7 увлекательных
подкастов на русском
Подкасты — это новый телеграм: ток-шоу появляются каждый месяц, а то и чаще. На русском языке уже есть подкасты про секс, кроссовки и психическое здоровье; их делают журналисты, авторы телеграм-каналов, копирайтеры и бьюти-блогеры. Мы выбрали самые примечательные из тех, что появились относительно недавно — и расспросили их создателей, почему им кажется важным обо всем этом говорить.
1.
«Либо выйдет, либо нет»
Катя Кронгауз
и Лика Кремер
Умный, обаятельный и очень свойский разговор о том, как делать бизнес — не какой-то абстрактный, а конкретную студию «либо/либо», где сейчас придумывается и записывается все больше интересных независимых подкастов Москвы. Ее основательницы Лика Кремер и Катя Кронгауз включают в рассказ комментарии непосредственных участников событий — это и инвестор Лев Левиев, и вдохновитель Саша Поливанов, и бизнес-консультант Александр Мансилья-Круз. Ведущие прекрасно понимают, как скучно слушать отвлеченные от жизни рассуждения, и сосредотачиваются на живых деталях процесса, начиная с «я погуглила, как делать бизнес-план». В описании подкаста Кронгауз и Кремер пишут, что будут в нем «ссориться, спорить и учиться решать проблемы», но ссор и споров пока там нет. Зато о решении проблем много интересного можно узнать уже из первого выпуска.
Лика:
Подкаст начался с того, что я случайно записала свой первый разговор с нашим будущим инвестором Львом Левиевым. Это было просто знакомство, консультация, превратившаяся в питч нового бизнеса. У меня в ноутбуке установлена программа для записи звонков по скайпу, и она автоматически включилась, когда мы впервые созвонились. Ну и конечно, важную роль сыграл подкаст «Стартап» американской компании Gimlet, где главный герой и глава Gimlet Алекс Блумберг записывает и рассказывает все, что с ним происходит с тех пор, как он решил открыть компанию.
Распределение обязанностей между собой мы называем «наводчица и автоматчица». Если я придумываю что-то, Катя это осмысляет, докручивает, бурит вглубь, наводит фокус. Когда придумывает Катя, я оцениваю, реально ли это сделать и как, и дожимаю идею до реализации. Между всем этим мы бесконечно орем друг на друга и ссоримся, но в конце концов признаем, что обе были по-своему правы, и понимаем, как мы друг другу нужны.
Наш гость мечты — тот самый Алекс Блумберг, глава компании Gimlet. И, кажется, мы вот-вот сделаем с ним интервью. Я пыталась выловить его несколько месяцев, в итоге нашла и договорилась. Мы хотим расспросить его, как он строил свою компанию, от каких ошибок нам надо удержаться, как он относится к тому, что мы получили инвестиции под его идею и одолжили у него формат.
Катя:
Теоретически мы можем говорить на любую тему, которая нас заинтересует и будет иметь отношение к делу. Допустим: вряд ли можно представить, что мы обсуждаем роль женщины в исламе, но если у кого-то из нас возникнут проблемы с бизнесом из-за религиозных соображений — то и про это поговорим. А в смысле политики и цензуры для нас никаких проблем нет.
Серия бесед двух московских журналисток — шеф-продюсера The Bell* Даши Черкудиновой и бывшего редактора «Яндекса» и The Village Насти Курганской — с чуткостью к людям и профессиональной педантичностью. Каждый выпуск состоит из связанных авторским комментарием монологов приглашенных гостей — вроде бы обычных людей с вроде бы обычными историями. Сортировка мусора, разбитое сердце, эмоциональное выгорание, национальная идентичность или дружба взрослых людей — на первый взгляд, ведущие обсуждают все подряд. Но за всем этим стоит стремление исследовать болевые точки меняющегося мира вокруг. С этой задачей, для которой часто важнее задать вопрос, чем найти ответ, «НОРМ» отлично справляется, существенно облагораживая и расширяя поле привычных кухонных разговоров.
2.
