Голодные игры, зимние кости
ФОТО:
GETTY IMAGES, LEGION-MEDIA,
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
27 ноября в российский прокат выходит фильм Линн Рэмси «Умри, моя любовь» с Дженнифер Лоуренс в главной роли. Критик Анна Стрельчук уверена, что Лоуренс сделала в нем заявку для уже пятой номинации на «Оскар», — и потому решила разобрать карьеру Дженнифер по годам.
1990–
2004
Детство в Луисвилле, Кентукки

Слегка на северо-восток от Луисвилля (Кентукки), в городке Индиан-Хиллс 15 августа 1990 года родилась Дженнифер Шредер Лоуренс, дочь Гэри и Карен Лоуренс. Ее отец владел строительной фирмой, а мать управляла детским лагерем.
С раннего детства Дженнифер семья Лоуренс владела конюшней на окраине города. Она выросла в атмосфере загородной идиллии, размеренности и свободы. Воспитывали ее как пацанку: мама не разрешала Дженнифер играть с девочками в дошкольном возрасте, считая, что она слишком резко с ними обращается. Позднее актриса сама признавалась, что чувствовала себя «другой», испытывала гиперактивность и социальную тревогу, но отсутствие осведомленности в детской психологии делало ее просто томбоем, то есть «пацанкой».
Дженнифер Лоуренс в детстве
@the_jlawrence



← ↑
Дженнифер Лоуренс в детстве и с папой
@the_jlawrence
Однако артистизм у юной Дженнифер присутствовал уже тогда: на ферме она переодевалась, изображая клоуна, балерину, шута: для отца, который иногда работал из дома. В школьные годы одновременно с командой по баскетболу в мужской команде, которую тренировал ее отец (рост актрисы 175 см), она участвовала в чирлидинге, софтболе и хоккее.
2004–2007
Моделинг вместо школы
В свои четырнадцать Дженнифер уже чувствовала, что ее жизнь не умещается в рамки школьных расписаний. В классе — оживленная, энергичная и даже немного гиперактивная — она скучала. Летом 2005 года, во время поездки в Нью-Йорк с матерью Карен, Дженнифер ожидал подарок судьбы: на Манхэттене ее заметил модельный агент, а через несколько дней девушка уже проходила первые кастинги. Ее снимали для Abercrombie & Fitch, рекламных кампаний и молодежных журналов, но модельный мир был лишь трамплином на пути к желанной актерской карьере.
По возвращении в Луисвилл она приняла решение, которое шокировало всех родственников, — бросить школу. Без диплома, страховки и покровительства, следуя лишь за своим нутром, которое шептало о внутреннем потенциале, она совершила прыжок веры к миру и отправилась на поиски лучшей жизни. В интервью W Magazine она вспоминала, что чувствовала себя «самообучающейся»:

«Я просто знала, что должна играть. Это была не амбиция, а биология».
Модельные тесты Дженнифер Лоуренс
@the_jlawrence
Парадоксально, но мать поддержала Дженнифер в ее решении. Вскоре они снова уехали, на этот раз в Лос-Анджелес. Там Дженнифер прошла через первые настоящие прослушивания: The Bill Engvall Show (2007), пилоты, реклама, короткие эпизоды, где ее имени не было даже в титрах. Но именно эти небольшие съемки начали формировать ее как актрису. Она училась «в прямом эфире», или прямо на площадке: смотреть, слушать, угадывать правильный свет, говорить с правильной интонацией, двигаться и дышать в одном ритме с камерой.

@the_jlawrence
2007
Первые роли и образ «своей девчонки»
После переезда в Лос-Анджелес Лоуренс проходила десятки прослушиваний в сериалы, которые так и не выходили в эфир.
В 2007 году — Дженнифер семнадцать лет, и ее наконец выбирают в ситком The Bill Engvall Show на канале TBS. Она играет Лорен Пирсон, умную, язвительную, но обаятельно нормальную дочь из семьи, где все постоянно перебивают друг друга и спорят о пустяках.

