Blueprint
T

Клан сопрано

ФОТО:
ИВАН ОЗЕРОВ

Всю осень участники III Молодежной программы оперных артистов «Геликон-оперы» под руководством звезд театра участвовали в мастер-классах и теперь дебютировали на его сцене: кто в «Турандот», кто в «Тоске», а кто и в «Волшебной флейте». Имена будущих Нетребко и Хворостовских лучше всего запомнить прямо сейчас, пока билеты на спектакли с их участием еще не стоят целое состояние. Редактор отдела культуры The Blueprint Иван Чекалов поговорил с певцами об их любимых партиях, работе в «Геликоне» и арии мечты.

Александра Быкова

Окончив музыкальную школу по классу фортепиано, Александра решила, что «никогда не подойдет к инструменту ближе чем на метр». И оказалось, что для оперы это самое оптимальное расстояние. «Я выпустилась из Московской консерватории в 2022 году, — рассказывает Александра, — и меня сразу взяли в проект OperaLab, где ставили “Похождения повесы” Стравинского. На постановку было отведено полтора месяца. Я пела Бабу-турчанку, и мой дебют случился на камерной сцене Большого театра им. Покровского».


«От Молодежной программы я жду работы и опыта, — говорит Быкова. — Новых смыслов, выходов на сцену и большей сценической свободы». В «Геликоне» она будет петь Дуняшу из «Царской невесты» Римского-Корсакова. И в ответ на вопрос «Если бы вам всю жизнь нужно было петь исключительно репертуар одного композитора, кто бы это был?» она называет именно его: «Одна Любаша из “Царской невесты” чего стоит. Сколько там можно рассказать о жизни, любви и боли. А Кащеевна из “Кащея Бессмертного” вообще русская Валькирия — папина дочка, погибающая из-за любви. Там столько можно придумать!».


Впрочем, желанных партий на свете очень много — и Кармен, «сильная эгоистичная женщина», в конце оказывающаяся «ранимой, будто животное, загнанное в угол», и Графиня в «Пиковой даме», и Полина оттуда же... В общем, планов у Александры много: чуть подумав, она добавляет: «А как без зарубежного репертуара? Нет, мне без Азучены с Ульрикой (персонажи опер “Трубадур” и “Бал-маскарад” соответственно. — Прим. The Blueprint) никак. Так что не могу ответить на этот вопрос!».


Кирилл Попов

Кирилл Попов, студент вокального факультета Московской консерватории, родился в Мичуринске и начал петь благодаря бабушке — та напевала ему что-то в младенчестве, а Кирилл стал повторять. Впоследствии Попов исполнит множество партий: Данте во «Франческе да Римини» Сергея Рахманинова, боярина Матуту в «Псковитянке» Римского-Корсакова. А самым ярким проектом для артиста стала «...поездка в Южную Америку с безумно талантливым, чутким пианистом Иваном Кощеевым. За две недели гастролей мы побывали в Колумбии, Перу и Гватемале».


Мечта Кирилла — выступить в роли Натаниэля в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, а еще спеть партии министра Понга в «Турандот» Пуччини и Платона Зубова в тухмановской «Царице». При этом наиболее подходящая роль для артиста, по его собственному мнению, — это Альфред из «Травиаты»: «...главный герой молод, пылок и влюбчив», как и, предполагаем, сам Попов. «Сейчас я в том возрасте, — признается Кирилл, — когда надо определиться с репертуаром и четким знанием своего голоса — он на протяжении жизни меняется, а певцу надо быть отзывчивым». Хотя следовать за голосом хочется не всегда — артист любит отыскивать необычные партии.



