Blueprint
T

культура • личность

23 июля 2025

Жизненный путь

ФОТО:
GETTY IMAGES

Вчера, 22 июля, стало известно о смерти великого и ужасного Оззи Осборна — вокалиста, шоумена, одного из патриархов рок-н-ролла. Последние годы жизни артист страдал от болезни Паркинсона — но за несколько недель до смерти, 5 июля, успел дать прощальный концерт. Полвека назад, в составе группы Black Sabbath, Осборн заложил фундамент музыки, которую позже назовут хеви-металом, — а в своей длинной сольной карьере шаг за шагом переписывал ее каноны. Не только музыкальные, но и визуальные. По просьбе The Blueprint о стиле Оззи Осборна рассказывает музыкальный критик и автор канала Sobolev//Music Олег Соболев.

Оззи Осборн

Группа Black Sabbath, 1970-е

  Начало пути —
на перепутье

Black Sabbath, 1970

Оззи Осборн — дитя британского рабочего класса, родившийся спустя три года после Второй мировой в крупнейшем индустриальном центре страны — Бирмингеме. Пока мальчик рос, город переживал экономический подъем, но это почти не касалось семьи Осборн. Оззи был одним из пятерых детей, ютившихся с мамой и папой в двуспальной квартире, а денег едва хватало на самое необходимое — порой даже на еду. О машине не могло быть и речи. К мрачной картине детства добавлялись школьные мучения: Оззи страдал дислексией, отставал в учебе и часто становился мишенью для издевательств сверстников. Случались эпизоды сексуального насилия: как потом вспоминал сам Осборн, другие парни иногда снимали с него штаны и трогали за гениталии.


В целом самое начало его карьеры — характерная для того времени и места история преодоления: трудный подросток из низов британского общества становится рок-звездой на волне бума рок-н-ролла шестидесятых годов. Обычно в этой части биографического текста принято описывать, как именно среда, в которой рос герой, повлияла на его творчество. Но с Осборном такая логика не работает. Он не был ни природным лидером, ни творцом с неисчерпаемой фантазией, которая бы вырвала его из окружения. Скорее, все то, что вложили в него школьные травмы и мрак рабочих кварталов Бирмингема, достали другие люди — его товарищи по группе, которая и сделала Оззи знаменитым.


В будущий ансамбль Black Sabbath, тогда еще носивший имя Earth, Оззи попал по объявлению — в 1968 году, последним, когда основной состав уже был сформирован: гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер и барабанщик Билл Уорд. Музыку в основном сочинял Айомми, тексты — мрачные, заигрывающие с оккультизмом, — писал Батлер. У Осборна был резкий, пронзительный голос, который не подошел бы типичной рок-группе, — но Айомми и Батлер разглядели в нем недостающее звено: человека, который придавал бы саунду Black Sabbath законченность и который мог бы служить для нее идеальным фронтменом.


Дебютный альбом Black Sabbath — одноименный, выпущенный в феврале 1970 года, — критики по обе стороны Атлантики откровенно невзлюбили. Лестер Бэнгс, самый эрудированный представитель рок-журналистики своего поколения и прообраз героя Филипа Сеймура Хоффмана в фильме «Почти знаменит», писал в Rolling Stone, что группа звучит как слабая копия Cream — популярного в те годы психоделического рок-трио с Эриком Клэптоном у руля. Он обвинял Black Sabbath в штампованности и утверждал, будто их музыка не имеет ничего общего ни с мистикой, ни с оккультизмом, несмотря на все внешние атрибуты.

Оззи Осборн

Оззи Осборн,1970-е

Сейчас дебютный альбом Black Sabbath воспринимается как безусловная классика хеви-метала, заложившая фундаментальные элементы жанра: тяжеленный гитарный звук Тони Айомми; крадущаяся ритм-секция Гизера Батлера и Билла Уорда; и кричащий, словно мучающийся от боли по ходу пения голос Оззи Осборна. Но если читать текст Бэнгса в контексте того времени, претензии критика становятся чуть более понятными. К началу 1970 года волна хипповой эстетики, расцветшая в конце предыдущего десятилетия — когда даже бывалые моды вроде группы The Small Faces заигрывали с психоделическими образами и музыкой, — начала заметно идти на спад. Мир рок-н-ролла находился в поиске новых форм, тембров и визуального языка.


