![](/upload/22017/vms/f095f2b0ecee01087d43cfa2e25e3db9.png)
![](/upload/22017/vms/f095f2b0ecee01087d43cfa2e25e3db9.png)
![](/upload/22017/vms/aa0bccb5e5bc005756c06cf7dd819c14.png)
![](/upload/22017/vms/b5ff8bcb1fea5839f607e08974f8d51f.png)
![](/upload/22017/vms/58a7964ae889f8b3fd9e48e821a690c0.png)
специальный проект
![](/upload/22017/vms/a21df244c14535ef89848243231eec46.png)
![](/upload/22017/vms/d38ba957c7f740613de096b83257268b.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/0a5baa4b970fe3bd12d83ff82306cca7.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
что такое
deep media
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
Текст: Александра Генералова
Редакторы: Зоя Молчанова, Лера Гамина
Иллюстратор: Полина Парыгина
Менеджер проекта: Катя Брегеда
Верстка: Андрей Лопатин
Искусство глубоких медиа — это погружение в толщу материи, выход в верхние слои атмосферы и путешествие к центру земли одновременно. Художники новых медиа создают визуальные образы с помощью компьютера и других технологий, в то время как художники deep media раскладывают внутренности ноутбука на элементы таблицы Менделеева. Более того, они разрушают картину антропоцентричного мира, где все крутится вокруг человека и оценивается человеческими критериями. Художники глубоких медиа смотрят на физический мир вокруг как на источник равноправных коллабораций. Вместе с Академией Пушкинского и Mastercard исследуем всю глубину deep media и проверяем себя с помощью контрольного теста.
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
deep media — это
область исследований на стыке искусства, философии и науки. В фокусе внимания — встреча с воздействием физических составляющих земли, воды и атмосферы вроде магнитных, электрических и гравитационных полей, а также субстратных элементов современных технологий — металлы, соли, кристаллы.
Художники deep media отказываются от накопления и усовершенствования визуальных образов в пользу исследования, порождающего их принцип. Если медиа-арт имеет дело с производством неких компьютерных изображений, то deep media art рассматривает эти изображения с точки зрения геологических элементов, из которых состоит hardware, — золото, медь, свинец, барий.
Технические средства в deep media — не инструмент исследования, а окружающая среда — не его предмет. Наоборот, художник приглашает технологию и нечеловеческие сущности к сотрудничеству, уступает функцию посредника гибридным, полуавтономным и развивающимся по своим собственным законам системам.
Возможности искусства глубоких медиа:
перековать биологическое — в техническое
1)
![](/upload/22017/vms/c226f1502673cf37d7704a3b224f1d66.png)
Благодаря рекламе витаминных комплексов каждый знает, что в человеческом организме есть железо, магний, калий и другие металлы. Получается, железо можно добыть из собственного тела и даже выковать из него техническое устройство?
Норвежская художница Сесилия Йонссон заключила договор с родильными домами и получила 69 образцов плаценты — всего 35 килограммов, которые высушила и затем выковала железную стрелку для компаса. В этом ей помогли старинные приспособления для плавки руды — горн, наковальня и другие. Дело в том, что плацента состоит из множества кровеносных сосудов, а значит, и гемоглобина — белка, который содержится в эритроцитах. В гемоглобине есть железосодержащий небелковый пигмент гем — именно он и пошел на компасную стрелку. Художница поместила ее в стеклянную чашу, дизайн которой вдохновлен гистологическими фото плаценты.
Эта инсталляция — метафора незаметной работы, происходящей внутри тела матери — обмен между ее организмом и ребенком идет через плаценту и во многом определяет направление развития новой жизни. Так что смысл «Гема» — глубокий в самом прямом смысле этого слова.
![](/upload/22017/vms/fd957b76c2534ed63771d00f19c928a5.png)
![](/upload/22017/vms/7fdf80a1f712b0c19c4700edcc4730b3.png)
![](/upload/22017/vms/dba0d9b1a8e4c50d824045a9d31b382c.png)
![](/upload/22017/vms/dba0d9b1a8e4c50d824045a9d31b382c.png)
![](/upload/22017/vms/dba0d9b1a8e4c50d824045a9d31b382c.png)
![](/upload/22017/vms/dba0d9b1a8e4c50d824045a9d31b382c.png)
![](/upload/22017/vms/dba0d9b1a8e4c50d824045a9d31b382c.png)
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции СЕСИЛИИ ЙОНССОН (ШВЕЦИЯ/НОРВЕГИЯ).
