Blueprint
T

специальный проект

Изображая жертву

Зачем смотреть психологические триллеры?

Жанр психологического триллера довольно размыт — под эту категорию попадает множество киноформатов, но объединяет их интерес к психологии главных персонажей. За 2023 год, если сверяться с «Кинопоиском», было выпущено 38 российских фильмов и сериалов, посвященных исследованию психологии героев. 16 мая в онлайн-кинотеатре Okko вышел психологический триллер «Калимба», детально исследущий отношения обидчика и жертвы. На примере главных героев нового сериала вместе с клиническим психологом Татьяной Павловой разобрались, почему психологические триллеры так популярны у аудитории и чем их просмотр может быть полезен.

Текст: Валерия Давыдова-Калашник

Редактор: Арина Крайних

иллюстрации: василиса гладышева


РЕКЛАМА • ООО «OККО»

16 МАЯ 2024

Страх как часть взросления

Определенный жанр может попасть в соответствующее время. Например, фильм «Заражение» 2011 года во время пандемии вышел с 270-го места по запросам на сайте Warner Bros на второе. Аудитории была важна конкретная тема — как пандемия может происходить и как ее можно пережить. За последний год стало выходить больше книг про маньяков. Клинический психолог и когнитивно-поведенческий терапевт Татьяна Павлова отмечает, что «истории про злодеев интересны всегда. Злые люди существовали в каждое время, и важно понимать, как кто-то становится жертвой, как этой жертвой не стать, чтобы извлечь для себя уроки».


Татьяна добавляет, что разные страшные истории — это часть взросления. Сказки и колыбельные — аналогия психологических триллеров, «Красная Шапочка» — история о том, что важно помнить об опасности в мире, не стоит быть беспечным, иначе серый волк тебя съест.


«Истории про злодеев интересны всегда. Злые люди существовали в каждое время, и важно понимать, как кто-то становится жертвой, как этой жертвой не стать, чтобы извлечь для себя уроки»

Совместный просмотр таких историй и связанные с этим сильные эмоции объединяют людей. Татьяна уточняет: «Когда зрители смотрят страшный фильм, то испытывают возбуждение, в том числе физиологическое, и оно распространяется на тех, кто оказывается рядом, и от этого люди эмоционально становятся ближе. Кроме того, они могут обсуждать разные вопросы, которые это кино спровоцировало».



Ощущение безопасности

Татьяна объясняет, что при просмотре психологических триллеров зрителю хочется переключиться c реальности на переживания героев: «Людям важны истории других, потому что на историях мы учимся. Мы не можем получить все на жизненном опыте. Как дети играют в сюжетные игры, проигрывая разные сценарии, как щенки в шутку дерутся друг с другом, так и взрослые люди “проигрывают” разные сценарии того, как может пойти их жизнь». И все это происходит в безопасной среде — ведь безопаснее учиться на чужих историях, чем на своих.


Психологические триллеры — это удобный способ почувствовать уют, ведь зритель становится наблюдателем и со стороны может взглянуть на нечто темное и пугающее — и тем самым себя обезопасить. Но если у зрителя высокий уровень нейротизма, то есть склонность испытывать негативные эмоции, то, возможно, с ним это не сработает.


«Когда зрители смотрят страшный фильм, то испытывают возбуждение, в том числе физиологическое, и оно распространяется на тех, кто оказывается рядом, и от этого люди эмоционально становятся ближе»

Когда человек смотрит что-то страшное, то он осознает собственную безопасность. Татьяна добавляет: «Жизнь во многом — хронический стресс, к которому человек не готов. Он приспособлен к другим потрясениям: например, он идет по лесу, видит хищника, убегает от него в свое жилище и там чувствует себя в безопасности. Цикл острого стресса завершился, и это даже в каком-то смысле приятно и полезно. Подобные стрессы могут быть нужны, как нужна холодная вода или физические нагрузки. Страшные жанры могут быть такого рода острыми стрессами, они помогают снимать стресс хронический». 


Психологические триллеры также открывают богатый спектр эмоций — обиду, стыд, вину, страх, — которые можно прожить через героев. Татьяна подчеркивает, что это особенно важно для молодежи: «Это помогает, когда дети и подростки учатся справляться со своими эмоциями. Справляться с эмоцией — значит не избегать ее, а прожить». При просмотре ужасов человек дает себе право немного «побояться», получает конкретный важный опыт, который возможно перенести в жизнь. «В терапии, — рассказывает Татьяна, — такая техника называется экспозицией, она используется в основном для расстройств, связанных с тревогой». В этой технике человек намеренно делает то, что делать ему страшно, проживает этот страх и видит, что эта эмоция его не разрушила. Чаще всего проблемы с эмоциями связаны с тем, что люди боятся самих негативных эмоций.




