Темы
T

Нина Кравиц 


о жизни на танцполе — и вне его

3 декабря в Майами открылась ежегодная международная ярмарка современного искусства Art Basel Miami Beach, а два дня спустя на ней вместе выступят канадка Grimes, британка Sophie и россиянка Нина Кравиц. В 2017-м Mixmag назвал Нину главным диджеем года, а в 2019-м включил в список 22 артистов, определивших 2010-е. DJ Mag пишет о ней не иначе как о «мегазвезде»; она продюсирует и выпускает коллег на собственном лейбле «трип», выступает в «Бергхайне», на Coachella и на Великой Китайской стене. Специально для The Blueprint соавтор телеграм-канала «Психо Daily» Екатерина Дементьева поговорила с Ниной во время ее редкого приезда в Москву.

интервью:

екатерина дементьева

фото:

федор битков

стиль:

анатолий фролов

Если бы ваш лейбл «трип» был физическим клубом, как бы он выглядел?


Лейбл «трип» — это действительно клуб, комфортное место для людей с общими интересами. Я была и остаюсь куратором «трипа», но мне всегда хотелось, чтобы у него забилось свое сердце. Чтобы он сам функционировал — при моем непосредственном участии, конечно. Все артисты, с которыми мне посчастливилось работать, сейчас активно взаимодействуют, дружат в той или иной мере.

Мне нравится, что хоть его название и написано кириллицей, он не выстроен как витрина восточного блока.

Культурная политика — это тоже интересно, но я всегда больше про музыку. Я просто рада выстраивать платформу для молодых талантливых артистов, и не только из России. Хоть я и сибирячка, все-таки ощущаю себя человеком мира. Конечно, лейбл завязан на славянской эстетике, но смешивание стилей и подходов к музыке дает подчас куда более интересные результаты. Если один культурный феномен поставить в один ряд с похожими явлениями, это будет выглядеть скучно. А вот как только помещаешь это в правильный контекст, он сразу по-другому заиграет.

<iframe width="100%" height="300" scrolling="no" frameborder="no" allow="autoplay" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/playlists/564598704&color=%233a539e&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false&show_teaser=true&visual=true"></iframe>

Жакет, собственность стилиста. Рубашка, Act n°1, Leform

Диск-жокей — звучит хорошо. А селекторка — нет. Селекторша звучит чуть лучше, но это как секретарша

На лейбле «трип» и его саблейбле «Галаксид» Кравиц выпускает ПТУ, Никиту Забелина, Филиппа Горбачева и Buttechno, московских пионеров из 90-х — «Виды Рыб» и Solar Х, но также издает исландца Bjarki, финна Алекси Перялю и испанку Карлоту. Это не считая любопытных архивных записей Афекса Твина.


Интересно обсудить перспективы трека Nikolai Reptile Миры Карьяновой — shadowax. Там все-таки очень важен русский текст и видеоряд специфический. Как его слышат и понимают за границей?

У Миры особенный внутренний мир, свое видение. Это очень необычно даже для русского уха: сочетание какого-то лирического дабстепа и техно. Скажем так, это не вполне русская музыка. Она иногда напоминает британскую, но ее сопровождает поэтическая манера повествования, напоминающая «Кровосток». Одним словом, очень аутентично.

Жакет, MM6 Maison Margiela, Leform, Платье и туфли, все Prada

Вы недавно делали ремикс на Charli XCX, а сейчас готовите какой-то загадочный проект с Sophie. Обе они были важной частью сообщества вокруг британского лейбла PC Music. Как вам кажется, есть ли сейчас какая-то «женская волна» в электронной музыке? Или просто женщины везде выходят на авансцену?

Ничего загадочного. Просто Grimes пригласила Софи и меня выступить на ее вечеринке Bio-Hague, которая пройдет в грядущий четверг в Майами в рамках Art Basel. Мы знакомы с давних времен и мне очень понравилась эта идея. Насчет женской волны — вам виднее. Повторюсь, меня интересует прежде всего классная музыка и так уж получилось , что много такой музыки записывают сейчас женщины. Кстати, в декабре у нас на «трипе» выйдет совместная работа Софи и Джулианы Хакстейбл.

