Blueprint
T

Остров сокровищ

текст:

Вероника Губина

После четырех лет реконструкции культовый флагманский бутик Tiffany & Co. на Пятой авеню снова распахнул свои двери. Отправляемся на экскурсию по 10-этажному особняку, который бюро Рема Колхаса OMA и архитектор Питер Марино превратили в интерактивную вселенную, объединив под одной крышей ювелирное, изобразительное и даже гастрономическое искусство.

НИЧЕГО ПЛОХОГО

На рассвете под узнаваемую с первых нот Moon River Генри Манчини к зданию ювелирного магазина Tiffany & Co. подъезжает желтое такси. Из него выходит Одри Хепберн в черном платье Givenchy в пол с жемчужным колье на шее. Она завороженно рассматривает витрину, потягивает кофе и уплетает утренний даниш. Этой сценой, которая визуализирует название фильма «Завтрак у Тиффани», режиссер картины Блейк Эдвардс прописал ювелирный магазин на углу Пятой авеню и 57-й улицы в истории поп-культуры. Что так завораживает героиню фильма Холли Голайтли и каждого, кто останавливается у витрины, она объяснила так: «Единственное спасение — прыгнуть в такси и поехать к Tiffany, там я сразу прихожу в себя, там всегда так тихо и торжественно, там с тобой не может случиться ничего плохого. Если бы я нашла себе местечко, в котором мне было бы так же уютно, как в Tiffany...». Спустя 60 лет в Tiffany так же торжественно, но точно не тихо.

После четырех лет реконструкции здесь настоящий ажиотаж: в основных и приватных залах бойко идет торговля, солидные пары, явно представители old money, выбирают ожерелья из крупного жемчуга, современные модники — культовые кулоны-сосуды Эльзы Перетти. У персональных менеджеров день по минутам расписан частными турами, особенно много таких проводят для стаек китайских клиентов в черном твиде, жаждущих ухватить лимитированные предметы, выпущенные специально к открытию флагмана: часовые новинки, домашний декор и оптику. Но даже плотный трафик посетителей не мешает гулять по Tiffany & Co. часами, как когда-то Холли Голайтли. Авторы бутика сделали все, чтобы по законам экономики впечатлений вам не хотелось его покидать. Итак, что вас ждет:


1-й этаж. The World of Tiffany. Атриум с ключевыми коллекциями бренда. Основной акцент — на хиты продаж: коллекции Tiffany T, Tiffany HardWear и Tiffany Lock.

    

Второй этаж недоступен для посетителей (здесь находятся рабочие помещения), так что сразу перемещаемся на третий.

    

3-й этаж. All about Love, Love & Engagement. Сюда идти всем, кто ищет помолвочные и обручальные кольца — гравировку, если надо, сделают. Но даже если вы пока не планируете торжество, заглянуть все же стоит — хотя бы чтобы полюбоваться культовыми витринами Джима Мура, посвященными теме любви.

     

4-й этаж. Gold and Diamonds Icons — Legendary Icons — Designers — Watches. Зал славы Tiffany & Co., где чествуют главных дизайнеров в истории ювелирного дома. Можно изучить архивы Луиса Комфорта Тиффани, Эльзы Перетти, Паломы Пикассо и других звезд.

      

5-й этаж. Silver design — 925 Silver — Audrey Experience — Client Care — Personalization — Leather and Accessories. Самый популярный этаж — во многом потому, что здесь экспонируется то самое платье Одри Хепберн.

    

6-й этаж. Lifestyle & Café — Home — Tiffany Baby — Blue Box Café. Сюда вот-вот вернется знаменитое кафе, впервые открывшееся в 2017-м (оно уже отремонтировано, но еще закрыто для посетителей), где можно будет буквально устроить себе завтрак у Tiffany.

     

7-й этаж. Masterpieces — High Jewellery — Watches — Patek Philipp Salon. Здесь живет высокое ювелирное искусство Tiffany & Co.

