T

История

одной дружбы

стиль:

интервью:

фото:

Эльмира Тулебаева

МАРИЯ БЕССМЕРТНАЯ

Ярослав Клочков

Сегодня на платформе Premier выходит сериал режиссера Владлены Санду «Идентификация» — история о девушке, которая, влюбившись в киргизского юношу-мусульманина, принимает ислам. На следующий день после свадьбы, во время которой главную героиню пытается изнасиловать брат жениха, последнего находят мертвым. Все подозрения падают на главную героиню. Первую серию «Идентификации» с успехом показали на фестивале сериалов Series Mania во французском Лилле, и вот наконец — полноценная премьера. Главную роль в «Идентификации» исполнила Лена Тронина, звезда драмы о вебкаме Happy End и исполнительница главной роли в грядущем сериале Романа Волобуева «Аврора». На съемках девушки подружились и вот уже вместе пишут сценарий. Мы поговорили с ними о цензуре на телевидении, женском кино и о том, как работать с друзьями.


С нашими героинями мы встречаемся, разумеется, в Zoom. Лена, у которой накануне в шесть утра закончилась смена, доедает завтрак (фигурируют баклажаны из гостиничного меню), Владлена в зарослях домашних цветов.


Расскажите, как вы познакомились? 

Владлена 

Первый раз я увидела Лену на самопробах, которые она прислала из Казахстана. Я тогда была на фестивале в Германии, и кастинг на главную роль «Идентификации» уже был человек триста. И все не то. И тут я открываю Ленино письмо и смотрю. Потом я еще раз смотрю. И еще раз смотрю. Дальше я очнулась, отправила видео коллегам, и говорю: «Ну что, нам надо пригласить актрису на пробы в Москву, да?». Ну Лена и прилетела. Я помню эту встречу — это был офис ТНТ, мы закончили разговаривать, и я тут же пригласила тебя в кино. Вечером на ММКФ показывали Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», который до этого победил в Берлине. У меня было два билета.

Лена

Это было на следующий день!

Владлена 

Нет, это было в тот же день, я точно помню! В этот же день вечером! Теперь даже хочется найти свой старый телефон и поднять переписку. В моей памяти так — мы расстались в тот день, и вечером я уже вижу тебя у кинотеатра «Октябрь».

Лена

Нет, я после проб поехала к подруге, у которой я тогда остановилась. А на следующий день мы уже с тобой пошли в кино. Но я помню, что у меня была моментальная реакция на сценарий. Я помню все до деталей, как я его читала: моя квартира, где я жила со своим другом Венечкой, вот я оперлась на кресло, села на пол и вытянула ноги — и прочитала за полчаса.

На Лене: поло Burberry, Юбка Prada,

На Владлене: свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo

А что тебя зацепило в Лене? Как ты поняла, что нашла свою героиню?

Владлена 

Сложно объяснить, как это так работает — ты видишь человека и понимаешь, что все случилось. Я не могу снимать на первых ролях актеров, которых я не люблю по-человечески. Разумеется, когда ты пишешь сценарий, у тебя есть образ. Но когда я увидела Лену, я увидела в первую очередь человека, а не актрису, которая читает текст. Потом выяснилось еще много всего — у нас рядом дни рождения, мы во многих вопросах сходимся, у нас энергии похожи. Но это позже. В тот момент сработала интуиция. Ты просто видишь человека и понимаешь, что он твой.

На Лене: поло Burberry, Юбка Prada,

На Владлене: свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo

На Лене: пальто Carven, поло Burberry

Как вы вообще придумали эту историю (соавтор «Идентификации» — сценарист и режиссер Никита Иконников. — Прим. The Blueprint)?

Владлена 

Мы с Никитой начали писать сценарий на фоне бесконечных новостей о девушках, которые приняли ислам, ушли из семей, которые их разыскивали. Все время вокруг были такие истории. И потом, меня всегда интересовал вопрос про культурный код Москвы как города. Я смотрела вокруг и видела очень много мусульман, очень много людей из Средней Азии, которые тоже составляли ее портрет. Мне хотелось сделать что-то отражающее это поликультурное поле города. Мы ведь все изучаем культуру мест и по кинематографическим артефактам. 30-е или 40-е в Америке или СССР — мы ведь их знаем и по кино в частности. Мне хотелось, чтобы моя современная Россия тоже осталась во времени.

Как вы готовились к съемкам? Ты помогала Лене с фактурой? 

