Борис Рыжий от А до Я
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
8 сентября поэту Борису Рыжему исполнилось 50, а 12 числа в прокат выйдет художественный фильм Семена Серзина «Рыжий», посвященный последним годам поэта. Первые показы картины отменили по неназванным причинам. Уральский автор, ушедший из жизни в 26 лет, стал культовым не только в Екатеринбурге, где провел большую часть жизни, но и по всей России. О нем снято не одно документальное кино, поставлено множество спектаклей, у песни «Судно» на его стихи, сочиненной белорусской группой «молчат дома», 33 миллиона прослушиваний, его цитирует Сергей Шнуров и рэпер Хаски. По просьбе The Blueprint поэт и критик из Екатеринбурга Руслан Комадей разобрал жизнь и творчество Бориса Рыжего на составные части, чтобы посмотреть: можно ли сложить из них целое?
Во многих городах страны заборы расписаны строчками Рыжего. Его тексты, в основном написанные в девяностые годы, все сильнее востребованы в стране, которая так и не смогла выработать однозначное отношение к этой эпохе. В его поэзии и биографии множество противоречий и несовпадений: интеллигент и пацан, боксер и геофизик, одиночка и душа компании, наследник одновременно и Серебряного, и Золотого века поэзии, то ли последний советский, то ли первый постсоветский поэт...
![](/upload/32229/vms/474a2e8d11103647d384f211af29640b_small.jpg)
![](/upload/32229/vms/817b62229c8a33a558126939a5b0c7e6.jpg)
Неизбежное слово, начинающееся на «а». И на «б», если бухло... От него Рыжий лечился в наркологическом отделении, и не раз. Пил с перерывами по 4-6 месяцев, но возобновлял возлияния. По воспоминаниям, существенно отличался трезвый от себя пьяного. Как пишет Илья Фаликов в биографии Рыжего: «Когда трезв — спокойный, ласковый, домовитый, а пропустит за воротник — лихорадочная беготня по (полу)знакомым, поиски приключений, жалобы на все на свете, на жену в том числе, лишь бы налили...». В некоторых стихотворениях алкоголь описан как могучее хтоническое существо:
![](/upload/32229/vms/f96162c381a8c8811ada810eb4088850_small.jpg)
Зеленый змий мне преградил дорогу
к таким непоборимым высотам,
что я твержу порою: слава богу,
что я не там.
Он рек мне, змий, на солнце очи щуря:
— Вот ты поэт, а я зеленый змей,
закуривай, присядь со мною, керя,
водяру пей.
Там, наверху, вертлявые драконы
пускают дым, беснуются — скоты,
иди в свои промышленные зоны,
давай на «ты».
Ступай, — он рек, — вали и жги глаголом
сердца людей, простых Марусь и Вась,
раз в месяц наливаясь алкоголем,
неделю квась.
Так он сказал, и вот я здесь, ребята,
в дурацком парке радуюсь цветам
и девушкам, а им того и надо,
что я не там.
В. Долганов, Б. Рыжий, Е. Евтушенко, Ю. Лобанцев
![](/upload/32229/vms/5533d9d627b56644c5103832a7e38191_small.jpg)
А.Кузин, Б.Рыжий, В.Синявин, И.Воротников
Жаргонных наименований друзей/близких/собутыльников у Рыжего можно было бы насобирать не на одну азбуку. Тут и дружки, и дружбаны, и кенты, и братки, и урки... И отделить одних от других практически невозможно!
Такие наименования нужны, чтобы показать, что, с одной стороны, для Рыжего они все свои, с другой — он от них тем и отличается, что может подобрать какое хочешь название и всех каталогизировать.
В мокром парке башками седыми, улыбаясь, качает братва.
![](/upload/32229/vms/a7c569ed119c8ac15328e2e3b744ba66_small.jpg)
Отдаленный район Екатеринбурга/Свердловска, где Рыжий вырос. Там находится завод вторичного черного металла, мясо- и жиркомбинат. Все они создают неповторимую индустриальную атмосферу, где живое смешано с неживым, съедобное с несъедобным.
