СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
30 ЯНВАРЯ 2024
РЕКЛАМА • ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «РОЩА»
Пять основных принципов модернизма, и как функциональность этого направления воплотилась в премиальном ЖК в 10 минутах от Цветного бульвара
В начале XX века модернизм охватил все сферы — от искусства до архитектуры. Модернисты придерживались идей функциональности, искали новые способы отражения действительности, предпочитали простоту и использовали самые современные материалы. Модернизм переосмыслял сам себя, отказываясь от традиционных идей, форм, жанров. А сейчас он снова становится актуальным.
Не случайно в скором времени на карте Москвы появится жилой комплекс, сочетающий в себе смелые архитектурные решения, функциональность и чувственность. Вместе с MR Group рассматриваем основные принципы модернизма на примере ЖК MOD.
«Прогресс есть обуздание сил природы ради нужд и желаний человечества», Теодор Драйзер
1
Современные материалы
Архитекторы всегда стремились к инновациям и экспериментам, преследуя желание отразить дух современности и технологический прогресс. Не случайно самым популярным материалом в модернистской архитектуре был бетон, который позволял создавать прочные и устойчивые конструкции, а также играть с формой и объемом. Как, например, в жилом комплексе «Хабитат 67» (жилой комплекс в Монреале, Канада, архитектор М. Сафди), который состоит из 354 монолитных железобетонных модулей, вырастающих друг из друга в хаотичном порядке. Модернисты также активно использовали стекло для больших оконных проемов и фасадов, чтобы создать ощущение свободного пространства. А применение стали позволило архитекторам проектировать более легкие и прозрачные конструкции с полностью стеклянными фасадами. Именно так возникли небоскребы и другие современные здания, которые стали символами городского ландшафта.
Теодор Драйзер всегда отличался искусством точного до скрупулезности изображения окружающего мира, фактов и вещей. В 1923 году вышел его сборник ранних очерков о Нью-Йорке «Картина великого города». А в 1928 году свет увидела его книга о путешествии в СССР, в которой он в том числе отмечает любопытство и восторг русского человека по отношению к новой технике и возможностям, которые она открывает перед ним. Представляя духовный и интеллектуальный рост в виде тридцатидвухэтажного подъемника, Драйзер отмечает, что большинство русских заинтересуются этажами выше десятого, под которым сосредоточено все необходимое материальное, потому как «выше интереснее».
MOD — жилой комплекс с тремя небоскребами, из которых открывается прекрасный вид на исторический центр столицы, Останкинскую башню и ВДНХ. Высотный формат отвечает представлениям людей о том, как должно выглядеть жилье XXI века, и если раньше он был для многих недосягаемой мечтой, то сейчас это тренд и новый стиль жизни.
Новаторство в проекте ЖК MOD не ограничивается его философией. На данный момент MOD — единственные столичные небоскребы с фасадами из натурального камня. Названия башен происходят от имён великих писателей модернистов – Томаса Манна, Теодора Драйзера, Альбера Камю. Помимо высотных зданий в комплекс вошли два клубных дома, названных в честь Гертруды Стайн и Айн Рэнд. Оммаж писателям есть и в лобби — там использованы материалы, перекликающиеся цветом с обложками первых изданий их книг.
2
Рациональный подход
«Ох уж мне это человечество! Его духовное развитие не поспевает за техническими его успехами, далеко отстает от них», ТОМАС МАНН
Рациональность — важная особенность модернизма. Пространство должно в первую очередь отвечать потребностям и желаниям обитателей. Открытые и гибкие планировки позволяли размещать комнаты логично и практично, а пути передвижения делать комфортными. Яркий пример такого решения — музей Жоана Миро (арх. Хосе Луис Серт), в котором для посетителя исключена необходимость проходить по одному и тому же залу дважды, а разноуровневость залов дает возможность увидеть экспонаты с разных точек.
Один из основополагающих принципов модернизма в архитектуре был «форма следует функции»: внешний вид здания и его формы должны отражать его функцию и внутреннюю организацию.
Популярная концепция рационализации городских пространств — «вертикальный город» (высотный жилой комплекс, который включает в себя различные типы недвижимости и общественных пространств. — Прим. The Blueprint) находит свое отражение и в ЖК MOD. MR Group сейчас разрабатывает концепцию отдельного фитнес-пространства с бассейном, которое станет частью клубной инфраструктуры MOD. Также в стилобате появится оригинальная зона — jazz-гостиная, которая будет доступна для всех жителей комплекса.
Главная ее особенность — трансформируемое пространство со сценой, которое может стать площадкой для концерта классической музыки, фуршета или просто приятной встречи с соседями, для которой не нужен повод. А зона библиотеки — отличное место, чтобы расслабиться, почитать или поработать в тишине. На территории комплекса также будет ресторан.
3
Отказ от украшательства
«Природа — самая простая, и так как она не знает украшательства, она — самая красивая»,
Альбер Камю
Отказ от украшательства — радикальный сдвиг от традиционных архитектурных стилей, богатых декоративными деталями (например, неоклассицизма). Модернистская архитектура стремилась к чистоте формы и минимализму. Орнаменты и лишние элементы были отброшены. Фасады зданий часто были гладкими, а динамика достигалась использованием отличных друг от друга материалов и ритмическим решением фасадных членений.