Владлена 

А не надо было помогать. Я помню, когда Лена приехала, я спросила: «Как ты так точно все сыграла?» И Лена рассказала историю, которая меня удивила. Она, оказывается, жила в Китае (провинция Синьцзян) какое-то время. И ее подруга приняла ислам и совершила обряд никах (в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. — Прим. The Blueprint). Лена просто рассказывала историю, свидетельницей которой была.

На Владлене: пальто, свитер Red Valentino

Лена

Да, во время никах к нам приезжал мула, и я видела как происходит обряд. Я родилась в Казахстане и в провинции Синьцзян прожила четыре года. Так что культура ислама мне знакома.

Владлена

Вот это те самые совпадения. Это и мой опыт жизни в Грозном, где я жила до пятнадцати лет и уже готовилась принять ислам. Возможно, так оно и было бы, но обстоятельства моей жизни сложились так, что мне нужно было одним днем оттуда уехать. Я также полгода сама прожила в Китае. Потом уже Лена стала рассказывать про свой европейский опыт обучения, про съемки в Швейцарии. А я в Швейцарии тоже какое-то время жила. Цюрих — один из моих любимых городов, у Лены тоже. Вот так вы встречаетесь с человеком, ничего друг о друге не зная, и сразу понимаете — оно.

Сериал планировался сразу? 

Владлена 

Да, мне всегда было интересно сделать большой проект. Я большая поклонница «Твин Пикса» Линча. Я, конечно же, смотрела «Королевство» Ларса фон Триера. У меня никогда не было ощущения, что сериал — это что-то второстепенное по отношению к кино. У меня была короткометражная работа «Кира», которую на «Кинотавре» посмотрели Валерий Федорович и Евгений Никишов (продюсеры многих известных российских сериалов, включая «Эпидемию» и «Перевал Дятлова». — Прим. The Blueprint). Мне написала их ассистентка и пригласила на встречу. Я пришла, а они мне такие с порога: «Не хочешь сделать сериал?» Я им сразу сказала, что вообще не знаю этого рынка. На что они мне ответили: «Может, оно и к лучшему». Так и получилось! Они прислали мне несколько сценариев. Я написала честно: «Не чувствую материал, кажется, нет». Они мне ответили: «Ну, если у тебя будут идеи — пиши». После чего я пришла во ВГИК к своему другу и однокурснику по мастерской Алексея Учителя Никите Иконникову, и мы с ним стали накидывать идеи. Так родилась страничная заявка «Идентификации».

На Лене: поло Burberry, Юбка Prada, На Владлене: пальто, свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo

И никто не переживал по поводу темы? 

Владлена 

А чего им переживать? На стриминговых платформах нет цензуры, которая есть на телевидении. А она там есть — это факт, о котором глупо молчать. Поэтому большинство телевизионных проектов так не современны. Они не отвечают на вопросы, которые актуальны сегодня, а воспроизводят модель тридцатилетней давности.

А какие сериалы из последних тебе самой понравились?

лена 

Я вообще очень люблю сериалы, и я рада быть часть этой индустрии. Из последнего меня потряс «Тед Лассо» — это одна из самых добрых историй, которые я вообще когда либо видела. Старые я тоже люблю — «Друзья», «Секс в большом городе».

Владлена 

Проекты, которые меня поразили, — это «Возвращение домой» с Джулией Робертс, «Побег из тюрьмы Даннемора», ждала каждую серию. Третий сезон «Твин Пикса», конечно — Линч оказался радикальнее всех молодых авторов, вместе взятых. Сериалы Жан-Марка Валле — «Острые предметы» и «Большая маленькая ложь».

На Владлене: свитер Red Valentino, на Лене: поло Burberry

Вот ты отметила Валле. Он помогал делать принципиально женские истории. Как вы считаете, время женщин в кино официально пришло?

Владлена 

Время женщин в режиссуре и в ролях совершенно точно пришло. Женские роли перестали быть приложением к мужским. Когда я поступала во ВГИК мастера на вступительных говорили мне прямым текстом: «Ну а чего ты сюда пришла? Чего тебе дома не сидится? Тебе еще детей рожать, а ты что, режиссером хочешь быть?» И это говорят, разумеется, мужчины. Я надеюсь, что такие вопросы больше не будут задавать никому и никогда — благодаря и нашей работе тоже.

На Владлене: свитер Red Valentino,

На Лене: пальто Carven

На Владлене: свитер Red Valentino, На Лене: пальто Carven

А вы сейчас что-то пишете? 

Владлена 

Мы с Леной сейчас вместе пишем полнометражный сценарий — как сценаристки. Сценарий называется «Кинотеатр «Радуга», и для меня это автобиографическая работа. Лена, лучше ты рассказывай! Тебе виднее.

