Посмотри на себя
ФОТО:
САША ГОНОХИНА
Дневники Пришвина, сны Набокова, воспоминания Дианы Вриланд, автофикшн-роман Светы Павловой «Голод» и еще десяток книг успели за прошедший уик-энд обсудить с экспертами, такими, как Юрий Сапрыкин, Маша Федорова и Ольга Брейнингер, участники первого Reading Camp, который The Blueprint придумал и провел совместно с Домом творчества Переделкино. Все для того, чтобы понять, зачем и как нам писать о себе, и сделать первый шаг на пути к будущему автобиографическому рассказу, а то и роману.
Надо ли страдать, чтобы быть хорошим писателем? Когда писать воспоминания — по горячим следам или дождаться, пока время подлечит? И где искать точку опоры в 2024 году? В прошедший уик-энд, 19-21 января, в Доме творчества Переделкино мы с гостями и экспертами первого Reading Camp искали ответы на эти вопросы.
![Ридинг кэмп](/upload/29999/vms/8aa8b32a267a0184cf30be412a5c817c_small.jpg)
Искали, понятное дело, в книгах. Писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов рассказывал, что рассказы Пришвина, которые мы все изучали в школе, — это лишь часть его гигантского наследия, ядро которого составляют двадцать пять томов дневников. И именно их стоит читать тем, кто хочет что-то понять про ХХ век и любовь. Филолог, шеф-редактор онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» и витрин книжного сервиса «Букмейт» Игорь Кириенков говорил о том, что Владимир Набоков, дневники презиравший, а публикацию черновиков сравнивавший с выставлением мокроты на публичное обозрение, дневники тем не менее вел. Более того, выдумал себе в них воображаемого собеседника, который мог то скоропостижно скончаться, то воскреснуть, когда писателю была в том необходимость. Еще — лайфхак для начинающих писателей — Набоков с женой одно время каждое утро записывали свои сны, пытаясь уловить сигналы из подсознания. Правда, если сигналы имели содержание эротическое и к семейным узам отношения не имеющее, классик старался жену не ранить и подробности увиденного не расписывал. Впрочем, как проверить, что он видел на самом деле?
![ИГОРЬ КИРИЕНКОВ](/upload/29999/vms/bdcb7853484cbbd5800f02414acea96f_small.jpg)
![АЛЕКСАНДРА ДОРОФЕЕВА, ДАРЬЯ ХАРЧЕНКО, АНДРЕЙ КОВЫЛКИН](/upload/29999/vms/5db881b10f25299b2acd9998d3cfff44_small.jpg)
Игорь Кириенков
Александра Дорофеева, Дарья Харченко, Андрей Ковылкин
Как проверить, писал ли знаменитый стилист и бывший креативный директор американского Vogue Андре Леон Телли свои мемуары сам? Но, по единодушному мнению модного критика, экс-редактора русского Vogue и «Коммерсанта» Ольги Михайловской и экс-главреда отечественных Glamour и Vogue Маши Федоровой, написаны они — в отличие от большинства колонок Life with Andre — талантливо и страстно. И в паре с мемуарами Дианы Вриланд, легендарного главреда американских Harper’s Bazaar и Vogue, не только создают выразительный портрет модной индустрии и богемы последних ста лет, но и помогают понять, как со временем менялось общество по обе стороны Атлантики.
![ОЛЬГА МИХАЙЛОВСКАЯ, МАША ФЕДОРОВА, АННА ФЕДИНА](/upload/29999/vms/ebfce83f159dc94bfc858765b495f5c0_small.jpg)
Ольга Михайловская, Маша Федорова, АННА ФЕДИНА
Тому, как менялся жанр дневника от Античности до наших дней (от подведения итогов жизни через отчет о проделанной работе за день к интимному разговору с самим собой) и почему он похож на послание в бутылке завтрашнему себе, была посвящена лекция журналиста и литератора Юрия Сапрыкина. Которая, впрочем, скоро перетекла в разговор о том, что происходит с нами сейчас, как дневники и мемуары могут нам помочь, и почему сотни молодых людей, которые бросились искать у железнодорожных путей несчастного кота, дают нам надежду, что не все потеряно.