Среди домов встречаются и бараки, и общаги, и хрущевки. Во дворах интеллигенция смешивалась с хулиганами, образуя причудливую социальную среду, где феня сочеталась с научной лексикой, а драки — с чинными разговорами о литературе.
↑ Свердловск, школа №106, 4-й класс. Фото из архива А. Мальцева, одноклассника Бориса
![](/upload/32229/vms/7959d8f70c7c4c853421ad68fe966597_small.jpg)
![](/upload/32229/vms/801edbaf54b2d499a1743b90dc5ef56c_small.jpg)
Спецухи, тюрьмы, общежития,
хрущевки красные, бараки,
сплошные случаи, события,
убийства, хулиганства, драки.
Пройдут по ребрам арматурою
и, выйдя из реанимаций,
до самой смерти ходят хмурые
и водку пьют в тени акаций.
Борис Рыжий частично пошел по стопам своего отца Бориса Петровича, доктора геолого-минералогических наук. Окончил Уральскую горную академию, потом аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Даже какое-то время работал младшим научным сотрудником в лаборатории региональной геофизики и написал несколько научных работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России.
Впрочем, горные недра встречаются в его поэзии не так часто:
Вот и стал я горным инженером,
получил с отличием диплом.
![](/upload/32229/vms/f6bc099137b67d0afdf6692a9ea95adc_small.jpg)
![](/upload/32229/vms/4ca0c30570647fa257707373264d6cac_small.jpg)
Кадр из документального фильма 1992 г. про Горный институт
Творчество Рыжего компактно укладывается в одно десятилетие: от первых зрелых стихов 1992 года до последних текстов весны 2001-го. Поэтому по его поэзии можно проследить, как советское сменялось постсоветским. В текстах поэта множество реалий времени: начиная от подробного описания криминальных ритуалов и рекламных плакатов до трамвайных маршрутов и надписей на стенах. Однако в его стихах почти не встречаются события «большой» истории, как чеченская война или дефолт.
![](/upload/32229/vms/9a9eacff7ace1b70f500b4175e6e0048_small.jpg)
Парадоксальное свойство Рыжего: отмечая его оригинальность и непохожесть ни на кого, его постоянно с кем-то сравнивают. Особенно с Есениным. Сходство и в пьянках, и в драках, и в любви к блатным, и в самоубийстве. Впрочем, в десятках статей о поэте кроме Есенина есть сравнения с Пушкиным, Лермонтовым, Бродским, Васильевым, Рубцовым и другими. Такое разнообразие неудивительно: в рамках своей сложной жизненной и творческой стратегии Рыжий примерял множество литературных масок, чтобы оставаться одновременно знакомым и неуловимым.
Тем не менее Есенин — это наиболее близкая и понятная модель, о чем Рыжий тоже прекрасно знал:
В моей душе еще живет Есенин,
СССР, разруха, домино.
![](/upload/32229/vms/3f24131d089143ec7ab43e00db3725bc.jpg)
![](/upload/32229/vms/2d5ec3d2d3a03e2926416384f42ec89a_small.jpg)
В стихах Рыжего хватает и жалости, и сожаления. Чаще всего к самому себе и к чему-то утраченному, иногда к другим:
Боже, как себя порою жалко —
надо жить, а я лежу и плачу.
...
Прости за всех, кого до боли жалко,
кого любил всем сердцем да и только.
Это чувство оказывается мощным поэтическим топливом: сначала жалеешь себя, потом других, потом себя в других, потом других в себе и далее по кругу. Получается вечный двигатель жалости, точнее — поэзии.
Помимо уже упомянутой работы младшим сотрудником в институте, Рыжий старался зарабатывать множеством способов. Подрабатывал охранником на автостоянке, дежурным на вахте в институте, вел литературную студию и колонку в газете. Иногда получал премии, как, например, поощрительный приз «Антибукера» 2000 доллларов. Отец финансами его тоже поддерживал.