Лена

В 2020-м году я пошла на мастер-класс по вербатиму к Александру Родионову…

Владлена 

Он, кстати, работал над диалогами на «Идентификации»!

Лена

Мне было очень интересно брать интервью и потом играть этот текст. И вот полгода мы с Владой записываем наши разговоры — из них и собралась история «Кинотеатра Радуги». Но у меня нет опыта работы над сценарием — не знаю что из этого выйдет.

Владлена 

Лена скромничает, учитывая, какое количество сценариев она читает. Она-то как раз сразу видит — сложилась история или нет.

Лена

У нас полноценная партнерская работа — мы можем часами обсуждать любую деталь. Влада говорит — «Ну вот тут героиня встает», я а отвечаю — «Ну нет. Она может тут только привстать». Мы можем долго искать подходящее слово, но главное, что мы всегда пытаемся найти лучшую идею — нет никакого соревнования.

На Владлене: шуба, собственность героини, НА ЛЕНЕ: ПОЛО LORo PIANA 

Какие качества вы друг в друге больше всего цените? Что помогает в работе? 

Лена

Она красивая и мне с ней весело! Чего еще можно хотеть от подруги? Хорошо иметь друга, с которым можно быть не крутой, а делить какие-то незначительные на первый взгляд вещи, поддерживать друг друга, вместе открывать что-то. А наши рабочие решения никогда не зависят от эго, это всегда и в первую очередь — здравый смысл.

Владлена 

Меня Лена больше всего вдохновляет своей готовностью быть открытой — это на самом деле очень редкое качество. Мы недавно в Питере вместе утром бегали, тренировались, а потом гуляли — и и я чувствовала в этот момент, что мы как дети. Между нами образовывается детская созидательная энергия.

А не с друзьями работать тяжелее? 

Лена

По-настоящему плохих историй у меня не было. Если я чувствую во время кастинга, что что-то не то, я ухожу. Все мы знаем эти ужасные истории про режиссеров. Но мне кажется, унижения на площадке быть не должно. Просто как факта. Если кто-то это оправдывает какими-то своими художественными соображениями, то это просто жалко.

А кто у вас dream partner? С кем бы мечтали поработать?

Лена

Том Хэнкс! Сто процентов. Я его увидела недавно и заплакала. Это кумир моего детства. Я сейчас не подумала ни про режиссеров, ни про кого другого — это просто человек, с которым я хочу играть.

На Лене: платье Miu Miu, босоножки Prada 

Владлена

Хоакин Феникс. Я его люблю как артиста и заведомо — как человека, хотя мы не знакомы лично. Я бы очень хотела с ним поработать.

Лена

Тоже не откажусь. Слушайте — я сейчас вдруг поняла, не знаю, почему вспомнила — я последние пять лет своей жизни праздную дни рождения либо с людьми, связанными с «Идентификацией», либо на площадке. В 2017-м году это были тесты техники и костюмов. В 2019-м мы снимали, в 2020-м я праздновала с Никитой (Никита Иконников — соавтор сценария «Идентификации» — прим. The Blueprint) и нашим оператором Всеволодом Ледовским. И вот в 2021-м снова мы переснимали сцены, которые я играла тогда в 2019-м в первый раз — это же мистика какая-то.

Владлена

А у меня было два дня рождения на площадке «Идентификации». На последний Лена подарила мне прекрасные подарки. Лен, можно я расскажу? Открытку с важными словами и сто долларов. Говорит — пригодятся, когда поедешь в Америку.

Лена

У меня так мама сделала. Подарила мне как-то сто долларов со словами «потратишь в Америке». А я потом поехала в Америку — купила там мороженое на них и что-то еще, не помню. Ну а твои нам понадобятся, когда к Хоакину поедем.

На Владлене: сорочка Walk Of Shame

Прекрасная у вас будет с парнями компания! 

Лена

Да, сидим вместе с Томом Хэнксом и Хоакином Фениксом в ресторане в Малибу. Обсуждаем дела, Влада ест креветки, а я что? Баклажаны! 

Команда

фото: Ярослав Клочков

Креативный директор: Лиза Колосова

Стилист: Эльмира Тулебаева

Визажист: Саша Строганова

Ассистент стилиста: Ася Пилова

Продюсер: Марина Леонова

На Владлене: платье Simone Rochas, НА ЛЕНЕ: ПЛАТЬЕ JIL SANDER

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ КИНОТЕАТР «РОДИНА» ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКи

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ «PIF-PAF SUPERSHOP» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ДЛЯ СЪЕМКИ ОДЕЖДУ

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}