Blueprint
T

Специальный проект

Альбина Вахитова о том, как движение соединяет тело и ум

Что такое свободное и безопасное арт-пространство в контексте ситуации в мире? Для многих — дом, через который мы заново открываем себя и свои таланты. Цифровая реальность дает нам много возможностей — онлайн никак не ограничивает нас, если мы сами этого не захотим, наоборот, во многом развивает. В том числе — физически. Вместе с Jager Night Embassy, которые запускают креативную онлайн-резиденцию, направленную на развитие творческого потенциала, поговорили с Альбиной Вахитовой — хореографом и одним из амбассадоров программы — о проекте, самовыражении в новых условиях и энергии, которую дает искусство.

текст: Анастасия Глухова

Jager Night Embassy — онлайн-резиденция, которая реализует потенциал разножанровых артистов, действующих на территории ночи. Каждый четверг декабря нас ждет новый шоукейс от креаторов. Кураторы проекта: актер Саша Горчилин, певица Kate NV, художник Миша Мост, управляющий директор Пикника «Афиши» Дарья Шульга и сооснователь студии Sila Sveta Александр Ус.

О танце как о средстве выражения

Танец — это практика. Тело — классный исходный материал. Мне кажется, в танце человек может делать что угодно, оставаясь максимально честным с собой. Соединять ум и тело. Единственное — сложно это зафиксировать, потому что состояния постоянно меняются. Но в этом и прелесть. Для меня танец — это предельно честное медиа и способ соединения с обществом.





Перформанс в рамках Jager Night Embassy — это открытый формат, внутри которого у меня много художественной свободы. Условие было только одно — вовлечение зрителя. Формат перформанса — коллективная импровизация, которая будет достаточно гибкой, чтобы в ней мог принять участие зритель. Репетиции мы начали с того, что каждый из семи участников предложил какое-то свое состояние, выраженное с помощью тела. Во время первой пробы все остальные участники могли присоединиться к состоянию каждого. Это составило палитру из семи состояний, которые фигурируют в названии. Это те качества, которые сможет выбрать зритель. 


Во время карантина я много работала в формате онлайн-трансляций. Но это отличалось от того, что мы делаем сейчас. Чаще всего в онлайне я исполняла локальную функцию, была винтиком, который решал понятные для перформера задачи: работа с камерой, с ограниченным пространством. Сейчас все сложнее, потому что я исполняю функцию постановщика: формирую позицию исполнителей. Важно также учитывать структуру, кадр, время. Здесь очень классная команда, в которой каждый несет ответственность за свою часть. Это дает мне свободу для принятия решений.



О перформансе в онлайн-формате

О структуре перформанса

Мы определили семь режимов, семь состояний, которые основаны на базовых функциях восприятия. Пара trying to figure out (hot)/trying to figure out (soft) — группа ментальных качеств. По сути, это нервная система человека, которая влияет на наше тело. Soft — когда я постоянно существую в движении пассивно, не сильно придаю значение тому, где нахожусь, и постоянно разрушаю эту структуру. Hot — структура, в которой я, наоборот, постоянно ухожу в напряжение, достаточно долго в нем нахожусь, снимаю и попадаю в другое напряжение. Вторая пара качеств — fundamental function/sexual behaviour. Первое базируется на соматическом подходе, когда движение начинается, например, от дыхания. Или от чувства голода. Sexual behaviour — это физическое телесное наслаждение. Это либо самостоятельный поиск наслаждения в теле, либо контакт друг с другом. It — последнее качество — очень неопределенное, мы называем его между собой эфиром: полное слияние участников, абстрактное, просто на уровне концентрации. Это то, что формируется доверием в группе.





Перформанс рассчитан на человеческую эмпатию. А обычно самый простой способ достижения ее — прямой контакт с исполнителем. В какой-то степени понять это мне помог период болезни. Когда мы репетировали, я заболела ковидом, и две недели пришлось вести репетиции онлайн. Вместе с исполнителями мы просматривали репетиционный материал, анализировали и стали вести себя абсолютно иначе, уже учитывая онлайн-фильтр.

Об ограничениях пространства

О Саше Горчилине 

Мне приятно, что я стала частью онлайн-резиденции, — это дает широту действий. Кураторы мне сильно помогли, задавая вопросы, высказывая критику. Например, с Сашей Горчилиным у нас однажды случился смешной диалог в зуме, когда я представляла проект. У меня на тот момент была только идея, и, когда я пыталась объяснить ее, Саша спросил — о чем эта работа? Он поставил меня в положение, которого я постоянно пытаюсь избежать, потому что очень не люблю описывать процесс того, что еще не случилось. Саша же, как человек другой школы, задал правильный вопрос, но я не смогла на него ответить. Постепенно главные направления определились, появилась структура — и все вопросы разрешились.

О деле жизни

Танцевальный проект «Сад» я создала, потому что поняла, что в формате наших московских реалий, экстремально быстрых дедлайнов и низких бюджетов мне нужен состав, с которым я буду работать all time. И просто в один прекрасный день сделала довольно амбициозный пост в соцсетях. В итоге отсмотрела около ста человек и с каждым общалась лично. Сейчас у нас в труппе семнадцать человек, семь из которых принимают участие в работе для Jager Night Embassy. Все люди с разным танцевальным бэкграундом. Возрастной диапазон — от 18 до 40 лет. Сейчас мы занимаемся три раза в неделю, я приглашаю разных преподавателей, своих друзей из Петербурга, из студии «Сдвиг». 

О музыке как об отдельном организме

Над перформансом с нами работает композитор Дмитрий Власик, и для меня это новый опыт — когда создаешь индивидуальный звук для работы. Мне было важно не нарушить телесно-пластическое ядро перформанса, поэтому мы пошли в максимально живое звучание. Сначала добавляли голос в процессе движения. При переходе в другое состояние нам должно что-то помогать перестроиться, и мы решили, что это будут музыкальные вставки. Это не прописанная композиция, которую исполняют профессиональные музыканты, это те же перформеры, которые встают за маримбу и начинают слушать друг друга, работать как общий организм. У нас есть голос и звук — инструменты, которые активно участвуют в создании общего музыкального ландшафта.

О месседже художника

Можно жить и удивляться бытовым вещам каждый день. Для этого должен сложиться чувственный диапазон. Часто бытовые ситуации провоцируют на новые действия, решения, ощущения. Мне кажется, с помощью такой формы искусства, как перформанс, я могу выйти за привычные рамки и добавить это в свой личный багаж ощущений. Поэтому мне всегда хотелось делать то, что будет транслировать людям новую чувственную информацию. Перформанс — не просто эстетика тела, а ощущение энергии, которой до этого не было в пространстве.

За новостями и трансляциями Jager Night Embassy можно следить на сайте и в соцсетях:


Facebook


Instagram




{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}