специальный проект
что такое
deep media
Текст: Александра Генералова
Редакторы: Зоя Молчанова, Лера Гамина
Иллюстратор: Полина Парыгина
Менеджер проекта: Катя Брегеда
Верстка: Андрей Лопатин
Искусство глубоких медиа — это погружение в толщу материи, выход в верхние слои атмосферы и путешествие к центру земли одновременно. Художники новых медиа создают визуальные образы с помощью компьютера и других технологий, в то время как художники deep media раскладывают внутренности ноутбука на элементы таблицы Менделеева. Более того, они разрушают картину антропоцентричного мира, где все крутится вокруг человека и оценивается человеческими критериями. Художники глубоких медиа смотрят на физический мир вокруг как на источник равноправных коллабораций. Вместе с Академией Пушкинского и Mastercard исследуем всю глубину deep media и проверяем себя с помощью контрольного теста.
deep media — это
область исследований на стыке искусства, философии и науки. В фокусе внимания — встреча с воздействием физических составляющих земли, воды и атмосферы вроде магнитных, электрических и гравитационных полей, а также субстратных элементов современных технологий — металлы, соли, кристаллы.
Художники deep media отказываются от накопления и усовершенствования визуальных образов в пользу исследования, порождающего их принцип. Если медиа-арт имеет дело с производством неких компьютерных изображений, то deep media art рассматривает эти изображения с точки зрения геологических элементов, из которых состоит hardware, — золото, медь, свинец, барий.
Технические средства в deep media — не инструмент исследования, а окружающая среда — не его предмет. Наоборот, художник приглашает технологию и нечеловеческие сущности к сотрудничеству, уступает функцию посредника гибридным, полуавтономным и развивающимся по своим собственным законам системам.
Возможности искусства глубоких медиа:
перековать биологическое — в техническое
1)
Благодаря рекламе витаминных комплексов каждый знает, что в человеческом организме есть железо, магний, калий и другие металлы. Получается, железо можно добыть из собственного тела и даже выковать из него техническое устройство?
Норвежская художница Сесилия Йонссон заключила договор с родильными домами и получила 69 образцов плаценты — всего 35 килограммов, которые высушила и затем выковала железную стрелку для компаса. В этом ей помогли старинные приспособления для плавки руды — горн, наковальня и другие. Дело в том, что плацента состоит из множества кровеносных сосудов, а значит, и гемоглобина — белка, который содержится в эритроцитах. В гемоглобине есть железосодержащий небелковый пигмент гем — именно он и пошел на компасную стрелку. Художница поместила ее в стеклянную чашу, дизайн которой вдохновлен гистологическими фото плаценты.
Эта инсталляция — метафора незаметной работы, происходящей внутри тела матери — обмен между ее организмом и ребенком идет через плаценту и во многом определяет направление развития новой жизни. Так что смысл «Гема» — глубокий в самом прямом смысле этого слова.
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции СЕСИЛИИ ЙОНССОН (ШВЕЦИЯ/НОРВЕГИЯ).
«Гем», 2016 год
проектировать невозможное
2)
Выражение In Posse в переводе с латыни означает «до того, как мы родились» и указывает на нечто, что может случиться, но время еще не пришло.
В этом ключе рассуждает британская художница-феминистка Шарлотта Джарвис, которая совместно с профессором Сусанной Чува де Соузой Лопес (Университет Лейдена) работает над созданием женской спермы. Первая часть проекта — «выращивание» сперматозоидов из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных из клеток кожи художницы. Вторая — разработка женской семенной плазмы из биологических материалов, собранных у женщин, трансгендерных и небинарных людей. На это исследование было выделено пять миллионов евро, и не просто так — в своей работе ученые и художница используют технологии, за которые были вручены две Нобелевские премии: в 2012 году по биомедицине, в 2020-м — по химии. С помощью науки художница хочет переписать культурные паттерны, ведь на протяжении всей нашей истории человечество приписывало исключительно мужскому семени магическое значение как исключительной субстанции, несущей жизненную силу.
Иллюстрация создана по мотивам проекта ШАРЛОТТЫ ДЖАРВИС (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ).
In Posse, 2020 год
превращать тепло тела в экономическое благо
3)
Если у вас нет доступа к бесплатному электричеству, но очень хочется майнить криптовалюты — выход есть.
Дело в том, что каждое человеческое тело в состоянии покоя излучает 100 ватт избыточного тепла. Мануэль Белтран и его команда придумали специальный костюм, который использует термоэлектрогенераторы, которые преобразуют остаточную тепловую энергию зрителя (или волонтера) в полезное электричество. Оно, в свою очередь, подается на специальное оборудование, которое отвечает за генерацию криптовалюты (Altcoin). Использование остаточного тепла позволяет повысить нагрузку системы и в целом увеличить производство криптовалюты. В итоге эффективность инсталляции возрастает, а когнитивная нагрузка на зрителя и волонтера уменьшается. Такой вариант посещения выставки подходит тем, кто хотел бы начать лучше разбираться в механизмах работы современного искусства.
Художник по-новому определяет понятие труда — для этих целей он открыл целую лабораторию — Institute of human obsolescence (Институт морального устаревания) со звучным мотто: «Человечество устарело, пора поменять нашу роль в обществе!», например, обратить внимание, как технологические гиганты используют невидимый труд, собирая данные с наших гаджетов.
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции МАНУЭЛЬ БЕЛТРАН (НИДЕРЛАНДЫ).
Спекулятивный капитал, 2019 год
cделать художником физические процессы
4)
Есть такое выражение «мороз рисует узоры на окне» — через него люди наделяют природные силы творческими способностями, которые человечество закрепило за собой. Никто, конечно, не имеет в виду, что мороз действительно практикуется в графике. Но похожий результат действительно можно получить.
