Blueprint

аскар ильясов и евгения манджиева

T

НА АСКАРЕ: Комбинезон, Gucci; НА ЖЕНЕ: Поло, юбка, Kiko Kostadinov (КМ20); Сумка, Marine Serre (КМ20); Перчатки, Raf Simons (КМ20); Мюли, Off-White (ЦУМ)


На «Кинопоиске» в самом разгаре «Нулевой пациент» — драма, основанная на реальных событиях — первой в СССР крупной вспышке ВИЧ, которая произошла в 1988 году в детской больнице в Калмыкии. За достоверность, тон и по-хорошему свободное обращение с позднесоветской стилистикой сериал уже сравнивают с «Чернобылем» HBO. The Blueprint встретился с исполнителями одних из главных ролей в «Пациенте» — Аскаром Ильясовым, сыгравшим молодого врача в Элисте, который заподозрил неладное и отправил анализы крови своих пациентов в Москву, и Евгенией Манджиевой, которая сыграла мать погибшего ребенка. Мы поговорили с ними о том, почему эта история актуальна спустя почти 35 лет после случившегося, о травмах бывших советских республик и о том, существует ли в российском современном кино type casting.

Пиджак, водолазка, джинсы, Botter (КМ20)

Муфта, Raf Simons (КМ20)

Сапоги, Balenciaga (ЦУМ)


Боди и легинсы, Mugler (ЦУМ)

Юбка-шорты, Noir Kei Ninomiya

Жилет, Noir Kei Ninomiya

Мюли, Off-White (ЦУМ)


Украшение для носа, Gucci; Топ, Dries Van Noten (ЦУМ); Бра, Gucci; Юбка, Gucci; Туфли, Proenza Schouler (ЦУМ)


Как вы готовились к роли? 

Подготовка к любой роли – это магия. К этой роли я готовилась с коучем. Педагог, с которой я работала, преподает технику Чаббак (Чаббак — американский педагог по актерскому мастерству — прим. The Blueprint) – это когда ты все пропускаешь через себя, через собственные психологические травмы. Было сложно. Нужно было найти в себе силы прожить, например, потерю близкого человека. Такое в моей жизни было, поэтому для меня это особенно тяжело. Но что сложно для обычного человека, для актрисы — крутой опыт. Когда мне прислали сценарий, мне было страшно его читать, потому что я понимала, что это история по своему мне близка. Но тем не менее, когда я его прочла, я поняла, что там есть свет. Есть смерть, но все равно есть и жизнь.

Прямо до съемок я полетел в Грузию, один на три недели. Мне присылали драфты, я их сравнивал, копался в логике — кто этот человек, почему так, что это за герой? Это же аномалия — героизм такой, какой он продемонстрировал в этой ситуации. Второе — это калмыки, вообще калмыцкий народ, его трагическая судьба. Мне было важно понимать, чем, допустим, калмык от казаха отличается.

Именно. Тем более, у ваших народов — отдельная история взаимоотношений.

Это отдельная история. Для зрителя это, может быть, не особо большая разница. Но история Калмыкии — это трагическая судьба народа, это боль, комплекс, чувство вины, клеймо «народа-предателя» (речь идет о том, как в 1943 году более ста тысяч калмыков было депортировано в регионы Сибири и Казахстана, а территория Калмыцкой АССР была разделена между соседними регионами. Выселение более ста тысяч человек,  в ходе которого до двадцати тысяч погибли, объявили возмездием за коллаборационизм во время оккупации и нелояльность к советской власти. — Прим. The Blueprint). В моем родном Щукинском училище сейчас учится калмыцкий курс. Я пошел к ребятам знакомиться. Они мне много про это рассказывали. В том числе и про комплекс малого народа. В Казахстане, откуда я родом, тоже это есть, но мы тридцать лет все-таки живем как-никак независимо. Мы эти вещи прорабатываем, а они нет. Они поделились своей болью, в общем-то. Отдельно я интересовался манерой речи, отличается ли. Нет, не отличается. Манера речи у нас с ними похожа. Вот такая у меня была подготовка.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1. Очки, Martin Margiela Vintage (Zusammen Archive); Жилет, Gucci; Сапоги, Gucci

