T

Всё, что нужно знать о Шепарде Фейри

ТЕКСТ: Марина Анциперова

До 4 ноября в ММОМА при поддержке фонда RuArts проходит выставка Шепарда Фейри, уличного художника, дизайнера марки OBEY и автора одноименного вирусного граффити. Будут представлены самые известные его работы, созданные за прошедшие 25 лет. А кроме того, Фейри приедет лично и разрисует один из московских фасадов. Проводим краткий ликбез для тех, кто не в курсе, о ком речь. 

Кто нарисовал негласный символ первой кампании Барака Обамы, а потом оформлял обложки Time? Кто придумал марку одежды OBEY? Кто автор самой известной обложки Smashing Pumpkins? Что за уличный художник озвучивал одну из серий «Симпсонов»? Ну и самый простой вопрос — какой художник прославился, приклеивая на улицы города стикеры с Гигантом Андре?


На самом деле все это сделал один человек, и его зовут Шепард Фейри. Вы наверняка видели его работы, даже если не можете вспомнить его имя, — то же изображение Обамы стало такой же неотъемлемой частью поп-культуры, как, например, уорхоловский суп.

Все началось с наклейки OBEY: студент Род-Айлендской школы дизайна учил друга изготовлять трафареты для граффити, и по счастливой случайности в газете нашлось изображение Андре Рене Русимова (2,24 м, 236 кг), французского рестлера и актера польского происхождения, более известного под прозвищем Андре Гигант. Сначала у картинки был лозунг Andre the Giant Has a Posse («У Гиганта Андре есть толпа»), а потом он под действием разных обстоятельств, в том числе и извечной проблемы авторских прав, превратился в стрит-арт-кампанию под названием Obey Giant («Повинуйся Гиганту»)




Образ был схвачен точно и метко: ирония над пропагандистскими кампаниями, критика тоталитарного общества, насмешка над тем, как легко и без лишних вопросов информация принимается на веру. Наклейки с Гигантом стали в огромных количествах появляться на калифорнийских улицах, Шепарда неоднократно арестовывали — и кампания имела ошеломительный резонанс. В начале 1990-х десятки тысяч Гигантов уже были расклеены по всему миру. А на Санденсе в 1997 году показали фильм Хелен Стиклер Andre the Giant Has a Posse — и он стал культовым в мире субкультур.



Дальше — больше. Марка OBEY, гибрид из рабочей одежды, военной формы и излюбленной атрибутики уличной культуры, родилась в 2001 году — как еще одно «медиа», с помощью которого Шепард стал транслировать свои идеи. В 2003 году вместе с женой Амандой Фейри открыл Studio Number One. Среди самых известных его работ тех лет — постер фильма про Джонни Кэша Walk the Line (2005), обложки альбомов Monkey Business The Black Eyed Peas (2005) и Zeitgeist Smashing Pumpkins (2007) — и многое другое, например, промо к Часу Земли, проекты для Pepsi, Nike и других корпораций, которые Шепард по только ему понятным причинам считает этичными.

Но все-таки самая знаменитая работа Фейри — кампания в поддержку Обамы. Ни один уличный художник до него так явно не гнул линию любви или нелюбви к отдельным кандидатам: тот же Бэнкси дорисовывал Черчиллю зеленый ирокез или пародировал королевскую семью, но невозможно представить его замешанным в прямой агитации. Шепард же в лучших традициях ненавистной ему советской пропаганды предлагал голосовать против Буша и Трампа — и за Барака Обаму. Теперь уже информагентство Associated Press подало иск против Фейри — в основу плаката легла фотография агентства, которую он использовал незаконно. Его приговорили к 300 часам общественных работ — и штрафу в $25 000. Надо сказать, он вообще часто ворует изображения — и делает это без тени стеснения. 

Выставки Шепарда проходили в крупнейших музеях мира, работы появлялись в знаменитом «Выходе через сувенирную лавку», а сам он озвучивал серию «Симпсонов» с пародией на этот фильм. Он оформил десятки муралов по всему миру и украсил странноватой инсталляцией Эйфелеву башню.



В целом Фейри не совершил в уличном искусстве никакой революции и никакого прорыва. И тем не менее его можно не без основания считать одним из самых известных уличных художников нашего времени. Хотя вообще-то называть Фейри именно уличным художником было бы так же неправильно, как называть Вирджила Абло дизайнером стритвира, а Энди Уорхола — художником. Все они — намного больше и намного меньше одновременно: мистификаторы, которые почувствовали большую волну большой моды и сумели на нее взобраться. Чтобы мы научились немного иначе воспринимать окружающий мир.



Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}