Сериал «Медиум», 2005
Сериал «Билли Ингвал», 2007
Именно здесь, в простоте американского ситкома, закрепился тот самый образ, который преследует ее до сих пор, — girl next door, «своя девчонка» с живыми реакциями и аутентичной экспрессией.
На съемках она была младшей на площадке, но самой собранной: взрослые актеры шутили, что она «приходит всегда готовой, как будто снимается в драме». В этой сосредоточенности и одновременно комедийной легкости Дженнифер на съемочной площадке произошел генезис ее фирменного тона — искренность, непосредственность, спонтанность. The Bill Engvall Show продержался три сезона, и хотя ситком не стал мировым хитом, именно он сделал Лоуренс узнаваемой в индустрии.

«Пылающая равнина», 2008
2008
Дебют в артхаусе
После ситкома, реклам и коротких эпизодов наступает момент, когда Лоуренс впервые оказывается в большом и независимом кино. В драме Гильермо Арриаги The Burning Plain (в русском прокате — «Пылающая равнина») она играет юную Марианну, дочь героини Шарлиз Терон, сложную, тихо-взрывную роль, где внутренняя боль звучит интенсивнее во взгляде, чем в словах. Фильм от сценариста «21 грамма» и «Вавилона» Гильермо Арриаги требовал готовности показать уязвимость и эмоциональной прозрачности, и Дженнифер в свои восемнадцать оказалась готова к этой задаче.
«Пылающая равнина», 2008
Дженнифер Лоуренс с Призом Марчелло Мастроянни, 2008

На Венецианском кинофестивале ее игра впечатлила жюри и прессу: в своем минимализме, зрелости и внутренней силе Дженнифер была органична. Вопреки юному возрасту, Джен достоверно воплощала героиню, понимающую вину, стыд и любовь. За эту роль она получила Приз Марчелло Мастроянни — награду, которую вручают многообещающим молодым актерам на Мостре.
После Венеции стало ясно: из энергичной «своей девчонки» Лоуренс выросла в актрису, способную канализировать свою энергию в кадре и управлять ей.
2010
Номинация на «Оскар» в 20 лет
После успеха на Мостре и коротких появлений в независимых фильмах Дженнифер Лоуренс получает сценарий, который станет одним из важнейших в ее карьере. «Зимняя кость» — это не голливудская история, а до предела реалистичная драма режиссерки Дебры Граник, снятая в холодных горах Миссури. Лоуренс досталась роль Ри Долли — семнадцатилетней девушки, которая ищет пропавшего отца и удерживает на плечах семью, утонувшую в нищете и страхе.
«Зимняя кость», 2010
Чтобы сыграть Ри, Лоуренс уехала в штат Миссури задолго до съемок: жила среди местных, училась стрелять, разделывать белок, рубить дрова. Она вспоминала потом:

«Я хотела, чтобы грязь под ногтями была настоящей».
Съемки шли в суровых условиях, без гламура, без актерских трейлеров, с минимальным бюджетом. Но именно в этой аскетичности родилась подлинность игры актрисы. Премьера состоялась на «Сандэнсе» и стала откровением для прессы: критики (и не только) увидели в Дженнифер «новую Мерил Стрип поколения Z» — сильную, сдержанную, способную проживать трагедию без единого слова. Когда пришла новость о номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль, ей было всего двадцать: она стала одной из самых молодых претенденток за все время существования премии.
Церемония награждения «Оскар», 2011
2011–2012
Китнисс Эвердин
После успеха «Зимней кости» Лоуренс оказалась на распутье: независимое кино уже приняло ее как новую драматическую актрису, но Голливуд только начинал присматриваться. Именно тогда студия Lionsgate предложила Дженнифер роль Китнисс Эвердин в экранизации бестселлера Сюзанн Коллинз «Голодные игры». Примечательно, что актриса долго сомневалась. В интервью The Guardian Лоуренс признавалась: «Я знала, что это изменит все. Моя жизнь перестанет быть моей».
Съемки начались в 2011 году, а премьера состоялась весной 2012-го. Лоуренс вошла в роль героини-бунтарки с тем же актерским инстинктом, с каким до этого играла Ри Долли: грязь под ногтями, глаза, в которых больше усталости, чем гнева, и внутренняя честность. Китнисс стала больше, чем героиней, проекцией самой актрисы: сильной, независимой и немного антисоциальной.