Плащ, шорты, балаклава, Maison Margiela (ЦУМ)

2. Платье, Balenciaga (ЦУМ); Сапоги, Gucci; Серьги, Marni (ЦУМ); Очки, Funk Vintage (Zusammen Archive)


Ты чему-нибудь научился у своего героя из «Пациента»?

Да. Я себе задавал много неудобных вопросов во время съемок. Как бы я поступил? У тебя хватило бы смелости? Вот я Аскар, вот я жил-жил, а теперь я на два месяца оказался в Элисте в 1988 году. Это были тяжелые съемки!

В моем случае — нет. Я понимала, что это очень тяжелая история и что мне нужно будет ее отпускать. Я приходила на съемку, надевала свой костюм, становилась Гиляной, проживала эту историю, выходила и обратно превращалась в Женю. Мне было тяжело на подготовительном процессе, когда я готовилась к этой роли. Но уже во время съемок... Я смотрю и понимаю, что люди, наверное, думают, что я просто там умирала. Но, честно, мы получали огромное удовольствие. Когда ты работаешь с такой профессиональной командой, когда работаешь за такими партнерами, как Ваня Добронравов, — это кайф. Мы много смеялись.

У меня в середине съемок произошел небольшой... Ну, не срыв. Перегруз ментальный. У меня начались сильные проблемы со сном. Смешной сон. Ну как смешной? Он меня испугал. Сейчас он смешной. Я посреди ночи сплю и слышу рации. Открываю глаза, сажусь на кровать, а рации продолжаются. Я слышу режиссера. Смотрю на комнату и не могу понять, что происходит. Говорят: «Мотор, начали!» Я в ступоре. Это, наверное, галлюцинации, полубредовое состояние. Но я при этом с открытыми глазами сижу. Говорят: «Начали!» А я такой: «А чего начали?» Понимаю, что, наверное, какая-то постельная сцена. Просто представь, как это выглядит странно. Я лег на кровать, потом думаю: «А где камера?» Я начинаю говорить текст своего последнего съемочного дня, прямо говорить вслух (я его слышу). Потом я потихоньку начинаю приходить в себя. Сел и думаю — такого у меня, конечно, еще не было.

Клипса, Gucci; Воротник, Raf Simons (ЦУМ); Свитер, Raf Simons (ЦУМ); Юбка, Chopova Lowena (КМ20); Сапоги, Balenciaga (ЦУМ)


Не чувствовали дополнительную ответственность, работая с документальным материалом?

Когда я начала читать сценарий, я в первую очередь подумала о тех семьях, которые до сих пор живут в Калмыкии и которые потеряли своих детей. Я всегда думала только о том, как они будут переживать. Некоторое время назад я потеряла маму. Она заболела и умерла. Я знаю, что такое потеря близкого человека, и знаю, как с этим жить.


Для меня это в первую очередь история о тех семьях, которые пережили это все и продолжают жить. Я надеюсь, что их боль когда-то прекратится, или, может быть, она станет меньше, и они смогут адаптироваться. Мне было страшно и до сих пор страшно, когда я думаю, что они будут чувствовать, смотря этот сериал. Может быть, их что-то заденет. Но я надеюсь, что наша история покажет... Как не наступать второй раз на грабли, как не допускать подобных случаев. Правда, когда ты играешь кого-то реального, — это очень тяжело. Ты должен соответствовать.


Да. В случае с «Паралимпийцем» я чувствовал ответственность перед людьми с инвалидностью. Читая сценарий, я уже понимал, что, если этот фильм прозвучит, если этот фильм увидят... У нас люди, наверное, как и в России, по домам сидят, ну потому что а что им еще делать, как им выйти? Я думал, что их это согреет. А если это будет мимо, если это будет пошло, если это провалится в жалость, то я только наврежу им. Вот в этом ответственность была.


