Dubai Design District, где располагается наш офис, — зачастую там я могу случайно узнать про ивент и с кем-то познакомиться», — говорит он.
Андрей Мигунов отмечает, что за счет взаимного желания налаживать связи, здесь складывается «потрясающий деловой климат». «Здесь огромное количество заинтересованных в развитии и коллаборации компаний. Нетворкинг дает возможность решить любые проблемы оперативно. На самом деле нет непреодолимых сложностей, рынок очень открыт и готов дать помощь и экспертизу. Особенно это проявляется в поддержке русского комьюнити», — уточняет он. Что ж, как вы могли заметить, советов здесь никто не жалеет. Осталось решить, стоит ли ими воспользоваться.