Blueprint
T

Клип недели: Bedtime Story Мадонны

Текст:
мария чекалина

В день рождения Мадонны изучаем живопись и кино по видеоклипу Bedtime Story.

Bedtime Story («Сказка на ночь») — заглавная песня Мадонны из ее альбома 1994 года Bedtime Stories. Создание самой песни необычно уже тем, что написана она в сотрудничестве с Бьорк

madonna • BEDTIME STORY 

madonna • BEDTIME STORY 

MADONNA • BEDTIME STORY 

Снять клип Bedtime Story  Мадонна пригласила режиссера Марка Романека, увидев его работу для Nine Inch Nails «Closer». Подготовка и утверждение концепции заняли несколько месяцев, после чего видео сняли за шесть дней на студии Universal. На тот момент видеоклип позиционировался как самый дорогой — бюджет составил 5 миллионов долларов.

Bedtime Story в переводе с английского означает «сказка на ночь», поэтому видеоряд должен был отражать мир сновидений или отсылать к бессознательному, к ирреальным образам. За визуальными референсами певица обратилась, в первую очередь, к художницам-сюрреалистам: Ремедиос Варо, Фриде Кало, Леонор Фини. Также Мадонну волновал вопрос жизни и смерти и место сновидений между этими двумя понятиями. И здесь, конечно, не обошлось без влияния католического образования певицы, клип буквально напичкан религиозной символикой (яблоко, октаграмма, куб Метатрона, дервиши). Но мы остановимся только на параллелях с живописью и кино.

мадонна 

и миньоны

В 1998 году в интервью журналу Aperture Мадонна рассказала историю своего увлечения искусством: «Мой интерес (к искусству) появился еще в детстве, так как несколько членов моей семьи рисовали, и благодаря им я познакомилась с живописью. Потом я часто бывала в Детройтском институте искусств (Мадонна выросла в Детройте. — Прим. ред.), где прониклась творчеством Диего Риверы, а впоследствии Фриды Кало. И к тому же, если ты ходишь в католические церкви, там повсюду искусство, только ты познаешь его с религиозной точки зрения. А во времена, когда я работала танцором в Нью-Йорке, я была настолько бедной, что музеи с бесплатным входом были единственной доступной формой развлечения для меня».

Кино

В видео очень много прямых отсылок к фильму советского режиссера Сергея Параджанова «Цвет граната». Кинопритча 1968 года рассказывает о духовном мире армянского поэта и музыканта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках. История его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу передана в визуальных метафорических образах.

Кадры из фильма Сергея Параджанова «Цвет граната»

Также в клипе можно заметить аллюзию на сцены фильмов Андрея Тарковского «Сталкер» (девочка, двигающая стакан силой взгляда) и «Ностальгия» (голуби, вылетающие из статуи Девы Марии).

Кадры из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» 

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Ностальгия»

Живопись

Картины, к которым отсылает Bedtime Story, можно объединить в мини-выставку под названием «Сюрреализм, концептуализм и феминизм».

«Обнаженный мужчина, вид сзади», 1992, Люсьен Фрейд.

Хоть британский художник и не сюрреалист, а экспрессионист, воссоздание его картины легко объясняется тем фактом, что Люсьен является внуком самого известного в психологии специалиста по снам и бессознательному — Зигмунда Фрейда

«Дружба», 1958, Леонор Фини.

«Край света», 1949, Леонор Фини.

«Павлины из Чен», 1971, Леонора Каррингтон.

Дженни Хольцер.

Работы американской художницы-концептуалиста Дженни Хольцер перекликаются с кадром строчек песни, написанных под водой. Хольцер известна световыми проекциями текстов на ландшафтные и архитектурные объекты.

«Создание птиц», 1958, Ремедиос Варо.

«Возлюбленные», 1963, Ремедиос Варо

«Родиться снова», 1960, Ремедиос Варо.

Об этой картине испанской художницы напоминает сцена, где на Мадонну смотрит сверху дервиш, стоя будто у края некоего колодца, а в воде в ее руках отражается луна.

 «Зов», 1961, Ремедиос Варо.

«Красный призрак», 1984, Леонор Фини

Bedtime Story — единственный клип Мадонны, который до телеэфира шел в прокате (8 дней) в избранных кинотеатрах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго. Впоследствии клип выставлялся и до сих пор хранится в Музее современного искусства Нью-Йорка (MoMa) и Школе визуального искусства Нью-Йорка.



«Диего и я», 1949, Фрида Кало.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}