А в «Нулевом пациенте» я чувствовал ответственность перед калмыцким народом. Ни больше, ни меньше. Конечно, перед теми, кто непосредственно участвовал в истории, перед теми, кто заболел, перед родственниками тех, кто умер, но это история про калмыков. Я играю калмыка. Элиста — это 50% фильма, даже больше. 70!


Серьги, Y/Project (КМ20);

Блуза, платье из бусин, юбка, Dries Van Noten (ЦУМ);

Сапоги, JW Anderson (ЦУМ)


Серьги, Y/Project (КМ20);

Блуза, платье из бусин, юбка, Dries Van Noten (ЦУМ);

Сапоги, JW Anderson (ЦУМ)


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Поло, юбка, Kiko Kostadinov (КМ20)

Сумка, Marine Serre (КМ20)

Перчатки, Raf Simons (КМ20)

Мюли, Off-White (ЦУМ)


Аскар, а расскажи отдельно про современную культуру в Казахстане, за кем следить, что смотреть?

Сейчас у всех бывших республик Советского Союза, спустя 30 лет независимости, встает вопрос о самоидентификации, о том, что они уже не «советские люди». В Казахстане так же — уходит «советский человек» и появляется казах. И тут же новые вопросы — кто такие казахи, кто мы? У нас была партия «Алаш». Это казахская интеллигенция 1930-х годов, которая была репрессирована и расстреляна. Сейчас их история возвращается в общественное поле, но уже переосмысленная.


Ни для кого не секрет, что Казахстан поставщик классных кадров в музыке. В кино я бы хотел отметить Адильхана Ержанова, безусловно. О нем знают здесь и в Европе. Он здесь даже для «Среды» снял сериал. Есть актер Данияр Алшинов; есть Алдияр Байракимов — дебютант, режиссер «Паралимпийца».


Костюм, Walter Van Beirendonck

Ожерелье, Comme des Garçons

Homme Plus



НА АСКАРЕ:

Костюм, Walter Van Beirendonck

Ожерелье, Comme des Garçons

Homme Plus



НА ЖЕНЕ:

Платье, Attico (ЦУМ)

Серьги, Y/Project (КМ20)



Платье, Attico (ЦУМ)

Серьги, Y/Project (КМ20)


Женя, а за кем из современных режиссеров ты следишь? 

Я могу сказать, что я точно слежу за моим другом Женей Сангаджиевым.

Как и мы все!

Это, конечно, прорыв. Я очень за него рада и горжусь тем, что он делает. Он очень крутой. Еще Василиса Кузьмина. Она недавно выпустила «Нику». Из голливудских... Я, в принципе, за всеми слежу. Дени Вильнев снял просто прекрасный фильм «Дюна», я считаю. На самом деле, конечно, сначала была книга прекрасная. Какая-то невероятная история. В таком проекте я бы точно снялась.

Кого бы ты хотела сыграть в «Дюне»?

Мне кажется, что Джессика, мать персонажа Тимоти Шаламе Пола, прекрасна.

Мне тоже кажется, что это лучший персонаж.

Когда я читала, я подумала: «Когда у меня будут дети, я буду воспитывать их как-то так». Сильный персонаж и книга фундаментальная.

Бра, Magda Butrym (ЦУМ); Юбка, Alexander McQueen (ЦУМ); Пуховик, Vetements (ЦУМ); Сапоги, Balenciaga (ЦУМ)


Ты никогда не хотела (или думаешь в будущем) заняться режиссурой, например? 

 Да. Я сейчас учусь в Московской школе кино на фильм-мейкинге. Это базовый курс. У меня было свободное время после съемок, и я подумала, что интересно пойти и поучиться чему-нибудь, что-то новое для себя открыть в этой индустрии. Я написала сценарий, короткий метр.