Егор Федоров

Кто-то начинает петь из-за бабушки, а кто-то благодаря Дмитрию Хворостовскому, как Егор Федоров: когда ему было десять лет, родители оставили на столе мальчика диск с романсами в исполнении оперного певца. Реакция Федорова была емка и эмоциональна: «Вот здорово!». После окончания школы Егор поступил во ВГИК и только во время пандемии коронавируса «стал постепенно вливаться в “оперную тусовку”», которая и привела его к постановкам «Геликон-оперы». Все как на подбор: дебютная роль Соловья Разбойника в «Стране забытых сказок» (пришлось учиться свистеть), Жрец в «Волшебной флейте» (костюм героя Федоров называет облачением Тони Старка), миманс в «Турандот» («...отправил маме фото с накладной бородой и нарисованными морщинами. Родная мать не узнала»).


От участия в Молодежной программе Егор ожидает в первую очередь самосовершенствования: «Если хочешь научиться играть в шахматы, выбирай более сильного противника», — делится мудростью певец. По его мнению, надо уметь побеждать во что бы то ни стало. «Не подумайте, что я имею в виду драки, — тут же оговаривается Егор, — драться здесь не принято». Но рядом с опытными коллегами — дирижерами и концертмейстерами — вполне можно стать чуточку сильнее. Особенно если самой подходящей для себя партией ты считаешь арию маскулинного Соловья Разбойника: «Хотя, по правде сказать, в жизни я совсем не брутален», — скромно добавляет певец.




Даниил Санитар

Уроженец города Николаева, Даниил Санитар «в музыку, можно сказать, не пришел, а родился в ней» — с пяти лет пел в детских студиях, поступил в музыкальное училище, затем поучаствовал в создании первого в России Передвижного театра оперы. В «Геликоне» Санитар дебютирует в «Сказках Гофмана» — Кирилл Попов мечтает сыграть там Натаниэля, а Даниил исполнит арии хозяина кабачка Лютера и советника Креспеля. Хотя милее ему другое: «По голосу и темпераменту мне больше всего подходит роль графа Томского из “Пиковой дамы”». А самое большое впечатление на Санитара произвело выступление его педагога Марины Карпеченко в «Турандот»: «Марина Львовна создала невероятный образ принцессы Турандот, который леденит душу и взороприковывает».


При этом любимый композитор у певца неожиданный. «Я обожаю и понимаю Моцарта, — утверждает Санитар, — восхищаюсь Верди и трепещу перед Чайковским. Но если нужно выбрать одного, то это Гаэтано Доницетти — за его понимание баритоновой психофизики и разнообразие ролей: от веселого вояки Белькоре из “Любовного напитка” до величественного Герцога Ноттингемского из “Роберто Девере”».





Даниил Гаркунов

Даниил Гаркунов попал в оперу благодаря отцу. Тот, «услышав, как трехлетний мальчик подпевает магнитофону, решил отдать его в детскую школу искусств». Сегодня Даниил уже исполнил в рамках Молодежной программы «Геликона» арию принца Тамино из «Волшебной флейты» — одну из самых желанных и нежных певческих партий в главном театральном хите Моцарта. Сам Даниил считает, что по темпераменту мало какая роль могла бы подойти ему лучше. Однако тут же отмечает, что создать убедительный образ «чистого, благородного, в чем-то наивного принца» на сцене было непросто. Одну из главных сложностей оперного искусства Даниил видит в создании разноплановых образов, для которых необходима как отточенная актерская игра, так и уникальная стилистика исполнения.


Фанат киноопер (его любимая постановка — «Пиковая дама» 1960-го), поклонник творчества Свиридова (в нем, по выражению Гаркунова, сочетаются «камерность и простор»), Даниил пришел в театр ради «искусства, душевного удовольствия и счастья» — именно того, чего нам не хватает в жизни.






Александр Дуболазов

«Я пока еще молодой бас, — признается Александр Дуболазов, — мне по душе не всегда главные, но яркие и запоминающиеся партии. Как, например, моя первая в “Геликон-опере” — Ризничий из “Тоски” Джакомо Пуччини». Александр, ярый поклонник итальянской оперы, окончивший престижные Музыкальную академию Гнесиных и Центр оперного пения Вишневской, на вопрос о любимом композиторе отвечает так: «Джузеппе Верди — это пик мастерства, симбиоз насыщенного драматизма роли и красоты музыкального полотна. Важно и то, что его музыку очень удобно исполнять».


