Сидячие места
Одни из наших любимых современных российских дизайнеров Эдуард Еремчук и Катя Пятицкая, основатели бюро EDXXKAT, чьи работы мы недавно видели в ММОМА на выставке галереи SAMPLE и которые успели поработать с Tiffany & Co., Loro Piana, Michael Kors и поучаствовать в оформлении афтепати, организованной Gucci после Met Gala, запускают интернет-магазин с дизайнерскими предметами интерьера. И в честь этого выпускают мини-дроп — мыло, выполненное в виде их самого знаменитого стула AlienChair. The Blueprint, глядя на Alien — и мыло, и оригинал, — решил рассказать, почему стулья — это не просто предмет интерьера, и составил краткую историю ХХ века в его важнейших стульях.
СИМВОЛ БАУХАУЗА (И ВЕЛОСИПЕД В АНАМНЕЗЕ)
«ВАСИЛИЙ» МАРСЕЛЯ БРЕЙЕРА
Стул, ставший олицетворением Баухауса, Брейер придумал в 1925 году, когда возглавил мебельную мастерскую своей альма-матер. Главным источником вдохновения послужил велосипедный каркас из трубчатой стали. Согласно апокрифу стул был назван в честь товарища выпускников Баухауса Василия Кандинского, история оказалась враньем — кресло модели B3 получило название «Василий» только в 1960-х, но легенда все равно красивая.
Новая монархия
Barcelona
Миса ван дер Роэ
В 1929 году на Международной выставке в Барселоне глава немецкого павильона Мис ван дер Роэ должен был представлять дух «новой Германии», без страха глядящей в будущее. Чем все это закончилось, мы знаем, но для выставки Мис ван дер Роэ сконструировал свой шедевр — Barcelona — модернистский вариант трона, который появился на свет после того, как Роэ было сказано, что павильон Германии собирается посетить испанский король Альфонсо XIII. Кресло очень любят использовать в кино — если надо показать властного персонажа (такие стояли у М в «Джеймсе Бонде»).
Триумф индустриальной революции
«А» Ксавье Пошара
27-летний работник семейной кровельной мастерской Ксавье Пошар в 1907 году начал эксперименты по созданию нового способа защиты металла от коррозии и ржавчины. Тестируя различные варианты покрытия, он не только нашел решение, но и открыл собственное производство изделий из нержавеющей стали. «А» был создан в 1934 году, а на Пошара до сих пор молятся все владельцы уличных кафе (его главные прижизненные клиенты) и хипстеры.
Еще один триумф демократии — стулья и кресла калифорнийского дуэта дизайнеров. Во время Второй мировой войны Имзы получили заказ от военно-морского флота США на изготовление шин и носилок из формованной фанеры — так началась история экспериментов Имзов с дешевыми материалами. После фанеры, из которой они после войны делали все, начиная с абстрактных скульптур и заканчивая детскими игрушками, они триумфально перешли к стекловолокну — так мир узнал о существовании дизайнерской мебели, предназначенной для любого покупателя (то есть — массмаркета).
Один из итогов Второй мировой
Eames Fiberglass Chair Чарльза и Рэй Имз
Национальный символ
B.K.F. Антонио Бонеты, Хуана Курчаны, Хорхе Феррари Хардои
B.K.F. — по первым буквам фамилий авторов. В 1938 году трое учеников Ле Корбюзье из Буэнос-Айреса придумали кресло, которое в последующие восемьдесят лет не скопировал только ленивый. В народе оно называется проще — сафари-кресло и кресло-бабочка. Среди первых поклонников B.K.F. — патрон Фрэнка Ллойда Райта Эдгар Кауфман-младший и все население Аргентины.
Некоторые плюсы колониального мышления
Wishbone Ханса Вегнера
Сейчас, конечно, такой трюк едва ли пройдет, но в далеких 1950-х выпускник Датской королевской академии изящных искусств и будущая легенда модернизма еще мог, увидев фотографию мебели китайской династии Мин, решить ее немного «улучшить». Wishbone — это бессмертный результат этого «улучшения» и эталонный образец скандинавского дизайна.