Кстати, я никогда не думала, что могу писать. А оказывается — могу. В целом, получается довольно-таки неплохо. Не знаю, стану ли я режиссером, но мои первые пробы в сценарном деле мне очень нравятся. Отдельное удовольствие — рассказывать свою собственную историю.


И полезно. Если что, можно написать себе роль.

Вот, кстати! У меня есть очень много знакомых актрис, которые очень талантливые, но обстоятельства сложились так, что они сейчас не снимаются в кино. Я иногда им говорю: «Блин, почему вы ждете? Возьмите да напишите сценарий и снимите себя в кино. Это будет хотя бы какая-то попытка что-то сделать». Мне кажется, в любом случае это интересно пробовать.

А я вот недавно начал смотреть «Карамору». И это, конечно, вау! Даня... Я работал с Даней Козловским на «Тренере». Но «Карамора» — это отдельная вещь. Мне кажется, актеры так кайфуют там, такое удовольствие получают. Я бы тоже кайфовал. Костюмы, эти образы, они такие игровые!

После «Пациента» хочется сыграть что-нибудь костюмированное про вампиров?

С большой радостью. Это же огромная и редчайшая актерская радость.

К вопросу про редчайшие актерские радости. Сталкивались ли вы с тем, что в англоязычном кино называется в том числе type casting, назовем это корректно?

Конечно. Все было только на этом и завязано до недавнего времени. Если бы история «Нулевого пациента» произошла не в Калмыкии, а в Волгограде, то я бы не играл эту роль. Но это такой разовый случай, конкретная история. Большой сериал, большая роль. Я азиат. Я долго этого ждал, этот шанс пришел, и я этим шансом воспользовался. Завтра вот пойду на ансамблевые пробы. Это значит, что меня почти утвердили. Мне предложили роль — персонажа зовут просто Артем. Первый раз в жизни.

Ну наконец-то! Поздравляю!

Это потрясающая для меня новость. Мне тут напомнили о моем интервью 2018 года, в котором я говорил, что мне неприятно, что меня здесь не воспринимают как самостоятельную творческую единицу. Что я здесь как некая специя — колорита придать.

«Этнические роли» это еще называют иногда.

Да, да, этнические роли. Меня это абсолютно не устраивало, потому что ты представляешь, какое мнение о людях из Центральной Азии. Это дворники, таксисты и курьеры. Причем я не против в принципе. Я сыграю и дворника, и курьера, и кого угодно, просто это неинтересно. Этим персонажам не уделяют достаточного внимания. Какие-то комические дурачки, наследие Равшана и Джамшута. Я принципиально на такие пробы не ходил. Это не образы, это карикатура.


Начав сниматься в этих ролях, я буду убеждать российских зрителей в том, что мы такие. А моя гражданская позиция обратная. Наверное, есть у меня внутри ощущение миссии. Это связано с моими комплексами, с тем, что я такого отношения к себе не хочу терпеть. Но я же не слепой — я его видел и вижу. Я шесть лет живу в Москве и видел многое, что меня задевало, поэтому я со своей стороны хочу пытаться ситуацию изменить. Даже мои друзья — приезжают в Алматы и такие: «Ребята, вы просто космос, а мы думали, вы на лошадях ездите». Такой вот ликбез — да еще и с лучшим стартом на «Кинопоиске»!


Панама, шорты, рубашка, Dries Van Noten (ЦУМ)

Варежки, Kassl (ЦУМ)

Пальто, Gucci

Сапоги, Bottega Veneta (ЦУМ)


Магазины


KM20

Столешников переулок, 2с1

+7 495 623 78 88


AIR Moscow

Цветной бульвар, 15с1

+7 995 505 65 23


ЦУМ

ул. Петровка, 2

+7 495 933 73 00


Gucci

ул. Петровка, 16

 +7 495 785 3555

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}