Текст: Екатерина Зиборова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
28 ДЕКАБРЯ
Как исторические и культурные события влияли и продолжают влиять на производство украшений
Как и в любом другом виде искусства, в ювелирном существует понятие стиля. На его формирование влияет все — от религии и политической обстановки до культурных открытий и технического прогресса. Как ювелирному бренду остаться актуальным в турбулентные времена? Только меняясь вместе со временем. Вместе с «RS1912 Русские самоцветы» мы собрали самые яркие примеры того, как ювелирный стиль ХХ века получал кардинально новые направления и почему это — всегда к лучшему.
РЕКЛАМА • ООО Императорский ювелирный дом «Русские самоцветы 1912»
В истории искусства ХХ века было несколько событий, кардинально поменявших вектор развития эстетики времени. Но самым ярким среди них стали стали «Русские сезоны», гастрольные выступления русских артистов балета и оперы в 1908-1929 годах, организованные известным деятелем культуры и антрепренером Сергеем Дягилевым в Париже, Лондоне, Берлине и других городах. Красочные костюмы, созданные по эскизам художника Льва Бакста, яркие сценические декорации, манера танца ведущих артистов произвели фурор в Европе и наложили отпечаток на ее художественную жизнь и ювелирное искусство. В это же время в России 1912 году по указу императора Николая II было создано Общество для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла «Русские самоцветы», которое после революции было национализировано и переименовано советскими властями в государственный трест «Русские самоцветы».
Первым большим стилем ХХ века принято считать ар-нуво, в России он получил название «модерн». Его отличительными особенностями стали природные сюжеты, текучие линии, загадочность, змеи, лягушки, стрекозы и цветы. Возник он как реакция на сильную механизацию общества и засилье машин в конце XIX века. Но уже следующий большой стиль 1920-1930-х годов — ар-деко — стал полной противоположностью: смелые геометрические формы, насыщенные цвета и щедрый орнамент. Ар-деко восхвалял технический прогресс, новые материалы и геометрическую четкость. На этих двух примерах видно, как по-разному реагировали художники и ювелиры на одно и то же явление — технический прогресс. Ювелиры «Русских самоцветов» всегда шли с ним в ногу. Так, в 1960-х на предприятии была запущена автономная линия по производству обручальных колец. Новая технология позволила повысить ежемесячный выпуск колец до 200-300 тысяч штук в месяц.
ХХ век стал временем абсолютно нового отношения к украшениям. Теперь их носят абсолютно все, у кого на них хватает средств, а не только знать и аристократия, как это было, скажем, в XVIII веке. И если в первой половине века считалось, что бриллианты уместны лишь после заката солнца, а драгоценности надо надевать лишь по особым случаям, то сегодня мы носим бриллианты и днем, и ночью, и с джинсами, и с вечерними платьями, и в супермаркет, и на званый вечер. Разумеется, это сказывается и на ювелирном дизайне. В этом отношении «Русские самоцветы» особенно гордятся своими коллекциями «Атлантида» из украшений с танзанитами (1998 год), «Рассвет на Балтике», созданной совместно с итальянским ювелиром Диего Перкосси Папи (2001 год), коллекцией украшений с малышевскими изумрудами (2015 год) и украшениями с бриллиантами в невидимой закрепке, которую компания впервые освоила в 2006 году.
В 1940-х годах ювелиры резко поменяли стилистику своих изделий, но остались при этом верны себе. Сразу несколько брендов использовали в качестве вдохновения трубу из металла и резины, которую использовали для подачи газа в дом. Модель газовой трубы, выполненная в золоте, получила воплощение в ожерельях и витых браслетах, а цветы появились лишь на застежках с драгоценными камнями, легко трансформируемых в броши и клипсы.
«Русские самоцветы» начинались с изделий с гильошированной эмалью, но в в 1940-х годах производство их было временно приостановлено. К нему вернулись в 1950 году, когда в Ленинграде возродили производство эмалево-филигранной посуды из серебра. Вместе с творческим коллективом предприятия и мастерами-филигранщиками была проделана огромная работа по возрождению забытой техники. Уже в 1969 году на улице Бродского (сейчас Михайловская) открылся первый фирменный магазин-салон «Самоцветы». В 1983 году был разработан новый товарный знак — стилизованный бриллиант в оправе, который использовался вплоть до 2021 года. А сегодня компания выпускает украшения в категориях High и Fine Jewelry, гладкое столовое серебро, эмалево-филигранную посуду и шедевры камнерезного искусства.
Следуя веяниям времени, «Русские самоцветы» провели в 2023 году полномасштабный ребрендинг, в первую очередь заменив название на RS 1912. Теперь у Императорского ювелирного дома «Русские самоцветы» два бренда. Под брендом «RS 1912 Русские самоцветы» выходят украшения категории Fine Jewellery, а под брендом RS Imperial Jewellery House — высокое ювелирное искусство. Марка бережно хранит вековые традиции и, используя весь наработанный опыт, берет курс на абсолютно новый дизайн украшений, который отвечает не только канонам мастерства, но и модным трендам. RS1912 и RS Imperial Jewelry Housе сегодня — это легендарные техники, новаторство, ручная работа мастеров, вековые традиции петербургской ювелирной школы и новейший дизайн.
Сегодня у Императорского ювелирного дома есть четыре особенно интересных коллекции. Выразительная и роскошная линия Herceg про плавные переливы граненых камней и мягкие градиенты аметистов, цитринов, топазов и дымчатого кварца. Бриллиантовая брошь в виде ящерицы и кольцо из белого золота с изумрудом из коллекции Lizard отлично смотрятся и при свете, и после захода солнца. Жизнь и страсти «короля-солнца» Людовика XIV продолжаются в новой коллекции Le Roi Soleil. Она про новое прочтение шкатулки драгоценностей знатного рода: кольца напоминают уменьшенную копию корон или диадем, а соединение желтого и белого золота сочетается с черной эмалью. Коллекция Star посвящена космосу и бездонной глубине небосклона, и каждое украшение из коллекции Star состоит из звезд-бриллиантов разной величины.
28 ДЕКАБРЯ 2023
0