Стиль в фильме:
«Сто дней после детства»
ТЕКСТ: Катя Фисенко
Первая любовь, настоящая поэзия, белые платья и ромашки в ностальгическом кино о советском детстве, взявшем «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале в 1975 году.
«Сто дней после детства» — четвертый фильм Сергея Соловьева, снятый в начале 1970-х. Одну из главных ролей исполнила муза и будущая жена режиссера — Татьяна Друбич. Обыкновенная, казалось бы, история про пионерское детство советских школьников стала признанным на мировом уровне шедевром: фильм взял несколько международных наград, в том числе «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинале 1975 года.
У восьмиклассников-пионеров есть ровно сто дней между детством и стремительно наступающей юностью. Приехав в летний лагерь на каникулы, они впервые сталкиваются с подлинной красотой природы, любви и искусства. Скульптор-вожатый Сережа знакомит пионеров с Лермонтовым и Моной Лизой, вдохновляет их рассуждать о том, что есть душа и настоящая любовь. Он слегка побаивается детей, а потому видит в них только думающих, чувствующих взрослых, способных понять и сыграть «Маскарад».
Действие фильма проходит на территории старинной дворянской усадьбы, на лето превратившейся в пионерский лагерь «Лесной остров». Ее интерьеры подчеркнуто театральны, что и вдохновляет героев поставить здесь пьесу: в кабинете местной медсестры огромные колонны, сцена расписана художником таинственного происхождения, во дворе открытый кинотеатр, огоньки и пианино, везде полевые цветы в изящных вазах, белые занавески развеваются на ветру — поэтичнее места и быть не может.
Художником по костюмам в фильме выступила Людмила Кусакова — обладательница многочисленных наград, работавшая над «Покровскими воротами», «Городом Зеро» и «Обыкновенным чудом».
Фильм отдает дань советской моде 1970-х: герои носят кеды различных цветов, девушки — короткие платья, парни — светлые джинсы. Много клетчатых и цветочных принтов, объемных фасонов и крупной вязки. Герои часто надевают белое: мальчики и скульптор-вожатый Сережа — пионерские рубашки, Соня Загремухина — футболки и трогательное платье с рукавами-воланами, Лена Ерголина — полупрозрачную блузку с рюшами, а главная по лагерю Ксения Львовна — кружевные шляпки и рубашки с вышивкой на манжетах. Кружево, кстати, любит не только она, но и все девочки и женщины, появляющиеся в фильме. Парни носят рубашки разных цветов: розовые, охристые, голубые в клетку, почти всегда надевают подтяжки, а сверху — жилет или пиджак (размером чуть больше нужного). Царит обилие головных уборов: шляпы, козырьки и, конечно, венки из полевых цветов, которые дополняют длинные девичьи косы. Сцена театрального выступления и вовсе образец современной моды, прямо в духе последней круизной коллекции Gucci: на Лене лазурное платье в пол с огромными рукавами-фонариками, а на Мите — бархатный коричневый костюм и шелковый платок-бабочка.
После просмотра фильма хочется немедленно уехать в деревню и отыскать такое же легкое платье — чтобы непременно с кружевом, рюшами, воланами и в цветочек. Или кремовую блузку и шляпку, как у Ксении Львовны, или милые розовые платья-трапеции, как у поющих дуэтом маленьких школьниц. И не забыть про вязаные кардиганы, жилетки и свитера — чтобы, когда стемнеет, сидеть у воды и не бояться замерзнуть.