«Голодные игры», 2012
«Голодные игры» собрали более 690 миллионов долларов по всему миру, а Дженнифер — тогда двадцатидвухлетняя — получила за первый фильм 500 тысяч долларов, а вот за вышедший спустя год сиквел — уже 10 миллионов. В списке самых высокооплачиваемых актрис Forbes 2013 она уступила только Анджелине Джоли (а в 2015-м уже сама возглавила список). Контракт с франшизой дал ей не только финансовую независимость, но и редкий для актрис ее поколения контроль над собственной карьерой.
Она отказалась от имиджа «девушки-звезды» и говорила, что хочет «играть только то, что чувствует кожей».
С Китнисс Эвердин она перестала быть просто талантливой актрисой из инди-кино — и стала лицом поколения, уставшего от фасадов. Франшиза изменила ее жизнь, но между глобальным успехом и внутренней тишиной Дженнифер выбрала оставаться собой, даже если весь мир уставился на тебя.
«Голодные игры», 2012

«Люди Икс: Дни минувшего будущего», 2014
2012–2019
Мистик
Почти одновременно с «Голодными играми» Дженнифер Лоуренс вошла в другую вселенную — холодную и зрелищную мифологию X-Men. Ей досталась роль Равен Даркхолм, более известной как Мистик, в фильме «Люди Икс: Первый класс». Это была вторая большая франшиза в ее жизни — и, пожалуй, полная противоположность той, что сделала ее мировой звездой. Если Китнисс была образцом человечности и протеста, то Мистик — метафорой метаморфозы и постоянного ускользания от слишком человеческого: существом, которое перманентно меняет форму, чтобы оставаться собой.

«Люди Икс: Первый класс», 2011
Лоуренс рассказывала, что грим занимал до восьми часов в день, а сама роль — требовала больше терпения, чем вдохновения. Но именно с такими проектами, как «Голодные игры» и «Люди Икс», она научилась зарабатывать большие деньги и вошла в индустрию развлечений.
За «Первым классом» последовали «Дни минувшего будущего» (2014), «Апокалипсис» (2016) и «Темный феникс» (2019).



«Люди Икс: Дни минувшего будущего», 2014
«Люди Икс:
Апокалипсис», 2016
«Люди Икс:
Темный феникс», 2019
2012
Ее парень — псих

После франшиз и первых независимых фильмов Дженнифер Лоуренс встречает Дэвида О. Расселла. Встреча эта станет не только профессиональным поворотом, но и своего рода алхимией: режиссер увидит в ней и юную энергию, и драматическую глубину, а она — возможность сыграть сильную, но при этом не идеализированную героиню. Так появляется Тиффани Максвелл в «Мой парень — псих».
Дженнифер Лоуренс и Дэвид О. Расселл


«Мой парень — псих», 2012
Роль потребовала полной отдачи: Лоуренс училась двигаться, пробиваться в кадр через боль и юмор, сквозь психические и эмоциональные штормы персонажа. Проницательная игра, сильный сценарий, завораживающая игра в дуэте с Брэдли Купером. Ключевой момент — сцена танца, где трагикомедия превращается в почти ритуальный акт силы и уязвимости. Финальный танец Пэта и Тиффани — несовершенный, но искренний, — показывает, как два сломленных героя синхронизируются в танце и в жизни. Их движения далеки от профессионализма, но именно в этой «некрасивости» рождается правда их эмоциональной и человеческой связи. И даже получив низкую оценку от жюри, они все же выигрывают главное — друг друга и свободу от прошлого, которое преследовало их обоих.
И именно за эту роль в возрасте всего двадцати двух лет Дженнифер Лоуренс получает «Оскар» за лучшую женскую роль. Для актрисы это был не просто профессиональный триумф, а подтверждение ее подхода: сила персонажа рождается из его слабостей, а искренность важнее глянца.

