Аня Тейлор-Джой и ее любовь к страшным сказкам
4 сентября состоится мировая премьера хоррора «Прошлой ночью в Сохо» о девушке Элоиз, которая учится на дизайнера одежды в Лондоне и загадочным образом перемещается в 1960-е, где встречает своего кумира, певицу Сэнди. Последнюю играет звезда «Хода королевы», «Ведьмы» и «Сплита» Аня Тейлор-Джой. Пока мы ждем российской премьеры, которая назначена на 3 ноября, вспоминаем, как Тейлор-Джой стала одной из самых ярких актрис своего поколения — и любимицей модных брендов.
Уже в первых своих больших интервью Аня Тейлор-Джой признавалась, что с детства чувствовала себя не такой, как все. «Когда я была ребенком, я никуда не вписывалась, — рассуждала девятнадцатилетняя Аня вскоре после большого триумфа в кино. — Я всегда ощущала, что чем-то отличаюсь от других». Эту фразу произносят многие, и в большинстве случаев она кажется позерством и неприкрытой игрой на публику. Но Ане почему-то веришь. Эта девушка с огромными чуть раскосыми глазами, высоким лбом и высокими же, резко очерченными скулами и правда кажется пришелицей из потустороннего мира. Режиссеры эту «странность» почувствовали первыми.
Аня не играет ни «соседских девчонок», ни тем более коварных соблазнительниц. Собственно «нормальных» героинь в ее фильмографии вы практически не найдете. Зато в инди-хорроре «Ведьма», премьера которого состоялась в 2015 году на фестивале в Санденсе и который сделал Аню знаменитой, она очень убедительно сыграла странноватую девушку Томасин из семьи британских пуритан, живущих в XVII веке. То ли намеренно, то ли нет дочь становится причиной смертей и несчастий в семье и в конце концов открыто переходит на сторону зла. Фильм был обласкан критиками, номинирован на приз Большого жюри в Санденсе и даже получил официальное благословение от одной из самых известных оккультных организаций — «Церкви сатаны» (той самой, которую основал в 1960-е годы Антон Ла-Вей). Служители «Церкви» так впечатлились картиной, что даже организовали в США серию предпремьерных показов.
«Ведьма», 2015
Съемка для Dazed, 2019
Можете считать это совпадением, но карьера «инфернальной» Тейлор-Джой мгновенно пошла в гору. В следующем, 2016-м, она в числе прочего сыграла в фильме ужасов «Морган» — Ане досталась роль выведенного в лаборатории человекоподобного существа, которое восстает против людей, — и в наделавшем шуму триллере М. Найта Шьямалана «Сплит» — о психопате с множественным расстройством личности. Здесь 20-летняя актриса сыграла единственную оставшуюся в живых жертву маньяка. В отличие от большинства других героинь фильмов ужасов ее Кейси Кук спасается не столько благодаря силе и смелости, сколько благодаря умению взаимодействовать с агрессором — она много лет была жертвой дяди-абьюзера, так и не научилась выстраивать отношения с «обычными» людьми, но зато сумела грамотно просчитать ходы своего похитителя. Героиня Тейлор-Джой здесь как бы живая иллюстрация того, как травма делает человека одновременно чрезвычайно хрупким и неуязвимым.
Сама Аня утверждает, что у нее нет специальной карьерной стратегии, она не выбирает намеренно ни сюжеты с «мрачной» атмосферой, ни «странных» персонажей. «Я была бы рада сказать, что у меня все спланировано, и каждая роль — часть этого плана, — рассуждает она. — Но это не так. Я просто всегда чувствую сильную связь со своими героинями, а они, так уж выходит, всегда как бы обитают в темных мирах. В детстве мне всегда нравились грустные сказки, как, например, у Андерсена. Мне кажется, боль и тьма — часть человеческой природы. А что касается непосредственно рабочего процесса, то играть «темных» героинь довольно увлекательно, потому что позволяет выпустить наружу избыток эмоций и хотя бы на время раздвинуть для себя рамки дозволенного».
Абсолютно неудивительно, что мир моды, где «странноватые» и необычные женские типажи ценят — и чем дальше, тем больше, — Аню беззаветно полюбил и безоговорочно принял. Причем даже раньше, чем собственно мир кино. Не все об этом знают, но карьера Тейлор-Джой в шоу-бизнесе началась не с актерства, а с моделинга. Правда, обстоятельства встречи будущей звезды со скаутом и основательницей Strorm Models (это агентство в числе прочего представляет интересы Синди Кроуфорд и Карлы Бруни) Сарой Дукас сами по себе похожи не то на триллер, не то на черную комедию. Шестнадцатилетняя Аня прогуливалась с собакой у лондонского Harrods, когда заметила, что по пятам за ней едет черная машина. «Я тогда подумала: «О черт, все, мне конец! — вспоминает Тейлор-Джой. — Схватила пса в охапку и побежала». Далеко убежать девушке, впрочем, не удалось — черная машина ее догнала, а Сара Дукас, опустив стекло, выкрикнула: «Если остановишься, никогда об этом не пожалеешь!»