«Гем», 2016 год
проектировать невозможное
2)
Выражение In Posse в переводе с латыни означает «до того, как мы родились» и указывает на нечто, что может случиться, но время еще не пришло.
В этом ключе рассуждает британская художница-феминистка Шарлотта Джарвис, которая совместно с профессором Сусанной Чува де Соузой Лопес (Университет Лейдена) работает над созданием женской спермы. Первая часть проекта — «выращивание» сперматозоидов из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных из клеток кожи художницы. Вторая — разработка женской семенной плазмы из биологических материалов, собранных у женщин, трансгендерных и небинарных людей. На это исследование было выделено пять миллионов евро, и не просто так — в своей работе ученые и художница используют технологии, за которые были вручены две Нобелевские премии: в 2012 году по биомедицине, в 2020-м — по химии. С помощью науки художница хочет переписать культурные паттерны, ведь на протяжении всей нашей истории человечество приписывало исключительно мужскому семени магическое значение как исключительной субстанции, несущей жизненную силу.
![](/upload/22017/vms/8852409bb837e7fdae87b51835239928.png)
![](/upload/22017/vms/1b1406bae8ebfca8d3ec482d885fdb31.png)
![](/upload/22017/vms/dca17ed37cf73575e06109f2b6bdbdba.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/0b6a63bf23f2f6385c4a58c8585b31eb.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/cdae52fec846be38c5aef25d3fdc3ba5.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/57a5ca387e8aeeaa85be813f57b6892d.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/1e37271a8a696320642096d5d381b074.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/6ed7acd09d85b39d05287d61767b6d82.png)
![](/upload/22017/vms/a87d0bef7753cb942f350924eb741ac7.png)
![](/upload/22017/vms/b2d887fd2474dbb13f2b2df98e3aaca9.png)
![](/upload/22017/vms/b2d887fd2474dbb13f2b2df98e3aaca9.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/2047addd446d58ac4f37e89abf839396.png)
![](/upload/22017/vms/a6d69e2880181b11054ab34cb8abd7fb.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/f557c61f708af9c5828def06d7d199e9.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/d1ede993a8d4737dd0df1e4106909f30.png)
![](/upload/22017/vms/69e9b7b245e25a5434f3b3420235dcc1.png)
Иллюстрация создана по мотивам проекта ШАРЛОТТЫ ДЖАРВИС (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ).
In Posse, 2020 год
превращать тепло тела в экономическое благо
3)
Если у вас нет доступа к бесплатному электричеству, но очень хочется майнить криптовалюты — выход есть.
Дело в том, что каждое человеческое тело в состоянии покоя излучает 100 ватт избыточного тепла. Мануэль Белтран и его команда придумали специальный костюм, который использует термоэлектрогенераторы, которые преобразуют остаточную тепловую энергию зрителя (или волонтера) в полезное электричество. Оно, в свою очередь, подается на специальное оборудование, которое отвечает за генерацию криптовалюты (Altcoin). Использование остаточного тепла позволяет повысить нагрузку системы и в целом увеличить производство криптовалюты. В итоге эффективность инсталляции возрастает, а когнитивная нагрузка на зрителя и волонтера уменьшается. Такой вариант посещения выставки подходит тем, кто хотел бы начать лучше разбираться в механизмах работы современного искусства.
Художник по-новому определяет понятие труда — для этих целей он открыл целую лабораторию — Institute of human obsolescence (Институт морального устаревания) со звучным мотто: «Человечество устарело, пора поменять нашу роль в обществе!», например, обратить внимание, как технологические гиганты используют невидимый труд, собирая данные с наших гаджетов.
