T

Как дела на работе?

У Эстер Перель, может быть, самого известного психотерапевта из ныне живущих, вышел новый подкаст — про работу. Его не сговариваясь полюбили очень разные герои The Blueprint. Вместе с основательницей бренда Quarz Полиной Сохрановой, куратором Катей Кибовской и создательницей студии подкастов «Либо/Либо» Ликой Кремер разбираемся, кому и чем он может быть полезен.

Кто это?


Эстер Перель, возможно, самый медийный психотерапевт в мире. Журналу The New Yorker она рассказывает о том, как семейным парам справляться со стрессом во время карантина, посетителям конференции TED — как сохранять друг к другу интерес спустя годы семейной жизни.


В принципе, другие медиа Эстер не слишком и нужны: чтобы ознакомиться с ее взглядами на отношения, достаточно послушать ее знаменитый и сверхпопулярный подкаст Where should we begin — о семейных парах, которые сталкиваются с предательством и изменами, конфликтами и непониманием, несовместимостью в сексе или религиозных взглядах, наконец, желанием расставаться. Этот подкаст звучит невероятно искренне, а слушать его так же интересно, как удачный сериал. Сорокаминутные сессии не только складываются в пособие по проблемам взаимоотношений, но и здорово помогают понять весьма очевидную как будто бы в теории вещь: насколько все люди разные и как одни и те же события могут иметь в их голове совершенно разные причины и трактовки.

Сама Эстер Перель, бельгийка по происхождению, отучившись на психолога в Израиле, написала фундаментальный труд о том, что измены в разных культурах имеют совершенно разную природу. Измена может вообще не иметь отношения к партнеру, а быть попыткой поправить самооценку, лучше понять себя, разобраться со своими желаниями — или, напротив, иметь: быть реваншем, средством побороть одиночество. Сегодня у подкаста уже четыре сезона — и о закрытии и речи не идет. Тем более Эстер только что запустила еще один подкаст-проект — о работе.

Почему о работе?


How’s work — в некотором роде брат-близнец Where should we begin, только более деловой. Подкаст How’s work устроен принципиально так же, как Where should we begin, только вместо семейных пар здесь пары коллег: директора семейного бизнеса, а по совместительству мать и сын, двое стриптизерш или двое успешных стартаперов, которые хотят расстаться друг с другом, а еще стилисты, страдающие от тревоги, и все-все-все.


Идея записать подкаст про работу появилась у Эстер, когда она поняла, что ее клиенты говорят о своей работе в тех же терминах, что и про отношения, — используя слова «уязвимость» и «доверие». Пресс-служба Эстер рассматривает заявки на интервью по две недели, поэтому нам придется сослаться на ее рассказ о подкасте из других интервью и собственно How’s work.


В разговоре с Hufflington Post Эстер замечала, что работа стала тем, чем раньше была религия. От работы сегодня мы хотим всего, и прежде всего — чтобы она помогла нам стать лучшей версией себя.


Тему она раскрывает подробнее уже в самом подкасте: впервые за всю историю человечества мы хотим от нашего партнера всего на свете: понимания, вдохновения, общих интересов, поддержки, хорошего секса, а главное, нашей идентичности — чтобы он (или она) не только воспитывал наших детей, а помог нам стать лучшей версией себя. Впервые за всю историю распространенным дискурсом для расставания стало не то, что мы несчастливы вместе, а тот факт, что нам представляется, что на свете есть человек, с которым мы могли бы быть счастливее. То же самое верно и для работы. Мы не боимся уходить с работы, которая нам нравится, потому что верим, что есть еще другая работа, где мы станем счастливее. Работа укрепляет нашу самооценку, но самое интересное, что на работу мы приносим те же обиды, конфликты, неудовлетворенные желания, комплексы и разочарования, что направляют нас и в отношениях с любимыми людьми и друзьями. Кто-то воспитан быть лояльным к окружению, а кто-то — индивидуалистом и привык справляться сам, а его коллега по работе устроен иначе и для него совершенно нормально просить поддержки и помощи по любому поводу. Кто-то рассматривает спор как пинг-понг, а кто-то как бильярд. Как им понять друг друга и работать вместе?

Как это сделано?


Во-первых, How’s work, как и Where should we begin, сработан идеально с точки зрения записи. Лика Кремер, создатель студии подкастов «Либо/Либо», даже рассматривала фотографии с записи подкастов Эстер Перель, чтобы понять, что за микрофоны они используют. Как им удается достичь того, что ее гости звучат так откровенно, как так здорово смонтированы их дыхание и паузы? «Когда слушаешь этот подкаст, то создается ощущение, что ты близок к героям и им сопереживаешь. Я подозревала, что это какая-то особенная техника. Может быть, Эстер Перель прячет микрофоны, чтобы герои забывали об их присутствии? Но это не так. Секрет не в этом: микрофоны расставлены по всей комнате. Когда мы стали записывать подкасты про психотерапию сами, то поняли, что все намного проще: если психотерапевт хороший, а у клиента есть история, то все получится. Это авторский подкаст: ведущий должен уметь построить откровенный разговор. Плюс хорошая редактура и монтаж: я думаю, редакторы Эстер Перель вырезают большую часть материала — как минимум все моменты, которые помогли бы нам узнать личность героев, и этого монтажа мы не слышим. Очевидно, что они говорят не час, а больше».