   

8-й этаж. Tiffany Gallery & Terrace by Appointment. Галерея и терраса с шикарным видом, доступные для особо важных гостей.


НЕ ФЛАГМАН, А ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

«Это не флагман, это достопримечательность — достопримечательность, которая существует уже 83 года, — прокомментировал открытие Энтони Ледру, президент и главный исполнительный директор Tiffany & Co. — Это гораздо больше, чем ювелирный магазин, — это культурный центр с изысканной архитектурой, а также передовым искусством и современным дизайном. Он устанавливает новую планку для люксового ретейла».

Планка, очевидно, более чем высока — LVMH не раскрывает стоимость реконструкции, но сообщает, что это крупнейшая в истории компании инвестиция в отдельный магазин, превзошедшая по сумме даже бюджет на реконструкцию флагманского бутика Dior на авеню Монтень в Париже, вновь открывшегося в прошлом году (в целом LVMH не привыкать бить с Tiffany & Co. рекорды — напомним, покупка ювелирного бренда за 15,8 миллиарда долларов стала крупнейшей сделкой в истории конгломерата). Инвестиции оправданы: по словам Ледру, до закрытия на реконструкцию на этот магазин по соседству с Центральным парком, отелем Plaza и Рокфеллер-центром приходилось 10% мировых продаж бренда, и, вероятнее всего, он и впредь будет оставаться самой важной торговой и имиджевой точкой компании.


Реконструкция бутика — главный пункт программы по перезагрузке Tiffany & Co., которую запустил исполнительный вице-президент по продуктам и коммуникациям бренда Александр Арно. Правда, Tiffany обнародовали планы по реконструкции бутика за три года до того, как французский конгломерат приобрел ювелирный дом. И когда LVMH получил ключи от магазина, работы уже шли полным ходом, а разрешение на полную реконструкцию этажей с 8-го по 10-й с целью размещения там выставок, проведения мероприятий и организации частного торгового пентхауса было получено. Однако под руководством LVMH, заменившего ответственных за ремонт, этот проект стал самой масштабной реконструкцией из всех, что проводились здесь с момента открытия магазина в 1940 году, включая расширение на три этажа вверх в 1980-м и перепланировку в 2001-м. Неудивительно, что к названию магазина теперь добавлено The Landmark, то есть «достопримечательность», «ориентир». «Открытие культовой достопримечательности на Пятой авеню — действительно важная веха в истории дома», — поясняет Энтони Ледру.

Это событие подкрепляет тренд на возрождение люкса в Нью-Йорке. После пандемии американские покупатели вернулись в магазины. В прошлом году продажи LVMH в США выросли на 15%, а в целом на американский рынок пришлось 27% общего дохода люксового конгломерата. По данным аналитиков HSBC, бренд увеличил продажи с 3 млрд евро в 2020 году до 5,1 млрд евро в 2022 году и, как прогнозируют, достигнет цифры в 7,4 млрд евро в 2025-м. По словам Ричарда Ходоса, вице-председателя отдела розничной торговли JLL в Нью-Йорке, открытие магазина является продолжением серии громких реноваций в попытке вдохнуть новую жизнь в эту часть Мидтауна. Говорящие примеры — ремонт Saks Fifth Avenue стоимостью от 250 до 270 млн долларов, новый четырехэтажный флагманский магазин Hermès на Мэдисон, реконструкция штаб-квартиры Rolex на Пятой авеню, в которой теперь будет розничный магазин, а также 135 млн долларов на строительство резиденции под управлением Mandarin Oriental Hotel Group. Пятая авеню явно переживает ренессанс: помимо роста внутреннего спроса главными факторами стали снижение стоимости арендной платы за помещения на первом этаже с 5000 долларов (в 2015 году) до 2000 долларов за квадратный фут и восстановление туристических потоков. И хотя китайские туристы, ключевые покупатели люкса, возвращаются медленно, оживление на Пятой авеню видно невооруженным глазом. По данным риелторской компании CBRE, количество доступных торговых площадей с 49-й по 59-ю улицу резко снизилось с 13,8% в первом квартале 2019 года до 3,8% в первом квартале 2023-го.

