Иоанна Кулиг: звезда «Холодной войны» и героиня польского Vogue
ТЕКСТ: Александра Тумаркина
22 января в Лос-Анджелесе объявили номинантов на «Оскар». Как и предсказывали критики, одним из самых заметных претендентов оказалась «Холодная война» Павла Павликовского. Эту драму о любви худрука фольклорного ансамбля и деревенской певицы — а еще о послевоенной Польше — выдвинули на три статуэтки: за режиссуру, операторскую работу и как лучший фильм на иностранном языке. Рассказываем о звезде «Холодной войны» — польской актрисе Иоанне Кулиг, которая уже не впервые работает с Павликовским, а сейчас стала и одним из самых модных новых лиц в мировом кино.
«Блондинка из Восточной Европы»
Иоанна Кулиг снимается в кино с середины 2000-х, однако долгое время не была известна за пределами родной Польши. Своим прорывом, сначала в европейский кинематограф, а затем и признанием в Голливуде Иоанна во многом обязана двум известным режиссерам-соотечественникам — Малгожате Шумовской и, конечно, Павлу Павликовскому. У первой Кулиг снялась в психологической драме «Откровения». В ней Жюльетт Бинош сыграла журналистку, пишущую материал о студентках, подрабатывающих проституцией, а Иоанна — одну из ее героинь. Роль была эффектной и откровенной, но отчасти предсказуемой: в фильме Кулиг была тоже полячкой и играла со стереотипом о порочной блондинке из Восточной Европы в Париже.
Откровения (2011)
Фильм не получил оглушительного успеха, но во Франции, где традиционно сохранились сильные культурные связи с Польшей, Иоанну безусловно заметили. За эту роль второго плана Польская киноакадемия вручила Иоанне «Орла» — главную награду в стране. В том же году вышел фильм Павликовского «Женщина из Пятого округа» — действие которого вновь происходило в Париже, — и теперь партнерами Кулиг по площадке были Кристин Скотт-Томас и Итан Хоук. В любовном треугольнике персонажей Иоанна играла польскую девушку, работающую на ресепшене маленькой гостиницы, с постояльцем Хоуком у нее завязывается сексуальная связь.
Женщина из Пятого округа (2011)
С Павликовским Иоанна познакомилась около десяти лет назад, когда он только начинал делать «Иду», и роль в «Женщине из Пятого округа» он написал специально под нее: «Иоанна не подходила на роль Иды, потому что у нее совершенно славянская внешность. Но я был так очарован, что решил включить ее в «Женщину из Пятого округа». Я просто придумал для нее роль, которой там изначально не было. В ней было столько искренности и открытости, что я решил противопоставить ее загадочной и разрушительной героине Кристин Скотт-Томас».
Альянс с Павликовским
Помимо обладания актерским талантом Иоанна профессионально поет — певицу она играет в эпизодической роли в «Иде» Павликовского, получившей «Оскар» за «Лучший иностранный фильм» в 2013-м. Голос был сильным оружием актрисы с детства — еще в 15 лет она победила в польском шоу талантов «Шанс на успех». В главном же своем фильме с Павлом (роль в котором он писал для нее, основываясь на жизни своей матери) — «Холодной войне», за которую она уже получила награду European Film Awards как лучшая актриса, — Кулиг исполняет народные польские танцы, а также хорошо знакомую русскому и советскому зрителю песню «Сердце» Леонида Утесова из фильма «Веселые ребята».
Ида (2013)
Героиня Иоанны Зула поет этот шлягер во время прослушивания в народный ансамбль, и именно своим пронзительным исполнением и смелым выбором в пользу русскоязычной, а не польской песни (дело происходит в 1950-е, в лишь недавно насильно ставшей советской Польше) очаровывает героя Виктора в исполнении Томаша Кота (они уже играли вместе у мужа Иоанны Мацея Бочняка в мюзикле «Диско Поло» в 2015 году). Их тяжелый роман, длящийся нескольких десятилетий — основа этого глубоко ностальгического и эстетского черно-белого фильма. Именно эти качества картины, а также самоотверженная, чувственная игра Кулиг произвели впечатление как в Каннах, так и в Голливуде.