Бэнгс точно уловил в Black Sabbath влияние Cream. Послушайте, например, концертную версию песни Spoonful в исполнении группы Эрика Клэптона: ритмически, да и с точки зрения общей тяжести звука, — это практически N.I.B., одна из ключевых композиций на дебютнике бирмингемцев. Да и в визуальном стиле группы влияние хипповской эпохи тоже чувствовалось: если взглянуть на фотографии Black Sabbath образца 1970 года, то с них на нас взирают еще не устрашающие титаны метала, а скорее потерянные дети шестидесятых, ищущие выход из затуманенного прошлого. В гардеробе Black Sabbath почти нет черного и нет кожи — а есть все те же характерные кардиганы и куртки конца шестидесятых. На одном из снимков Оззи Осборн и вовсе запечатлен в рубашке с классическим цветочным принтом — как будто за окном все еще царит «Лето любви», а не наступают суровые семидесятые. Эту же рубашку Осборн носит под пиджаком в клипе на Paranoid — песню, вышедшую в конце того же 1970 года и ставшую впоследствии хрестоматийным гимном хеви-метала.


Паранойя
и злодейство

Первую половину 1970-х — вплоть до взрыва панковской моды — в целом можно назвать длинной эпохой бохо. Хипповский максимализм и эскапизм в одежде никуда не исчезли — ни у мужчин, ни у женщин, — напротив, разрослись и вышли из-под контроля. Достаточно взглянуть на самые показательные образы Роберта Планта из Led Zeppelin: пышные завитые волосы, свободный фасон рубашек, повязки и ремешки, браслеты, общее ощущение некоей фантазийности образа. Заслуга Black Sabbath в том, что Оззи со товарищи со временем придали этому стилистическому направлению новое, более мрачное измерение: добавили в него деним и кожу, увесили себя массивными крестами, а длинным волосам придавали четкие формы и геометрию. Так они вплотную приблизились к оформлению той самой визуальной эстетики, которую сегодня принято считать канонической для хеви-метала и стоунер-рока.

Оззи Осборн

Black Sabbath, 1974 

Музыка Black Sabbath с момента выхода их дебютного альбома стала феноменально коммерчески успешной — первый диск уже забрался на восьмое место в британских чартах, группу вскоре стали букировать хедлайнерами на большие фестивали. Успех, как это было характерно для рок-музыки 1970-х, принес не только деньги, но и кокаин. И чем дальше Black Sabbath погружались в кокаиновую бездну — по оценкам, они тратили на наркотики порядка 75 тысяч долларов в год, что сегодня эквивалентно примерно 600 тысячам, — тем более параноидальным и тяжелым становилось их звучание. Достаточно вспомнить такие нигилистические треки, как Wheels of Confusion, Sabbath Bloody Sabbath, Megalomania.


Но в этих нигилистских и мизантропичных песнях звучал голос Оззи — тонкий, будто наполненный гелием, чуть неестественный и потому придающий всей этой тьме легкую, почти мультипликационную иронию. Он добавлял в музыку кэмпа и трэша — комискового преувеличения. Даже в самых лиричных балладах Black Sabbath вроде классической фортепианной Changes Оззи не столько демон, сколько его анимационная, обаятельная версия.

Оззи Осборн

Оззи Осборн, 1974 

Sabotage, 1975

Оззи Осборн

В результате и образ Black Sabbath оказался на грани между хипповским наследием, кокаиновым беспамятством и зарождающейся металлической иконографией. Хороший пример — групповой портрет на обложке альбома Sabotage. На этом снимке легко различимы характерные черты визуального стиля Black Sabbath. На фоне того же Роберта Планта, выглядящего как натуральный эльф, бирмингемцы смотрелись дико: Гизер Батлер (крайний слева) был похож на дальнобойщика, Тони Айомми (второй слева) — на мелкого гангстера, Билл Уорд (второй справа), облаченный в обтягивающие красные джинсы и кожанку, — на персонажа «Шоу ужасов Рокки Хорора». Осборн, позирующий в мантии и туфлях на платформе, как раз напоминал злодея из комиксов — хрестоматийного гротескного персонажа.

