СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
![](/upload/23991/vms/61bdada0f87cd7c8ff1cb7c8f807f7ac.png)
НАУКА В ИСКУССТВЕ
Что находят художники, ученые и зрители в технологическом искусстве
текст: Стася Дементьева
Редактор: Анастасия Лябина
Фото: Юрий Пальмин
Светящийся в темноте кролик Альба, вшитое в левую руку художника третье ухо, разговор человека и сосны посредством запахов, картина, нарисованная роботом с мозгом крысы. Все это — произведения современного искусства, созданные в результате сотрудничества художников с учеными и технологическими компаниями. Подобные работы относят к направлению science-art, феномену культуры, который до сих пор формируется. Вместе с «Лабораторией Касперского» рассказываем, что такое технологическое искусство и как его понимать. Увидеть его можно уже сейчас — до 27 февраля в Западном крыле Новой Третьяковки работает выставка New Elements. Она организована фондом LABORATORIA Art&Science в партнерстве с «Лабораторией Касперского». Двенадцать работ художников из разных стран показывают, как сократить разрыв между реальным миром и компьютерными данными.
ЧТО ТАКОЕ
«В разных точках мира практически одновременно художники начали вовлекать в свою практику новые технологии. Во всем мире происходил технологический прорыв, и ученые тоже были заинтересованы в его художественном осмыслении».
Science-art — область современного искусства, где художественное произведение создается на стыке науки, искусства и технологий. Такой симбиоз позволяет художникам экспериментировать со сложными смыслами и познавать будущее, ученым — совершенствовать свои исследования и выдвигать самые смелые научные гипотезы, а технологическим компаниям — исследовать новые подходы к своей работе и рассказать о современных проблемах на языке искусства. Именно этим занимается «Лаборатория Касперского» — компания регулярно сотрудничает с художниками по всему миру.
Сложно сказать, когда именно появился science-art. Одна из отправных точек — встреча скульптора Жана Тэнгли с инженером Билли Клювером из лаборатории компании Bell. В 1960 году Клювер помог создать художнику «Оммаж Нью-Йорку» — скульптурную инсталляцию в виде машины из велосипедных колес, дымовых устройств, таймеров и пианино, которая самоуничтожилась на глазах зрителей за 27 минут. Позже, в 1967 году, Клювер вместе с американскими авангардными художниками Робертом Раушенбергом и Робертом Уитманом основал организацию Experiments in Art and Technology (E.A.T.), чтобы поддерживать совместные проекты инженеров и художников. Видеопроекция, беспроводная передача звука, гидроакустика, машины, самостоятельно создающие art-работы, — все это стало частью искусства благодаря E.A.T.
Параллельно с E.A.T. в России существовало СКБ «Прометей» — лаборатория на базе Казанского авиационного института, где студенты во главе с Булатом Галеевым экспериментировали в области дизайна. В 1964 году «Прометей» представила самый известный проект «Кристалл» — многогранник с лампами накаливания, который менял окраску в зависимости от музыки. Разработки лаборатории — пример удачного взаимодействия искусства и науки, ведь позднее они легли в основу устройств для космических кораблей.
С 2008 года такие междисциплинарные проекты делает фонд LABORATORIA Art&Science — первый в России некоммерческий исследовательский центр, который производит и экспонирует science-art. Фонд уже несколько лет сотрудничает с «Лабораторией Касперского», регулярно проводит публичные образовательные программы и выставки, а с 2021 года является резидентом Новой Третьяковки.
![](/upload/23991/vms/93579304ce0e0a8ae716b7ecb5bf9e80.jpg)
ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор
![](/upload/23991/vms/9e096beff7879111809b3c1c4abc47ea_small.jpg)
![](/upload/23991/vms/6afe87b253ad997723cc86c3170388ea_small.jpg)
Илья Федотов-Федоров (Россия), «Экзо-ковчег», инсталляция, 2019
«При взаимодействии с художниками технологические компании получают свежий взгляд на свою работу и полезные инсайты со стороны. Иногда это позволяет нам найти новые пути решения проблем и переосмыслить роль отдельных технологий».
![](/upload/23991/vms/9d2dae43e8eca6cb9bcc55d557a2205c.jpg)
Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
Мемо Актен (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТУРЦИЯ), «За всем следят машины благодати и любви», видео, 2021
ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКИ И УЧЕНЫЕ
Искусство помогает сделать науку более человечной и наглядно объяснить зрителю разные области знания — робототехнику, синтетическую биологию, машинное обучение или экологические практики. А наука, в свою очередь, дает художнику возможность воплощать все его смелые идеи и выходить за границы художественного мира с помощью нетипичных инструментов. В science-art-проектах почти всегда участвуют научные специалисты, которые консультируют художников. Например, в проекте ooze немецкой художницы Терезы Шуберт, который можно увидеть на выставке New Elements, принимал участие главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.
![](/upload/23991/vms/894016ac42b235b16c208bae20d89bee_small.jpg)
![](/upload/23991/vms/ddb4965cb3f8e478d518aaeb1bfbb54b_small.jpg)
Тереза Шуберт (Германия), ooze, аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция, 2021
«Как правило, художники на базовом уровне разбираются в инструментах, с которыми работают. Но science-art предполагает более глубокое погружение в техническую часть. За налаживание сложных процессов как раз отвечает технологический эксперт»
Проект ooze — интерактивная биотехнологическая инсталляция, где в биореакторе живут три вида водорослей. Их активность, меняющаяся в зависимости от смены освещения и температурного режима, непрерывно контролируется датчиками. Жизнедеятельность водорослей генерирует случайные числа, которые становятся основой для кода, определяющего звуки инсталляции и визуальную проекцию с образами леса и серверных ферм. Работа наглядно показывает, что вычислительный процесс не эфемерен: данные, которые она производит, не абстрактны, а являются частью материального мира.
