Музыкальные события февраля
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Возрадуйтесь, о меломаны и меломанки, ибо пришел февраль и принес с собой видимо-невидимо новой музыки — Франсис Пуленк в ДК «Рассвет», Пауль Хиндемит в Доме Радио для любителей высокого штиля, концерты Zoloto, новый релиз Сэма Фендера для трудового пролетариата и день рождения Олега Гаркуши для всех-всех-всех.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
февраль
Концерты
«Вежливый отказ»
IV мультимедийный фестиваль «Биомеханика»
«Франсис Пуленк. Человеческий голос»
«Деревянные киты»
Энох Арден. Рихард Штраус, Виктор Рыжаков, Сергей Каспров
«АукцЫон»
«АукцЫон»
Концерт солистов musicAeterna. Nevsky Wind Quintet: Нильсен, Берио, Хиндемит
Zoloto
Альбомы
Sharon Van Etten & the Attachment Theory
Squid, Cowards
Сэм Фендер, People Watching
Lisa, Alter Ego
КОНЦЕРТЫ
IV мультимедийный фестиваль «Биомеханика»
28.01 – 20.02
Москва
Фестиваль электроакустической и мультимедийной музыки «Биомеханика» начинался как серия авторских концертов композиторов Николая Попова и Александра Хубеева — в 2022-м, став лауреатом «Московской Арт Премии», он превратился в площадку международных премьер. Фестиваль открылся в Рахманиновском зале консерватории, где прозвучали пьесы Мальте Гизена, Янниса Кириакидеса, Бригитты Мунтендорф для ударных инструментов, роялей, электроники и видео. 3 февраля в арт-пространстве «Артемьев» Алексей Сысоев представил свое новое сочинение Present Continuous. Дальше — больше: 12-го числа в ДК «Рассвет» пройдет концерт «Аудиографика» (параллельно с исполнением «Манускрипта» Хубеева на экране будет транслироваться live-партитура, а сочинения Симона Лёфлера и Игоря С Силвы будут сопровождаться световыми эффектами), 16-го в «Артемьеве» пройдет презентация пьес Дианы Со, Леонида Зволинского, Олега Гудачева в исполнении флейтистки Марии Корякиной. А завершится «Биомеханика» в Новой Опере — команда Центра электроакустической музыки исполнит балет Стравинского «Свадебка»; на сцене будут не только музыканты, но и дисклавиры — фортепиано, играющие без человека.
«Франсис Пуленк. Человеческий голос»
08 – 09.02
![](/upload/33929/vms/e66b33ff83260d490cab4f7a66bf9da1_small.png)
«ДК Рассвет», Москва
Сюжет монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» до боли знакомый: романтический разрыв, партнер бросает девушку по телефону, и связь постоянно обрывается. Собственно, слышим мы только женский голос — однако в новой интерпретации добавится еще и партия на жестовом языке, подчеркивающая грандиозный коммуникативный провал в этой камерной истории. Постановку осуществил Алексей Смирнов — главный режиссер Астраханского театра оперы и балета, номинант на «Золотую маску» 2023 года: «Мы, с одной стороны, слышим друг друга, а с другой — не слышим», — поясняет он главную мысль проекта. «Партия на жестовом языке — это язык рук, который для слушателя открывает другой угол восприятия», — вторит ему худрук и дирижер оркестра Internum Sonus Дмитрий Королев. Сопрано Надежда Мейер разделит сцену с актрисой Театра мимики и жеста Аленой Молосновой. Вход на концерт свободный, нужно только зарегистрироваться.
«Деревянные киты»
«Деревянные киты»
![](/upload/33929/vms/834b8184e1d0a7e2ef4728faf70616a3_small.jpg)
![](/upload/33929/vms/834b8184e1d0a7e2ef4728faf70616a3_small.jpg)
13.02
13.02
23.02
23.02
«Pravda», Москва
«Pravda», Москва
«Ласточка», Санкт-Петербург
«Ласточка», Санкт-Петербург
«Я как будто бы во сне // Я про все и ни о чем // Я как будто бы размером // С свой пятиэтажный дом», — поют в первом сингле с грядущего альбома «Деревянные киты», но нам они больше напоминают небоскреб: каждый новый трек коллектива забирается на новые высоты, а уж прошлогодняя пластинка «Все, что я хочу тебе сказать» и вовсе стала одной из наших любимых в 2024 году. В московской Pravd’e и питерской «Ласточке» Света Матвеева и компания (с недавнего времени — квинтет) сыграют «и любимое, и совсем новое». Хочется думать, что в «совсем новом» будет не только громыхающий и агрессивный «Пятиэтажный дом», но и другие песни (нежные? тихие? экспериментальные?) с будущего диска.