Так в павильоне Германии для международной выставки в Барселоне в 1929 году архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ отказался от использования орнамента, а в качестве «декора» выбрал отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды.
44-летний Альбер Камю в 1957 году получил Нобелевскую премию по литературе: максимальное признание экспертов, которое может получить автор. Но еще важнее то, что его творчество, настоящий гимн человечности, вдохновляло и продолжает вдохновлять людей по всему миру. В своих произведениях Камю превозносил любовь и рациональность, а также одновременно чувственный и интеллектуальный подход к частной жизни, которые способны помочь подняться над бессмысленностью.
Вдохновляясь ценностями Альбера Камю, архитекторы жилого комплекса MOD создали пространства, созвучные образу жизни будущих жильцов. «Особое внимание мы уделяли деталям, ведь именно в них главный секрет комфорта. Гармонию пространства мы выстроили на игре цвета и света», — говорит Лейла Улуханли, архитектор, дизайнер, востоковед, основательница компании Leyla Uluhanli Interiors и мебельной линии Leyla Uluhanli Collection. Никаких ненужных пространств, баланс пропорций — благодаря принципам Лейлы Улуханли MOD создает яркое первое впечатление в каждой зоне.
«Искусство неразрывно связано с выживанием, но не физическим — оно нужно для сохранения и выживания разума, без чего не может существовать тело»,
Айн Рэнд
4
Новизна
Модернизм отражает постоянное стремление к совершенствованию художественной формы. В широком смысле модернизм — «другое искусство». Его главная цель — создать такие произведения, которые будут отражать внутреннюю свободу и видение автора и при этом показывать новые средства изобразительного языка. Яркий пример — «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта, в котором он претворил в жизнь множество новаторских решений, как эстетических (водопад как часть здания, скала как часть интерьера), так и конструктивных (монолитные бетонные консоли и самые современные металлические конструкции).
Культовый роман американской писательницы Айн Рэнд «Источник» рассказывает о талантливом, умном и сильном духом архитекторе, который в один из периодов своей жизни отказывается от своей профессии, но спустя некоторое время приходит к осознанию, что без искусства (в его случае архитектуры) он не может полноценно жить.
Девелопер MR Group уже давно выступает в поддержку современного искусства, но в своем новом жилом комплексе MOD он пошел еще дальше. MR Group и Московский музей современного искусства (ММОМА) объявили о совместной работе над проектом скульптурного парка. Для проекта выбрали современных российских художников, которые подготовят работы в духе модернизма XX века. Ими стали: скульпторы Борис Черствый и Игорь Корнеев, художник-перформер Саша Фролова, российский живописец Айдан Салахова, российские скульпторы Игорь Шелковский и Александр Повзнер, а также московский дуэт цифровых художников Ольги и Олега Татаринцевых. Одним из основных событий коллаборации станет воссоздание скульптуры советского художника Вадима Сидура на основе его эскизов.
Парк скульптур станет новой культурной точкой в Москве, следуя примерам парка скульптур Вигеланда в Норвегии и парка-музея Крёллер-Мюллер в Нидерландах.
«Интернациональный» характер
5
«Любой, кто трижды женился на женщинах из Сент-Луиса, немногому научился в жизни»
Гертруда Стайн
Идеи модернизма распространились по всему миру, влияя на архитектуру, литературу, живопись, скульптуру и другие искусства. В разные годы творцы заимствовали идеи у разных культур — например, открывшиеся связи Европы с Дальним Востоком стали богатым источником вдохновения для художников-модернистов. В архитектуре интернациональность модернизма проявляется в первую очередь отказом от культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий. Причем геометричность и простота перетекают снаружи здания внутрь и наоборот, создавая синергию.
Модернизм — один из первых стилей, который охватил практически весь мир и проявился в различных объектах от небольших частных вилл, как, например, вилла Савой во Франции (арх. Ле Корбюзье) до целых городов, как Чандигарх в Индии (арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере) и Бразилиа в Бразилии (арх. О. Нимейер и Л. Коста).
В 1909 году впервые была опубликована первая книга известной американской писательницы-модернистки Гертруды Стайн Three Lives («Три жизни»). Три не связанные между собой истории совокупно создают единую картину, казалось бы, простой, но такой особенной жизни. Так и в отделке фасада клубного дома бронза, алюминий и камень на первый взгляд несовместимы. Но благодаря сложной архитектуре и грамотному смешению материалов рождается неповторимый динамичный ансамбль.
Лобби — продолжение внешней архитектуры. Пространство оформлено архитектурным бюро Kleinewelt Architekten. Стойки ресепшен, стены и полы из натурального камня, высокие потолки (до 8 м) и настенные фонтаны — это создает ощущение холла престижного отеля.
Атмосферу дополняет художественное освещение, уютные зоны для гостей с мягкой мебелью. А за функциональную составляющую отвечают читальные уголки с кофе-поинтами, точки зарядки для гаджетов, гостевые санузлы, комнаты для колясок и лапомойки для собак.
30 ЯНВАРЯ 2024
0