«Люди Икс: Дни минувшего будущего», 2014
Дженнифер Лоуренс с «Оскаром», 2013
2013
Закрепление статуса актрисы «первого эшелона»
После триумфа проекта «Мой парень — псих» Дженнифер Лоуренс присоединилась к Дэвиду О. Расселлу для съемок «Аферы по-американски». Если Тиффани была женщиной, балансирующей на грани комедии и абсурдности существования, то здесь Эми Адамс, Кристиан Бейл и Брэдли Купер будто становятся частью ее (и расселловского) безумного мира, а сама Дженнифер играет Эйми, женщину с магнетической харизмой и умением держать власть и контроль посреди тотального хаоса.
«Афера по-американски», 2013
Роль, требующая эмоциональной точности, но и работы с телом, костюмами и архитектоникой кадра: сложные прически, корсеты и взрывной ритм. Например, в сцене на кухне, где Эйми (Лоуренс) отвязно танцует после того, как узнала о новой афере персонажа Бейла, под Live and Let Die. Актриса справилась с задачей мастерски: критики отмечали, что она не просто «звезда второго плана», а сердце повествования, притягивающее взгляд.
За роль в «Афере по-американски» она получит свою номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, и Голливуд окончательно признает ее актрисой первого эшелона.


«Афера по-американски», 2013

Дженнифер Лоуренс в платье Dior Haute Couture после того, как споткнулась на ступеньках, «Оскар», 2013
2013–2023
Икона стиля casual


Выход на «Оскар» 2013 года в кремовом платье Dior Haute Couture, в котором Лоуренс эффектно споткнулась на ступеньках, определил ее стиль и мифологию — сочетание королевской элегантности и почти детской непосредственности. Для Vogue она снялась в нескольких знаковых фотосессиях: от декабрьского выпуска 2015-го, где она превращается в почти античную героиню, до обложки 2022 года с готическими силуэтами и мягким золотистым светом. Тот же эффект позолоты с более простыми силуэтами и ярко выраженным интенсивным смоки, подчеркивающие строгость ее более позднего образа, мы видим и в знаменитой фотосессии Лахлана Бейли для Vanity Fair. Даже ее уличный стиль, зафиксированный в десятках папарацци-серий в Нью-Йорке, стал отдельным феноменом: объемные пальто The Row, простые белые футболки, огромные солнцезащитные очки и кеды — образцовый casual, как умеет, кажется, только Лоуренс.
Vogue, 2022
Vogue, 2015
Vanity Fair, 2021

2015–2023
Икона gen Z
Со временем Дженнифер Лоуренс превратилась не просто в звезду, а в икону молодого поколения и персону момента: свои прямоту и неловкость она сделала частью своего публичного образа, объединила аутентичность и личный брендинг. Ее смех на красных дорожках, падения на лестницах, легкие и откровенные интервью стали фирменными элементами имиджа, где зритель видит не идеальную голливудскую машину, а живого человека с самоиронией и почти детскими спонтанностью и непосредственностью. В случае Лоуренс — неловкость превращается в харизму, смущение и стыд — в самоиронию.
Ее интервью часто превращаются в импровизацию: случайные комментарии, шутки над собственной одеждой, признания о страхах и курьезах, которые мгновенно расходятся по соцсетям.
Каждая шутка, падение, неловкий взгляд — часть уникального медиаперсонажа, ставшего символом поколения, ценящего искренность, самоиронию и человеческую уязвимость.
2014
Скандал с утечкой личных фото
Летом 2014 года утечка личных фото (The Fappening) стала одним из самых обсуждаемых скандалов в истории Голливуда. Для Дженнифер Лоуренс это был момент, когда публичность пересеклась с самым интимным — и чувство контроля над собственной жизнью оказалось под угрозой.
Она выступила с резким публичным заявлением, в котором подчеркнула:

«Это не хакеры — это преступники. Я не хочу, чтобы это было частью моей жизни или моей карьеры».
Слова Лоуренс стали символом борьбы за право на приватность, а реакция общества — поводом для широкой дискуссии о цифровой безопасности, уважении к личной жизни и границах медиа.
Несмотря на шок и давление, актриса сохранила карьеру и публичный образ. Она продолжала сниматься, появляться на премьерах и работать над серьезными ролями, демонстрируя, что скандал не определяет ее личность.