«Вежливый отказ»
![](/upload/33929/vms/0fd33bf0792a9c27d544617754b925c4_small.jpg)
15.02
«16 тонн», Москва
А теперь к важнейшей новости лично для автора материала — 15 февраля в клубе «16 тонн» группа «Вежливый отказ» презентует новый альбом. Пластинка будет называться «Не о том речь» и станет первой за семь лет для коллектива. Это традиция — в XXI веке Роман Суслов выпускает альбомы именно с такими временными промежутками. К сожалению, последняя семилетка омрачилась смертью барабанщика «Отказа» Михаила Митина, а затем и композитора, участника группы Павла Карманова. Каждый раз московские арт-рокеры себя переизобретают, и теперь, как мы недавно писали, «нас снова ждут глобальные изменения: скрипка плюс саксофон плюс флейта рождают, по выражению замглавреда “Инрока” Елены Савицкой, “какой-то полный пуантилизм, минимализм, политональность и вообще поливсе”». «Поливсе» — это, извините за каламбур, наше все, так что ждем саундтрек на все случаи жизни.
Энох Арден. Рихард Штраус, Виктор Рыжаков, Сергей Каспров
22.02
«ГЭС-2», Москва
Коллаборация века: викторианский поэт Альфред Теннисон, композитор-экспрессионист Рихард Штраус, лауреаты «Золотой маски» Виктор Рыжаков и Дмитрий Волкострелов и пианист, лауреат Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной Сергей Каспров. «Энох Арден» — это «Одиссея» Теннисона о моряке, попавшем в кораблекрушение; как и Одиссей, он вернулся домой много лет спустя, но, в отличие от Пенелопы, жена его не дождалась и снова вышла замуж. Создавая «мелодраму для чтеца и фортепиано», Рихард Штраус, тогда уже автор «Тиля Уленшпигеля» и «Так говорил Заратустра», задействовал в произведении всего двух исполнителей, зато как: связанные-перевязанные друг с другом системой лейтмотивов, они возвращали текст Теннисона к эпическим истокам. Тем не менее сочинение было забыто, пока в начале 1960-х Гленн Гульд не выпустил свою интерпретацию «Эноха Ардена»; с того времени мелодрама регулярно исполняется. И вот теперь под режиссурой Волкострелова Рыжаков-чтец и Каспров-пианист представят свое видение классического сюжета.
«АукцЫон»
![](/upload/33929/vms/48006b8fb4dda5cbe071e6525ffee45d_small.jpg)
23.02
28.02
«1930 Moscow», Москва
«Космонавт», Санкт-Петербург
23 февраля — красный день календаря, так как именно 23 февраля родился художественный революционер, поэт, музыкант, а также обладатель самых модных перчаток и галстуков во вселенной Олег Гаркуша. Традиционно в этот день «АукцЫон» собирается, чтобы отыграть концерт, — на этот раз их будет даже два, один в Москве, другой — в Санкт-Петербурге. Кажется излишним напоминать о том, чем славен коллектив, — последняя пластинка группы, «Мечты», в очередной раз подтвердила ее культовый статус. Жаль только, что было это пять лет назад, — с другой стороны, работоспособности Леонида Федорова можно только позавидовать: с 2020-го успело выйти три альбома с Игорем Крутоголовым («Блэйк», «Ашера», «Леопард») и невероятный сольный диск «Мир». Ну а посмотреть на танцы с бубном именинника (и заново переслушать все хиты) можно будет в клубах «1930 Moscow» и «Космонавт».
Концерт солистов musicAeterna. Nevsky Wind Quintet: Нильсен, Берио, Хиндемит
24.02
![](/upload/33929/vms/82aeb45e68062005180f8f994675a1eb.jpg)
Дом Радио, Невский, 62, Санкт-Петербург
Вездесущий musicAeterna открывает цикл камерных концертов — первыми исполнят произведения итальянца Лучано Берио, датчанина Карла Нильсена и немца Пауля Хиндемита. Духовой квинтет Нильсена и «Маленькая камерная музыка» Хиндемита увидели свет в 1922 году. Первое сочинение вдохновлено Моцартом и, по словам организаторов, «представляет собой мягко модернизированный взгляд на наследие классиков». Второе заставляет вспомнить об Игоре Стравинском. Что же касается Берио, то прозвучит его послевоенное произведение «Праздники», написанное к юбилею Пьера Булеза, — авангард и ирония, то дистанцирующиеся от наследия Нильсена и Хиндемита, то сближающиеся с ним. Духовой квинтет Nevsky Wind Quintet — это прошлогодние лауреаты престижного международного конкурса ARD International Music Competition. В постоянном составе играют музыканты оркестра musicaAeterna флейтистка Анна Комарова и гобоист Александр Быков.
