Клип
Марии Теряевой SØS
17 апреля у Марии Теряевой выходит второй сольный альбом Conservatory of Flowers («Консерватория цветов»). За пару недель до релиза Мария представила клип на композицию SØS — и рассказала The Blueprint, откуда в нем взялся настоящий ученый и чем наша жизнь похожа на фантастику.
Бывшая гитаристка московской группы «Наадя» и основательница инди-группы «Дуб и просто дерево» Мария Теряева последние несколько лет экспериментирует с редким модульным синтезатором Buchla, а результаты выпускает под собственным именем — Maria Teriaeva. В 2017 году у нее вышел дебютный альбом Focus, а в середине апреля 2020-го появится вторая пластинка, частично записанная в загородном доме, в разгар прошлого лета. Кроме Марии и ее синтезатора на пластинке звучат и самые живые инструменты: виолончель, труба, флейта, и даже голос. «Это тепло, умиротворение, природа, сдобная булочка, свежий воздух, жаркое солнце, мамин уют. Это пикник в лесу или поездка на дачу для городского жителя», — описывает альбом сама Мария. А это то, чего нам всем сейчас так не хватает.
В первом клипе с альбома, впрочем, нет ни булочек, ни полей, ни лесов. Действие происходит в научной лаборатории (спойлер: самой настоящей), где ученый фиксирует загадочные аномалии. Научного сотрудника сыграл ведущий инженер Управления научной и инновационной деятельности МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Юрьевич Сотский — который, как объясняет сама Мария, «публикует работы в Acta Astronautica и знает, что делать, если на Землю полетит мусорный ком».
Сам Сотский считает, что героический образ ученого лучше всего показан в советских драмах «о патриотическом труде ученых и изобретателей» — «Девять дней одного года» и «Все остается людям». О своей профессии он говорит с гордостью, но без драматизма: «Работа ученых, конечно, командная. Нужен лидер — творец — и поддерживающие его профессионалы. О нашей работе говорят результаты: полет „Бурана“, например, атомоходы на Северном морском пути, первые лазеры, первый спутник и космонавт». В клипе Теряевой, по словам Сотского, он поддерживал задумку режиссера «в силу своих возможностей», то есть был самим собой — изображал любознательного исследователя.
The Blueprint расспросил Марию, как снимали видео, откуда взялся именно этот сюжет и не думала ли она записать саундтрек к полнометражному фантастическому фильму.
Мария Теряева:
«Этот трек был готов одним из первых на альбоме, в нем я пошла по пути кропотливого сбора каждого отдельного звука, что не самый простой и логичный путь для инструмента buchla, поэтому это заняло у меня не меньше года точно. Мне важны детали, перфекционизм в работе. Мой музыкальный процесс часто похож на исследование, какие-то поиски. Что, мне кажется, пересекается с работой ученых.
Конечно, ученые в России недооценены, как и многое другое, но мы специально образ не создавали. Как и везде в мире, людей с горящими глазами видно издалека, и они есть в любой профессии. Михаил Юрьевич — папа моей близкой подруги, он, кажется, умеет и успевает вообще все: писать научные статьи и ездить с ними на конференции по всему миру, кататься на горных лыжах, путешествовать, играть на нескольких музыкальных инструментах, заниматься внуками, ходить на работу. Он фанат своего дела, вне времени, вне обстоятельств. Поэтому мы не сомневались, что эта авантюра — снять его работу и лабораторию — придется ему по душе. Оказалось, что не только ему: во время съемок в лабораторию заходили коллеги Михаила Юрьевича, и ни у кого происходящее не вызывало возражений, только любопытство. Нам даже показали альбом со старыми фотографиями кафедры и всячески помогали с реквизитом.
Арабек (Давудов, режиссер и оператор, основатель студии superbasic.tv — прим. The Blueprint) очень хотел, чтобы в клипе присутствовало какое-то слово. И этим словом еще на момент съемок клипа стало uncertainty — «неопределенность» — в модулях синтезатора есть такой режим. Это оказалось словом нашего времени.
Прямо сегодня наша жизнь — научно-фантастический фильм. И думаю, мой альбом как раз может быть к ней саундтреком. В музыке альбома есть пространство для размышлений, вдохновение и любопытство, затишье и мощные прорывы — это все нам сейчас очень понадобится. Куда нас это приведет? Ответов нет ни у кого, только ясно, что мы застряли в системах, которые больше не работают. Люди, которые могут создать вакцину, важны как никогда. Но также важны и коллективные действия, вне зависимости от профессий людей. Теперь мы все, коллективно, должны менять мир к лучшему, кто-то один нас не спасет».