«Красный воробей», 2018
2014–2018
«Красный воробей»
Не все проекты Дженнифер Лоуренс встречались аплодисментами. Фильмы «Серена» (2014), «Пассажиры» (2016) и «Красный воробей» (2018) получили холодные отзывы критиков — за сюжетные решения, режиссуру и драматургию, которую зрители не всегда воспринимали так, как задумано создателями. Например, считывая драму как комедию.
Для Лоуренс это стало моментом переосмысления выбора ролей и собственной позиции в индустрии. Она признавалась в интервью, что болезненно воспринимала критику, но использовала ее как инструмент роста.
«Серена» (2014),
«Пассажиры», 2016
2015
Борьба за равноправие
Harper's Bazaar, 2017
←
Дженнифер Лоуренс открыто заявляет о своем отношении к феминизму и равноправию в киноиндустрии и за ее пределами. Ее слова о разнице в оплате актрис и актеров на одной и той же позиции стали важным политическим и социальным месседжем: «Я не могу молчать, когда понимаю, что за одну и ту же работу женщины получают меньше».
Кроме того, актриса не ограничивается словами: критика сексизма в индустрии и активный выбор ролей с сильными женскими образами — от Китнисс Эвердин в «Голодных играх» до роли в последнем фильме Линн Рэмси — демонстрируют, что

Лоуренс строит карьеру не только ради славы, но и ради создания пространства для женщин на экране и по другую сторону камеры.

Ее позиция стала символом нового поколения актрис: смелых, честных и готовых отстаивать права, балансировать личное и профессиональное и влиять на культуру через выбор проектов. Дженнифер Лоуренс доказала, что можно быть звездой мирового масштаба, оставаться искренней и при этом активно менять правила игры.
Dior Magazine, 2018
→
2016–2017
Роман с Дарреном Аронофски во время работы
Работая над сюрреалистическим психологическим триллером «Мама!», Дженнифер Лоуренс оказалась на пересечении личного и профессионального. Во время съемок она вступила в романтические отношения с режиссером Дарреном Аронофски, что добавило фильму не только дополнительный эмоциональный резонанс, но и противоречивость.
Съемочный процесс требовал полной отдачи: физически изнурительные сцены, интенсивные эмоциональные моменты и постоянное внимание к деталям. В этих условиях личная связь становилась не только источником поддержки, но и опасным дисбалансом власти. Роман завершился болезненным разрывом, который Лоуренс позже описывала как «сложный, но важный опыт».

Дженнифер Лоуренс и Даррен Аронофски


← ↑
«Мама!», 2017
Ее героиня, наполненная библейским символизмом, отсылающая к Лилит, Еве, Марии, единству созидания и разрушения и жертвенности, помещена в фильм, полный религиозных отсылок и аллегорий, где каждый кадр полон экзистенциальной тревоги.
Реакция публики на «Маму!» была противоречивой и резкой, как и сам фильм: часть зрителей не принимала такой интенсивный эмоциональный и визуальный стиль, другие, наоборот, восхищались смелостью и глубиной. Лоуренс оказалась в центре поляризации — ее работа воспринималась как смелая и обнаженная, но одновременно вызывающая дискомфорт.
Для самой Лоуренс этот опыт стал уроком в управлении ожиданиями аудитории и собственными границами. «Мама!» закрепил за ней репутацию актрисы, не боящейся сложных и провокационных ролей, способной сочетать физическую и эмоциональную остроту с интеллектуальной глубиной.