МАГАЗИН И МУЗЕЙ

Над реконструкцией здания Tiffany работал Сёхэй Сигэмацу из бюро Рема Колхаса OMA New York, а за интерьеры отвечала команда Питера Марино. Экстерьер особняка, спроектированный архитектурным бюро Cross & Cross в 1940 году, был лишь отреставрирован, а вот внутренности подверглись тотальному переосмыслению — об оригинальном дизайне здесь напоминает лишь деревянный паркет.

Питер Марино, чей талант в 1970-е был открыт самим Энди Уорхолом, хорошо владеет архитектурным лексиконом люксового ретейла — в его портфолио интерьеры флагманов Dior, Bulgari, Chanel, Louis Vuitton, Giorgio Armani, Valentino, Fendi и далее по списку. Только для Chanel он оформил 12 магазинов в разных точках мира, в том числе парижский, который выполнен в стиле знаменитой квартиры Габриель Шанель на улице Камбон.


По легенде именно Питер Марино придумал концепцию бутика как воплощения стиля модного дома, его философии и истории. «Люкс — это простор и свет плюс материалы, — говорит он. — А еще равное внимание к архитектуре и интерьеру, главную роль в котором я отдаю искусству». Его любимые материалы — золото, хрусталь и мрамор. Любимый прием — сплав эпох и культур от венецианского барокко до немецкого модернизма, но главное — искусство как одна из ключевых составляющих архитектурного проекта. Этим принципам Марино не изменил и при работе над бутиком Tiffany, хотя при всем богатом опыте проект ювелирного магазина — первый в его карьере.

Как сделать кольцо заметным для покупателя с расстояния 15 метров? Правильно, с порога создать у него настрой, будто он посещает не магазин, а музей, где надо подходить ближе, всматриваться в экспонаты и вчитываться в экспликации, вернее описания товаров. Поэтому Марино соединил в интерьере витрины с драгоценностями, бесценные архивы дома и современное искусство: в бутике Tiffany более 40 произведений, как специально созданных, так и принадлежащих LVMH. Главный экспонат — картина Жан-Мишеля Баскии Equals Pi 1982 года (мы ее также видели в кампании бренда с участием Jay-Z и Бейонсе). Президент LVMH и заядлый коллекционер Бернар Арно не мог пройти мимо работы, в которой культовый художник использовал фирменный оттенок Tiffany Blue. Сумма сделки — около $20 млн. Сегодня картина встречает гостей на первом этаже бутика, открывая коллекцию, в которой также есть произведения Дэмиена Херста, Джулиана Шнабеля, Ганса Хартунга, Даниэля Аршама и серия переоформленных рекламных кампаний Tiffany Ричарда Принса.

Архитектор, меценат и страстный коллекционер Марино никогда не использует в интерьерах пусть даже дорогой тиражный дизайн — предметы мебели он ищет у коллекционеров, заказывает или создает сам — так, чтобы они существовали в единственном экземпляре. Так что в собрании Tiffany & Co. не только полотна и скульптуры — здесь целая коллекция мебели и предметов интерьера, созданных такими легендами дизайна, как Джо Понти, Андре Дюбрей, Этторе Соттсасс. Особая гордость — лаковые скульптуры и ширмы американской художницы-абстракционистки Нэнси Лоренц, с которой не первый сезон сотрудничают и Bottega Veneta.

Ювелирные сокровища и произведения искусства разместились в интерьерах из белого мрамора, стали и бесчисленных зеркал. Доминанта пространства — монументальная винтовая лестница из 144 ступеней. Даже не лестница — настоящая скульптура по мотивам украшений Эльзы Перетти, выполненная из стекла, беленого дуба, с волнообразными прозрачными балюстрадами, украшенными горным хрусталем и увенчанными кожаными перилами. Она соединяет этажи с третьего по восьмой (до любого другого уровня можно добраться на лифтах). Все мерцает за счет преломления света и множится в отражениях, создавая иллюзию бесконечного пространства. У лестницы — еще одно важное украшение бутика, скульптура Даниэля Аршама фирменного для Нью-Йорка цвета окислившейся меди.

БАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Первый этаж представляет собой просторный атриум под зеркальным световым люком, покрывающим почти весь зал, с цифровыми экранами вместо стен, на которых проецируются видео с культовыми пейзажами Нью-Йорка — виды на Центральный парк и горизонт Манхэттена. В выключенном режиме они служат зеркалами, снова и снова отражая друг друга и блеск драгоценностей в витринах. Держат их конструкции из мрамора, дуба, стали и стекла. Основательные, надежные, заземляющие, но за отсутствием темных цветов лишенные мрачности и тяжести — они полностью соответствуют эстетике дома: современному прочтению классики ар-деко. А повсеместная геометрия бриллиантовой огранки напоминает о статусе дома Tiffany как поставщика лучших в мире бриллиантов. На первом этаже хранится еще одно напоминание об этом — знаменитый желтый бриллиант Tiffany Diamond — на него направлены лучи, идущие из ромбовидного светового люка. Драгоценный камень, заключенный в ожерелье из белых бриллиантов, представлен в новой оправе 2023 года, которую разработала арт-директор отдела ювелирных изделий и высокого ювелирного искусства Натали Вердей. Теперь это брошь-трансформер, которую можно носить как подвеску.

В главном зале восемь арок отражаются в зеркальных панелях, и атриум производит впечатление огромного бального зала. Зачем снимать Рокфеллер-центр, если традиционный Бал Tiffany теперь можно провести в собственном помещении? Правда, придется потрудиться, чтобы переместить витрины, впрочем, такой опыт у команды есть — когда Tiffany объявили о своих планах преобразить флагманский магазин, 114 000 драгоценных камней стоимостью в миллионы долларов за одну ночь перенесли в здание по соседству на 6 West 57th Street: так бутик Tiffany Flagship Next Door принял на себя удар на период реконструкции.

ЗАВТРАК В TIFFANY&CO.

После выхода «Завтрака у Тиффани» Трумена Капоте стал популярным анекдот о провинциале, который хотел казаться столичным жителем. По сюжету, когда того спросили, в каком ресторане Нью-Йорка он бы хотел побывать, он гордо ответил: «Давайте позавтракаем у Тиффани». Владельцы бренда, конечно, никого в провинциальности обвинять не собираются, но грех было не воплотить мечту нескольких поколений — так на пятом этаже магазина появилось The Blue Box Cafe под кураторством шеф-повара с мишленовской звездой Даниэля Булуда. Впервые возникшее в формате поп-ап-кафе в 2017-м, оно покорило публику чайной церемонией Tiffany Tea с десертами Tiffany Birds Nest и Blue Box Petite Four и превратилось в неотъемлемую часть бутика.


Обновленное пространство c дополнительной обеденной зоной и баром с художественными инсталляциями заработает в конце месяца — столики под гирляндами из голубых коробочек ждут гостей по предварительной брони. А пока кафе закрыто, аппетит разжигают экспонаты в торговом зале на том же пятом этаже. Рядом с лифтами — инсталляция из стола и стульев работы Джулиана Шнабеля, увенчанная двумя его картинами. А основную площадь занимает дебютная коллекция нового арт-директора Tiffany Home Лорен Санто-Доминго, соосновательницы и креативного директора Moda Operandi. Придуманная ей посуда и домашний декор представлены на столах, сервированных для завтраков, обедов и ужинов.