Разнообразие источников дохода позволяло ему не зависеть только от литературного труда и чувствовать себя более свободным.
![](/upload/32229/vms/3b4b802b6bb24c4a3e755ffc330efafe_small.jpg)
![](/upload/32229/vms/38f4c6024d8d92531ee6a5d5dbe90d99_small.jpg)
Ирония позволяет оттенить сентиментальность, трагический пафос и самолюбование. Поэтому эти чувства у Рыжего существуют рука об руку. Как можно не довериться стихам, в которых поэт сам себя хвалит и умаляет, уничижает и оправдывает, восхищается собой и... восхищается собой? Как здесь, например:
![](/upload/32229/vms/bc5c2ffb56c5b2ae549637cd7f43da27_small.jpg)
В Свердловске живущий,
но русскоязычный поэт,
четвертый день пьющий,
сидит и глядит на рассвет.
Промышленной зоны
красивый и первый певец
сидит на газоне,
традиции новой отец.
Он курит неспешно,
он не говорит ничего
(прижались к коленям его
печально и нежно
козленок с барашком),
и слез его очи полны.
Венок из ромашек,
спортивные, в общем, штаны,
кроссовки и майка —
короче, одет без затей,
чтоб было не жалко
отдать эти вещи в музей.
Следит за погрузкой
песка на раздолбанный ЗИЛ —
приемный, но любящий сын
поэзии русской.
На своем домашнем балконе Рыжий расписал 44 кирпича разными стихами: от Александра Блока до Аполлона Григорьева, от Осипа Мандельштама до себя самого. Кирпичи не были подписаны, и гостям предлагалось угадывать, где какой поэт. Образ Рыжего тоже состоит из множества кирпичиков: они все как будто одного формата, да вот подписи на них разные.
Как отмечает Илья Фаликов, у Рыжего, как правило, нет любовной трагедии, чаще всего это чувство окрашено в светлые или привычно ностальгические тона, отсылающие к воспоминаниям юности. Тем не менее оттенков любовного чувства у него множество. Мы подобрали самые яркие определения из его стихов, для Рыжего love is: настоящая, последняя, бессловная, огромная животная, наша, безумная, древняя, бесхозная, беззащитная, убитая, экзотическая, чужая...
Какую выберете?
В прозаическом «Роттердамском дневнике», написанном за год до гибели, Рыжий, описывая смерть знакомых уголовников, замечает: «Кончилась старая музыка». Для него музыка — устоявшаяся конфигурация духа времени. В этом он наследует Блоку, вслушивающемуся в музыку революции. По ее сгущению или рассеиванию определяется ценность существования:
![](/upload/32229/vms/d594f9fa3d6c2146af8364c9638ce7b5_small.jpg)
Ах, чем музыка печальней и страшней,
тем крылатый улыбается нежней.
И если музыка превращается в тишину, значит, назревает трагедия, как в стихотворении «...Ордена и аксельбанты» про пьяных музыкантов на похоронах:
тишина, помилуй, Боже,
плохо, если тишина.
![](/upload/32229/vms/e16b56dee10235816be8c1607189f75f_small.jpg)
Облака для Рыжего — спутники из иного мира, иного края. Того, где хорошо. Иногда у него они похожи на окна, иногда — на одежды. Частенько облака «лежат» над головой. Возможно, Рыжий мечтал о нимбе из облаков, но они оказались больше похожи на белоснежных собутыльников:
Будет теплое пиво вокзальное,
будет облако над головой,
будет музыка очень печальная —
я навеки прощаюсь с тобой.
![](/upload/32229/vms/dbfa21ebadec6c30f592c5612add0900_small.jpg)
Для кого-то Б. Р. последний классик, для кого-то последний советский поэт или последний поэт двадцатого века. Как пишет поэт и филолог Юрий Казарин: «Сознательное (вслед за Е. Рейном и др.) продолжение традиций советской поэзии делает Бориса не только “последним советским поэтом” <...>, но и первым несоветским, постсоветским поэтом, которому удалось совместить гармонично и в достаточно полном объеме три типа поэтики: поэтику золотого века, века свинцового (XX в.) и новейшую».