![](/upload/23991/vms/9d2dae43e8eca6cb9bcc55d557a2205c.jpg)
Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
![](/upload/23991/vms/c4d7442672b77ff0973ee81070866883_small.jpg)
Туула Нярхинен (Финляндия), Drop Tracer, инсталляция, 2011
SCIENCE-ART-РАБОТЫ—
«Science-art — междисциплинарная практика совместного осмысления мира из разных перспектив. Это не только искусство про науку, а магия соединения искусства и науки, всегда открытая актуальным проблемам».
Технологическое искусство обращает внимание на то, что происходит в мире прямо сейчас — на экологические проблемы, активную цифровизацию повседневной жизни и влияние человека на природу. В экспозиции New Elements можно увидеть работы, характерные для повестки science-art. Например, видеоинсталляция «Исследование облаков» британского объединения Forensic Architecture расследует случаи применения ядовитых веществ и появления токсичных облаков при помощи 3D-моделирования, машинного обучения и иммерсивных технологий. Туула Нярхинен изобретает low-tech-устройство для автозаписи природных явлений. Drop Tracer фиксирует капли дождя и их звуки, которые представлены на видео, фото и стеклянных пластинах, покрытых сажей. А биотехнологическая инсталляция POEM, на которую австрийца Томаса Фойерштайна вдохновил эксперимент Миллера-Юри по зарождению жизни, и вовсе работает в настоящем моменте, — она захватывает «первичный бульон жизни» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки в ледяной микрофон, и превращает его в дистиллированный алкоголь.
![](/upload/23991/vms/93579304ce0e0a8ae716b7ecb5bf9e80.jpg)
ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор
«Современный художник стремится заглянуть в будущее, узнать о передовых разработках, которые могут еще не иметь физического воплощения».
![](/upload/23991/vms/9d2dae43e8eca6cb9bcc55d557a2205c.jpg)
Александр Гостев,
главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
![](/upload/23991/vms/5537e3174daa695b2c3a01fdccc50024_small.jpg)
![](/upload/23991/vms/a57fa37213940bbad875826d2c62f691_small.jpg)
Ральф Беккер (Германия), «Естественная история сетей / SoftMachine», видео, 2021
Рёити Курокава (Япония), elementum, инсталляция, 2018
КАК ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ
Работа над художественными проектами вдохновляет ученых на исследования, которые в дальнейшем могут превратиться в научные открытия. В 1975–1977 годах Кит Галлоуэй и Шерри Рабинович создали серию работ «Эстетические исследования в области телекоммуникаций». Сооснователи Electronic Café International, кафе и одновременно арт-центра в Калифорнии, решили объединить на одном экране видеоизображения двух танцоров, которые одновременно выступали в разных частях Америки. Для семидесятых годов подобный проект был прорывом, а сейчас наш мир наполнен мультимедийными приемами, основанными на этом американском эксперименте, — вспомним созвоны по зуму или сложные видеопроекции в современных музеях.
ТОМАС ФОЙЕРШТАЙН (АВСТРИЯ), POEM, БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ, 2021
Еще один пример — нейронаучный эксперимент «Измеряя магию взгляда» Марины Абрамович. Во время ее перформанса «В присутствии художника» (МоМА, Нью-Йорк, 2010) зритель мог сесть напротив художницы и долго смотреть ей в глаза. Многие из участников перформанса испытывали что-то вроде катарсиса, и это заинтересовало нейрофизиологов. Они предложили Марине Абрамович провести исследование для проверки ее гипотезы о синхронизации активности мозга при взгляде в глаза другому человеку. Результатом стал нейронаучный эксперимент, для проведения которого LABORATORIA Art&Science объединила группу российских и американских ученых. Итоги исследования были представлены в 2011 году в музее «Гараж», а в 2012-м прошел расширенный научный эксперимент и состоялся симпозиум в Политехническом музее.
Марина Абрамович (Сербия / США), «Измеряя магию взгляда», научный эксперимент-перформанс, 2012. Фото: Алан Воуба
Технологическое искусство в музее —
У неподготовленного зрителя во время просмотра science-art-работ может возникнуть легкое недоумение: это произведение искусства или все-таки научно-исследовательский проект?
Forensic Architecture (Великобритания), «Исследования облаков», видео, 2021
Каждая работа изначально несет в себе художественное высказывание, которое с помощью науки и технологий приобретает форму. Чтобы глубже погрузиться в science-art, почитайте двухтомник куратора и исследователя Дмитрия Булатова «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии» или книгу Стивена Уилсона Art+Science now. Про взаимодействие ученых и художников можно узнать в статьях куратора Дарьи Пархоменко, а о теме выставки New Elements расскажут исследования Дитмара Оффенхубера, сокуратора и профессора Северо-Восточного университета в Бостоне. А если времени на подготовку совсем нет — прямо на выставке пообщайтесь с медиаторами, которые помогут понять мир science-art и подробнее расскажут про работы, а также посетите лекции и встречи с художниками в рамках публичной программы New Elements.
«Когда приходишь на нашу выставку, не стоит думать только про научные знания. Science-art мотивирует зрителя по-новому осмыслять тот мир, в котором он живет, и то, что происходит вокруг. Старайтесь быть открытыми к новому, довериться объектам, вслушиваться и всматриваться в них».
![](/upload/23991/vms/93579304ce0e0a8ae716b7ecb5bf9e80.jpg)
ДАРЬЯ ПАРХОМЕНКО, основатель фонда Laboratoria Art&Science, куратор
18 ЯНВАРЯ 2022
0