Blueprint
T

Все, что нужно знать о художнике и дизайнере Стерлинге Руби

ТЕКСТ: Зарина Рахбанова, Ольга Страховская

20 марта стало известно, что американский художник Стерлинг Руби, который больше десяти лет сотрудничает с Рафом Симонсом, запускает собственный бренд одежды S.R. STUDIO. LA. CA. Марка будет выпускать и мужскую, и женскую одежду — которая станет своего рода продолжением многочисленных арт-работ Руби. Дебютную коллекцию S.R. STUDIO. LA. покажет в рамках предстоящей 96-й выставки Pitti Uomo во Флоренции 13 июня. Рассказываем, что нужно знать о Стерлинге Руби — одном из самых плодовитых, амбициозных и удивительных художников современности.

1


Он очень продуктивный художник

В 2008 году арт-критик Роберта Смит назвала Стерлинга Руби «одним из самых интересных художников, появившихся в XXI веке». Незадолго до этого он бросил учебу в арт-колледже, так и не получив диплом, зато обзаведясь почти 300 тысячами долларов долга. Художник вспоминал, что преподаватели готовили его к нищей жизни: один из них напутствовал Руби словами «хочешь быть художником — готовься работать кассиром в супермаркете и всю жизнь прозябать».

Стерлинг Руби решил эту проблему самым очевидным образом — он просто стал очень, очень много работать, бесконечно расширяя свой визуальный диапазон (и присутствие на арт-рынке). Начиная с 2003 года у Руби было более семидесяти персональных выставок, однако его творчество с трудом поддается категоризации: он работает с различными медиа, включая живопись, керамику, коллаж, видеоарт, фотографию, скульптуру и инсталляции. «Я маньяк, сто процентов. Я всегда одновременно работаю над несколькими сериями, — говорил Руби в интервью The Guardian в 2016-м. — Прямо сейчас я пишу картины, делаю транспаранты, гобелены и другие работы из ткани, еще одну керамическую серию, а еще начал делать мобили (кинетические скульптуры. — Прим. The Blueprint)».





Под стать его амбициям и его студия. Мало какая публикация о художнике обходится без ремарки о его огромной мастерской, разместившейся в небольшим индустриальном городе Вернон под Лос-Анджелесом на участке в восемь квадратных километров; по сути, это целый комплекс мастерских, включающий собственную галерею современного искусства с 12-метровыми потолками. «Размах предприятия Руби выглядит вызывающе даже по XXL-меркам арт-мира образца 2018 года», — рапортовал с рабочего места художника журнал AD. Важно понимать, что до поступления в арт-колледж Руби работал на стройке; как отмечают критики, к творчеству он относится похожим образом.





Съемка для журнала AD

2


Его работы — дайжест всего современного искусства

В творчестве Руби легко увидеть отсылки к важнейшим американским и европейским художникам — таким как Герхард Рихтер, Джаспер Джонс, Аниш Капур, Джексон Поллок или Роберт Раушенберг. По сути, Руби виртуозно апроприирует визуальные коды, превращая свои работы в артефакты. Старший куратор музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева говорит, что его правильнее описывать «в терминах органической жизни, а не искусства», — и сравнивает Руби с мембраной или приемником. «Он не создаёт автономных систем, он втаскивает в свое операционное поле то, что конвенционально красиво, «эстетично», перерабатывая это с удивительной скоростью и выдавая различные артефакты от живописи до керамики, — объясняет Иноземцева. — Не в силу исключительности своих художественных заслуг он оказался в мире моды, а в силу как раз виртуозного навыка переводчика сложных визуальных структур в изобретательную и привлекательную поверхность».