Или, наоборот, Рыжий — первый поэт двадцать первого века, который так и не настал? Может быть, Рыжего потому и любят все больше и больше, что мы никак не можем перебраться из века в век...
Сюда Рыжий приехал на Всемирный фестиваль поэзии в 2000 году. С одной стороны, поездка была свидетельством международного признания, с другой — обострила внутренний кризис поэта. В поездке он чувствовал себя отчужденно, много пил, с трудом находил общий язык с иностранцами, потерял деньги и документы. Зато оставил противоречивый текст о поездке «Роттердамский дневник», где описания пребывания в Роттердаме чередуются зарисовками из екатеринбургского литературного быта: это позволяло ему одновременно быть в двух местах сразу.
Рыжий — свидетель, зачинатель и участник множества уличных неформальных мероприятий. В одних он проявлял дипломатические качества, в других — бойцовые, в третьих — полководческие. Показателен эпизод сражения, описанный в «Роттердамском дневнике», между «дворовыми» и рабочими из Азербайджана, которые жили в общежитии:
![](/upload/32229/vms/b57331be001cdb77902d7e5c09e872e1_small.jpg)
Взбешенные азербайджанцы всей братвой, кто с ножом, кто с сечкой, кто просто с отверткой, выбегают на улицу и гонятся за мобильной группой. Пробегают квартал, и в это время вторая боевая с гиканьем выступает вперед. Враг бежит в крепость, но не тут-то было — первая боевая преграждает ему дорогу. Начинается бойня. Милиция приезжает и, поорав в громкоговоритель, уезжает. Но я не Гомер и не Гоголь, чтоб суметь в деталях описать всю прелесть сражения.
![](/upload/32229/vms/a76c4017aadb0ae00347e14d2e2d406c.jpg)
Свердловск/Екатеринбург у Рыжего разнообразен. Бывает сказочный и поэтичный, бывает скучный, а иногда, как во время разговора с москвичом Сергеем Гандлевским, и вовсе оказывается адом.
Рыжий противопоставляет его другим городам:
Но где бы мне ни выпало остыть,
в Париже знойном, Лондоне промозглом,
мой жалкий прах советую зарыть
на безымянном кладбище свердловском.
Отдельно Б. Р. любил подчеркивать, что именно ему, а не кому-то другому поставят памятник в этом городе: «Мы все лежим на площади Свердловска, / где памятник поставят только мне». Или так: «на черной площади Свердловска / тебе поставят монумент». А еще сквер назовут: «я изучил все корни на тропинках. / Сквер будет назван именем моим». Таким образом, Рыжий как бы экспроприирует город, отбирая его у других возможных кандидатов от поэзии на захоронение и увековечивание.
В этом году на улице Титова, где жил Рыжий, действительно появился сквер его имени. До этого в Екатеринбурге и Челябинске, где поэт родился, было установлено несколько мемориальных досок.
Важнейшее для Рыжего средство передвижения. Позволяет переносить пассажиров в отсутствующее место («В красном трамвае хулиган с недотрогой / ехали в никуда»). Еще может перемещаться во времени — в основном в прошлое, чтобы встречать уже ушедших, возвращать утраченные чувства: «в трамвайных вагонах, / всюду встречаю / я мертвых знакомых», «Если в прошлое, лучше трамваем». Иногда трамваи, как проводники в иные времена и пространства, обращаются в невиданных зверей сродни драконам: «Озирались сонные трамваи, / и вода по мордам их текла».
![](/upload/32229/vms/e125b0eec5b51af4cb966ac191d50916.jpg)
Следуя своей литературной стратегии, смешивающей интеллигентность с пацанским панибратством, Рыжий с легкостью обращается за глаза к важным ему собеседникам как к старым знакомым. В одних текстах поэт Кушнер — Александр Семенович, в других — Александр Семеныч (с Рейном «Евгением Борисычем» так же). В любом случае Рыжий всегда себя видит в компании поэтов, живых и мертвых, как будто они сосуществуют одновременно:
* * *
Александр Семенович Кушнер читает стихи,
снимает очки, закуривает сигару.