![](/upload/22017/vms/4643a12e81d83a101d566a0727379021.png)
![](/upload/22017/vms/c0f718c295ef492ed49f9ad4180b9dea.png)
![](/upload/22017/vms/d3369156c7b02fa307feb9ce46d09553.png)
![](/upload/22017/vms/0cd0471f5d62922e3417e9cdd0f8dea3.png)
![](/upload/22017/vms/2153bf3c8546e3ae8d98182ff76be3ca.png)
![](/upload/22017/vms/98b5528b8c2d7bd9d3373926ec42b311.png)
![](/upload/22017/vms/86a9f60a911ae835958cea6af442ca7d.png)
![](/upload/22017/vms/75eadde8b8b50c09fdc0188bc90c238e.png)
![](/upload/22017/vms/72b191629a665dfbc36a189252f39874.png)
![](/upload/22017/vms/b8d9eb287be2fd325982a62144965e3e.png)
![](/upload/22017/vms/c0f718c295ef492ed49f9ad4180b9dea.png)
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции МАНУЭЛЬ БЕЛТРАН (НИДЕРЛАНДЫ).
Спекулятивный капитал, 2019 год
cделать художником физические процессы
4)
![](/upload/22017/vms/f12e5a144279f5264c6ba87aa837b786.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
Есть такое выражение «мороз рисует узоры на окне» — через него люди наделяют природные силы творческими способностями, которые человечество закрепило за собой. Никто, конечно, не имеет в виду, что мороз действительно практикуется в графике. Но похожий результат действительно можно получить.
В проекте Melt Дмитрий Морозов, известный как ::vtol::, представляет устройство, которое использует свойства самомодифицирующейся линзы на основе различных агрегатных состояний воды. Этот робопроектор позволяет воде сначала превращаться в лед. Затем свет, идущий через устройство, плавит этот лед — и трансформации порождают зыбкое изображение. Получается «послание света, электрического тока и кристаллов», то есть носителей, сохраняющих свое автономное и нечеловеческое измерение.
Дмитрий в своих работах выступает наблюдателем физических процессов. А технические средства нужны не для создания нового образа, а для того, чтобы проявить новые возможности материи, которые на самом деле неисчерпаемы и плодовиты.
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
![](/upload/22017/vms/751af3ac40de0a0db5ed827a841ce9e5.png)
![](/upload/22017/vms/561070824df5fc28cc66a263ec00d687.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/b7b923008ce5b58b3816fc70b13ab5b0.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/05d80cf49a6e8eba2a0a45f4208ce302.png)
![](/upload/22017/vms/9ab31c5d0655e384c4e90ed537d1e3bf.png)
![](/upload/22017/vms/3e380b90d083cbf9a0fb175b4dc58442.png)
Иллюстрация создана по мотивам работы ДМИТРИЯ МОРОЗОВА (::VTOL::).
Melt, 2018 год
послушать нечеловеческую музыку
5)
![](/upload/22017/vms/24dd8a2963a3ab81c3dd8f71a24c5a8c.png)
![](/upload/22017/vms/c7a582550859142268a8907020abd25e.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/3d9e081c97988290e350d115ffe17259.png)
![](/upload/22017/vms/5adce989a9b09bcc611803d03a08e213.png)
Томас Сарацено учился у Ханса Ульриха Обриста и Олафура Элиассона, дважды выставлялся на Венецианской биеннале современного искусства, а затем серьезно увлекся пауками — исследованием и сохранением их ареалов обитания. Кроме того, он объединяет ученых, философов и художников вокруг изучения отношений между пауками и человеком.
Вместе с сотрудниками Массачусетского технологического университета он создал синтезатор, на котором можно играть, дотрагиваясь до виртуальной паутины, а также сонифицировал (сонификация — использование звука для представления данных и передачи информации. — Прим. The Blueprint). разные этапы строительства ловчих сетей. Услышать нечеловеческую музыку получилось благодаря расчету частоты вибраций паутинных нитей на основе их длины, толщины, эластичности и структуры белков, из которых они состоят. Каждой нити присвоили определенные частоты, а затем были придуманы дополнительные соответствия между колебаниями отдельных нитей и звуков, в которые они преобразуются. Ближайшая к наблюдателю нить, например, звучит громче, чем отдаленная.
