Как вырастить свой сад дома
Во время самоизоляции — и сейчас, после ее формальной отмены, но все еще непростой ситуации — растения в горшках спасают нас так же, как букеты цветов и приятные предметы интерьера. Тем, кто остался в городе, они заменяют сад и выезды на природу, а тем, кто сбежал на дачу, помогают озеленить не только участок, но и интерьер загородного дома. Разбираемся, чем так хорош этот тренд и кто от него выиграл больше всего.
Инстаграм-увлечение
За время карантина растениям не раз признавались в любви — не только в комиксах и социальных сетях, но даже в Оперном театре Барселоны. Первый посткарантинный спектакль там дали не для зрителей, а для 2292 растений, которые на следующее утро преподнесли врачам. Горшечные растения, конечно же, увлечение не новое, но как главное украшение интерьера их во второй половине 2010-х утвердил журнал Kinfolk, определивший тренд на скандинавский дизайн и все «натуральное».
На балконах пианиста и композитора Кирилла Рихтера зеленые заросли появилась около трех лет назад. «Сперва это были шпалеры с виноградом, который зимует уже четвертый год, потом плетистые розы, крупные растения, кто-то из друзей отдавал свои при переездах, и потом этого было не остановить. В итоге растения растут в каждой комнате, даже в ванной и туалете, — рассказывает Кирилл. — Я всегда мечтал о тропической оранжерее, потому у меня есть несколько пальм, декоративные лианы и орхидеи, амазонская лилия и бананы». Стилист и основатель бренда Vereja Игорь Андреев стал обустраивать свой городской сад примерно тогда же — когда перешел на фриланс и начал больше времени проводить дома. «Прошлым летом я стал жить один, и я вошел в какой-то раж по поводу цветоводства. Постоянно ездил туда, где продаются цветы. И за одно лето у меня набралось примерно 100 растений. Что-то я покупал, где-то брал отростки, какие-то цветы мне подарили», — вспоминает Андреев.
Игорь Андреев. Фото: Герман Белкин
Свои городские сады эти и другие герои светской хроники периодически выкладывают в Instagram — поэтому и покупают чаще всего «инстаграмные» растения: фикусы, сансевиерии, замиокулькасы и монстеры. А купить их теперь можно не только на рынке «Садовод» или в OBI, но и на городских маркетах вместе с дизайнерской одеждой и предметами для дома; зелеными друзьями начали обмениваться на plant-свопах и дарить друг другу по любому поводу — не только на новоселье.
Расцвели на карантине
На волне этой тенденции в 2016 году запускался проект Antas, выросший в самостоятельный бизнес и одну из самых красивых студий Санкт-Петербурга Pro Antas, а в 2017-м — сервис по подбору растений и уходу за ними Plants for Friends. Оба они быстро стали популярными благодаря собственным активным Instagram-профилям и сотрудничеству с блогерами. Но такого роста спроса на растения для дома, как за время карантина, ни они, ни другие лидеры рынка припомнить не могут. Так, например, за время самоизоляции Plants for Friends отметили увеличение числа заказов на 150%, а за растениями Antas выстроилась целая очередь из желающих их приобрести. «Из-за перехода работы пространства в онлайн заказов стало гораздо больше, мы с мужем сделали бесплатную доставку в течение дня при заказе от 1000 рублей. Многим, к сожалению, пришлось ожидать своей очереди неделю, так как оформлением и развозкой мы занимаемся сами», — рассказывает Анна Голубева*, основательница проектов Antas и Pro Antas.
У Plants for Friends спрос не спадал, даже когда пришлось повысить цены на 10%. «Мы зависим от европейских поставщиков, то есть от курса евро», — объясняет основательница Plants for Friends и актриса Варвара Щербакова. Так, сегодня монстера диаметром 21 см в красивом керамическом кашпо в Москве стоит 4500 рублей, а сансевиерия цилиндрика — 3200 рублей. В Pro Antas цены тоже варьировались «в естественном режиме, связанном с закупкой и длительностью ухода за растениями в теплице». Но в целом, по словам Голубевой, цены остались докризисными: средняя стоимость заказа у Pro Antas сегодня — 1000 рублей.
Самые смелые
Удержать цены удалось и проектам, которые запустились только в этом году, незадолго до карантина. Из таких — любимцы основательницы концепт-стора КМ20 Ольги Карпуть, Flowgardenz. Ровно за неделю до введения режима самоизоляции основатели проекта Костя и Вова открыли свой первый pop-up в «Брикет маркет» — настоящую теплицу с живыми растениями на пятом этаже универмага «Цветной». В нем они успели провести свой первый маркет комнатных растений «Подоконник» — и дальше вместе со всей Москвой на несколько месяцев ушли на карантин. В первый месяц изоляции количество заказов было на прежнем уровне, но с приходом тепла все поменялось. «В среднем к нам поступает около 25–30 заказов в неделю. Мы стараемся быть доступными, несмотря на текущую ситуацию. Не повышая цены, мы меняем сам подход, сокращаем издержки на транспорт и логистику, формируем новые предложения, делая упор на сезон и контекст», — рассказывают они. Сейчас их основной продукт — набор растений «Сад», который представляет из себя большой бокс с уличными растениями и пряными травами для балкона: его стоимость не превышает цену среднего букета из срезанных цветов (4500 рублей), но «Сад» при правильном уходе может радовать до осени.
