Памяти Эннио Морриконе
6 июля в Риме умер Эннио Морриконе — пожалуй, самый популярный итальянский композитор прошлого и нынешнего веков. Ему был 91 год, по сообщениям прессы, он умер от последствий травмы, полученной при падении. По просьбе The Blueprint музыкальный критик Олег Соболев составил плей-лист знаковых треков Морриконе и напомнил, чем он так велик.
Эннио Морриконе сделал столько, что хватило бы на несколько жизней. Современник композиторов-авангардистов Лучано Берио и Луиджи Ноно, он и сам был не чужд сочинению выразительной сложной академической музыки, всю жизнь не прекращая писать для камерных ансамблей и оркестра. Талантливый мелодист и аранжировщик, Морриконе — автор нескольких десятков хитов итальянской эстрады, а еще — песен для Франсуазы Арди и Pet Shop Boys. Способный дирижер, последние лет пятнадцать своей жизни Морриконе посвятил главным образом путешествиям по миру с оркестром, который под его руководством блестяще исполнял величайшие сочинения маэстро. Но прежде всего Морриконе — это музыка для кинофильмов.
Спагетти-вестерны Серджо Леоне. Махровые итальянские джалло. Средиземноморские детективы с Бельмондо или Габеном. Хорроры с элементами сексплуатейшена и сексплуатейшен с элементами хоррора. В 1960-х и 1970-х Морриконе не чурался любого жанра и любой работы — и музыкой к часто третьеразрядным фильмам менял сам смысл понятия «саундтрек». При помощи студийных хитростей он заставлял звучать скудные наборы инструментов как оркестры — и извлекал из этих оркестров музыку, без которой невозможно представить картинку, которой она аккомпанирует. К 1980-м Морриконе дорос до Голливуда, стал писать уже для оркестров настоящих, продолжая брать на себя десятки заказов каждый год, — но никогда при этом не разменивался на поточное производство. Каждый саундтрек Морриконе — это больше, чем музыкальное сопровождение к кино. Это то, без чего кино невозможно себе представить.