«НОРМ»
Настя Курганская
и Даша Черкудинова
Настя:
Думаю, мы делаем «НОРМ» потому, что нам самим в России такого контента не хватает. Не хватает честных, человечных, прямолинейных разговоров о том, что волнует примерно каждого жителя большого города в 25–30 лет. Простых, неглупых обсуждений того, как меняется мир вокруг нас. Мы поняли, что часто обсуждаем это и приходим к каким-то небезынтересным выводам, которые, возможно, стоит зафиксировать. Так появился первый выпуск подкаста «НОРМ», записанный на диктофон на кухне. Еще выпусков пять мы писали на коленке, а потом внезапно наши разговоры стали слушать не только друзья, и сами мы стали относиться к делу серьезнее, переехали в студию («НОРМ» теперь тоже пишут в студии «либо/либо». — Прим. The Blueprint).
Большинство обязанностей мы делим поровну. Одну из нас осеняет нужная тема, вторая подхватывает. Обычно у нас не возникает разногласий. И темы, и гостей мы придумываем вместе. Я, как выпускающий главный редактор, собираю, упорядочиваю и (чаще всего) монтирую, а Даша, скорее как издатель, занимается стратегическим планированием судьбы нашего маленького медиа, ищет новые площадки для интеграции и пути развития. Мы считаем, что у каждого человека есть какая-то интересная история, которая заслуживает быть рассказанной. Подкаст «НОРМ» — как раз про это. Его задача — дать этим историям голос и тему. И запретных тем тут, пожалуй, нет. Для нас вопрос стоит иначе: важно не что обсуждать, а как это обсуждать. Для «НОРМа» очень важна интонация — деликатный, аккуратный режим разговора, который позволяет многим темам раскрыться.
Совсем недавно у нас вышел выпуск про так называемую национальную идентичность, про людей разных национальностей, которые рассказывают, как они себя ощущают в Москве и вообще в русскоязычном пространстве. Это мой любимый выпуск, он получился очень насыщенным интересными мыслями, а во-вторых, уже в процессе подготовки заставлял нас самих постоянно думать. После каждого из этих интервью я очень много думала о том, что было сказано в микрофон, почему это было сказано нами и героями именно так. И задавая себе эти вопросы, нашла немало интересных ответов.
Подкаст про деньги — в самом широком смысле — придумали еще одни бывшие коллеги по «Медузе» (которая может считаться кузницей подкастов на русском языке) — нынешние менеджер международных проектов «Яндекса» Илья Красильщик и медиадиректор Sports.ru Александр Поливанов. Строгих советов по финансовой грамотности, точных цифр или детальных историй успеха тут нет (и хорошо). Зато есть доходчивый разговор о том, что такое поведенческая экономика, веселое блуждающее обсуждение различий между жизнью в Москве и Риге, а также мощное интервью с Сергеем Шнуровым о том, как обращается с деньгами он сам и какие соображения на этот счет накопил на своем жизненном пути.
3.
«Деньги пришли»
Александр Поливанов
и Илья Красильщик
Илья:
Полтора года назад в «Медузе» Саша Поливанов предложил сделать подкаст на тему, интересную не только слушателям, но и потенциальным рекламодателям. Так мы решили говорить про деньги. Я это не придумывал и сначала к идее относился с ужасом, потому что был абсолютно уверен, что это вообще не мое и делать это нужно уж точно не мне. Но какой-то тщеславный интерес заставил меня в этом поучаствовать. Сначала получалось не пойми что, а потом стали порой подходить незнакомые люди и говорить: «Я узнал вас по голосу, спасибо за ваш подкаст». Это, конечно, страшно приятно. А потом пришел Альфа-Банк и сказал: давайте вы будете делать это с нами. Мы все пообсуждали, действительно стали делать вместе, и с тех пор продолжаем. Всем нравится.