![ЮРИЙ САПРЫКИН](/upload/29999/vms/67558636def2488dd68c4d228b92c505_small.jpg)
![НАТАЛЬЯ ОЖЕГИНА](/upload/29999/vms/170fd7137da73cc55c26f6cb57e78b53_small.jpg)
Наталья Ожегина
Ее же дает и цветущий в России пышным цветом жанр автофикшна, ярким представителем которого является роман Светланы Павловой «Голод» про расстройство пищевого поведения. В рамках Reading Camp Света рассказывала, как писать о себе и близких, никого не раня, и как вообще найти подход к рассказу о личном опыте. К слову, многие из упомянутых Светой коллег, в том числе Илья Мамаев-Найлз и Егана Джаббарова, в этом году стали участниками другого проекта The Blueprint «Сказки Нового года».
Юрий Сапрыкин
Мы надеемся, что однажды свою сказку нам напишет и кто-то из участников уик-энда в Переделкино, потому что красной нитью через всю его программу шла серия мастер-классов писательницы и преподавателя Гарварда Ольги Брейнингер, посвященная тому, как устроен автофикшн и как сделать в нем первые шаги. Как обрисовать характер героя, сформулировать проблему, с которой он столкнулся, и описать контекст происходящего, а также зачем нужен таймлайн? Выполняя каждый день короткие задания, к воскресенью участники Reading Camp создали каркас своих будущих рассказов — о самом наболевшем, конечно, от чувства материнской вины до контакта с собой. Налаживанию контакта помимо собственно письма должны были помочь идеальная зима в Переделкино и подарки от бренда уходовой косметики okolo: ароматические свечи и наборы косметики для сияния кожи. Потому что на вопрос, обязательно ли страдать, чтобы быть писателем (и читателем) в России, очень хочется ответить «нет».
![СВЕТЛАНА ПАВЛОВА](/upload/29999/vms/eafba3db6debacd24884f7b2bb84c87d_small.jpg)
Светлана Павлова
![ЕЛЕНА БЕССОНОВА](/upload/29999/vms/238569a2a96a91555639bcb4e162677a_small.jpg)
![](/upload/29999/vms/3cdcc659502a66c0bd31a9f82d2f2708_small.jpg)
Юлия Вронская, Екатерина Чертковская, Елена Бессонова
![](/upload/29999/vms/9e817b9c44df4661ce90678188130d72_small.jpg)
![](/upload/29999/vms/044c615936344c65152d6b58ccdddb74_small.jpg)
Андрей Ковылкин, Екатерина Рогожкина, Роман Филиппов, Кристина Камалова
![ОЛЬГА БРЕЙНИНГЕР](/upload/29999/vms/b59d33187bc9906eb891118c8b916453_small.jpg)
![РОМАН ФИЛИППОВ, КРИСТИНА КАМАЛОВА, ЕЛЕНА СМИРНОВА](/upload/29999/vms/827215f23d8ba72182818241bdec6fc7_small.jpg)
Ольга Брейнингер
Роман Филиппов, Кристина Камалова, Елена Смирнова
![ЮРИЙ САПРЫКИН](/upload/29999/vms/fe009620481271cfa6bcc8806aebb19f_small.jpg)
![ЮРИЙ САПРЫКИН](/upload/29999/vms/25aa4fa87becca7d958bbdf1625108bb_small.jpg)
Григорий Туманов
Юрий Сапрыкин
![АНАСТАСИЯ ПОЛЕТАЕВА](/upload/29999/vms/ead914e962b528b2dff29ade61a6f10d_small.jpg)
Анастасия Полетаева
![](/upload/29999/vms/eb3364350943b53951638afaf59acc89_small.jpg)
Юрий Зафесов
![АЛИНА ГАСУМЯНОВА](/upload/29999/vms/91ecd8ac8b4ecbfaaac6dbd9491e1574_small.jpg)
![](/upload/29999/vms/1409199a75c71d33ce130f5de6ebf58a_small.jpg)
Алина Гасумянова
Стоят: Алина Гасумянова, Екатерина Чертковская, Елена Куликовская, Юрий Зафесов, Анастасия Полетаева, Александра Колева, Анна Федина,
Мария Серенко, Ольга Михайловская, Женя Фишелева, Маша Федорова
Сидят: Юлия Вронская, Виктория Вавилина, Наталья Ожегина, Екатерина Михайлова
![](/upload/29999/vms/5cc395faf83472ba7869cc8a7d9ede8b_small.jpg)
23 ЯНВАРЯ 2024
0