T

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НАУКА В ИСКУССТВЕ

Что находят художники, ученые и зрители в технологическом искусстве


текст: Стася Дементьева

Редактор: Анастасия Лябина

Фото: Юрий Пальмин

Светящийся в темноте кролик Альба, вшитое в левую руку художника третье ухо, разговор человека и сосны посредством запахов, картина, нарисованная роботом с мозгом крысы. Все это — произведения современного искусства, созданные в результате сотрудничества художников с учеными и технологическими компаниями. Подобные работы относят к направлению science-art, феномену культуры, который до сих пор формируется. Вместе с «Лабораторией Касперского» рассказываем, что такое технологическое искусство и как его понимать. Увидеть его можно уже сейчас — до 27 февраля в Западном крыле Новой Третьяковки работает выставка New Elements. Она организована фондом LABORATORIA Art&Science в партнерстве с «Лабораторией Касперского». Двенадцать работ художников из разных стран показывают, как сократить разрыв между реальным миром и компьютерными данными.

ЧТО ТАКОЕ

«В разных точках мира практически одновременно художники начали вовлекать в свою практику новые технологии. Во всем мире происходил технологический прорыв, и ученые тоже были заинтересованы в его художественном осмыслении».

Science-art — область современного искусства, где художественное произведение создается на стыке науки, искусства и технологий. Такой симбиоз позволяет художникам экспериментировать со сложными смыслами и познавать будущее, ученым — совершенствовать свои исследования и выдвигать самые смелые научные гипотезы, а технологическим компаниям — исследовать новые подходы к своей работе и рассказать о современных проблемах на языке искусства. Именно этим занимается «Лаборатория Касперского» — компания регулярно сотрудничает с художниками по всему миру.


Сложно сказать, когда именно появился science-art. Одна из отправных точек — встреча скульптора Жана Тэнгли с инженером Билли Клювером из лаборатории компании Bell. В 1960 году Клювер помог создать художнику «Оммаж Нью-Йорку» — скульптурную инсталляцию в виде машины из велосипедных колес, дымовых устройств, таймеров и пианино, которая самоуничтожилась на глазах зрителей за 27 минут. Позже, в 1967 году, Клювер вместе с американскими авангардными художниками Робертом Раушенбергом и Робертом Уитманом основал организацию Experiments in Art and Technology (E.A.T.), чтобы поддерживать совместные проекты инженеров и художников. Видеопроекция, беспроводная передача звука, гидроакустика, машины, самостоятельно создающие art-работы, — все это стало частью искусства благодаря E.A.T.


Параллельно с E.A.T. в России существовало СКБ «Прометей» — лаборатория на базе Казанского авиационного института, где студенты во главе с Булатом Галеевым экспериментировали в области дизайна. В 1964 году «Прометей» представила самый известный проект «Кристалл» — многогранник с лампами накаливания, который менял окраску в зависимости от музыки. Разработки лаборатории — пример удачного взаимодействия искусства и науки, ведь позднее они легли в основу устройств для космических кораблей.

С 2008 года такие междисциплинарные проекты делает фонд LABORATORIA Art&Science — первый в России некоммерческий исследовательский центр, который производит и экспонирует science-art. Фонд уже несколько лет сотрудничает с «Лабораторией Касперского», регулярно проводит публичные образовательные программы и выставки, а с 2021 года является резидентом Новой Третьяковки. 



ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор

Илья Федотов-Федоров (Россия), «Экзо-ковчег», инсталляция, 2019  

«При взаимодействии с художниками технологические компании получают свежий взгляд на свою работу и полезные инсайты со стороны. Иногда это позволяет нам найти новые пути решения проблем и переосмыслить роль отдельных технологий».


Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»

 

Мемо Актен (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТУРЦИЯ), «За всем следят машины благодати и любви», видео, 2021


ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКИ И УЧЕНЫЕ

Искусство помогает сделать науку более человечной и наглядно объяснить зрителю разные области знания — робототехнику, синтетическую биологию, машинное обучение или экологические практики. А наука, в свою очередь, дает художнику возможность воплощать все его смелые идеи и выходить за границы художественного мира с помощью нетипичных инструментов. В science-art-проектах почти всегда участвуют научные специалисты, которые консультируют художников. Например, в проекте ooze немецкой художницы Терезы Шуберт, который можно увидеть на выставке New Elements, принимал участие главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.


Тереза Шуберт (Германия), ooze, аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция, 2021 


«Как правило, художники на базовом уровне разбираются в инструментах, с которыми работают. Но science-art предполагает более глубокое погружение в техническую часть. За налаживание сложных процессов как раз отвечает технологический эксперт»


Проект ooze — интерактивная биотехнологическая инсталляция, где в биореакторе живут три вида водорослей. Их активность, меняющаяся в зависимости от смены освещения и температурного режима, непрерывно контролируется датчиками. Жизнедеятельность водорослей генерирует случайные числа, которые становятся основой для кода, определяющего звуки инсталляции и визуальную проекцию с образами леса и серверных ферм. Работа наглядно показывает, что вычислительный процесс не эфемерен: данные, которые она производит, не абстрактны, а являются частью материального мира.


Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»

 

Туула Нярхинен (Финляндия), Drop Tracer, инсталляция, 2011

SCIENCE-ART-РАБОТЫ—

«Science-art — междисциплинарная практика совместного осмысления мира из разных перспектив. Это не только искусство про науку, а магия соединения искусства и науки, всегда открытая актуальным проблемам».


Технологическое искусство обращает внимание на то, что происходит в мире прямо сейчас — на экологические проблемы, активную цифровизацию повседневной жизни и влияние человека на природу. В экспозиции New Elements можно увидеть работы, характерные для повестки science-art. Например, видеоинсталляция «Исследование облаков» британского объединения Forensic Architecture расследует случаи применения ядовитых веществ и появления токсичных облаков при помощи 3D-моделирования, машинного обучения и иммерсивных технологий. Туула Нярхинен изобретает low-tech-устройство для автозаписи природных явлений. Drop Tracer фиксирует капли дождя и их звуки, которые представлены на видео, фото и стеклянных пластинах, покрытых сажей. А биотехнологическая инсталляция POEM, на которую австрийца Томаса Фойерштайна вдохновил эксперимент Миллера-Юри по зарождению жизни, и вовсе работает в настоящем моменте, — она захватывает «первичный бульон жизни» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки в ледяной микрофон, и превращает его в дистиллированный алкоголь.


ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор

«Современный художник стремится заглянуть в будущее, узнать о передовых разработках, которые могут еще не иметь физического воплощения».


Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»

 

Ральф Беккер (Германия), «Естественная история сетей / SoftMachine», видео, 2021

Рёити Курокава (Япония), elementum, инсталляция, 2018 

КАК ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ

Работа над художественными проектами вдохновляет ученых на исследования, которые в дальнейшем могут превратиться в научные открытия. В 1975–1977 годах Кит Галлоуэй и Шерри Рабинович создали серию работ «Эстетические исследования в области телекоммуникаций». Сооснователи Electronic Café International, кафе и одновременно арт-центра в Калифорнии, решили объединить на одном экране видеоизображения двух танцоров, которые одновременно выступали в разных частях Америки. Для семидесятых годов подобный проект был прорывом, а сейчас наш мир наполнен мультимедийными приемами, основанными на этом американском эксперименте, — вспомним созвоны по зуму или сложные видеопроекции в современных музеях.

ТОМАС ФОЙЕРШТАЙН (АВСТРИЯ), POEM, БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ, 2021



Еще один пример — нейронаучный эксперимент «Измеряя магию взгляда» Марины Абрамович. Во время ее перформанса «В присутствии художника» (МоМА, Нью-Йорк, 2010) зритель мог сесть напротив художницы и долго смотреть ей в глаза. Многие из участников перформанса испытывали что-то вроде катарсиса, и это заинтересовало нейрофизиологов. Они предложили Марине Абрамович провести исследование для проверки ее гипотезы о синхронизации активности мозга при взгляде в глаза другому человеку. Результатом стал нейронаучный эксперимент, для проведения которого LABORATORIA Art&Science объединила группу российских и американских ученых. Итоги исследования были представлены в 2011 году в музее «Гараж», а в 2012-м прошел расширенный научный эксперимент и состоялся симпозиум в Политехническом музее.

Марина Абрамович (Сербия / США), «Измеряя магию взгляда», научный эксперимент-перформанс, 2012. Фото: Алан Воуба

Технологическое искусство в музее —

У неподготовленного зрителя во время просмотра science-art-работ может возникнуть легкое недоумение: это произведение искусства или все-таки научно-исследовательский проект?


Forensic Architecture (Великобритания), «Исследования облаков», видео, 2021


Каждая работа изначально несет в себе художественное высказывание, которое с помощью науки и технологий приобретает форму. Чтобы глубже погрузиться в science-art, почитайте двухтомник куратора и исследователя Дмитрия Булатова «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии» или книгу Стивена Уилсона Art+Science now. Про взаимодействие ученых и художников можно узнать в статьях куратора Дарьи Пархоменко, а о теме выставки New Elements расскажут исследования Дитмара Оффенхубера, сокуратора и профессора Северо-Восточного университета в Бостоне. А если времени на подготовку совсем нет — прямо на выставке пообщайтесь с медиаторами, которые помогут понять мир science-art и подробнее расскажут про работы, а также посетите лекции и встречи с художниками в рамках публичной программы New Elements.


«Когда приходишь на нашу выставку, не стоит думать только про научные знания. Science-art мотивирует зрителя по-новому осмыслять тот мир, в котором он живет, и то, что происходит вокруг. Старайтесь быть открытыми к новому, довериться объектам, вслушиваться и всматриваться в них».


ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}