Основательница проекта по благоустройству балконов «Пони на балконе» Лена Писарева тоже открыла новый бизнес, связанный с растениями, прямо под карантин. Магазин Monstera Monday заработал офлайн в начале марта — и почти сразу ушел на «каникулы». «Не можем сравнить количество заказов с ситуацией до карантина, но они есть. Сначала был страх, что в таком подвешенном состоянии люди начнут экономить на всем, а растения — точно товары не первой необходимости. Но, оказалось, возможностей чем-то порадовать себя, не выходя из квартиры, не так много, и мы возим заказы во второй и третий раз одним и тем же клиентам, которые втянулись в озеленение в эти тревожные дни», — вспоминает Писарева. Сейчас Monstera Monday получают около 35–40 заказов в неделю, средний чек — 2700 рублей. «Monstera Monday изначально задумывалась как цветочный супермаркет, и мы хотели давать хорошую цену. Кроме того, так как магазин закрыт и мы не можем предложить самовывоз, мы взяли эти расходы на себя и предложили бесплатную доставку по Москве без ограничения суммы минимального заказа. Конечно, когда мы предложили эти условия в марте, мы не предполагали, что карантин продлится так долго. Но раз обещали — делаем, доставляем бесплатно, так что заказывать в карантин для наших клиентов оказалось еще и выгодно», — поясняет Елена.
Все в сад — на балконе
Первый бизнес Елены, «Пони на балконе», который существует уже третий год, тоже прошел через карантин успешно, хотя и остался без привычных для данного сезона прибыльных заказов от ресторанов, медицинских и офисных центров. А вот количество частных заказов на озеленение балконов и террас только выросло. Это неудивительно, ведь балкон стал главной отдушиной городских жителей за время карантина. Теперь это и дача, и парк, и огород, в который можно «сбежать», устав от работы и карантина. «Без домашних джунглей переживать карантин было бы намного сложнее. В один день меня серьезно накрыло, я решил покопаться с пересадкой и навести порядок, стресс очень быстро отступил», — вспоминает Кирилл Рихтер. «Сад на балконе хотят даже те, кто никогда не держал в доме самых простых интерьерных растений», — подтверждает Елена Писарева. При этом цены в «Пони на балконе» остались прежними: единственное, пришлось увеличить цену на балконные ящики примерно на 10% из-за курсовой разницы, так как в «Пони на балконе» используют конструкции европейских производителей. В целом средний чек по заказам в «Пони на балконе» упал до 17 тысяч рублей, но за счет их количества бизнес все равно в плюсе.
Кирилл Рихтер
Таким спросом на озеленение балконов вовремя воспользовался и основатель проекта «Собран в саду» Антон Шуранов — прямо в разгар карантина он запустил проект Shu Plants. Более того, он даже расширил свой штат и обзавелся дополнительной площадкой. Там Shu Plants собирают и доставляют балконьеры (ящики для балкона) с цветами и пряными травами. «Вы просто вешаете его [ящик] на крючки, ставите стулья с подушками и миску с фруктами», — объясняет Шуранов, как превратить балкон в зону отдыха.
Как отмечают специалисты, причины для озеленения балконов у всех разные: кто-то хочет отгородиться от соседей или вида на стройку, кто-то оформляет зону для завтраков, а кому-то нужен мини-огород. Последний тип обустройства сейчас особенно популярен. «Мы собираем балконные ящики в нескольких стилях, и один из самых популярных как раз „Пряные травы“. Пропагандируем выращивание трав и объясняем, что есть их не опасно, если грунт для выращивания взят хорошего качества», — рассказывает Елена Писарева. Стоимость такого ящика (40 см) у «Пони на балконе» — 4300 рублей. Flowgardenz создавали свой «Сад» тоже не просто как красивую композицию. «Мы хотели, чтобы все, у кого оказался „Сад“, могли проводить больше времени, ухаживая за ним на своем балконе», — рассказывают основатели проекта. И, кажется, москвичи действительно намереваются разбить домашние огороды этим летом. Как еще объяснить, что весной спрос на семена и инструменты для садоводства существенно вырос? Похоже, все мы смирились с тем, что, скорее всего, проведем лето дома, — и стали превращать дом в имитацию дачи всеми доступными средствами.
Ухаживать за растениями не обязательно сложно, но некоторые из опрошенных The Blueprint начинающих балконных садоводов остерегаются покупать большие растения, переживая, что их можно залить или сжечь на солнце (а стоят они немало). С этими опасениями позволяют справиться сервисы по озеленению: специалисты помогают не только выбрать правильное растение с учетом доступности света в квартире, но и предоставляют услуги «под ключ» — с постоянным надзором за вашим садом и еженедельным поливом. «Спрос на специалистов по озеленению сейчас популярен, потому что многие переживают за то, что сделают что-то не так. Мы вызываем мастера по ремонту техники, если сами не справляемся. С растениями точно так же», — объясняет Анна Голубева*.
Новая медитация
Если разобраться в вопросе и призвать на помощь профессионалов, растения определенно принесут в жизнь больше умиротворения, чем заботы. Не случайно «возню в земле» часто называют медитативным занятием. «Растения научили меня спокойствию, — признается Андреев. — Я всегда любил их, и мне адски интересно для каждого подбирать какой-то прикольный горшок или место в квартире. Сейчас мне нравится, что пустые раньше комнаты наполнились жизнью».
Игорь Андреев. Фото: Герман Белкин, макияж: Екатерина Столбова
«Чтобы появился огромный красивый лист или яркий цветок, нужно очень мало — немного воды, земли и света. Это удивительно, — рассказывает Рихтер. — Когда появляется новый лист, ты радуешься как ребенок. Когда зацвела тропическая стрелиция, которая цветет разве что в тропиках, я прыгал до потолка. Я помню многие растения малышками, сейчас некоторые из них выше меня ростом. Это помогает как-то фиксировать время, что ли. И конечно, чувство гордости, когда из небольшого растения вырос гигант, который уже не нуждается в такой серьезной заботе».
*Признана иноагентом