БЕРИТЕ ВЫШЕ

Выше всех расположился зал высокого ювелирного искусства, где воссоздан оригинальный кабинет французского ювелира Жана Шлюмберже, создавшего одни из самых известных произведений Tiffany, в том числе культовую брошь Bird on a Rock. Стены в салоне покрыты лаком и инкрустированы перламутром. Ролики на цифровых витринах рассказывают историю бренда с помощью каталогов Blue Book, которые компания выпускает с 1845 года, скетчей и иллюстрированных тематических альбомов.

Отсюда на лифте можно попасть в частный пентхаус, оформленный в драматичной красно-черной гамме по мотивам квартиры Эльзы Перетти, но увидеть его выпадет мало кому — он зарезервирован для особо ценных клиентов и разрешен к посещению исключительно с выключенной камерой. Кстати, в Tiffany аббревиатуре VIP предпочитают VIC — это концепция закрытого клуба, куда невозможно вступить ни по заявке, ни за денежный взнос, ни за регулярные покупки. Билет дается исключительно по приглашению самого дома, который стремится собрать круг, точнее клуб избранных, которым открывается доступ к главным сокровищам. Впрочем, индивидуальный подход здесь предлагают и широкому кругу посетителей: на каждом этаже организованы частные кабинеты продаж. Массивные стальные двери театрально сдвигаются и прячут от глаз самое ценное — интимный опыт выбора и покупки, пока в основном зале кипит жизнь.

ДАНЬ ТРАДИЦИИ

Честь разрезать ленту цвета Tiffany на открытии вместе с Энтони Ледру и Александром Арно доверили амбассадору бренда, актрисе Галь Гадот. После по дорожке все того же фирменного цвета прошлись Никола Пельц и Бруклин Бекхэм, Барбара Палвин и Дилан Спроус, Лорен Санто-Доминго, Джейкоб Элорди, Фаррелл Уильямс, Дерек Бласберг, Каролин Даур, Леони Ханне, Мэдисон Хедрик и Джимин.


Вечеринка с внушительным списком приглашенных ожидаемо обернулась парадом маленьких черных платьев — оммаж гостей образу Холли Голайтли. Хейли Бибер выбрала классическое черное миди Versace, дополнив его маникюром цвета Tiffany, Галь Гадот появилась в пышном черном Loewe, а Бруна Маркезини выбрала более близкий к оригинальному образу кутюрный Yves Saint Laurent 1983 года с асимметричной юбкой из тюля и бархатным лифом. Платье из фильма хранится в бутике за витриной из выбеленного стекла, в крохотном пространстве Audrey Experience. Впрочем, сотрудники говорят, что со временем оно займет целый этаж.

В честь открытия во флагмане поддерживают давнюю традицию художественного оформления витрин, заданную Чарльзом Льюисом Тиффани и подхваченную Джимом Муром, который в свое время создавал для них инсталляции из конусов мороженого, носорогов, чучел колибри и часов с кукушкой, а также украшал работами Роберта Раушенберга и Энди Уорхола. Сейчас за витрины Tiffany & Co. отвечают вице-президент по дизайну магазинов и креативному визуальному мерчандайзингу Ричард Мур и креативный директор, вице-президент направления по визуальному мерчандайзингу Кристофер Янг, с подачи которых в праздничные дни витрины ожили трогательными сюжетами. В главной — Одри Хепберн, пойманная в петлю времени с кофе и данишем в руках. Легендарная сцена из фильма смонтирована без начала и конца — сколько бы вы ни простояли у витрины, в отражении на вас будет смотреть Холли Голайтли за уличным завтраком. В соседних витринах — пирамида из бокалов купе в стиле 1920-х с хрустальными люстрами и градом фейерверков на фоне — напоминание о бриллиантах в фильме «Великий Гэтсби» База Лурмана. Еще одна витрина — миниатюра самого особняка под рождественским снегопадом, в которой магазин предстает точь-в-точь как его видела Холли Голайтли: уютным, тихим и торжественным — глядя на него, напрочь забываешь, что за спиной наперебой сигналят такси, снуют толпы туристов и все кружится в городской суете. Шаг внутрь — и ничего плохого с вами не случится.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}