![](/upload/22017/vms/3555bd2555a40cf553b53ea340dbcb9c.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/793f7321c0892ae42e958fda035611b7.png)
![](/upload/22017/vms/36366c4bd020693df32d032798c822a6.png)
![](/upload/22017/vms/c7a582550859142268a8907020abd25e.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/83b38825240e1a6d7604e61e13f3515f.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/2d87f35b1794ac8bc0b18ade7f8e80d4.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
![](/upload/22017/vms/df1c63b55561409dba0978dcfe69efdb.png)
Иллюстрация создана по мотивам работы ТОМАСА САРАЦЕНО (АРГЕНТИНА/ГЕРМАНИЯ).
«Сонификация пауков», 2015 год
создать скульптуру, которую можно почувствовать только внутри себя
6)
![](/upload/22017/vms/093b8334bc470424d4722f5820796562.png)
![](/upload/22017/vms/9664ae0e0ea578508145a2eb340213e8.png)
![](/upload/22017/vms/56d1dc6115a36d109a1f8f8a9367456f.png)
![](/upload/22017/vms/f54bb84268f8025b4b305966ec9d792f.png)
![](/upload/22017/vms/0803b57040384156b90f112e7568c0cb.png)
![](/upload/22017/vms/67e1373aaa77ae79ec77277af3b77e6c.png)
![](/upload/22017/vms/2b173b7ac3fda2bfd8516578eedbe0fa.png)
Для Томаса Фoйeрштaйна молекула — это не просто мельчайшая частица вещества, а самая маленькая скульптура в мире.
Для проекта «Психопроза» он создал процессуальные скульптуры, в которых грибы фунги и морские водоросли перерабатывались в вещества, на основе которых химик синтезировал новую молекулу «псиламин», обладающую галлюциногенным эффектом. Большая сложносочиненная скульптура — гибрид лабораторного аппарата, напольной лампы и футуристического домашнего растения произвела микроскульптуру, увидеть которую нельзя — слишком мала. Зато ее можно «экспонировать» в собственном организме, а также испытать эффект ее присутствия в крови на сознание. Фойeрштaйн признается, что «произведение» он попробовал, однако от идеи делать специальные экскурсии под воздействием «скульптуры» отказался — из-за сильного эффекта. Кстати, в другом своем проекте — Manna machine — художник также поместил водоросли в лабораторный агрегат для получения пигмента, который стал основой для серии изображений под названием «Урожай».
![](/upload/22017/vms/6ec03ef57f08e67820f32efffafe33cb.png)
![](/upload/22017/vms/2ce4d097cb97f649e211225151ab9099.png)
![](/upload/22017/vms/1820d3dc44033117154b7ccacb53c64b.png)
![](/upload/22017/vms/fc36e3c0dbe02d36f4f9ca9b26543534.png)
![](/upload/22017/vms/110dd457724b288f417ccd528018b581.png)
![](/upload/22017/vms/b531c4e5a312324adfb6bc7552f6dea1.png)
![](/upload/22017/vms/a510167ee96481f794db0281b92e97be.png)
![](/upload/22017/vms/852da449c3fcd4993857be7b5f90126a.png)
![](/upload/22017/vms/bc59f4819fbd9e4e7412de13d6d3e1b9.png)
![](/upload/22017/vms/4afe43c39082ad786b71258afa4618b0.png)
![](/upload/22017/vms/d5da84aaa78baf427c3e7c7255f62e45.png)
![](/upload/22017/vms/d7804eb38b0a3e3ff45c3ba6a43b1bbf.png)
![](/upload/22017/vms/1820d3dc44033117154b7ccacb53c64b.png)
![](/upload/22017/vms/852da449c3fcd4993857be7b5f90126a.png)
Иллюстрация создана по мотивам проекта ТOМAСА ФOЙEРШТAЙН (АВСТРИЯ).