Мне ужасно хочется поговорить с человеком, который внезапно сильно разбогател. Например, стал миллиардером. Мне очень хочется понять, насколько меняется у человека восприятие денег, когда вдруг резко меняется их количество. Как это влияет на характер, насколько развращает, насколько деньги это правда возможности, а насколько — несвобода. Такой разговор очень сложно провести, потому что почти невозможно найти человека, который, с одной стороны, такие деньги уже получил, а с другой, понимает и чувствует разницу между «было» и «стало». Если деньги человека уже сильно изменили, трудно отмотать назад и понять, что именно с ним случилось в процессе этих перемен.
Личные финансы — тема, на которую почти всем неловко говорить. А мне кажется, что как раз наоборот, ужасно важно тут все проговаривать. Или, по крайней мере, попробовать многое обсудить подробно, причем так, чтобы это слушали люди, которым на данную тему разговаривать неловко. Тут важно, что мы не копаемся в чужом кармане и не обсуждаем, сколько на чужом счету. Мы пытаемся разобраться, как человек воспринимает мир через деньги, что эти деньги ему дают и как он их считает. Потому что «деньги», как мы уже давно поняли, это не количество валюты на твоем счету. Это в принципе твое восприятие мира, такая психологическая величина. И такая величина везде есть. То же самое в сексе: это тема, в которой как будто много чего нельзя обсуждать — но обсуждать можно и нужно. Особенно то, что дается неловко.
Менеджер по продажам сайта Mel.fm Лина Маркина и главный редактор книжного издательства Individuum Феликс Сандалов обсуждают темы, связанные с сексом и сексуальностью — от потери девственности и секса с иностранцами до анализов и беременности. Например, здесь говорят про то, как первые сексуальные впечатления отличаются у людей, заставших развал Советского Союза или начало бурных девяностых. В выпусках участвуют серьезные приглашенные эксперты; при этом ведущие никогда не забывают вовремя посмеяться и обшутить сложные темы.
4.
«Щелк»
Лина Маркина
и Феликс Сандалов
Феликс:
Отправной точкой для меня было умение Лины без лишней стеснительности говорить о сексе и об отношениях — самостоятельно делать подкаст она не захотела, так я оказался в роли соведущего. Зачем? Это хорошая возможность узнать о жизни больше. А еще подкаст — интересный формат, про тексты я, кажется, уже что-то понял, а тут совершенно новое поле. Раньше я (в большей степени, если судить по количеству ушедшего на это времени) монтировал, периодически звукорежил и решал технические вопросы. Лина — придумывала темы, находила гостей и понукала меня быть расторопнее. Впрочем, последнее никуда не делось.
У нас нет запретных тем. Единственное, я бы не стал называть имена и фамилии людей, с которыми у меня был секс или отношения, сопровождая это какими-то интимными подробностями. Все остальное? Не вижу препятствий.
Лина:
Если честно, мне просто надоело обходить эту тему стороной. Я знаю, что очень многих моих друзей просто распирает от любопытства, как все устроено у других, кто что думает, как делают, думают и спрашивают другие. Мне это интересно тоже. Я нахожу в себе силы и подавляю стыд, чтобы помогать другим и себе находить ответы на вопросы.
Наш подкаст — это хобби, мы стараемся, чтобы каждая тема была нам обоим интересна. Гостей придумываем и обсуждаем вместе, как и вопросы интервью. Сложно представить, о чем бы мы не могли поговорить. Наверное, очень непросто было бы обсуждать с жертвами насилия то, что с ними случилось. Но это относится и к жизни — о таком вообще нелегко говорить. Еще я очень хочу поговорить про слатшейминг, но тут у нас есть некоторые разногласия, так как сложно обойти стороной случаи, которые касались наших друзей. Наш идеальный гость — это человек, который интересно расскажет о том, что волнует всех. На самом деле есть гостья, с которой я бы особенно хотела поговорить, — это Эмили Нагоски.