Александр Блок стоит у реки.
Заболоцкий запрыгивает на нары.
Анненского встречает царскосельский вокзал.
Пушкин готовится к дуэли.
Мандельштама за Урал
увозит поезд, в окне — снежные ели.
Слуцкий выступает против Пастернака, Пастернак
готов простить его, а тот болен.
Боратынский пьет, по горло войдя во мрак.
Бродский выступает в роли
мученика, Александр Семенович смотрит в
окно — единственный солдат разбитого войска —
отвечая жизнью за тех, в чьей смерти вы
виноваты.
Борис Рыжий с Олегом Дозморовым
![](/upload/32229/vms/b696e31df1dffe792a96289b4cdaf0f5_small.jpg)
Вместо другого значимого слова из трех букв в стихах и прозе Рыжий предпочитал это. Использовалось оно для того, чтобы показать, как в каком-то месте живется не очень хорошо: «В тюрьме херово...», «Херово в городе Свердловске / не только осенью, всегда». Иногда в разговоре о боге и божественном предназначении: «Мне ведом, Боже, твой расклад херовый».
«Херовость» — крайнее свойство бытия, позволяющее бросить отсвет на лучшую половину жизни.
Одно из любимых стихотворных ругательств Рыжего связано с нечистым, отсылающим то ли к Достоевскому, то ли к тюремной лексике, то ли к тому и другому. Иногда черт связан с незнанием: «Мой собеседник-бред ни черта не знать / научил», иногда с солдатами, служащими в военной части под поселком Кытлым: «Эти черти, к слову, долбили в горе Волчиха огромную дыру». Иногда Рыжий и сам отправляется к нечистому: «Я уехал к черту в гости». В таком случае «черт» оказывается связанным с «чертой»: отправиться к носителям темной силы — значит достичь предела. И не возвратиться оттуда.
![](/upload/32229/vms/8c02e56c27f695ecc95d54414552d17f_small.jpg)
Шрам, полученный Рыжим еще в детстве, стал его опознавательным знаком. Как шрам Гарри Поттера, тоже ставшего известным в России в начале 2000-х.
Ребенком Б. Р. нес стеклянную банку с водой, споткнулся и порезался осколками. И если у большинства людей линию жизни смотрят по руке, то у Рыжего ее можно проследить по лицу.
В спектакле «Рыжий» «Мастерской П. Фоменко» актеры воспроизводят этот шрам, рисуя его птичьим пером на собственных лицах.
Лирический герой Рыжего частенько «зауживает» глаза. То ли чтобы получше приглядеться к собеседнику, то ли чтобы мир покрепче заключить в объятья взгляда.
Ах, не видишь? что за горе —
ты прищурившись смотри.
Или так:
…Покуда в этом вы юлили,
слегка прищуривая глаз…
Или так:
А ты, мой маленький, что поджимаешь губы,
Чуть-чуть прищурившись, ты что-то понял, — да?
Прищуривание позволяет увидеть именно то, что хочется.
![](/upload/32229/vms/27c45e508851bd7fede569a6a80db662_small.jpg)
Борис Рыжий с Евгением Гришковцом. На вручении премии Антибукер 1999. Москва, 21 января 2000
Чаще всего упоминающийся стихотворный размер у Рыжего. Размер позволяет поэту ритмизировать существование, оживить неподвижные слова, связать между собой миры живых и мертвых. Неслучайно поэт Александр Еременко в стихотворении «Борису Рыжему — на тот свет», обращается к покойному с помощью ямба, зная, что именно он сможет преодолеть границу миров:
Скажу тебе, здесь нечего ловить.
Одна вода — и не осталось рыжих.
Лишь этот ямб, простим его, когда
летит к тебе, не ведая стыда.
Как там у вас?