Холодная война (2018)
Внешность актрисы — таинственная блондинка с фигурой Аниты Экберг и щелочкой между зубами — явно отсылает к кинодивам 1950-х и 1960-х, что лишь усиливает эффект этого фильма — посвящения поколению советской оттепели и французской «новой волны». Опыт выступлений на сцене помогает Кулиг в игре в кино, с Павликовским они обсуждают ее роль в музыкальных терминах и танцевальных ритмах и стилях. В качестве подготовки она провела шесть месяцев с ансамблем народного танца и ориентировалась не только на актеров, но и на музыкальных исполнителей: «Я думала о Мэрилин Монро и Артуре Миллере, о том, как похожи их отношения на отношения моей героини и Виктора. Но мне также помогали мысли об Эми Уайнхаус и ее характере. Зула чем-то похожа на нее: она милая и талантливая, но в то же время у нее есть тяга к разрушению».
Модный амбассадор Польши
Яркая внешность Иоанны привлекла к ней внимание индустрии моды: вместе с инстаграм-звездой Жанной Дамас она снялась в трех мини-фильмах для осенней рекламной кампании польского масс-маркет-бренда Reserved. Режиссером выступил Гордон фон Штайнер, снимавший Натали Портман для Dior, Эль Фаннинг для Miu Miu и Эмму Стоун для Louis Vuitton. На съемках Иоанна вновь продемонстрировала свои вокальные способности: вместе с Жанной они поют заглавную песню рекламы.
Кулиг — из-за ее ролей, Дамас — из-за персонального стиля — ассоциируются у аудитории с эстетикой 1950–1970-х, и именно поэтому их выбрали для ретрокампании марки. В весьма традиционалистском ключе описывала ее идею глобальный директор по маркетингу Reserved Моника Каптан: «Мы хотим вдохновить женщин на то, чтобы вновь обратиться к классическому искусству флирта и обольщения, как в старые добрые времена, когда бал правила Мэрилин Монро. Тогда женщины были женственными, носили юбки и акцентировали талию и грудь». Важно, что вся команда специально приехала в Варшаву для съемок, и в свободное время актриса водила коллег по любимым местам и рассказывала о польской культуре: по сути, Кулиг стала еще одним амбассадором своей страны наравне с моделью-активисткой Аней Рубик.
Что касается персонального стиля, Иоанна старается не увлекаться экспериментами за пределами съемочной площадки, а на красной дорожке предпочитает проверенную классику: «Мне нравится минималистичность французского стиля. Я блондинка с крупными губами, поэтому всякий раз, когда перебарщиваю с образом, мне кажется, выгляжу не очень», — делилась актриса с британским Vogue. На премьеру «Холодной войны» в Каннах Иоанна не стала надевать шикарное платье в пол и вместо этого выбрала сдержанный черный брючный костюм-тройку (правда, на голое тело), геометричный клатч и минимум макияжа.
Европейская сдержанность
Пройдя целый сезон промоушена «Холодной войны», завершившийся тремя номинациями фильма на «Оскар», Кулиг сохраняет спокойствие и даже скромность: «Возможно, мне такой шанс и не выпадет больше», — говорит она в интервью Vulture. Но комментарии с поздравлениями и комплиментами от Джулианны Мур и Жюльетт Бинош в инстаграме актрисы явно говорят об обратном.
Кроме того, 36-летняя Иоанна находится на позднем месяце беременности и в предвкушении следующего важного этапа в свой жизни. В недавней фотосессии Тима Уокера для W Magazine актриса в прекрасном, вдохновленном народным костюмом наряде не скрывает своего положения, как и в важном эдиториале для Vogue Polska, снятом в Лос-Анджелесе, куда актриса переехала из-за работы. В Америке Иоанна познакомилась с Уиллемом Дефо и Стивеном Спилбергом — давним фанатом творчества Павликовского, а также начала ходить на йогу для беременных, но тоска по родине и семье не покидает ее, почти как ее героиню Зулу.
Очевидно, что Кулиг, с одной стороны, идеальная звезда для нового поколения и современной Польши, при этом укорененная в старой доброй европейской традиции большого кино. В любом случае за актрисой будет интересно следить — тем более что в марте мы увидим ее в телевизионном ремейке «Ханны» Джо Райта (той, что с Сиршей Ронан) от Amazon.