«Психопроза», 2016 год
пережить опыт чужой смерти
7)
![](/upload/22017/vms/a7646d4905f3e7ed0a4381af623acf2f.png)
![](/upload/22017/vms/2ebd598d5086ba29d6285b79026f77fd.png)
![](/upload/22017/vms/a77543a069ba44c0adfb5ddc936f0401.png)
![](/upload/22017/vms/59e19f7753775fcd11eeba1ab687320b.png)
Инсталляция «Знаменитые смерти» — это несколько металлических ящиков, подобных тем, что можно встретить в морге. Главный элемент инсталляции — «обонятельный принтер», то есть устройство с компонентами на основе которых синтезируется тот или иной запах. Когда вы попадаете внутрь, вас обволакивает запах свежескошенной травы, осеннего ветра, кожаных автомобильных сидений, сладкого парфюма Джеки Кеннеди, а затем внезапно — пороха и крови. Иногда запахи вызывают у посетителей побочные эффекты — люди начинают испытывать пространственные галлюцинации и сразу выскакивают наружу.
Команда проекта несколько лет изучала биографию, обстоятельства жизни и смерти президента Кеннеди, Леди Дианы и Уитни Хьюстон, чтобы по молекулам собрать тот самый запах, через который можно прикоснуться к переживанию чужой смерти. Например, чтобы создать опыт, связанный с гибелью Хьюстон, исследователи искусственно сымитировали аромат ее любимых сигарет, а также добавили нотку оливкового масла — певица использовала его как увлажняющее средство.
![](/upload/22017/vms/6125631e7d6f875284af31fcae6ff507.png)
![](/upload/22017/vms/4a682d2e5825964e5a379e35ce9ddcc6.png)
![](/upload/22017/vms/8a1a4fba90faa55a86d7e82c0837587b.png)
![](/upload/22017/vms/c189c4e86d2284bb05100cf567f336cb.png)
![](/upload/22017/vms/0fa85b09d5dd71ff13e5a604d9bc2b62.png)
![](/upload/22017/vms/c80fb20e21863c9d60fe3c6fd0a2393b.png)
![](/upload/22017/vms/a65061d88b79bb9f078c7de3a645870f.png)
![](/upload/22017/vms/8a1a4fba90faa55a86d7e82c0837587b.png)
![](/upload/22017/vms/2eeb37e1ec1b2aec0b7897016f3c51e7.png)
![](/upload/22017/vms/c41574ada663905b7e1dcf9624a22e59.png)
![](/upload/22017/vms/8a1a4fba90faa55a86d7e82c0837587b.png)
![](/upload/22017/vms/6f19f8ffbb3a563b6f7a68f32ad04415.png)
Иллюстрация создана по мотивам инсталляции МАРСЕЛЯ ВАН БРАКЕЛЯ И ФРЕДЕРИКА ДУЭРИНКА (НИДЕРЛАНДЫ).
«Знаменитые смерти», 2014 год
![](/upload/22017/vms/121e0b93fe6aaaf13ff5c3b49326f1a9.png)
«Глубокие медиа — это попытка переосмыслить наши отношения с окружающим миром» — считает Дмитрий Булатов, куратор Балтийского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина и эксперт новой серии в Академии Пушкинского.
Как глубокие медиа стали неотъемлемой частью искусства? Существуют ли у них рамки? Превосходит ли человек окружающий мир? И как deep media меняют искусство и мир в целом? Об этом Дмитрий рассказывает максимально подробно на примере разных представителей (и их работ) области исследований.
![](/upload/22017/vms/e5e0eab00f595960fba0187a4c243926.png)
![](/upload/22017/vms/83a3ed8f799d185cf30e962fe2ee7c1b.png)
Курс Академии Пушкинского и Mastercard «Медиаискусство. Практики и оптики» — это новый формат взаимодействия с аудиторией. Mastercard, как инновационная и технологическая компания, заинтересованная в развитии и популяризации новой культуры, в рамках этого курса обращает внимание на современные медиа и открывает зрителю мир будущего через искусство. В программе нет лектора и учебных материалов, зато есть ведущий, который направляет вас в потоке визуальных образов.
Курс делится на несколько эпизодов, которые раскрывают различные грани медиаискусства — от видеоарта и цифрового перформанса до сайнс-арта, нет-арта и интервенций медиа в современный театр.
![](/upload/22017/vms/a878979b68a75f9ec3938ee7cf18836d.png)
19 АВГУСТА 2021
0