Смутное время

От кэмповости Оззи не отказывался еще долго. По концертным видео Black Sabbath конца 1970-х сначала кажется, что группа уже полностью вписалась в окончательно кодифицированный к тому времени традиционализм хеви-метала: черная одежда, темные декорации, театральная строгость — все те элементы, которые впоследствии высмеет фильм «Это Spinal Tap». Но на фоне этого нового минималистичного пафоса Оззи снова немного выбивается из общего ряда. Он единственный выходит на сцену не в черном, а в белой мантии — и ведет себя куда более оживленно, чуть на грани, разрывая излишнюю мрачность сценического действа.

Оззи Осборн

Black Sabbath

Разумеется, у фронтмена такая работа — быть самым заметным. Но устремления Оззи в самовыражении явно расходились со взглядами коллег по группе. В 1978 году Black Sabbath расстались с Оззи и пригласили на место вокалиста Ронни Джеймса Дио — обладателя классического выразительного металлического голоса и изобретателя знакового жеста «коза». С ним группа окончательно ушла в серьезный, тяжеловесный мрак.


Оззи же выберет противоположное направление. Взгляните на обложки его первых сольных альбомов — Blizzard of Ozz (1980) и Diary of a Madman (1981). Их эстетика куда ближе не к реальному ужасу, а к его театрализованной, немного карнавальной версии — в духе кэмповых хорроров вроде «Пятницы, 13-е», «Зловещих мертвецов» или «Баек из склепа», которые расцветут в поп-культуре 1980-х.

Blizzard of Ozz, 1980

Diary
of a Madman, 1981

Оззи Осборн
Оззи Осборн

Музыка снова соответствовала такому образу. Mr. Crowley, один из главных хитов ранней сольной карьеры Оззи, звучит точь-в-точь как заглавная тема к фильму ужасов. Синтезаторное вступление словно отсылает к саундтрекам Джона Карпентера, оказавшим прямое влияние на музыку и к более поздним кэмповым картинам. Гитарная партия в исполнении Рэнди Роадса оказывается совсем не такой монотонной и тягучей, как у Тони Айомми, а строится на эффектной, почти цирковой виртуозности. Вокальная мелодия Оззи и вовсе как будто мигрировала из мюзиклов Стивена Сондхейма.

Если включить клип на Mr. Crowley, становится очевидно: в начале 1980-х Оззи был не в форме. Да, в общем, он все десятилетие не приближался к форме ни на йоту. Проблемы с алкоголем и наркотиками едва не стоили ему карьеры: альбом The Ultimate Sin 1986 года — худшее, что он вообще выпускал.

Оззи Осборн

Оззи Осборн в клипе Mr. Crowley

Оззи Осборн
Оззи Осборн

Оззи и его сын Джек, 1985

И, скорее всего, пагубные увлечения стоили бы Оззи жизни, но жена Шэрон — возможно, величайший менеджер в истории хеви-метала, — в конце восьмидесятых взяла своего обаятельного демона в ежовые рукавицы: отправила в рехаб и выработала для него новую визуальную стратегию, основанную на переменах и в музыке. Так сольная карьера Оззи Осборна наконец пришла к тому, что Нил Теннант из Pet Shop Boys как-то остроумно назвал «имперской фазой», — периоду в карьере артиста, когда он одновременно переживает творческий расцвет и выходит на пик коммерческой популярности.


Оззи и Шэрон, 1987

Обретенный статус

Большим камбэком Оззи стал альбом No More Tears 1991 года: выверенный, немного пафосный, самую малость грубоватый. Он объединил в себе элементы южного рока в духе The Black Crowes, хэйр-метала, сохранил немалую дозу бродвейского кэмпа — и в целом звучал как программное заявление, а не как саундтрек к страницам вымышленного комикса с чернухой и расчлененкой. На обложке красовался совершенно неузнаваемый Оззи, в котором с помощью грима и ретуши обнаружилась ангельская красота.

