Blueprint
T

Американка в Париже

ТЕКСТ:
СОФЬЯ ФРАНЦУЗОВА

ФОТО:
СОФЬЯ ФРАНЦУЗОВА, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Новой национальной галерее Берлина открылась выставка Josephine Baker. Icon in Motion, посвященная легендарной афроамериканской танцовщице, актрисе и певице Жозефине Бейкер — первой чернокожей суперзвезде. Чем бы она ни занималась — танцем, кино, музыкой, активизмом, — во всем разрушала стереотипы и прокладывала путь для следующих за ней. Софья Французова подробно объясняет, почему Бейкер не просто икона стиля, но и настоящая role model.

Выставка оказалась компактной, но концептуальной и чрезвычайно насыщенной. С архивными фото- и киноматериалами здесь соседствуют работы Александра Колдера, Ле Корбюзье, Анри Матисса, Эрнста Шнайдера, видеоэссе киноведа Терри Френсис и созданные специально для экспозиции произведения современных художников, таких как Жан-Ульрик Дезерт, Симона Иветт Ли, Фейт Рингголд, Инес Вайцман, Кэрри Мэй Уимс и Кандис Уильямс. Получилась объемная рефлексия об имидже и роли Жозефины Бейкер в культурном, политическом и социальном контексте ХХ века. Заложив парадокс уже в название — «Икона в движении», — кураторы попытались не только проследить эволюцию Бейкер и представить ее артистическую фигуру во всем многообразии, но и показать, как менялся сам взгляд на темнокожую американскую диву, покорившую Европу почти столетие назад. 19-летняя Жозефина Бейкер с шоу La Revue Nègre появилась в Театре Елисейских Полей в 1925 году и первой показала Франции чарльстон, фактически открыв в Старом Свете эпоху джаза. Но сенсация, само собой, была не только в том, как она танцевала.

Фото: Георгий Гойнинген-Гюне, 1929

«Мне очень нравятся французы, потому что даже когда они тебя оскорбляют, то делают это так мило»

Жозефина Бейкер

Ее сравнивали с пантерой и кенгуру, называли женщиной-Тарзаном и Черной Венерой — и в сегодняшней постколониальной оптике эти определения вовсе не выглядят лестными. Ею, конечно же, восхищались, но акцент неизменно делали на ее инаковости, чуждости, экзотичности. И даже во Франции, которая стала для нее домом и где она чувствовала себя свободной, она прекрасно понимала, сколь ограниченны возможности для черной девушки: «Было все три варианта: стать служанкой, проституткой или танцовщицей».

1. Фото: Георгий Гойнинген-Гюне, 1929


2. Из коллекции: Хьюз, Лэнгстон, 1902–1967

Сам ее яркий, вызывающий стиль родился как будто из сопротивления. Всем своим обликом она словно бы заявляла: я буду еще более невероятной, дикой и преувеличенной, чем вы хотите меня видеть! Отсюда ее сценические костюмы вроде знаменитой юбки из искусственных бананов, иронично обыгрывавшей расовые клише. Или публичный имидж на грани скандала — прогулки с домашним гепардом и выезды в карете, запряженной страусом. И если для Сальвадора Дали, примерно в те же годы выгуливавшего муравьеда и посещавшего светские приемы с оцелотом, это было чистым эпатажем, то для Жозефины Бейкер — еще и способом защиты, опережающим выпадом «дикарки» против «цивилизации», превращением «объекта» в субъект.

«Я хотела свалить подальше от тех, кто верил в жестокость, и поэтому отправилась во Францию»

Жозефина Бейкер

Фрида Жозефин Макдональд — будущая Жозефина Бейкер — родилась в 1906 году в Сент-Луисе, штат Миссури. Ее семья еле сводила концы с концами. Отец был музыкантом и практически не участвовал в воспитании пятерых детей, мать занималась ими в одиночку, работала и танцевала в любительских постановках.


В 13 лет Жозефина присоединилась к танцевальной группе The Dixie Steppers — в качестве гардеробщицы. Она выучила все номера и в конце концов стала участвовать в шоу, когда труппе не хватило танцовщицы. В начале 1920-х она уже дебютировала на Бродвее, и каждый выход Жозефины на сцену вызывал восторг одной части публики и неприятие другой: многие белые зрители не хотели видеть на сцене артистку с иным цветом кожи.


Все изменилось, когда в 1925-м она приехала в Париж, чтобы возглавить La Revue Nègre — шоу с участием чернокожих исполнителей. Париж принял 19-летнюю танцовщицу сразу, а следом к ее ногам пал Берлин.