Во-вторых, это всегда история трудностей и успеха. Оба подкаста: и рабочий, и личный — вселяют надежду на то, что каждые отношения можно спасти, что многое можно поправить — или же в конце концов расстаться добрыми друзьями. Подкаст показывает нам вселенную хеппи-эндов и счастливых историй, совсем как в сериалах HBO. Кто сам посещал семейную терапию, тот знает, что обиды часто перевешивают желание поддержать друг друга. Что многие приходят на терапию, чтобы оправдаться. В подкасте Эстер Перель герои не оскорбляют друг друга и не бьют посуду, зато иногда с ее помощью случаются инсайты. Как, например, основательница бизнеса в области недвижимости слышит от своего сына, что ее муж не был всю жизнь на вторых ролях, а сделал все возможное, чтобы позволить ей в мире, где еще не победил феминизм, реализовать себя полностью. И она соглашается со своим сыном.



Зачем это слушать?


Подкаст How’s work показывает нам, что мы не одни — со своими переживаниями, обидами, раздражением, которые неизбежно влияют на нашу работу. «В How’s work обязательно есть выпуск для каждого из нас, — замечает Полина Сохранова. — Это работает как групповая психотерапия. Ты слушаешь других и думаешь: "О, да, меня тоже не похвалили за это на работе. И я тоже переживаю из-за этого и обижена". Вообще мы привыкли разбираться с помощью психологов в своей личной жизни гораздо больше, чем в рабочей. Заходя в офис, мы как будто должны превращаться в машины или функции. Чтобы соответствовать профессиональной этике мы запрещаем себе чувствовать и скептически относимся к задетым эмоциям. Эстер Перель напоминает нам: современный человек проводит огромное количество времени на работе, и она очень влияет на наше качество жизни. Там мы проходим все то же самое, что и в личной жизни». Подкаст работает и как каталог рабочих примеров, которых стоит опасаться, — с нездоровым режимом и неконструктивной критикой. «Это вдвойне важно для молодых специалистов, так как, попадая в сформированный коллектив, они часто принимают оценки себя и своих качеств или действий от старших за истину. Это потом отражается на убеждениях о себе и не всегда лучшим образом. Благодаря подкасту есть шанс отследить такие ситуации в своей жизни и предотвратить их», — резюмирует Полина Сохранова.


Раз мы понимаем, что мы чувствуем, то можем как-то изменить свое поведение — или хотя бы лучше осознавать, к каким последствиям оно может привести. Катя Кибовская, экс-комиссар Московской молодежной биеннале, считает, что Эстер Перель дает очень практичные советы и предоставляет нам инструменты, которые помогают сохранить себя в любых долгих отношениях. «Баланс между свободой и безопасностью, как мне кажется, замечательный инструмент и для работы, который помогает избегать нам сверхконтроля: учит нас иногда чуть придержать себя, не быть навязчивым, не пытаться постоянно догонять и контролировать другого в рабочих процессах».


Как замечает семейный психотерапевт Татьяна Бубякина, по сути, Эстер в своем «деловом» подкасте налаживает между коллегами коммуникацию. Она учит их говорить о своих чувствах — тех самых, на которые мы более чем имеем право на рабочем месте, — и говорить о состояниях и ожиданиях. Она учит делать это бережно и нетоксично, уважая границы своих коллег и себя.


При этом та же Лика Кремер акцентирует внимание на том, что подкаст Эстер Перель — это все-таки не прием у терапевта, а скорее шоу, «которое стало успешным благодаря тому, какой она яркий человек и хороший оратор. Не каждый психотерапевт способен быть публично интересным. У Эстер есть харизма и ораторский талант, который более весом, чем талант психотерапевта. Что касается ее реальной работы собственно психотерапевтом… она, как сказочница, плетет эти смыслы и придумывает трактовки на ходу так убедительно, что ей начинаешь верить. Она заражает любовью к психотерапии, но при этом позволяет себе оценки и трактовки, психолог же скорее должен приводить своего клиента к самостоятельным выводам».


Коллега Лики Кремер, автор психологического подкаста «Хорошо, что вы это сказали», Ксения Красильникова, согласна с ней. «Временами Эстер больше заботится о красоте истории, чем об эффективной помощи конкретным людям. Героев перебивают, словно не давая им выразить чувства. Вместе с тем я очень рада, что Эстер придумала формат, в котором психотерапию можно подслушать. Это может быть по-настоящему полезно: постоянные консультации могут себе позволить далеко не все, а реакции на опыт у людей могут быть схожими. Кроме того, своими подкастами Эстер Перель показывает важную вещь, которую в повседневной жизни многие упускают из виду: каждый человек тащит за собой чемоданчик воспоминаний и опыта, и не всегда этот опыт — концентрированное счастье». И кому-то подкаст How’s work наверняка подскажет, что именно сделать со своим чемоданчиком.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}