В проекте Melt Дмитрий Морозов, известный как ::vtol::, представляет устройство, которое использует свойства самомодифицирующейся линзы на основе различных агрегатных состояний воды. Этот робопроектор позволяет воде сначала превращаться в лед. Затем свет, идущий через устройство, плавит этот лед — и трансформации порождают зыбкое изображение. Получается «послание света, электрического тока и кристаллов», то есть носителей, сохраняющих свое автономное и нечеловеческое измерение.
Дмитрий в своих работах выступает наблюдателем физических процессов. А технические средства нужны не для создания нового образа, а для того, чтобы проявить новые возможности материи, которые на самом деле неисчерпаемы и плодовиты.
Иллюстрация создана по мотивам работы ДМИТРИЯ МОРОЗОВА (::VTOL::).
Melt, 2018 год
послушать нечеловеческую музыку
5)
Томас Сарацено учился у Ханса Ульриха Обриста и Олафура Элиассона, дважды выставлялся на Венецианской биеннале современного искусства, а затем серьезно увлекся пауками — исследованием и сохранением их ареалов обитания. Кроме того, он объединяет ученых, философов и художников вокруг изучения отношений между пауками и человеком.
Вместе с сотрудниками Массачусетского технологического университета он создал синтезатор, на котором можно играть, дотрагиваясь до виртуальной паутины, а также сонифицировал (сонификация — использование звука для представления данных и передачи информации. — Прим. The Blueprint). разные этапы строительства ловчих сетей. Услышать нечеловеческую музыку получилось благодаря расчету частоты вибраций паутинных нитей на основе их длины, толщины, эластичности и структуры белков, из которых они состоят. Каждой нити присвоили определенные частоты, а затем были придуманы дополнительные соответствия между колебаниями отдельных нитей и звуков, в которые они преобразуются. Ближайшая к наблюдателю нить, например, звучит громче, чем отдаленная.
Иллюстрация создана по мотивам работы ТОМАСА САРАЦЕНО (АРГЕНТИНА/ГЕРМАНИЯ).
«Сонификация пауков», 2015 год
создать скульптуру, которую можно почувствовать только внутри себя
6)
Для Томаса Фoйeрштaйна молекула — это не просто мельчайшая частица вещества, а самая маленькая скульптура в мире.
Для проекта «Психопроза» он создал процессуальные скульптуры, в которых грибы фунги и морские водоросли перерабатывались в вещества, на основе которых химик синтезировал новую молекулу «псиламин», обладающую галлюциногенным эффектом. Большая сложносочиненная скульптура — гибрид лабораторного аппарата, напольной лампы и футуристического домашнего растения произвела микроскульптуру, увидеть которую нельзя — слишком мала. Зато ее можно «экспонировать» в собственном организме, а также испытать эффект ее присутствия в крови на сознание. Фойeрштaйн признается, что «произведение» он попробовал, однако от идеи делать специальные экскурсии под воздействием «скульптуры» отказался — из-за сильного эффекта. Кстати, в другом своем проекте — Manna machine — художник также поместил водоросли в лабораторный агрегат для получения пигмента, который стал основой для серии изображений под названием «Урожай».
Иллюстрация создана по мотивам проекта ТOМAСА ФOЙEРШТAЙН (АВСТРИЯ).
«Психопроза», 2016 год
пережить опыт чужой смерти
7)
Инсталляция «Знаменитые смерти» — это несколько металлических ящиков, подобных тем, что можно встретить в морге. Главный элемент инсталляции — «обонятельный принтер», то есть устройство с компонентами на основе которых синтезируется тот или иной запах. Когда вы попадаете внутрь, вас обволакивает запах свежескошенной травы, осеннего ветра, кожаных автомобильных сидений, сладкого парфюма Джеки Кеннеди, а затем внезапно — пороха и крови. Иногда запахи вызывают у посетителей побочные эффекты — люди начинают испытывать пространственные галлюцинации и сразу выскакивают наружу.
Команда проекта несколько лет изучала биографию, обстоятельства жизни и смерти президента Кеннеди, Леди Дианы и Уитни Хьюстон, чтобы по молекулам собрать тот самый запах, через который можно прикоснуться к переживанию чужой смерти. Например, чтобы создать опыт, связанный с гибелью Хьюстон, исследователи искусственно сымитировали аромат ее любимых сигарет, а также добавили нотку оливкового масла — певица использовала его как увлажняющее средство.
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции МАРСЕЛЯ ВАН БРАКЕЛЯ И ФРЕДЕРИКА ДУЭРИНКА (НИДЕРЛАНДЫ).
«Знаменитые смерти», 2014 год
«Глубокие медиа — это попытка переосмыслить наши отношения с окружающим миром» — считает Дмитрий Булатов, куратор Балтийского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и эксперт новой серии в Академии Пушкинского.
Как глубокие медиа стали неотъемлемой частью искусства? Существуют ли у них рамки? Превосходит ли человек окружающий мир? И как deep media меняют искусство и мир в целом? Об этом Дмитрий рассказывает максимально подробно на примере разных представителей (и их работ) области исследований.
Курс Академии Пушкинского и Mastercard «Медиаискусство. Практики и оптики» — это новый формат взаимодействия с аудиторией. Mastercard, как инновационная и технологическая компания, заинтересованная в развитии и популяризации новой культуры, в рамках этого курса обращает внимание на современные медиа и открывает зрителю мир будущего через искусство. В программе нет лектора и учебных материалов, зато есть ведущий, который направляет вас в потоке визуальных образов.
Курс делится на несколько эпизодов, которые раскрывают различные грани медиаискусства — от видеоарта и цифрового перформанса до сайнс-арта, нет-арта и интервенций медиа в современный театр.
19 АВГУСТА 2021
0