Вы как относитесь к русским феминитивам? Вы селекторка?

Ох, мне кажется, что слова должны хорошо звучать. Диск-жокей — звучит хорошо. А селекторка — нет. Селекторша звучит чуть лучше, но это как секретарша — сразу считывается акцент на гендер, с сексуальным подтекстом.

Вот про сексуальность. Вы не видели выступление Шэрон Стоун на премии GQ? Там она воспроизводит ту самую сцену с ногами из «Основного инстинкта» и говорит, что свою сексуальность принимает, уважает — и спасибо за премию, потому что было время, когда ее всерьез не воспринимали. У вас тоже были поводы осмыслить себя в этом контексте. И невозможно не заметить, что самое жесткое техно вы играете в самых ослепительно шелковых рубашках.

Вы находите это сексуальным?

Конечно.

Я вот ничего такого не замечаю на фотографиях с моих выступлений. Просто человек оделся согласно собственным вкусовым предпочтениям, пришел на работу и выступает. Но в интернете кому-то всегда казалось, что я выгляжу слишком сексуально.




Мастерка, Prada 

А вы готовы это признать про себя?

Конечно, готова. Я сексуальна настолько, насколько я сексуальна. Однако ничего для этого намеренно не делала никогда. В юности я не до конца понимала свою сексуальность и вообще принадлежность к женскому полу — я только раскрывала это в себе. Но в какой-то момент это ощущение пришло, и я этим вполне довольна.


Вообще человеку лучше быть самим собой: вот как он себя чувствует, так и правильно. Если говорить об артисте, он прежде всего должен быть интересен с точки зрения его творчества. При этом сексуальность может быть определенной составляющей его образа. Другое дело, когда сексуальностью замещают творческий посыл — но я надеюсь, это не обо мне

В юности я не до конца понимала свою сексуальность и вообще принадлежность к женскому полу — я только раскрывала это в себе

В 2018 году вы выступили на 35 гигантских фестивалях, на площадках от Великой Китайской стены до Эйфелевой башни, и это не считая клубных событий, которые у вас тоже через день. Вы как-то колоссально много перемещаетесь и работаете.

Я выступаю на мероприятиях самого разного уровня. Могу выступать на Коачелле, а могу — на андеграундном рейве без единой лампочки, в темном подвале, где места хватает максимум на 300 человек.


Танцпол на 10–20 тысяч человек, вы можете себе представить? Это сродни рок-концерту. Не 60 тысяч, конечно, но это очень, очень много людей. Я себя там великолепно чувствую. Ровно так же хорошо себя чувствую, когда выступаю в маленьком клубе. Могу выступать с чем-то менее танцевальным, более арти-фарти. Люблю импровизировать. Мне скучно и не интересно играть одно и то же от выступления к выступлению, даже если очень хорошо получается. Это как в сказке «Алиса в Стране чудес»: «Для того, чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать».

Мастерка, Prada 

Вы говорите, что не готовитесь к сетам и всегда импровизируете. Иногда на самых больших площадках вы ставите редкую, странную музыку, не всегда комфортную, не то, чего ждут.

Мне интересно брать что-то из одной субкультуры, встраивать в другую и смотреть, что получается. Пока что это хорошо работает. Мне, например, нравится играть старый транс в техно-сете. Раньше это считалось абсолютно недопустимым. Или, например, габбу играть в техно-сете. Но почему нет? К чему эти странные правила?


Почему я играю камерную музыку на больших площадках: ну это глокализм чистой воды. Берешь что-то очень локальное и переносишь в глобальный масштаб. На этих же принципах я выстраивала свой лейбл.

Летом 2019 года Кравиц выступила на Коачелле с часовым перформансом, больше похожим не на диджей-сет, а на театр, концерт-инсталляцию и перформативные практики.

Жакет, собственность стилиста, Рубашка,Act n°1, Leform

Я хотела про Коачеллу вот что спросить. Действие начинается с того, что вы пьете чай. Это довольно смело: прийти на гигантский фестиваль, который все будут обсуждать, и позвякивать чашечкой с блюдцем.

