Blueprint
T

Не новости, но события

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Третий фестиваль «Новый сезон» завершен, призы раздали. По итогам кинокритик Лариса Малюкова задалась вопросами, что это было, как развивается главный индустриальный смотр и кому он нужен.

Победители 

Жюри на «Новом сезоне» нет. Голосуют зрители огромного зала Роза-хутор — представители индустрии. В этом году в онлайн-голосовании приняло участие более 1000 человек. И результаты голосования свидетельствуют, что оно не было подтасовано. Иначе сериал «Аутсорс» — важнейшее и тревожное социальное (и художественное) высказывание, погруженное во мрак и безнадежность, — никогда бы не победил.

«Аутсорс», 2024

Это самая сильная в программе, очень пессимистичная история, к тому же изобретательно снятая режиссером Душаном Глигоровым (постановщиком мощных высокотемпературных сериалов «Хрустальный» и «Трасса») по сценарию Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо»). Про смертную казнь, которую некоторые депутаты хотели бы вернуть. В 1996-м «исполнитель наказания» Костя (Иван Янковский) придумывает, как монетизировать смерть. Он уговаривает своих тюремных подельников отдать расстрел закоренелых преступников, отъявленных негодяев на аутсорс близким людям убитых, изнасилованных, замученных жертв. Работа палача должна приносить доход. Но постепенно новый «бизнес на крови» начинает разрушать и жизни карателей. «Аутсорс» — сериал-событие, о котором будут спорить (если, конечно, он выйдет) и о котором невозможно забыть. Многосерийное кино о легитимизированном праве на убийство. И о праве перепродавать это право.

«Между нами химия», 2024

Список лауреатов «Нового сезона», как на любом смотре, показателен и по части компромиссов. Отметив действительно самый мощный и самый ожидаемый сериал, профессиональное зрительское жюри и попечительский совет фестиваля также проголосовали и за сериалы «Последний богатырь. Наследие» (качественный массовый продукт, который не нуждается в фестивальном продвижении), и за мелодраму «Между нами химия» — жизнеутверждающую историю про «окончательный диагноз». Героиня Александры Бортич — затюканная буднями молодая женщина с двумя детьми, работающая водителем такси. Когда у нее обнаруживают онкологическое заболевание, ей надо решить, на кого оставить детей. Звучит чудовищно мелодраматично и слезливо. Впрочем, авторам сценария и прежде всего режиссеру Карине Чувиковой удалось пройти по краю банальности и пошлости. Рассказать простую, временами забавную историю человека, брошенного в темные воды безнадежности и пытающегося выплыть. Как умеет. Нелепо-смешно-безрассудно. Бортич играет без пережима, с иронией, то страстно, то суховато. Поэтому на экране живой человек, которому невозможно не сочувствовать. И болезнь, о которой в нашем ханжеском обществе не принято говорить, не становится машинкой для слезовыжимания или манипуляций зрителем.

«Первый номер», 2024

Среди призеров и Евгений Цыганов, в своем фирменном раздумчиво-ленивом стиле сыгравший роль исписавшегося писателя Иноземцева в сериале «Первый номер» Клима Козинского. Сценарий Сергея и Дмитрия Минаевых. Не удивительно, что дух «Духless(а)» витает с первых минут первой серии. Усталому лузеру, сбитому летчику и бабнику Константину Иноземцеву предлагают стать главным редактором отечественного глянца, который заменит ушедший с рынка зарубежный. «Совсем пропащего» журналиста выбирают преднамеренно, чтобы он окончательно развалил замысел издателя (Вадим Верник). Помнится, точно так же в отличном сериале Романа Волобуева «Последний министр» незадачливого мэра Малой Пышмы определяли на высокую государственную должность. Иноземцев — весьма распространенный сегодня тип писаки, готового заниматься чем угодно, в том числе и «проституирующей имитацией журналистики». В наличии кринжовые шутки (вроде бы от лица Иноземцева) про гомосексуализм и шаржи на известные лица вроде Собчак. Но Евгений Цыганов держит на плаву весь этот модный процедурал про модное импортозамещение.

Незаслуженно забытые

«Подслушано в Рыбинске», 2024

Жаль, без наград остался детектив «Подслушано в Рыбинске». Может, потому, что сериал Валерия Тодоровского и автора сценария Ивана Баранова («Слово пацана», «Капельник») — слишком скромная, провинциальная история о круговороте преступлений в российской хтони с бесконечными гаражами и водохранилищем — искусственно созданным омутом. В центре этого круговорота без вины виноватый «маленький человек» Юра (Тимофей Трибунцев), сильно пьющий журналист малопопулярной газеты (о чем здесь писать, не о кошках и утках же?), мизантроп и провидец (после падения у Юры открылся болезненный дар видеть будущие преступления), который вроде должен, но никак не может предотвратить грядущие злодеяния. Понятная многим история. А тут еще и редкий жанр — меланхолический детектив с элементами черной комедии. И, на мой взгляд, Трибунцев определенно лучший актер конкурса, способный расцветить гоголевскими интонациями характер своего скромного неказистого провинциала.

Атавизм

«Экспресс», 2024

Любопытно, что в программе фестиваля предусмотрен и конкурс полнометражных фильмов. И вот это напрасно. Конкурс невероятно слабый. Ощущение, что игровое кино на платформах снимают по остаточному принципу. Еще пару лет назад казалось, что стримингам ради собственной репутации любопытно создавать свое независимое кино. На «Новом сезоне» мы впервые увидели «Экспресс» Руслана Братова или «Голиаф» Адильхана Ержанова. Но, кажется, вместе с возможностью отправлять фильмы на западные кинофестивали эта история закончилась. И фильмы — сегодня просто один из дежурных сегментов коммерческой продукции, которую производят и показывают онлайн-кинотеатры. Более того, существует практика превращения в фильм уже снятого сериала. Обычно в результате подобной резекции из проекта уходит воздух, атмосфера. Так случилось с сериалом «Краш-тест» о хрупкой, нежной, беззащитной юности. Сериал с воздухом, который превратили в средний фильм.