«Красивая? Это вопрос удачи. Я родилась с хорошими ногами»

Жозефина Бейкер

Танец Жозефины Бейкер рождался в эпоху, когда даже балерины отбросили пуанты и начали ломать сложившиеся стереотипы. На фоне этой общей эмансипации Бейкер выделялась не только цветом кожи, но и особенной гуттаперчивостью, изменчивостью и непредсказуемостью. В представленных на выставке видеофрагментах из разных шоу можно наблюдать, как в одном номере части ее тела двигаются как будто независимо друг от друга, а в другом она разыгрывает настоящую клоунаду с помощью череды гротескных гримас. Жозефина Бейкер выглядела одинаково эффектно на общем и крупном планах — неудивительно, что ее пластические таланты оказались востребованными в еще не начавшем говорить кино.


В начале 1930-х Бейкер уже была кинозвездой. А когда кино обрело звук, стала первой чернокожей актрисой, сыгравшей главную роль в полнометражном фильме — мюзикле Марка Аллегре «Зузу» (1934). Сам образ гламурной чернокожей дивы появился именно благодаря ей — в эпоху, когда многие из ее коллег служили лишь фоном в «белых» фильмах.


«Зузу», 1934

«Я не была совсем голой. Просто на мне не было одежды»

Дерзкий и эпатажный стиль Жозефины Бейкер вызывал одновременно восторг и возмущение. Из-за откровенных костюмов и танцев ей было запрещено выступать в Вене, Праге, Будапеште и Мюнхене. В вызвавшем фурор спектакле Un vent de folie (1927) Жозефина появилась на сцене почти обнаженной — костюм состоял из той самой «банановой юбки» и бисерного ожерелья. Прическа в стиле Бейкер — уложенные гелем локоны — стала самой модной во Франции. Впоследствии именно этот образ превратится в символ эпохи джаза.


Самые эффектные фотографии, собранные на выставке, относятся к 1920-м годам: Жозефина появляется в эпатажных сценических костюмах, позирует обнаженной, предстает в образе монахини, молитвенно сложившей руки.


С годами ее стиль менялся. После Второй мировой к имиджу дивы в роскошных нарядах добавится еще один: Жозефина Бейкер в военной форме с наградами на груди, в том числе с орденом Почетного легиона. Впрочем куда больше мундиров Бейкер любила Haute Couture. Она была близкой подругой и музой Кристиана Диора. Появлялась в нарядах Пьера Бальмена и Мадлен Вионне не только на сцене, но и в повседневной жизни. Стиль Бейкер впоследствии повлиял на Жан-Поля Готье, Кристиана Лубутена и Миуччу Праду. Он привлекает внимание дизайнеров и сейчас: Мария Грация Кьюри посвятила Жозефине Бейкер кутюрную коллекцию Dior весна-лето 2023, подчеркнув ее влияние на Кристиана Диора.


Отдельная часть выставки посвящена дружбе Жозефины Бейкер с художниками, для которых она была музой. Здесь представлены скульптура Александра Колдера, рисунок Пауля Клее, портрет спящей Жозефины, сделанный Ле Корбюзье во время их короткого романа. В 1950-е Анри Матисс создал декупаж размером со стену, посвятив его Бейкер и джазу. На выставке есть даже нереализованный проект дома для танцовщицы — работа архитектора Адольфа Лооса.


Жозефина Бейкер

«Банановый рельеф», Симона Лейт, 2008

Портет Жозефины Бейкер, Ле Корбюзье

Анри Матисс

Joséphine Baker IV, Александр Колдер, 1928

О том, какое впечатление производила Жозефина Бейкер, можно судить, например, по воспоминаниям Дианы Вриланд. Однажды она встретила Бейкер на вечеринке Конде Наста:


«Этот момент можно назвать историческим: в дом вошла чернокожая. Антуан — известнейший парикмахер Парижа — сделал ей прическу под греческого юношу: короткие плоские локоны. На ней было белое платье Vionnet, скроенное по косой, с прямоугольной вставкой из ткани, ниспадавшей наподобие хвоста. Платье не имело никаких застежек. Вы просто надеваете его через голову, а оно облегает вас, легко повторяя движения вашего тела. А как двигалась Жозефина! Эти длинные черные ноги, длинные черные руки, длинная черная шея. В плоских черных локонах — белые шелковые бабочки. Она воплощала в себе весь шик сияющего Парижа».


