История
одной дружбы
стиль:
интервью:
фото:
Эльмира Тулебаева
МАРИЯ БЕССМЕРТНАЯ
Ярослав Клочков
Сегодня на платформе Premier выходит сериал режиссера Владлены Санду «Идентификация» — история о девушке, которая, влюбившись в киргизского юношу-мусульманина, принимает ислам. На следующий день после свадьбы, во время которой главную героиню пытается изнасиловать брат жениха, последнего находят мертвым. Все подозрения падают на главную героиню. Первую серию «Идентификации» с успехом показали на фестивале сериалов Series Mania во французском Лилле, и вот наконец — полноценная премьера. Главную роль в «Идентификации» исполнила Лена Тронина, звезда драмы о вебкаме Happy End и исполнительница главной роли в грядущем сериале Романа Волобуева «Аврора». На съемках девушки подружились и вот уже вместе пишут сценарий. Мы поговорили с ними о цензуре на телевидении, женском кино и о том, как работать с друзьями.
С нашими героинями мы встречаемся, разумеется, в Zoom. Лена, у которой накануне в шесть утра закончилась смена, доедает завтрак (фигурируют баклажаны из гостиничного меню), Владлена в зарослях домашних цветов.
Расскажите, как вы познакомились?
Владлена
Первый раз я увидела Лену на самопробах, которые она прислала из Казахстана. Я тогда была на фестивале в Германии, и кастинг на главную роль «Идентификации» уже был человек триста. И все не то. И тут я открываю Ленино письмо и смотрю. Потом я еще раз смотрю. И еще раз смотрю. Дальше я очнулась, отправила видео коллегам, и говорю: «Ну что, нам надо пригласить актрису на пробы в Москву, да?». Ну Лена и прилетела. Я помню эту встречу — это был офис ТНТ, мы закончили разговаривать, и я тут же пригласила тебя в кино. Вечером на ММКФ показывали Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», который до этого победил в Берлине. У меня было два билета.
Лена
Это было на следующий день!
Владлена
Нет, это было в тот же день, я точно помню! В этот же день вечером! Теперь даже хочется найти свой старый телефон и поднять переписку. В моей памяти так — мы расстались в тот день, и вечером я уже вижу тебя у кинотеатра «Октябрь».
Лена
Нет, я после проб поехала к подруге, у которой я тогда остановилась. А на следующий день мы уже с тобой пошли в кино. Но я помню, что у меня была моментальная реакция на сценарий. Я помню все до деталей, как я его читала: моя квартира, где я жила со своим другом Венечкой, вот я оперлась на кресло, села на пол и вытянула ноги — и прочитала за полчаса.
На Лене: поло Burberry, Юбка Prada,
На Владлене: свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo
А что тебя зацепило в Лене? Как ты поняла, что нашла свою героиню?
Владлена
Сложно объяснить, как это так работает — ты видишь человека и понимаешь, что все случилось. Я не могу снимать на первых ролях актеров, которых я не люблю по-человечески. Разумеется, когда ты пишешь сценарий, у тебя есть образ. Но когда я увидела Лену, я увидела в первую очередь человека, а не актрису, которая читает текст. Потом выяснилось еще много всего — у нас рядом дни рождения, мы во многих вопросах сходимся, у нас энергии похожи. Но это позже. В тот момент сработала интуиция. Ты просто видишь человека и понимаешь, что он твой.
На Лене: поло Burberry, Юбка Prada,
На Владлене: свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo
На Лене: пальто Carven, поло Burberry
Как вы вообще придумали эту историю (соавтор «Идентификации» — сценарист и режиссер Никита Иконников. — Прим. The Blueprint)?
Владлена
Мы с Никитой начали писать сценарий на фоне бесконечных новостей о девушках, которые приняли ислам, ушли из семей, которые их разыскивали. Все время вокруг были такие истории. И потом, меня всегда интересовал вопрос про культурный код Москвы как города. Я смотрела вокруг и видела очень много мусульман, очень много людей из Средней Азии, которые тоже составляли ее портрет. Мне хотелось сделать что-то отражающее это поликультурное поле города. Мы ведь все изучаем культуру мест и по кинематографическим артефактам. 30-е или 40-е в Америке или СССР — мы ведь их знаем и по кино в частности. Мне хотелось, чтобы моя современная Россия тоже осталась во времени.
Как вы готовились к съемкам? Ты помогала Лене с фактурой?