Я вообще чай люблю. Когда работаю, очень много чая пью. И поскольку я задумывала там представление про мою жизнь артистическую, то и чай там вполне уместен.

Чай, ковер, иллюзия неспешных сборов в своей квартире: какое это все для вас имеет значение? Я могу ошибаться, но кажется, что вы не много времени проводите дома.

Действительно, я много времени провожу в дороге. Тем приятнее возвращаться домой. Моя квартира — это еще и пространство, где я работаю над музыкой, и это такое магическое место. У меня довольно интимные отношения с музыкой.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДИДЖЕЯ — собрать классную музыку
и транслировать через нее мощную энергию 

Там правда есть ковер?

Конечно. Я люблю ковры, ощущение дома. Мне захотелось, чтобы у зрителя возникло ощущение, будто он смотрит в бинокль в чужую квартиру. Такое подглядывание — не вуайеристическое, а просто ощущение себя в мире, где какой-то другой человек живет, и ему там комфортно. Захотелось создать легкое ощущение неопределенности, когда не совсем понятно, где ты находишься, в каком отрезке времени. Но мы столкнулись с рядом сложностей в процессе реализации наших задумок, в основном технических: особенности зала, расположение экранов и так далее.


Когда ты диджей, у тебя все очень конкретно. Нужно собрать классную музыку и транслировать через нее мощную энергию. Вот основная задача диджея. Не такая уж и простая, но она конкретная. Но вот ты задумал делать шоу, перформанс, и все это требует огромного количества времени на подготовку, репетиции. Это другая жизнь просто. И мне было очень интересно окунуться в эту жизнь. Я два месяца не выступала, занималась только подготовкой шоу. Получилось так, как получилось. Все прошло не совсем так, как задумывалось, но это нормально. Главное — это то, что мы вообще сделали это шоу.

А как вообще это происходит? Хочется, когда все очень успешно...

Все испортить?! Ха-ха! На самом деле мне просто нравится работать на территории, где многое происходит спонтанно, где просто невозможно держать весь процесс под контролем. И никогда не знаешь, каков будет результат.

У вас в планах еще одно приключение: в декабре в Майами вы делаете шоу с Граймз и Софи. Ничего непонятно, но подводка ошеломительная: «силами ведущих инженеров будут продемонстрированы все молодильные свойства рейва, с одобрения FDA». Принято считать, что красота — это сон в 10 вечера, йога и зеленый чай. Но ваш опыт как будто говорит, что красота — это еще и про не спать, много летать, выступать с температурой в «Мутаборе» и про энергию, что ли.

Я думаю, что вопросы красоты сильно связаны со здоровьем. А в понятие здоровья, это я как бывший врач говорю, входит еще счастье. Человек с хорошим биохимическим анализом крови и нормальными давлением-пищеварением может быть притом несчастлив, неудовлетворен. Не получать удовольствие от жизни, не находиться в каком-то творческом потоке. Поэтому для меня красота — это здоровье и счастье. Для меня жить в драйве важнее, чем примерно посещать тренажерный зал и ложиться спать вовремя.


Но как сохранить ясность ума и блеск глаз на вечеринках?

Когда я начинала ходить в клубы, чтобы послушать электронную музыку, я никогда не пила алкоголь. Просто 8 часов напролет могла танцевать, попивая газировку или минеральную воду.

Пальто, MM6 Maison Margiela, Leform,Водолазка, Loewe, собственность стилиста 

А как выжить на танцполе после 30?

Мне кажется, что примерно каждые три-четыре года на танцполе происходит перестройка. Процентов на 80 приходит новое поколение. Люди начинают ходить в клубы лет в 18, в Америке позже. И где-то к 24–25 годам появляется либо работа серьезная, либо они устают, либо у них дети-семья.

И самые взрослые люди на фестивале — это в итоге диджеи?