Бьюти-блогер и бьюти-инфлюэнсер 2018 года по версии Glamour Ольга Хримян и соосновательница сети Wax&Go Мария Гинзбург ведут разговоры об интимном и сложном — подробно, деликатно и с мягкой интонацией. Именно это помогает ведущим прорабатывать с приглашенными спикерами такие тяжелые темы, как насилие в семье, потеря ребенка или, например, невозможность нормального развития для детей с дислексией в российской образовательной системе. Первый же выпуск девушки посвятили подробному разговору о том, что такое любовь к себе. Начинать стоит по порядку, как раз с него — даже за десять минут точно станет понятно, насколько вам близок тон и метод беседы. Если окажется, что близок — поздравляем, возможно, вы нашли новых друзей, с которыми можно действительно поговорить всерьез.
5.
«Вслух»
Ольга Хримян
и Мария Гинзбург
Мария:
Проект «Вслух» начался с того, что мне хотелось сделать что-то для своего коллектива. Мой бизнес очень женский, в нашей компании работает около двухсот девушек. Я слышу много историй из их жизней, узнаю, через что они проходят: любовь, разбитые сердца, разводы, измены, дети, болезни. Это истории о женской силе: соединении смелости и уязвимости. С одной стороны, меня это очень вдохновляет, а с другой, я чувствую сильную боль. Сначала мне захотелось помочь именно им, этим девушкам. Потом я стала размышлять, что бы сделать, используя свой опыт и знания: я больше десяти лет изучаю каббалу, читаю про развитие и психологию, про понимание себя. В итоге возникла простая идея: говорить на разные темы и, раскрывая их, дать женщинам силу и понимание того, что все можно преодолеть.
Наша команда состоит из четырех человек. Я, Оля, Маша и Мадина. Когда мы выбираем тему месяца, мы садимся, устраиваем мозговой штурм и распределяем между собой обязанности; кто-то сидит на женских форумах, группах, топиках и изучает этот вопрос там, другой человек ищет экспертов и договаривается с ними, кто-то работает над текстами и иллюстрациями. Потом мы собираем всю эту информацию воедино и публикуем ее в инстаграме. Маша занимается всем, что связано с текстами, а Мадина — дизайном контента и договаривается с посредниками, иллюстраторами.
Оля для меня — олицетворение очень красивой, сильной, уязвимой и знающей о своих слабостях женщины. Она прошла грандиозный путь работы над собой. Благодаря ей много девушек нашли себе нужных специалистов и решились на психотерапию. Оля видит и понимает тему иначе, чем я; часто она предлагает необычные и глубокие идеи. Мы очень хорошо друг друга дополняем. А еще она обладает уникальным голосом, умеет правильно донести информацию, и люди любят ее слушать. Именно вместе с ней концепция «Вслух» оформилась окончательно.
Каждый последующий подкаст становится самым любимым. Все-таки мы проживаем с героями их истории, разбираем с экспертами все стороны вопроса. Тема становится очень близкой. И если в начале проект создавался для того, чтобы помогать другим, то сейчас я понимаю, что делаю его для себя. Я многому учусь у наших героев, они меня восхищают и вдохновляют.
Ольга:
Когда человек закрывает свои личные потребности, он переходит на другой этап — этап помощи другим. Я знала, насколько психология и правильные специалисты могут изменить качество жизни, и очень хотела помочь в этом другим, но не знала, как это сделать. Более того, я командный игрок и не умею ничего делать одна. Видимо, от меня шел на этот счет какой-то сигнал в космос, потому что однажды пришла Маша и сказала, что мы должны быть социально ответственными и передавать свои знания. Так Маша придумала делать подкасты, я согласилась, и появился «Вслух».
Мы с Машей заведомо выбрали роль посредников. Мы не являемся экспертами, мы менеджеры проекта, люди, которые понимают, кто такие специалисты, как их правильно находить. Поэтому авторы подкаста — это наши герои и наши специалисты. Например, я мечтала позвать в подкаст своего терапевта, и с первого же выпуска так и получилось — Аня с нами. Это человек, который помог мне выздороветь и полностью изменить мою жизнь, а также помог многим моим знакомым.
