Blueprint
T

Посмотри на себя

ФОТО:
САША ГОНОХИНА

Дневники Пришвина, сны Набокова, воспоминания Дианы Вриланд, автофикшн-роман Светы Павловой «Голод» и еще десяток книг успели за прошедший уик-энд обсудить с экспертами, такими, как Юрий Сапрыкин, Маша Федорова и Ольга Брейнингер, участники первого Reading Camp, который The Blueprint придумал и провел совместно с Домом творчества Переделкино. Все для того, чтобы понять, зачем и как нам писать о себе, и сделать первый шаг на пути к будущему автобиографическому рассказу, а то и роману.

Надо ли страдать, чтобы быть хорошим писателем? Когда писать воспоминания — по горячим следам или дождаться, пока время подлечит? И где искать точку опоры в 2024 году? В прошедший уик-энд, 19-21 января, в Доме творчества Переделкино мы с гостями и экспертами первого Reading Camp искали ответы на эти вопросы.

Ридинг кэмп

Искали, понятное дело, в книгах. Писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов рассказывал, что рассказы Пришвина, которые мы все изучали в школе, — это лишь часть его гигантского наследия, ядро которого составляют двадцать пять томов дневников. И именно их стоит читать тем, кто хочет что-то понять про ХХ век и любовь. Филолог, шеф-редактор онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» и витрин книжного сервиса «Букмейт» Игорь Кириенков говорил о том, что Владимир Набоков, дневники презиравший, а публикацию черновиков сравнивавший с выставлением мокроты на публичное обозрение, дневники тем не менее вел. Более того, выдумал себе в них воображаемого собеседника, который мог то скоропостижно скончаться, то воскреснуть, когда писателю была в том необходимость. Еще — лайфхак для начинающих писателей — Набоков с женой одно время каждое утро записывали свои сны, пытаясь уловить сигналы из подсознания. Правда, если сигналы имели содержание эротическое и к семейным узам отношения не имеющее, классик старался жену не ранить и подробности увиденного не расписывал. Впрочем, как проверить, что он видел на самом деле?

ИГОРЬ КИРИЕНКОВ
АЛЕКСАНДРА ДОРОФЕЕВА, ДАРЬЯ ХАРЧЕНКО, АНДРЕЙ КОВЫЛКИН

Игорь Кириенков

Александра Дорофеева, Дарья Харченко, Андрей Ковылкин

Как проверить, писал ли знаменитый стилист и бывший креативный директор американского Vogue Андре Леон Телли свои мемуары сам? Но, по единодушному мнению модного критика, экс-редактора русского Vogue и «Коммерсанта» Ольги Михайловской и экс-главреда отечественных Glamour и Vogue Маши Федоровой, написаны они — в отличие от большинства колонок Life with Andre — талантливо и страстно. И в паре с мемуарами Дианы Вриланд, легендарного главреда американских Harper’s Bazaar и Vogue, не только создают выразительный портрет модной индустрии и богемы последних ста лет, но и помогают понять, как со временем менялось общество по обе стороны Атлантики.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВСКАЯ, МАША ФЕДОРОВА, АННА ФЕДИНА

Ольга Михайловская, Маша Федорова, АННА ФЕДИНА

Тому, как менялся жанр дневника от Античности до наших дней (от подведения итогов жизни через отчет о проделанной работе за день к интимному разговору с самим собой) и почему он похож на послание в бутылке завтрашнему себе, была посвящена лекция журналиста и литератора Юрия Сапрыкина. Которая, впрочем, скоро перетекла в разговор о том, что происходит с нами сейчас, как дневники и мемуары могут нам помочь, и почему сотни молодых людей, которые бросились искать у железнодорожных путей несчастного кота, дают нам надежду, что не все потеряно.

ЮРИЙ САПРЫКИН
НАТАЛЬЯ ОЖЕГИНА

Наталья Ожегина

Ее же дает и цветущий в России пышным цветом жанр автофикшна, ярким представителем которого является роман Светланы Павловой «Голод» про расстройство пищевого поведения. В рамках Reading Camp Света рассказывала, как писать о себе и близких, никого не раня, и как вообще найти подход к рассказу о личном опыте. К слову, многие из упомянутых Светой коллег, в том числе Илья Мамаев-Найлз и Егана Джаббарова, в этом году стали участниками другого проекта The Blueprint «Сказки Нового года».


Юрий Сапрыкин

Мы надеемся, что однажды свою сказку нам напишет и кто-то из участников уик-энда в Переделкино, потому что красной нитью через всю его программу шла серия мастер-классов писательницы и преподавателя Гарварда Ольги Брейнингер, посвященная тому, как устроен автофикшн и как сделать в нем первые шаги. Как обрисовать характер героя, сформулировать проблему, с которой он столкнулся, и описать контекст происходящего, а также зачем нужен таймлайн? Выполняя каждый день короткие задания, к воскресенью участники Reading Camp создали каркас своих будущих рассказов — о самом наболевшем, конечно, от чувства материнской вины до контакта с собой. Налаживанию контакта помимо собственно письма должны были помочь идеальная зима в Переделкино и подарки от бренда уходовой косметики okolo: ароматические свечи и наборы косметики для сияния кожи. Потому что на вопрос, обязательно ли страдать, чтобы быть писателем (и читателем) в России, очень хочется ответить «нет».

СВЕТЛАНА ПАВЛОВА

Светлана Павлова

ЕЛЕНА БЕССОНОВА

Юлия Вронская, Екатерина Чертковская, Елена Бессонова

Андрей Ковылкин, Екатерина Рогожкина, Роман Филиппов, Кристина Камалова

ОЛЬГА БРЕЙНИНГЕР
РОМАН ФИЛИППОВ, КРИСТИНА КАМАЛОВА, ЕЛЕНА СМИРНОВА

Ольга Брейнингер

Роман Филиппов, Кристина Камалова, Елена Смирнова

ЮРИЙ САПРЫКИН
ЮРИЙ САПРЫКИН

Григорий Туманов

Юрий Сапрыкин

АНАСТАСИЯ ПОЛЕТАЕВА

Анастасия Полетаева

Юрий Зафесов

АЛИНА ГАСУМЯНОВА

Алина Гасумянова

Стоят: Алина Гасумянова, Екатерина Чертковская, Елена Куликовская, Юрий Зафесов, Анастасия Полетаева, Александра Колева, Анна Федина,
Мария Серенко, Ольга Михайловская, Женя Фишелева, Маша Федорова

Сидят: Юлия Вронская, Виктория Вавилина, Наталья Ожегина, Екатерина Михайлова

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}