No More Tears, 1991

No More Tears был первой ласточкой в глобальной трансформации образа Оззи. Безумный фрик на глазах постепенно превращался в крестного отца самой модной тяжелой музыки своего времени. Гитарные партии в песнях ключевых групп эпохи гранжа — Soundgarden и Alice in Chains — звучали как прямое продолжение лучших риффов Тони Айомми, а их вокалисты Крис Корнелл и Лейн Стэйли пели так, будто в детстве слушали альбомы «Сэббат» с благоговением, вникая в каждую строчку Оззи. На этом фоне Black Sabbath внезапно перестали считаться группой для сорокалетних папочек с брюшком и стали восприниматься молодой публикой как безусловные отцы рок-н-ролла. Начиная со второй половины 1990-х Оззи несколько раз воссоединялся с бывшими коллегами — и позже даже записал вместе с Black Sabbath еще один альбом.

Оззи Осборн
Оззи Осборн

Оззи Осборн, 1990-е

В рамках своей сольной музыки и в публичном образе Оззи тоже окончательно стал фигурой, ассоциирующейся с фирменной «саббатовской» эстетикой — тьмой, мраком, флером потустороннего. С музыкальной точки зрения его поздние альбомы — от немного гранжевого Ozzmosis (1995) до масштабного по звучанию Patient Number 9 (2022), — это вариации на тему классического, зрелого, статусного хард-рока. Да и выглядел он опять же ровно так, как звучала его музыка — строго, с достоинством рок-патриарха. Много кожи. Дорогие черные пиджаки. Фирменные круглые очки. Тяжелые цепи и перстни.


Таким образом Осборн сделал круг. Сначала, в конце 1970-х, из-за своей кэмповости перестал вписываться в ставшую куда более серьезной Black Sabbath. Но уйдя из группы, пройдя сквозь кризисы 1980-х годов, наоборот, отказался от кэмповости и перенял серьезность и статусность, которые стали отличительной чертой Black Sabbath.


Семейка Осборн

Шоу «Семейка Осборн»

При всей выверенности такого образа Оззи никогда не терял комиксового обаяния. Достаточно вспомнить культовую «Семейку Осборнов», гремевшую на российском MTV: реалити-шоу о жизни Оззи, Шэрон и их детей — Джека и Келли (Эйми отказалась от участия) — само по себе выглядело как роскошный балаган. Каждый эпизод представлял собой небольшой фрагмент — день, неделю, пару недель — из жизни семьи, словно сошедшей со страниц макабрической мыльной оперы: властная и несгибаемая Шэрон, вечно вляпывающийся в истории Джек, амбициозная и дерзкая Келли и сам Оззи — трясущийся, суетливый, нелепый, но трогательный до невозможности. В телевизоре он был куда человечнее, чем на сцене — и при этом вовсе не разрушал ореол легенды, а скорее расширял его.

Оззи Осборн
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":-400,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.5,"scaleY":0.5,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Прощальный аккорд

↑ Оззи Осборн,  2024 Rock & Roll Hall Of Fame Induction Ceremony

На прощальном концерте Back to the Beginning, прошедшем в английском Бирмингеме несколько недель назад, Оззи сидел на сцене в огромном кожаном кресле, украшенном декоративным элементом в виде летучей мыши. Образ оказался точным. В нем соединились статусность, память о долгом пути и тонкий юмор. Дело в том, что когда-то, в самый кэмповый момент своей карьеры, на концерте в Айове в 1982 году, Оззи откусил летучей мыши голову. В то время поступок Осборна вызвал страшный скандал, породил кучу мифов и городских легенд, да и сам Оззи долгое время у многих ассоциировался исключительно с несчастной мышкой.


И вот круг замкнулся: все, что когда-то шокировало, теперь стало милыми насмешками над прошлым. Ошибки превратились в память. Оззи будто собрал в один образ все свои многочисленные метаморфозы, сложности жизненного пути, серьезность и нелепость, — и лучшего повода, чем прощание со сценой, для этого правда не было. Да и теперь уже не будет.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}