«Сплит», 2017
«Морган», 2016
71-я церемония вручения премии BAFTA, 2018
70-я церемония вручения премии BAFTA, 2017
26-я премия «Готэм», 2016
Премьра фильма «Стекло», 2019
О сделанном выборе Аня действительно вряд ли пожалела, но то, что поначалу привыкнуть к новому образу жизни было трудно, она не скрывает. «На первой же примерке я жутко испугалась, — говорит она сегодня. — Во всех этих красивых платьях я чувствовала себя абсолютно не похожей на себя настоящую. Росла я пацанкой, вечно носила вещи своих братьев или то, что покупала для меня мама. Я и в зеркало-то смотрелась редко. Это сейчас я обожаю наряжаться». Страх перед красивыми вещами Аня быстро преодолела и, будь на то ее воля, скорее всего, могла бы сделать неплохую карьеру на подиуме. Такой тип внешности в 2010-е был чрезвычайно востребован — взять хотя бы Карли Клосс или Викторию Черетти. Все снова изменила случайная встреча: в 2014-м на съемке для журнала Love Тейлор-Джой познакомилась с британским актером Алленом Личем — нам он известен главным образом по роли шофера Тома Бренсона в сериале «Аббатство Даунтон», — а тот, в свою очередь, представил ее своему агенту. Так мир кино окончательно перетянул Аню на свою «темную» сторону.
Впрочем, и с модным миром Аня не порвала, даже наоборот — сегодня, почти десятилетие спустя после своей первой неловкой примерки, она признается, что обожает красивую одежду. А саму Тейлор-Джой обожают стилисты и редакторы глянца: ее охотно снимают Vogue, W, Harper’s Bazaar, L’ Officiel, Dazed, Interview. Как и большинство актрис с модельным бэкгруандом, в модных вещах она выглядит чрезвычайно органично — и уже не важно, бежевый это тренч Bottega Veneta или «платье феи» с обилием рюшей Valentino. Любовь к драматичным вечерним нарядам недавно помогла Ане заполучить контракт с Viktor & Rolf — она стала лицом знаменитого аромата Flowerbomb, такого же яркого и праздничного, как платья, которые шьет знаменитый дуэт.
Рекламная кампания Viktor & Rolf
В отличие от многих других актрис, которые не устают признаваться в любви к минимализму, Тейлор-Джой откровенно говорит, что в одежде — как и на съемочной площадке — обожает драму. Она не боится ни ярких цветов, ни эксцентричных головных уборов, ни пышных подолов — как в детстве, Аня любит «все сказочное». За пока еще недолгую карьеру в кино Тейлор-Джой успела посотрудничать с самыми продвинутыми стилистами. На красные дорожки ее одевали и Микаэла Эрлангер, стилистка Мерил Стрип и Люпиты Нионго, и Иллария Урбинати, к чьим модным советам прислушиваются Брэдли Купер и Реми Малек и которую негласно считают чуть ли не главной стилисткой Голливуда. Консультанты не боятся предлагать Ане «рискованные» наряды — знают, что она будет отлично выглядеть и в блестящем мини-платье с оборками The Vampire’s Wife, и в золотом брючном костюме Dolce & Gabbana, и в ярко-розовом бархатном топе Self-Portrait с одним обнаженным плечом.
«Ход королевы», 2020
За Тейлор-Джой вряд ли навсегда закрепится амплуа «королевы мрака». Экранизация «Эммы» Джейн Остин, где Аня сыграла главную роль, и «Ход королевы» доказали, что ее актерский диапазон куда шире. Эмма у Тейлор-Джой получилась остроумной, решительной и не боящейся своих чувств, а шахматистка Бет Хармон вышла хоть и надломленной, земной и очень реалистичной. Сама актриса признается, что все происходящее с ней пугает ее, но как и все ее героини, она вполне способна побороть страх. «Ни за что не назвала бы себя уверенной, — говорит она. — Но я страстно люблю то, что делаю. Каждый раз, когда нужно открыть очередную дверь, я боюсь, но все равно толкаю ее — и просто иду вперед».
Материал был впервые опубликован 26 октября 2020