На смену одним диджеям также приходят другие, а я остаюсь! И все же, отвечая на вопрос, как сохранить блеск в глазах, — по возможности делать то, что вам нравится. Хорошо вам оттого, что вы едите шоколадный торт, — значит, надо есть. Или поехать туда, где хочется побывать.

Мне интересно изучать языки. они развивают в нас способность мыслить иначе

Я изучаю ваш инстаграм: клубы, байкальские пляжи, харчевенки в Мексике. Когда люди два раза в год едут в отпуск в новое место, они ищут самые модные рестораны, самые громкие выставки. Когда приезжаете в новое место, что ищете вы?

Меня модные места не интересовали вот вообще никогда. Но раз уж мы про еду, достаточно попробовать местные блюда. Если это в дорогом ресторане — ну, слава богу. Но важнее какой-то аутентичный экспириенс, опыт.

«Опыт» — тоже хорошее название для международного лейбла родом из России.

Хорошее, согласна. Мне любопытно самоидентифицироваться в новом контексте. Интересно перестраиваться между культурными мирами: садишься в самолет в Риме, где ты себя уже как-то сориентировал в местную реальность: еда, культура, как люди двигаются, как разговаривают. А потом стюардесса переходит на язык новой страны — испанский, например. И ты еще ничего не видел, но уже понемногу перестраиваешься. Для меня важна интеграция в другую культуру. Мне интересно изучать языки. Другие языки развивают в нас способность мыслить иначе. В любой стране, куда я приезжаю, стараюсь выучить хотя бы несколько фраз на языке этой страны. И не только для вербальной коммуникации: общаться можно и жестами. Вот любовь, например — ее можно выразить не только словами, но и взглядом.

В интервью вы часто описываете треки словами raw и polished. Как по-русски объяснить, что за трек, если он polished?

Отполированный? Смотрите, такая тема. Есть музыка завершенная. В ней больше нет пространства, чтобы что-то встроить. Это законченная мысль. А есть музыка, где место для личных переживаний слушателя остается. Я думаю, что слушатель — это часть процесса. Когда человек слушает мою музыку, он ее дополняет своим личным видением, потому что от одного человека к другому моя музыка будет звучать по-разному.

Музыки без ушей не существует 

В этом отражении, собственно говоря, все и работает?

Безусловно. Музыки без ушей не существует. Мексиканец будет слушать мою музыку совсем не так, как японец, у них разные системы координат. Это как с восприятием цвета. То, что одному человеку видится розовым, другой считает красным. Или в социальных сетях, например. Люди что-то пишут, и все слова тебе понятны, но это вовсе не означает, что тебе понятен контекст обсуждения. Зачастую культурные различия в восприятии проблемы приводят к недопониманию, недоразумению между людьми. Я и сама в этот культурный разлом недавно попала (в конце октября 2019-го Нину Кравиц обвинили  в культурной апроприации  после того, как она выложила свою фотографию с афрокосичками. — Прим. The Blueprint).

Может, вы улавливаете все сигналы танцпола, но это так не работает в интернете, где нет физического контакта с людьми?

Я работаю с контекстами. Это моя тема как куратора. Вот собрала ремикс-альбом Masseduction для американской артистки St. Vincent, который представляет собой конгломерат людей с разным восприятием музыки. Одни и те же вещи звучат совершенно по-разному. Там есть и дабстеп, и техно, и диско, и хаус, и электро. Ведь это же прекрасно, когда человек расширяет призму своего восприятия! В итоге получился альбом, который является отражением современного состояния электронной музыки — такой, как ее вижу я.

команда 

фото:

федор битков

интервью:

екатерина дементьева

стиль:

анатолий фролов

ассистент стилиста:

джаннет османова

арт-директор:

сергей пацюк

продюсер :

света павлова

прически и макияж :

юлия точилова

сет-дизайн:

катя старостина

МАГАЗИНЫ

Leform

Дмитровский пер., д. 7,  +7 (495) 660-02-80



Prada

 ул. Большая Дмитровка,  20,   8(495) 626 5161



RETROSUPERFUTURE

Рождественский бульвар д.5/7, +7 495 109 08 86

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}