В другой раз Вриланд пошла с другом в маленький кинотеатр на Монмартре смотреть немецкий фильм L’Atlantide с Бригиттой Хельм:


«Сели, фильм начался... и совершенно меня опьянил. Загипнотизировал! <...> Меня поглотило наблюдение за этими тремя заблудившимися солдатами Иностранного легиона, с их верблюдами, их передрягами. Они были невероятно изможденными, обезумевшими от жажды. И вдруг перед глазами возник мираж <...> Мужчины оказываются внутри оазиса, где видят Бригитту Хельм, эту божественного вида женщину, сидящую на троне в окружении гепардов! <...> Дальше... включили свет, и я почувствовала легкое движение у себя под рукой. Я посмотрела вниз — там был гепард! А рядом с ним — Жозефина Бейкер!

— О, — сказала я, — ты привела гепарда посмотреть на гепардов!

— Да, — ответила она, — именно это я и сделала».

«Я верю в действие. Я верю в то, что нужно делать, а не говорить»

Жозефина Бейкер

В оккупированной немцами Франции Бейкер оставаться не могла, а возвращаться в Америку не хотела, так что пришлось перебраться на юг — в не занятую немцами «вишистскую» часть страны. Однако и это не означало смирения с коллаборационистами — в Гиени Бейкер присоединилась к Сопротивлению. В книге «Агент Жозефина» Дэмиен Льюис приводит свидетельства того, что она шпионила в пользу союзников, и подробно описывает, как танцовщица передавала за границу секретную информацию, написанную невидимыми чернилами на партитурах. Уже в наши дни, в 2021 году, за вклад во французскую культуру и участие в Сопротивлении Бейкер символически перезахоронили в парижском Пантеоне (сама ее могила по-прежнему находится в Монако). Таким образом, она стала первой чернокожей женщиной, включенной в Пантеон выдающихся деятелей французской истории.


Танец, кино и мода в жизни Жозефины Бейкер переплетались с борьбой за гражданские права. Именно на этом делают акцент кураторы берлинской выставки. Став после войны членом Международной ассоциации против расизма и антисемитизма, Бейкер ездила с лекциями и участвовала в митингах против сегрегации по всему миру. Ее работу отметил Мартин Лютер Кинг, который в 1963 году пригласил Бейкер выступить с речью на марше в Вашингтоне.


Решительность была свойственна ей и в личной жизни. После безуспешных попыток завести детей Бейкер начала их усыновлять. Все они были из разных стран. Вместе со своим пятым мужем, композитором Жо Буллоном, Бейкер выкупила замок Шато де Миланд в котором жила во время войны, и разместила там всю свою большую семью, которую называла «Радужным племенем». Детей в этом племени было уже 11.


Ее общественная активность стал примером для более молодых звезд, которые начали использовать свою популярность в благих целях. Однажды помогли и ей самой. В 1960-х после развода Жозефина оказалась на грани банкротства. В счет уплаты долгов на аукцион был выставлен замок. Брижит Бардо, с которой Бейкер не была лично знакома, выступила по ТВ, и призыв о помощи был услышан: на помощь пришла, в частности, Грейс Келли, в то время уже княгиня Монако.


«То, что мы действительно любим, навсегда остается»

Жозефиной Бейкер восхищались не только современники — художников и артистов до сих вдохновляет ее образ. На берлинской выставке представлено яркое полотно «День рождения Жозефины Бейкер», вышитое американской художницей Фейт Рингголд. Композиция с расслабленной танцовщицей, лежащей на кушетке, и девушкой на заднем плане отсылает одновременно к «Красной комнаты» Матисса и «Олимпии» Мане.


При входе на выставку посетителей встречают две большие фотографии, сделанные Кэрри Мэй Уимс. В расфокусе перед нами предстает Бейкер в величественных позах. Обе работы — часть серии Slow fade to black, в которой Уимс показывает знаменитых чернокожих женщин.


А вот одного из самых известных оммажей Бейкер — съемки Питера Линдберга и Наоми Кэмпбелл в Довиле (на одной из фотографий Кэмпбелл буквально повторяет позу танцовщицы) — на выставке нет.


В 1977-м Дайана Росс рассказала о том, как в начале своего пути хотела изучить истории женщин, которые занимались музыкой и меняли индустрию до нее. Так она познакомилась с биографией Жозефины Бейкер, а позже и с ней лично. Росс не раз подчеркивала, как благодарна Бейкер за то, что та проложила ей дорогу. Поэтому она решила продюсировать фильм о Бейкер. Одно из интервью Росс с Бейкер на YouTube называется Diva on Diva. И действительно, каждой диве прокладывает дорогу другая дива — своими талантом и бесстрашием. 

Жозефина Бейкер

«День рождения Жозефины Бейкер», Фейт Рингголд

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}