Владлена
А не надо было помогать. Я помню, когда Лена приехала, я спросила: «Как ты так точно все сыграла?» И Лена рассказала историю, которая меня удивила. Она, оказывается, жила в Китае (провинция Синьцзян) какое-то время. И ее подруга приняла ислам и совершила обряд никах (в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. — Прим. The Blueprint). Лена просто рассказывала историю, свидетельницей которой была.
На Владлене: пальто, свитер Red Valentino
Лена
Да, во время никах к нам приезжал мула, и я видела как происходит обряд. Я родилась в Казахстане и в провинции Синьцзян прожила четыре года. Так что культура ислама мне знакома.
Владлена
Вот это те самые совпадения. Это и мой опыт жизни в Грозном, где я жила до пятнадцати лет и уже готовилась принять ислам. Возможно, так оно и было бы, но обстоятельства моей жизни сложились так, что мне нужно было одним днем оттуда уехать. Я также полгода сама прожила в Китае. Потом уже Лена стала рассказывать про свой европейский опыт обучения, про съемки в Швейцарии. А я в Швейцарии тоже какое-то время жила. Цюрих — один из моих любимых городов, у Лены тоже. Вот так вы встречаетесь с человеком, ничего друг о друге не зная, и сразу понимаете — оно.
Сериал планировался сразу?
Владлена
Да, мне всегда было интересно сделать большой проект. Я большая поклонница «Твин Пикса» Линча. Я, конечно же, смотрела «Королевство» Ларса фон Триера. У меня никогда не было ощущения, что сериал — это что-то второстепенное по отношению к кино. У меня была короткометражная работа «Кира», которую на «Кинотавре» посмотрели Валерий Федорович и Евгений Никишов (продюсеры многих известных российских сериалов, включая «Эпидемию» и «Перевал Дятлова». — Прим. The Blueprint). Мне написала их ассистентка и пригласила на встречу. Я пришла, а они мне такие с порога: «Не хочешь сделать сериал?» Я им сразу сказала, что вообще не знаю этого рынка. На что они мне ответили: «Может, оно и к лучшему». Так и получилось! Они прислали мне несколько сценариев. Я написала честно: «Не чувствую материал, кажется, нет». Они мне ответили: «Ну, если у тебя будут идеи — пиши». После чего я пришла во ВГИК к своему другу и однокурснику по мастерской Алексея Учителя Никите Иконникову, и мы с ним стали накидывать идеи. Так родилась страничная заявка «Идентификации».
На Лене: поло Burberry, Юбка Prada, На Владлене: пальто, свитер Red Valentino, джинсы Uniqlo
И никто не переживал по поводу темы?
Владлена
А чего им переживать? На стриминговых платформах нет цензуры, которая есть на телевидении. А она там есть — это факт, о котором глупо молчать. Поэтому большинство телевизионных проектов так не современны. Они не отвечают на вопросы, которые актуальны сегодня, а воспроизводят модель тридцатилетней давности.
А какие сериалы из последних тебе самой понравились?
лена
Я вообще очень люблю сериалы, и я рада быть часть этой индустрии. Из последнего меня потряс «Тед Лассо» — это одна из самых добрых историй, которые я вообще когда либо видела. Старые я тоже люблю — «Друзья», «Секс в большом городе».
Владлена
Проекты, которые меня поразили, — это «Возвращение домой» с Джулией Робертс, «Побег из тюрьмы Даннемора», ждала каждую серию. Третий сезон «Твин Пикса», конечно — Линч оказался радикальнее всех молодых авторов, вместе взятых. Сериалы Жан-Марка Валле — «Острые предметы» и «Большая маленькая ложь».
На Владлене: свитер Red Valentino, на Лене: поло Burberry
Вот ты отметила Валле. Он помогал делать принципиально женские истории. Как вы считаете, время женщин в кино официально пришло?
Владлена
Время женщин в режиссуре и в ролях совершенно точно пришло. Женские роли перестали быть приложением к мужским. Когда я поступала во ВГИК мастера на вступительных говорили мне прямым текстом: «Ну а чего ты сюда пришла? Чего тебе дома не сидится? Тебе еще детей рожать, а ты что, режиссером хочешь быть?» И это говорят, разумеется, мужчины. Я надеюсь, что такие вопросы больше не будут задавать никому и никогда — благодаря и нашей работе тоже.
На Владлене: свитер Red Valentino,
На Лене: пальто Carven
На Владлене: свитер Red Valentino, На Лене: пальто Carven
А вы сейчас что-то пишете?
Владлена
Мы с Леной сейчас вместе пишем полнометражный сценарий — как сценаристки. Сценарий называется «Кинотеатр «Радуга», и для меня это автобиографическая работа. Лена, лучше ты рассказывай! Тебе виднее.