Мы всегда договариваемся, кому что делать легче, приятнее. Например, у Маши какой-то подкаст не идет просто морально — значит, его буду делать я. Мадина так однажды спасла нас в ситуации с выпуском «Взаимоотношения мамы и дочери». Мы всегда договариваемся на месте, кто за что готов браться. Все должно быть по любви, потому что только так получается хорошо. Если у кого-то из нас возникают триггеры, мы человека от такой темы отстраняем. Но наша платформа в принципе существует, чтобы поднимать самые неудобные, стыдные темы, которые многих пугают. Впереди нас ждут разговоры про суицид, приемное родительство. И это только начало.
Автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная» Катя Кулиничева и Дмитрий Егоров, главный редактор журнала «К.Е.Д» и первый главред российского Sneaker Freaker, утверждают, что завели подкаст, чтобы говорить про кроссовки. Но конечно же, на деле список тем для обсуждения у них гораздо более широкий. То ли кроссовки столько значат в сегодняшнем мире (что правда), то ли ведущие за годы погружения в тему научились сводить к ним примерно любой разговор (что тоже правда), — в любом случае слушать их приятно, даже если к кроссовкам вы в целом равнодушны.
6.
«Шелест шнурков»
Катя Кулиничева
и Дмитрий Егоров
Дима:
Подкаст начался с того, что Катя рассказала в Facebook, как участвовала в другом подкасте, где пела. Я не слышал, как Катя поет, а услышать хотелось. Желательно вживую. Поэтому и предложил ей вместе делать подкаст про кроссовки. В том, что касается подготовки, я думаю, что исполняю роль такого «Майора Вихря», стремительным домкратом предлагающего безумные идеи, из которых Катя с усердием и скрупулезностью профессионального золотоискателя и редактора вычленяет жизнеспособное, интересное и важное. Именно на ней держится формальная и техническая часть подкаста — сведение, залив в сеть и многое другое. Я же больше по художественному оформлению, по дополнительным активностям и прочей имитации бурной трудовой деятельности.
Во время самого подкаста Катя — это кладезь информации, различных академических отсылок и цитат, а также голос разума. Ну и солист во время песен. Я же — балагур со стажем, слегка разбавляющий шутки полезной информацией, экспрессивными сентенциями и репликами из разряда «улицы шепчут». Если сравнивать нас с группой Public Enemy, то Катя, несомненно, Chuck D, а я — Flavor Flav. А еще Катя против моих неполиткорректных шуток, и потому их градус крайне низок в нашем подкасте. Не нулевой, но близко.
Мне запомнился наш 25-й выпуск, первый громкий юбилей, который мы решили записать в очереди за новыми первыми «джорданами» в Бостоне, перед магазином Concepts, где мы стояли три дня и три ночи. Была суровая промозглая массачусетская зима, и мы оборудовали мини-студию прямо в палатке, откуда и записывали выпуск. Спальные мешки, кстати, отличная звукоизоляция. Приятно, что Эрих Краузе, основатель магазина, согласился прийти к нам в палатку и ответить на пару вопросов, ну и кульминацией послужила перестрелка из автоматического оружия между людьми из очереди и пытавшимися вклиниться в нее местными ребятами. Одна из автоматных очередей прошила нашу палатку. Если б мы не залегли тогда на пол, не знаю, что бы с нами было. Одной пулей Кате пробило ноут, а две застряли в микрофоне. Мы их вытащили и до сих пор носим в качестве сувенира на цепочке на шее. Сейчас это даже смешно вспоминать, а тогда мы очень испугались.
Если мечтать — то, наверное, было бы интересно устроить такие кроссовочные «Пусть говорят» между братьями Дасслер или между Кихаширо Онитсукой и Филом Найтом. Пообщаться с Боббито Гарсией и спросить, как сейчас относится к кроссовкам человек, чья статья послужила первым камнем в фундаменте современного кроссовочного безумия. Было бы здорово собрать круглый стол из владельцев независимых кроссовочных магазинов, чьи некогда легендарные точки стали сетями, порассуждать с ними о деньгах и о душе. Было бы интересно откровенно поговорить с любым из крупных кроссовочных дизайнеров, чтоб они честно рассказали о работе. Но это из области фантастики, конечно.