Аниш Капур, My Red Homeland, 2003 /  Стерлинг Руби, The Cup, 2013

Герхард Рихтер, Cage, 2006 / Стерлинг Руби, SP123, 2010

Стерлинг Руби, WIDW. Red Spitting, 2018

Джексон ПоллокДжаспер Джонс, Three Flags, 1958 / Стерлинг Руби, Candle, 2015

3


Он очень востребован

Стерлинг Руби однажды сравнил окна галерей с витринами магазинов — и не зря. Художник, обладающий такой пластичностью и так быстро меняющий стили, был обречен на успех на постоянно растущем потребительском рынке искусства. Его работы представляют несколько галерей: с 2008 года Sprueth Magers, c 2009 года Xavier Hufkens, а с 2014 года Gagosian — крупнейшая галерея современного искусства, представляющая самых дорогих из ныне живущих художников современности, таких как Такаси Мураками, Джефф Кунс и Дэмиен Херст. При этом купить его может если не каждый, то многие. Да, монументальную скульптуру-сталагмит «Розовая чума» месяц назад продали за 137 тысяч долларов, но примерно в то же время три постера Руби, прославляющие хаос, ушли меньше чем за две тысячи. Прикоснуться к его творчеству можно и почти бесплатно: работы Стерлинга Руби есть в коллекциях многих ведущих музеев — например, МОМА или Музея Уитни в Нью-Йорке.

4


Он сам носит одежду, которую производит в собственной студии

Работать с текстилем — не только как художник, но и как дизайнер — Стерлинг Руби начал задолго до решения о запуске собственного бренда. Осознав, что ему необходима своего рода униформа для работы в студии, он начал делать одежду для себя — из обрезков ткани, оставшихся от произведений. Ему хотелось носить то, в чем будет комфортно, и не тратить время на ежедневные размышления, что надеть. Так «рабочие» джинсы, комбинезоны, толстовки и рубашки из заляпанных краской тканей стали еще одной яркой и неизменной деталью его образа. «Я постоянно сную вверх-вниз по лестницам и перетаскиваю предметы, поэтому это должны быть износостойкие вещи, которые выдерживают работу в студии», — объяснял он в разговоре с 032c. По словам Руби, в его гардеробе все еще есть одежда модных дизайнеров: базовые толстовки Margiela, коллекция вещей Рафа Симонса и Дриса ван Нотена. Он также любит JW Anderson и Рика Оуэнса, но 90 процентов одежды, которую он носит, сделана им самим.


Руби важна не только утилитарная функция одежды: создание вещей для него — это продолжение творчества и своего рода ритуал. «Я обрабатывал элементы коллажей из ткани и скульптурные материалы и начал собирать архив из остатков, которые я хотел превратить в предметы одежды, которые я мог бы носить. И это стало своего рода ритуалом, автобиографической переработкой».

5


Он давно дружит и работает с Рафом Симонсом

Альянс Руби и Симонса — пожалуй, самая длительная коллаборация в мире моды между дизайнером и художником. Стерлинг Руби занимался оформлением флагманского магазина Рафа Симонса в Токио в 2008 году, в 2009 году Симонс создал коллекцию из денима, обесцвеченного художником, в 2012 году использовал принты с работами Руби, в 2014 году у них вышла полноценная коллаборация. Год спустя о художнике узнала и широкая аудитория — из документального фильма «Диор и я», в котором был запечатлен процесс создания первой кутюрной коллекции Рафа Симонса для французского модного дома. Это сотрудничество продолжилось и после ухода Симонса из Dior: в 2017 году художник оформил интерьер штаб-квартиры Calvin Klein и флагманский магазин марки.


Стерлинг Руби говорит, что в принципе не особо жалует коллаборации, в отличие от самого Рафа Симонса. «Я бы вообще ни с кем не сотрудничал, не случись эта история с Рафом, когда я знал, что мы находимся на одной волне и думаем об одном и том же, — признается Руби. — У меня довольно большая студия и много инструментов для работы, но, по сути, это пространство предназначено для того, чтобы в нем творил я. Когда я начал сотрудничать с Рафом, у меня не было чувства, что это коллаборация. Я видел в этом продолжение нашей дружбы и доверия друг к другу».

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}