«Если у зрителя есть некий травматический опыт или психические расстройства, лучше избегать сюжетов, которые могут спровоцировать триггеры для конкретно этого человека»

Окружающий мир — это хаос, и каждый человек по-своему его упорядочивает. Жанр психологического триллера дает ощущение контроля и на время фильма или сериала показывает упорядочение этого хаоса, когда герои ловят серийного маньяка или когда расследуют запутанное дело. Психологический триллер также привлекает зрителя за счет любопытства. С одной стороны, просмотр дарит ощущение контроля и наслаждение от восстановления справедливости, а с другой — удовольствие от сложившейся картинки. Татьяна отмечает, что не всегда и не всем стоит смотреть «щекочущие нервы» жанры: «Если человек замечает, что становится тревожнее после просмотра, то смотреть такое кино не обязательно. А если у зритель есть некий травматический опыт или психические расстройства, лучше избегать сюжетов, которые могут спровоцировать триггеры для конкретно этого человека. А производителям я бы рекомендовала ставить соответствующие предупреждения».



Примерить роль жертвы

Татьяна объясняет, что примерять чужие поведенческие паттерны может быть очень полезно, потому что это помогает нам в ситуациях, с которыми мы еще не сталкивались: «Мозгу вообще характерно подбрасывать разные сценарии того, как все может быть». Современные литература и кино стремятся к уходу от разделения на жертву и обидчика. Например, в сериале «Калимба» девушка, которая случайно сбила судью, — обидчик, но в то же время она может быть жертвой зависимости.


Раньше много говорили про психологию жертвы, про то, что есть люди, которые чаще оказываются в ее роли, часто попадают в проблемные ситуации. «Отчасти это действительно так, — поясняет Татьяна, — люди с травматическим опытом — например, которых били в детстве, или они находились в детских домах, или ими жестко пренебрегали. Такие люди склонны показывать защиту, а бывает и наоборот, — у них не возникает идей, что можно защитить себя». В «Калимбе» такой человек — Катя, героиня Алены Михайловой. Она думает, что не может противопоставить что-либо обидчику, и тогда она склонна попадать в сложные ситуации.


«Люди с травматическим опытом — например, которых били в детстве, или они находились в детских домах, или ими жестко пренебрегали. Такие люди склонны показывать защиту, а бывает и наоборот, — у них не возникает идей, что можно защитить себя»

В условиях, когда есть люди, обличенные властью, и есть уязвимые, не обязательно мыслить как жертва, чтобы ею стать. Достаточно просто оказаться в этой ситуации, чтобы этой властью другой человек злоупотребил. Это и происходит по сюжету сериала — ведь восемь человек, четверо жертв и четверо их обидчиков, оказываются запертыми в пространстве в рамках эксперимента профессора Мещерского (его играет Федор Бондарчук).


«Обидчик, — поясняет Татьяна, — может быть абсолютным злом с ярко выраженными чертами темной триады: нарциссизмом, макиавеллизмом, психопатией. У такого человек мало эмпатии, он смотрит на других людей как на объекты». Такой человек в сериале, очевидно, — профессор Мещерский.


Примерить роль обидчика

Жертва тоже может стать обидчиком — когда чувствует себя уязвимой. Так случилось с одной из героинь из группы жертв — Таней (героиня Юлии Волковой). Чтобы защититься и почувствовать себя сильной, она становится обидчиком и как бы использует свою власть, когда может это сделать. «Такой механизм есть и у животных, — рассказывает Татьяна, — он называется смещением агрессии. Самка обезьяны, к которой применил агрессию самец, может, в свою очередь, применить ее к другой самке».


Произойдет ли такое смещение, зависит от условий, из-за которых человек стал потенциальной жертвой. Вообще, суть жертвы, как поясняет эксперт, в отсутствии надежды, в ощущении, что ничего нельзя сделать. Они много слышат, что сами виноваты в том, что с ними произошло. Жертвой в некоторых ситуациях может оказаться любой.


«Жертва тоже может стать обидчиком — когда чувствует себя уязвимой»

«Осознать, что ты обидчик, тяжело, — говорит Татьяна, — однако уничтожение ярлыков “обидчик” и “жертва” может в этом помочь». Обидчику в каком-то смысле может быть тяжелее, чем жертве, именно в признании своей роли, потому что человеку важно базовое чувство себя как хорошего человека, без этого чувства тяжело жить. Признание того, что ты кого-то обидел и что ты плохой человек, — болезненно и может вообще нарушить основу, на которой стоит психика.


смотреть сериал

смотреть сериал

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}