Лена
В 2020-м году я пошла на мастер-класс по вербатиму к Александру Родионову…
Владлена
Он, кстати, работал над диалогами на «Идентификации»!
Лена
Мне было очень интересно брать интервью и потом играть этот текст. И вот полгода мы с Владой записываем наши разговоры — из них и собралась история «Кинотеатра Радуги». Но у меня нет опыта работы над сценарием — не знаю что из этого выйдет.
Владлена
Лена скромничает, учитывая, какое количество сценариев она читает. Она-то как раз сразу видит — сложилась история или нет.
Лена
У нас полноценная партнерская работа — мы можем часами обсуждать любую деталь. Влада говорит — «Ну вот тут героиня встает», я а отвечаю — «Ну нет. Она может тут только привстать». Мы можем долго искать подходящее слово, но главное, что мы всегда пытаемся найти лучшую идею — нет никакого соревнования.
На Владлене: шуба, собственность героини, НА ЛЕНЕ: ПОЛО LORo PIANA
Какие качества вы друг в друге больше всего цените? Что помогает в работе?
Лена
Она красивая и мне с ней весело! Чего еще можно хотеть от подруги? Хорошо иметь друга, с которым можно быть не крутой, а делить какие-то незначительные на первый взгляд вещи, поддерживать друг друга, вместе открывать что-то. А наши рабочие решения никогда не зависят от эго, это всегда и в первую очередь — здравый смысл.
Владлена
Меня Лена больше всего вдохновляет своей готовностью быть открытой — это на самом деле очень редкое качество. Мы недавно в Питере вместе утром бегали, тренировались, а потом гуляли — и и я чувствовала в этот момент, что мы как дети. Между нами образовывается детская созидательная энергия.
А не с друзьями работать тяжелее?
Лена
По-настоящему плохих историй у меня не было. Если я чувствую во время кастинга, что что-то не то, я ухожу. Все мы знаем эти ужасные истории про режиссеров. Но мне кажется, унижения на площадке быть не должно. Просто как факта. Если кто-то это оправдывает какими-то своими художественными соображениями, то это просто жалко.
А кто у вас dream partner? С кем бы мечтали поработать?
Лена
Том Хэнкс! Сто процентов. Я его увидела недавно и заплакала. Это кумир моего детства. Я сейчас не подумала ни про режиссеров, ни про кого другого — это просто человек, с которым я хочу играть.
На Лене: платье Miu Miu, босоножки Prada
Владлена
Хоакин Феникс. Я его люблю как артиста и заведомо — как человека, хотя мы не знакомы лично. Я бы очень хотела с ним поработать.
Лена
Тоже не откажусь. Слушайте — я сейчас вдруг поняла, не знаю, почему вспомнила — я последние пять лет своей жизни праздную дни рождения либо с людьми, связанными с «Идентификацией», либо на площадке. В 2017-м году это были тесты техники и костюмов. В 2019-м мы снимали, в 2020-м я праздновала с Никитой (Никита Иконников — соавтор сценария «Идентификации» — прим. The Blueprint) и нашим оператором Всеволодом Ледовским. И вот в 2021-м снова мы переснимали сцены, которые я играла тогда в 2019-м в первый раз — это же мистика какая-то.
Владлена
А у меня было два дня рождения на площадке «Идентификации». На последний Лена подарила мне прекрасные подарки. Лен, можно я расскажу? Открытку с важными словами и сто долларов. Говорит — пригодятся, когда поедешь в Америку.
Лена
У меня так мама сделала. Подарила мне как-то сто долларов со словами «потратишь в Америке». А я потом поехала в Америку — купила там мороженое на них и что-то еще, не помню. Ну а твои нам понадобятся, когда к Хоакину поедем.
На Владлене: сорочка Walk Of Shame
Прекрасная у вас будет с парнями компания!
Лена
Да, сидим вместе с Томом Хэнксом и Хоакином Фениксом в ресторане в Малибу. Обсуждаем дела, Влада ест креветки, а я что? Баклажаны!
Команда
фото: Ярослав Клочков
Креативный директор: Лиза Колосова
Стилист: Эльмира Тулебаева
Визажист: Саша Строганова
Ассистент стилиста: Ася Пилова
Продюсер: Марина Леонова
На Владлене: платье Simone Rochas, НА ЛЕНЕ: ПЛАТЬЕ JIL SANDER
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ КИНОТЕАТР «РОДИНА» ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКи
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ «PIF-PAF SUPERSHOP» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ДЛЯ СЪЕМКИ ОДЕЖДУ
17 ФЕВРАЛЯ 2022
0