«Мама!», 2017

Дженнифер Лоуренс
и Кук Марони
2019
Брак с арт-дилером Куком Марони

После долгих лет, проведенных в центре внимания, Дженнифер Лоуренс выбрала для себя тишину в личной жизни. Романтические отношения с арт-дилером Куком Марони стали для нее пространством, где можно быть просто собой. Они встречались несколько лет, а в 2022 году пара официально поженилась.
Для Лоуренс сохранить личное в тени было осознанным выбором. Она редко делилась подробностями с прессой, а появление совместных фотографий стало скорее исключением.
Дженнифер Лоуренс и Кук Марони
2019–2021
Усталость от Голливуда
После многих лет интенсивной работы в крупных франшизах и независимых проектах Лоуренс приняла решение сделать паузу в карьере. Актриса объясняла в интервью Vanity Fair:

«Я просто хотела жить своей жизнью, а не существовать в графике студий. Иногда нужно остановиться, чтобы понять, кто ты вне экранов».
Эта пауза позволила ей сосредоточиться на семье, отношениях и поиске себя, дать себе время на осмысление новых ролей и выбор будущих фильмов. Для Дженнифер это был период внутренней перезагрузки — шаг назад, чтобы вернуться с новыми силами, новыми историями и полной ясностью того, каким образом она хочет строить карьеру и жизнь.
Дженнифер Лоуренс, 2021
2021–2022
Не смотрите наверх
После паузы Дженнифер Лоуренс вернулась в центр внимания с фильмом «Не смотрите наверх» режиссера Адама Маккея — политической сатирой, вышедшей на «Нетфликсе» в эпоху ковида, где она играет астрономку Кейт Дибиаски, которая пытается предупредить человечество о надвигающемся апокалипсисе.
Работа над фильмом позволила Лоуренс вновь использовать характерную энергию и эмоциональную прямоту, но теперь в контексте социального комментария: смех, тревога и сарказм переплетены в фильме с критикой массовой культуры, медиа и политического безразличия и с иносказательным предупреждением о надвигающейся экологической катастрофе.
«Не смотрите наверх», 2021

«Не смотрите наверх», 2021
Для Дженнифер этот проект стал новым взглядом на общественную роль кино — возможность говорить через своих героинь о реальных проблемах, сочетая развлечение и осмысление:
«Мне показалось, что это очень трогательный способ донести столь важную мысль: людям не нужно сражаться друг с другом и с наукой, нам нужно бороться вместе, как единая сила, чтобы спасти человечество».
2023–2025
«Умри, моя любовь»
Сегодня Дженнифер Лоуренс продолжает быть одной из самых смелых и востребованных актрис Голливуда, выбирая проекты, которые бросают вызов не только ей самой, но и зрителям. Последний проект Дженнифер («Умри, моя любовь») — сотрудничество с Линн Рэмси, известной своими семейными хоррорами, интенсивными и психологически сложными триллерами, где ад — это в первую очередь другие. Вместе с Паттинсоном они создают на экране электрические отношения на грани, где жена страдает от одиночества, отсутствия реализации и постродовой депрессии, а муж утопает в саморазрушении и остается невосприимчивым к ее крику о помощи.


← ↑
«Умри, моя любовь», 2025
Этот проект подтверждает, что Лоуренс охотно исследует темные и сложные стороны человеческой психики и социальное измерение этих синонимов. Эта безусловно оскаровская роль — вызов не только для актрисы, но и для зрителя.
2025
Вайбы с Паттинсоном
Промо фильма «Умри, моя любовь» стало еще одним доказательством того, что Дженнифер Лоуренс умеет сочетать профессионализм, юмор и дух времени. Во время промотура вместе с Робертом Паттинсоном они создали контент, который моментально разлетелся по социальным сетям: например, завирусившееся видео для Variety, где Паттинсон, проходя детектор лжи, клянется, что он Gen Z, а Дженнифер с серьезным видом спрашивает, какого он года рождения.
Подобная открытость и игра с форматами и трендами в очередной раз подсвечивает ее способность говорить с аудиторией напрямую, не теряя харизмы и иронии. Лоуренс превращает промокампанию в продолжение своей актерской стратегии: честно, смешно и аутентично общаясь со зрителями.
@vanityfair