Зачем все это нужно?

После исчезновения «Кинотавра» индустрия осталась без площадки, на которой встречались бы творческие и экономические силы киноотрасли. Инициатива создания смотра, на котором проходили бы премьерные показы самых обещающих проектов грядущего сезона, принадлежит самим платформам. И дело не только в понятном желании продвинуть-представить проект, который может утонуть в конкурентном сериальном потоке. Оказалось, что стримингам необходим фидбэк, причем не только в «долях», числе просмотров, потраченных зрителем деньгах. Нужны признание, понимание, куда двигаться дальше, и главное — профессиональное общение.


Вот и собрались руководители семи ведущих онлайн-платформ: START, KION, Okko, «Кинопоиск», Premier, «Иви», Wink — и сделали фестиваль без предварительного отбора (потенциальные хиты осени и зимы предлагают сами стриминги), на котором смотрят первые две/три серии, а их общий хронометраж не превышает 90 минут. Порой онлайн-кинотеатры придерживают выход сериала, чтобы сначала показать его на «Новом сезоне».

«Экспресс», 2024

В этом году в рамках деловой программы обсуждали бешено растущую стоимость кинопроизводства (если в прошлом году серия в среднем стоила от 20 до 30 млн рублей, то в этом от 40 до 80 млн). При этом индустрия перегрета деньгами, которые, как выяснилось, играют не самую благую роль. Профессионалов во всех сферах не становится больше, и на них идет атака хантеров, которые перекупают друг у друга исполнительных продюсеров, звукорежиссеров, операторов, даже осветителей (между прочим, одна из самых высокооплачиваемых профессий). Не говоря уже о звездах и авторах. Франшизы, как и во всем мире (независимо от их качества) становятся выгодными долгоиграющими предприятиями (к творчеству и искусству это не имеет никакого отношения). И сколь ни относись высокомерно к ремесленной поделке — сериалу «Невский», а идет он себе седьмой сезон, продолжая держать внимание многомиллионной аудитории.

Благие намерения

«Новый сезон» задуман как площадка для сериалов-событий, о которых говорят и спорят. В прошлом году здесь прошла премьера таких громких проектов, как «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Лада Голд», «Кибердеревня». Фестиваль во многом определяет стратегии развития сериального кино в России, диктует моду, задает тренды. Хотя с последним в этом году проблемы — чего-то принципиально нового не появилось.

«Море на двоих», 2024

Можно, правда, отметить, что помимо уже завоевавших место под солнцем брутальных криминальных драм вырос спрос на мелодрамы. Не «мыло» в духе «России 1», но разного рода и качества истории про страсти и драмы обычных людей, адресованные прежде всего женщинам. Это и «Между нами химия», и не самый удачный проект «Море на двоих», важный с социальной точки зрения. В его создании принимала самое активное участие киношкола «Без границ». Уже восьмой год она помогает войти в кинематографические профессии людям с инвалидностью. Своего рода социальная реабилитация с помощью кино. Режиссер фильма «Море на двоих» Владимир Рудак сам передвигается на коляске. И его картина — история молодой спортсменки и психолога Анны, тоже с инвалидностью. На соревнования в Геленджик ее должен сопровождать избалованный раздолбай Макс. Понятно, что между героями начнутся романтические отношения и Макс «очеловечится». В фильме есть более-менее нестыдный осторожный юмор, и вообще идея сделать кино про людей с особенностями как про самых обычных наших современников, а не про преодоление, подвиг, встречается нечасто (можно вспомнить разве что десятилетней давности «Класс коррекции»). «Море на двоих» — про жизнь во всей ее нюансировке и про любовь. В общем, благородно. Но, увы, получился банальный ромком. И жаль, что спортсменку с ограниченными физическими возможностями играет актриса модельной внешности, севшая в коляску ради роли.

Осторожно, остро

Важно заметить, что, в отличие от прокатного кино с его тенденцией к осмотрительности (на фестивале в Выборге говорили о том, что «новых тихих» сменили «новые осторожные»), в новых сериалах, представленных на фестивале, в той или иной степени были затронуты важные социальные проблемы сегодняшнего дня. Это касается и «Аутсорса», исследующего проблему смертной казни, и «Фармы» о героях, лишенных возможности достать необходимые лекарства, поэтому решивших «варить» их самостоятельно. В «Жвачке» юная героиня выходит из детского дома, но у нее нет опыта социальной коммуникации, поэтому она «прилепляется» намертво к мажору, ее избегающему. Пока еще территория стримингов не зачищена так, как проходящие анфиладу «инстанций» (от заявки до прокатного удостоверения) игровые картины. Но выйдут ли увиденные нами на фестивале сериалы — вопрос.

1, 3. «Фарма», 2024
2. «Жвачка», 2024

У фестиваля «Новый сезон» есть еще одна особенность. Все работы основного сериального конкурса представлены, по сути, лишь первыми сериями — то есть входом в историю, которая будет развиваться, вызывать зрительский интерес или нет — за пределами смотра. Помним, как гремело на протяжении всего года «Слово пацана», сериал, который изменил индустрию и породил огромное число клонов и последователей. Поэтому настоящие итоги третьего фестиваля подведем в конце этого сезона.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}