Социальный дизайн
Кресла для проекта «Чандигарх» Пьера Жаннере
Архитектор Пьер Жаннере — кузен и соратник Ле Корбюзье, певца функционализма и типовой застройки — один из своих самых знаменитых предметов придумал, как полагается, реализуя генеральный план нового города Чандигарх в Пенджабе. Созданная в 1952 году мебель, которая сейчас частично располагается в штабе Dior в Париже, — это самый что ни на есть госзаказ.
Сексуальная революция
Panton Вернера Пантона
Как мы уже поняли, ни одна веха в истории человечества, по крайней мере в ХХ веке, не обходилась без своего стула. Исключением не стала и сексуальная революция — за нее отвечает «самый сексуальный стул в истории» по версии Independent: Panton Вернера Пантона, первый стул, созданный из единого куска пластика. Это он, символ свингующего Лондона 1960-х, на нем в 1970-х сидела королева диско Аманда Лир на обложке Nova, а в 1990-х на обложке Vogue — обнаженная Кейт Мосс.
Пабло Пикассо, «Кресло», 1961
Скульптура
Одновременно и кресло, и скульптура кресла. Триумф кубизма и очередное подтверждение того, что Пикассо, конечно, никакой не бронзовый классик, а нормальный современный художник.
Энди Уорхол, «Электрический стул», 1962
Исследование медиа
Цикл «Смерть и катастрофа», куда входит «Электрический стул», Уорхол начал в 1962 году — она состояла из, как бы сейчас сказали, обработанных изображений с мест катастроф и убийств, опубликованных в СМИ. Уорхол, великий разоблачитель поп-культуры, таким образом проверял свою гипотезу о том, что многократное воспроизведение картин ужасных событий в конце концов лишает эти события всякого смысла.
Йозеф
Бойс, «Стул с жиром», 1964
Автопортрет
Стул, проверенный предмет для хорошего автопортрета (тут не даст соврать Ван Гог со «Стулом Винсента»), в ХХ веке продолжил использоваться по назначению — в конце концов, кто сидит на стуле, иногда важнее самого стула. «Стул с жиром», метафора человеческого тела, Бойсом был помещен в специальную витрину с контролем температуры, в котором естественно «таял» вплоть до 1985 года.
Джозеф Кошут,
«Один и три стула», 1965
Символ концептуального искусства
Программное произведение концептуального искусства — и максимально внятное. На его примере можно объяснять старшим родственникам, что такое совриск. Обычный стул (какой найдется в музее), фотография стула (обязательно используемого) и словарная статья о том, что такое стул. Кошут демонстрирует: контекст для концептуального искусства — это единственный необходимый элемент.
Манифест ресайклинга
Wiggle Side Chair Фрэнка Гери
Будущий лауреат Притцкеровской премии и один из столпов деконструктивизма в архитектуре в 1970-х ненадолго, но не на шутку увлекся дизайном. В 1972 году он решил, что пора бы прекратить делать мебель из пластика, и обратил внимание на картон — тем более что промышленные завалы этого материала образовались у его студии. Так появилась серия «Простые грани» — 60 слоев гофрокартона, скрепленных внутренними болтами. Сверху — облицовка из фанеры.
Тадаши Кавамата, «Займите свои места», 2013
Иллюстрация экологической катастрофы
В списке великих предметов дизайна нельзя обойтись без работ Каваматы: найденные на помойках стулья — один из его любимых материалов (для «Займите свои места» потребовалось около тысячи). Работа — очередная глава в долгом разговоре художника о том, что человечеству, возможно, надо поменьше выбрасывать. Плюс любимый образ гнезда.
Век референсов
Masters Филиппа Старка
В новое тысячелетие человечество вступило под знаменами постмодернизма. Без цитирования и километрового списка референсов не обходится ни один уважающий себя художник — и им всем нужно на чем-то сидеть. Masters короля современного промышленного дизайна Филиппа Старка для этого подходит идеально. Старк взял три культовых стула великих дизайнеров: стул 7 Series Арне Якобсена, стул Eiffel Чарльза Имза и стул Tulip Ээро Сааринена, и вуаля — готово что-то «новое».