Zoloto
26.02
28.02
«Нирвана (Эстосадок)», Сочи
«Порт 219», Краснодар
Золотце наше усердно готовится к трудовому марту — в начале весны артист отправится в тур: Ростов-на-Дону, Воронеж, Ярославль, Рязань, Владивосток, Хабаровск и так далее до Перми, Ижевска и Уфы. В конце февраля на сочинском и краснодарском концертах прозвучит материал с последнего альбома Zoloto «Перевоплотиться», в заглавном треке которого поется: «Мы с тобой исчезнем отовсюду // Затеряемся в аэропортах». Затеряемся — это еще куда ни шло, аэропорты бывают не слишком удобные, а вот исчезнуть у Владимира Золотухина вряд ли получится, фанаты не отпустят.
альбомы
Sharon Van Etten & the Attachment Theory
![](/upload/33929/vms/68b7da27daa7ab59a51ad644de0eb94b_small.jpg)
24.02
Про американскую певицу и сонграйтера Шэрон Ван Эттен в наших широтах знают не слишком хорошо — и очень зря: пять прекрасных альт-роковых сольных дисков, сотрудничество с The National и камео в третьем сезоне «Твин Пикса» должны заинтриговать любого. Нынешний альбом — поворотный для артистки, спустя 15 лет сольного творчества она сколотила группу (в составе давние соратники Ван Эттен — перкуссионист Жорже Бальби, басистка Девра Хофф и мультиинструменталистка Тини Либерсон). Гитарная музыка разбавится электроникой, а все это вместе — импровизацией: «Впервые в жизни я спросила, можем ли мы просто поджемовать», — с видимым энтузиазмом рассказывает Ван Эттен. Музыкальный обозреватель The Guardian Алексис Петридис, уже послушавший пластинку, выставил ей четыре звезды и снабдил рецензию глубокомысленным комментарием: «Уход в готику как противостояние нашему мрачному миру». Мы заинтригованы.
Squid, Cowards
Squid, Cowards
![](/upload/33929/vms/ae9beaa1ab1b75d49e403af91a8bc119.jpg)
![](/upload/33929/vms/ae9beaa1ab1b75d49e403af91a8bc119.jpg)
07.02
07.02
Поднявшиеся на волне популярности не поддающегося определению авангарда Black Country, New Road и Black Midi, брайтонские пост-панки Squid довольно скоро обрели свое собственное, ни на что не похожее звучание. После дебютного альбома Bright Green Field вышла пластинка O Monolith, смешавшая умный прогрессив с немецким краут-роком Tangerine Dream и Neu!. Теперь к квинтету присоединились шотландский сонграйтер Кларисса Коннелли и струнный Ruisi Quartet. Лидер коллектива Олли Джадж, по его собственным словам, черпал вдохновение в литературе — из романа аргентинской писательницы Агустины Базтеррики Tender is the Flesh (там из-за вируса, поразившего животное мясо, легализовали каннибализм) в трек Crispy Skin перекочевали следующие строчки: «Я не мог есть ничего другого. Никаких больше страниц и страниц хрустящей кожи». Какую альтернативу людоедству предложат музыканты, узнаем седьмого февраля.
Сэм Фендер, People Watching
![](/upload/33929/vms/134265b84231edf87305455d65ecb3e2.jpg)
21.02
«Лучшему британскому альтернативному/рок-исполнителю» по версии Brit Awards Сэму Фендеру в 2024-м стукнуло тридцать. В этом году он выпускает третий студийный альбом People Watching. Ученик Брюса Спрингстина, придумывающий гимны для миллениалов и зумеров, продолжает делать что умеет: по словам артиста, альбом будет посвящен «наблюдениям за повседневными персонажами, проживающими свои повседневные, но зачастую уникальные жизни». В клипе на ведущий сингл (посвященный актрисе Энни Орвин, «кому-то вроде моей суррогатной матери», которая умерла в 2023-м) Эндрю Скотт с котомкой за плечом и книжкой в кармане просто живет жизнь: курит, сидит в кофейне, выпивает, а затем начинает танцевать — кажется, более удачной метафоры для печального и при этом солнечного гитарного саунда Фендера не найти.
Lisa, Alter Ego
![](/upload/33929/vms/7198c939810696e21aed75b4c15bf255.jpg)
28.02
Что ж, альбом Леди Гаги мы ждем только весной (зато появилось название — Mayhem — и точная дата выхода, 7 марта), но конец февраля без громких поп-релизов не останется — 28-го числа выйдет первый сольный альбом артистки Blackpink Лисы. Звезда кей-попа пошла по стопам Розэ, выпустившей в прошлом году дебютный диск rosie. Как мы писали, «героями альбома станут пять альтер эго Лисы (в числе прочих вольнодумная француженка и рок-звезда), формирующие личность исполнительницы». Судя по синглам Lalisa и Money, у певицы достаточно индивидуальности, чтобы не потеряться на фоне коллег: скажем, она из Таиланда, и традиционные для этой страны индокитайские танцевальные мотивы в ее творчестве очень слышны. Впрочем, нравится нам это или нет, на всем этом в любом случае будет лежать глянцевый блеск корейской популярной музыки.