Новый Instagram-бизнес: цветы
Иллюстрации:
Даша Сурма (Bang! Bang!)
За время карантина у нас появилось много хороших привычек. Нашлись силы на тренировки по утрам, дошли руки до благотворительных подписок, у многих в график наконец-то вписалась обязательная прогулка перед сном. Есть еще одна карантинная привычка, которую хочется сохранить, — обязательный букет свежих цветов на столе. Тем более что эта наша привычка стала палочкой-выручалочкой для многих предпринимателей. С ними мы и решили поговорить.
То, что цветы и правда стали заказывать чаще, вы могли легко заметить по натюрмортам в Instagram. Но эту примету можно считать не только по постам и Stories. По данным «2ГИС», уже в апреле спрос на доставку цветов в России вырос почти в два раза: рекордсменом по количеству запросов цветочных лавок за период с 6 по 12 апреля стал Волгоград (здесь спрос вырос на 196%). В столице рост составил «всего» 51%.
При этом в целом в России число точек с услугой доставки цветов сократилось более чем на 100 организаций, или чуть меньше чем на 2%. Удивительно низкая цифра, притом что спрос в рознице просел на 70%, а все непродовольственные магазины закрыли на «карантин». Возможно, немного облегчил жизнь продавцов мировой кризис на цветочном рынке — цена за стебель снизилась с €0,2 до €0,03—0,08. Но для отечественных цветоводов, которые поставляют всего 15% «сырья» на российский рынок и не могут диктовать свои цены, это падение, наоборот, оказалось почти катастрофическим: «Важно, чтобы правительство признало цветочную отрасль наиболее пострадавшей от пандемии и ограничило импорт цветов. Тогда мы сможем преодолеть кризис, не закрывая предприятия, а лишь ограничивая на время их работу», — рассказывал агентству «ТАСС» глава Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов.
Продавцы же просто быстро переключились на продажи онлайн. Так, например, основатель проекта «Собран в саду» Антон Шуранов еще на старте самоизоляции закрыл для покупателей дверь своего магазина на Ленинградском проспекте и сделал упор на продвижение в Instagram, а также на оптимизацию сервиса доставки. Он переквалифицировал продавцов в администраторов, нанял несколько новых флористов и помощников, а также нанял отдельных специалистов для ведения Instagram. Инвестиция оправдала себя через две недели, когда аккаунт @sobran_v_sadu перешагнул отметку в 1000 подписчиков.
Sobran v sadu
Но вместе с успехами Антон встретился и с новыми сложностями. «Если у вас раньше было десять доставок, а стало тридцать, это очень сильно меняет всю систему работы. Нужно внимательно относиться к упаковке, чтобы цветы можно было просто оставить у двери. Найти и вызвать тридцать курьеров и так далее. Не всегда все проходит гладко», — рассказывает он. К тому же еще когда люди только начали уходить в добровольную изоляцию и все вопросы, касающиеся работы и ближайшего будущего казались неопределенными (и большинству было не до цветов), спрос существенно снизился. «За неделю до того, как Путин объявил нерабочие дни, спрос упал так сильно, что мне пришлось объявить коллективу о временном сокращении зарплаты. Все сотрудники отнеслись к этому нормально, потому что видели, как сильно изменились наши продажи. Этот стресс заставил нас сплотиться. Буквально через две-три недели мы увидели результат от нашей отдачи», — вспоминает Антон. Речь идет и о росте числа заказов на 100%, притом что средняя стоимость букетов «Собран в саду» составляет 6 тысяч рублей, и о высокой лояльности аудитории, которая в условиях кризиса позволила запустить еще один проект — доставку цветов и пряных трав для балконов Shu Plants.
Shu Plants
Еще кризис снизил порог входа в цветочный бизнес. У нас освободилось время и внимание для просмотра эстетских аккаунтов в Instagram, а еще — появилось непреодолимое желание почаще видеться с природой. Так что теперь, чтобы создать свою лавку, достаточно завести профиль в Instagram — и начать собирать композиции.
Таким путем пошел Нико, который до карантина делал ювелирные украшения под собственным брендом Rhoe Bermat. Когда этот бизнес пришлось поставить на паузу, Нико вспомнил, что в юности подрабатывал в цветочном магазине и ходил на мастер-классы по флористике: «Я всегда покупал цветы в свой дом и дарил их друзьям. В какой-то момент знакомая моей подруги захотела купить букет, составленный мной. И я ответил «окей». Заручившись поддержкой друзей, он стал наполнять аккаунт натюрмортами с цветами. Подруга рассказала о @nikospleasure в своем телеграм-канале — и так он получил первые 10 заказов за три дня. Сейчас композиции Нико стоят в среднем около 5 тысяч рублей: за неделю он собирает семь-восемь букетов. Бывают и более дорогие заказы — тысяч на 18. В целом дело идет хорошо — и теперь Нико мечтает когда-нибудь превратить аккаунт Nikos Pleasure в собственный магазин растений.
Очень хочется сказать, что цветочный бизнес и правда исполняет мечты, но в ближайшее время так называемые инди-лавки цветов ждет новое испытание на прочность. В борьбу за покупателей, у которых появилась новая красивая привычка, возвращаются большие цветочные сети и магазины. И сражаться они будут ожесточенно, ведь им предстоит возместить убытки простоя. На низком старте уже находится «Мосцветторг» — флористы сети ждут покупателей почти по всем адресам, кроме «Чеховской» и «Юго-Западной». Более инстаграмные проекты вроде Florist Gump тоже открывают двери почти всех точек — за исключением тех, что расположены в крупных торговых центрах. Ждут покупателей и цветочные рынки.
И самым острым обещает оказаться вопрос цен: пока цветочники будут бороться за покупателей, сами клиенты будут стараться экономить. Большие сети, которые демпинговали и в докризисные времена, едва ли откажутся от эффективной стратегии. В итоге, чтобы закрепиться на рынке, потребуется больше навыков и ресурсов, чем умение составлять красивые букеты и аккаунт в Instagram. Остается надеяться, что аудитория равномерно разделится по рынку и принесет прибыль каждому из проектов. И у людей, которые ставили стикер «Поддержим малый бизнес» на Stories с букетами из локальных цветочных лавок, останется возможность поддерживать их и после карантина.
У кого редакция The Blueprint заказывает цветы:
—«Собран в саду»
—Nikos Pleasure
—Lupine Delivery
—Fiori di Anna
—Germen Flowers