Сочетать яркий драматизм с музыкальностью Александру приходилось не раз: и на сцене «Геликона», и в работе над предыдущими проектами. Одним из них была «Операкция» под управлением режиссера Ивана Поповски — совместно с выпускниками ГИТИСа участники совмещали драматический и музыкальный театр в постановках классических опер.


По словам Александра, «не секрет, что почти все артисты из Молодежной программы не совсем новички в оперном искусстве. Так же и со мной». Однако от стажировки Александр планирует взять по максимуму: «Для любого оперного певца “Геликон” — это кладезь бесценного опыта, ресурсов, событий. За время своего обучения я хотел бы впитать как можно больше информации и поучаствовать в максимально большом количестве спектаклей. <...> Я хотел бы стать полноценным, а главное, достойным членом этой семьи!»







Наталья Чернова

Для Натальи Черновой театр — это место силы, где артисту дана уникальная возможность проживать множество жизней: «В один день ты — царица, в другой — швея, цыганка, слепая принцесса или пушкинская барышня. И каждая из этих героинь со временем становится близка тебе по-своему».


Наталья убеждена, что оперный артист — это многогранная личность, и в выборе потенциального репертуара не ограничивает себя одним жанром: ей было бы интересно исполнить и заглавную партию в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена», которая, по ее словам, «не уступает ни одной классической опере», и глубже погрузиться в творчество классических итальянских композиторов: «Веризм (итальянский стиль в искусстве конца XIX — начале XX века, концентрирующийся на социально-бытовых проблемах. — Прим. The Blueprint) привлекает меня открытостью чувства, полнотой красок. Мечтаю исполнить партии в операх Джузеппе Верди, Пуччини». А дебютом в качестве стажера Молодежной программы для Натальи стала партия Папагены в «Волшебной флейте».


О своих впечатлениях от начала работы в «Геликон-опере» Наталья говорит так: «Сравнивая себя прошлую с нынешней, видишь результаты проделанной работы. Стажировка подарила мне возможность развиваться, учиться новому... Для молодого артиста я не могу представить места лучше».








Юлия Ситникова

Время от времени у Юлии Ситниковой возникают сомнения в профессии. «Но я не променяю ее ни на что, — утверждает певица. — Опера — это уникальный синтез музыки, психологического театра, эмоций и истории. Это 5D».


Своим кредо Юлия Ситникова называет «мастерство, опыт и осознанность». По ее словам, в мире сверхбыстрых скоростей, где театры поднимают стандарты качества год от года, очень сложно не потерять голос и индивидуальность. «Я считаю, — говорит Юлия, — что твой основной конкурент — это всегда ты сам... Такое ощущение, что в молодости человек должен успеть гораздо больше, чем наш ровесник, скажем, тридцать лет назад».


Избегая погони за яркими ролями и сложными партиями, Юлия тем не менее успела поработать в нескольких больших проектах: полтора сезона пела в стремительно набирающем силу Нижегородском театре оперы и балета (Ярославна в «Князе Игоре», Кума в «Чародейке»), а также была участницей проекта OperaCall от фонда ArsLonga Ивана Рудина (Сента в «Летучем голландце»). Партиями мечты Юлия называет роли из далеко не самых очевидных опер «Диалоги кармелиток» французского композитора Франсиса Пуленка и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.


«На любой спектакль, — признается Юлия, — драматический или музыкальный, я иду как обычный зритель, чтобы получить эмоции. В “Геликоне” я особенно ценю то, что вокальная техника в этом театре — инструмент. В технике могут что-то простить, но равнодушия на сцене не допустят».









{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}