Катя:
По идее у нас, исходя из биографий каждого, напрашивается такое распределение ролей: я зануда-историк, а Дима — знаток и шутник. Но на деле мы оба саркастично каламбурим. И на самом деле Дима по-прежнему чаще поет — у него лучше получается.
У нас подкаст нарративный, и мы не делаем интервью. Но если бы у меня была машина времени, я бы позвала, например, Хорста Дасслера, сына Ади Дасслера и человека, чье бизнес-рвение во многом определило, каким стал бизнес спортивных товаров и вообще спортивный бизнес во второй половине XX века. И поговорила бы с ним об этом. Жаль, его давно нет в живых. Из тех, кого на самом деле можно позвать, я бы выбрала коллег-историков Томаса Тернера и Элизабет Семмельхак. И поговорила бы с ними о нелегкой, но веселой доле исследователя кроссовок. И дизайнера Тинкера Хэтфилда. Он давно человек-легенда и сам себе памятник, но, насколько я могу судить, по-прежнему дает вполне живые интервью. Жутко хочется на него живьем посмотреть.
Вообще я очень хочу сделать выпуск о том, как устроен бизнес нишевых кроссовочных магазинов. Со стороны кажется, что это бизнес мечты, интернет полон таких историй успеха, но на деле там много подводных камней, и на каждый успех есть проекты, которые не взлетели или не прожили долго. Запретных тем, кроме откровенной рекламы, лишенной всякого креативного подхода, мне пока в голову не приходит.
«Саня и Соня», как представляются ведущие в начале каждого выпуска — это основательница и креативный директор проекта Coopywriters Александра Стародубцева и заместительница коммерческого директора Sports.ru Соня Шевелева. Вместе они ведут подкаст о женщинах в мире стендапа и их шутках, здорово балансируя между образовательной миссией и аналитикой. С одной стороны, всегда дают контекст и рассказывают основные факты о любимых артистках, их карьере и главных темах, вставляют цитаты с шутками из шоу. С другой — обсуждая эти шутки, нередко в пылу веселья увлекаются вполне серьезными разговорами про то, что вообще в современном мире можно, а что нельзя. И почему так. И смешно ли это. Короче — все, как и должно быть в хорошем стендапе.
7.
«Она тоже шутит»
Саня Стародубцева
и Соня Шевелева
Саня:
Мы не первый год любим посмотреть хорошего стендапа. И сами пошутить. Это не только смешно, но и познавательно: стендап штука остросоциальная. В рамках программы «Больше дела, меньше слов» мы решили превратить наше увлечение в какой-то продукт. И придумали подкаст про женский стендап. Все еще думаем, что идея гениальна и мы скоро захватим мир.
Мне кажется, мы полноценные соавторы. Мы в целом занимались подкастом в заранее выделенное и забронированное время вдвоем, рука об руку, поэтому в итоге почти все делали вдвоем. Ну вот таймкоды по очереди составляем.
Мы сейчас очень много говорим на темы, на которые раньше не стали бы говорить. Так что, мне кажется, мы постепенно идем к полной свободе. Гостей мы пока не звали, хотя уже начали об этом думать. Впереди второй сезон, и, возможно, мы поменяем формат. Как минимум попробуем. А вообще было бы, конечно, невероятно круто однажды поговорить с Эллен Дедженерес.
Соня:
Мы стараемся не задевать наших близких. Не рассказывать какие-то компрометирующие истории. Но стендап хорош тем, что говорить и шутить можно обо всем: нет запрещенного. Так что наш главный критерий: смешно или нет. Любая наша героиня в качестве гостя — несбыточная мечта. Реалистичнее было бы завлечь кого-то из индустрии в России. Я была бы рада пригласить к нам Иру Мягкову или Веру Котельникову, да вообще любую, кхм, стендаперку. Мы следим за ними очень внимательно.
*Признан иноагентом