Светящиеся стаканы на «Стрелке»: к чему привело возмущение в соцсетях
В последнее время многие бренды оказывались в центре имиджевых скандалов: заметив тот или иной прокол, пользователи соцсетей не молчат, а, наоборот, пытаются привлечь к этому как можно больше внимания. На прошедшей неделе объектом критики стал бар и институт «Стрелка», где обнаружили светящиеся одноразовые пластиковые стаканы на батарейках. The Blueprint проследил за развитием истории — и рассказывает, чем она закончилась.
Что случилось?
24 мая на «Стрелке» прошла вечеринка серии Bacardi Dancefloor. В этот же вечер один из гостей мероприятия Владимир Ваненков опубликовал в Stories фотографию, на которой был изображен контейнер для мусора, забитый брендированными пластиковыми стаканчиками Bacardi со встроенными батарейками. В публикации Владимир упомянул профиль своего знакомого — Игоря Колесникова, ведущего шоу «Каприз» на YouTube-канале The Blueprint. Игорь сделал репост истории, добавив, что Bacardi и «Стрелка» использовали на вечеринке самый неэкологичный вариант стаканов из возможных.
Как на это отреагировали?
В течение недели на посты Игоря Колесникова реагировали возмущенные наблюдатели, дублируя снимки в своих Stories с негативными комментариями. Представители компании Bacardi, а также бара и института «Стрелка» отвечали Игорю в Direct, что разбираются с ситуацией на уровне руководства. Однако 29 мая на «Стрелке» прошло еще одно мероприятие, на котором снова были использованы пластиковые стаканы со встроенными батарейками — в них гостям наливали напитки во время прямой трансляции финального матча Лиги Европы УЕФА. Пользователи соцсетей вновь стали публиковать гневные посты, вспоминая другие мероприятия «Стрелки», на которых видны светящиеся стаканы. Среди них, например, прошлогодние трансляции матчей чемпионата мира по футболу, которые собирали десятки и сотни зрителей. Также участники дискуссии обратили внимание на то, что во время вечеринок Bacardi Dancefloor, которые проходили на других площадках, тоже использовались стаканы с подсветкой.
Неизвестно, были ли все эти стаканы переработаны. Представители института «Стрелка» объяснили The Blueprint, что стаканы, использованные на вечеринке, принадлежат Bacardi. Мы обратились за комментарием к официальным представителям Bacardi, однако на момент публикации материала не получили ответ. Ранее в сообщении Игорю Колесникову представители бренда заявили, что передали всю информацию бренд-команде Bacardi и организаторам ивентов — «чтобы в следующий раз мы обязательно более тщательно продумали момент с нашими светящимися стаканчиками».
Это к чему-то привело?
31 мая представители института «Стрелка» сообщили Игорю Колесникову в личной переписке, что вместе с коллегами из бара решили запретить использование стаканов с батарейками на территории «Стрелки». По их словам, правило вступит в силу с субботы, 1 июня, — с трансляции финала Лиги чемпионов. Генеральный директор бара «Стрелка» Александр Миленин подтвердил это в официальном комментарии The Blueprint: «Вместе с коллегами из института мы приняли решение о недопустимости использования стаканов с батарейками во время событий на территории «Стрелки». Уже в эту субботу, во время трансляции финала Лиги чемпионов, на «Стрелке» светящихся стаканов с напитками не будет».
The Blueprint спросил у участников этой истории и независимого эксперта, чем она важна и почему крупные бренды и организаторы мероприятий не всегда заботятся об экологии.
Игорь Колесников, Журналист
«В ситуации со «Стрелкой» больше всего поражают двойные стандарты и лицемерие. Понятное дело, что экология сейчас в России не основной приоритет, и даже все вечеринки на «Стрелке» со всеми батарейками Москвы не сравнятся с всеобщей проблемой переработки мусора в стране. Здесь возмущает, что такая институция, как «Стрелка», проповедники урбанизма, экологичности и осознанного потребления городской среды, у себя внутри на самом деле плюют на все это. Как только вопрос касается рекламных бюджетов, на все легко можно закрыть глаза. Буквально уже через два дня проводили мероприятие с такими же стаканами, но просто от другого спонсора.
В целом я оцениваю эту ситуацию положительно. Во-первых, я с удивлением для себя открыл, какому огромному количеству людей вокруг меня не наплевать на экологию. Люди на балконах сортируют мусор, потом куда-то несут его пешком за километры от дома. Мои подписчики стали спрашивать барменов на «Стрелке», что будет со стаканами, присылать мне видео их ответов, фотографировать мусорки и прочее.
Конечно, многие мне писали, что это все бессмысленно, что институт «Стрелка» и одноименный бар — это разные вещи. Что «это же рекламные деньги, ты что, не понимаешь?», как будто это что-то объясняет. Прекрасную Россию будущего мы так не построим. Я считаю, что надо учить, надо рассказывать. Тогда в следующий раз организаторы со всех сторон подумают над этим вопросом. А то у нас всегда одной рукой собирают деньги на спасение животных Севера, а другой рекламируют меховые салоны. С этим надо бороться.
При идеальном раскладе и «Стрелка», и спонсоры, и рекламные агентства должны уже начать думать не только о том, как инстаграмщики будут селфиться с их брендингом, но и насколько этот брендинг адекватен. Например, «Гаражу» прекрасно удается привлекать спонсоров, но при этом быть максимально экологичным. Пора уже спонсорам понять, что экология — это cool! Модно не стаканы с лампочками, а стаканы из кукурузного крахмала! Не люблю все время говорить «а вот в Европе», но у них и правда неплохо придумано с жетонами за стакан на вечеринке. Чтобы ты его вернул, а его потом использовали повторно. Мы тоже к этому придем рано или поздно. Экологичность, как и гуманизация нравов, — неизбежна. Надо просто кому-то начать об этом говорить не боясь.
Я сам никогда не был экоактивистом, но тут вдруг понял, что надо начинать говорить. Наше поколение очень любит от серьезных тем отгородиться условным «гыгыгы» и все переводить в шутку — так проще. Мне кажется, что однажды наступает момент, когда можно и поговорить серьезно. Сейчас каждый может быть медиа для своей аудитории и доносить до нее важные мысли».
Владимир Ваненков,
ОСНОВАТЕЛЬ ПРОЕКТА FLOWGARDEN
«Думаю, ситуация уже не может разрешиться положительно, потому что все мы наблюдали за тем, как самые «продвинутые» урбанисты России дважды сели на лицо своей аудитории. Стрелка бессовестно продала идеологию за светящиеся стаканчики и даже не попыталась оправдаться или сделать вид, что им не все равно. Какие могут быть выводы?
Бесплатные коктейли отмоют чью угодно репутацию. Поэтому после тотального разгрома в соцсетях они просто закатили еще одну вечеринку с точно такими же пресловутыми стаканами.
Московскую аудиторию, как оказалось, сложно удивить горой несортируемого пластика и батареек даже во дворе «Стрелки».
Наверное, в обозримом будущем ситуация не изменится, пока бизнесам все сходит с рук, и мы мы еще жестче не начнем реагировать на подобный трэш».
Мария Пирумова,
представитель агентства Unity, реализующего серию мероприятий Bacardi Dancefloor
«От лица команды Unity Moscow скажу — мы считаем, что необходимо поднимать подобные вопросы и приглядывать друг за другом. Мы уже ведем переговоры с несколькими компаниями, утилизирующими стаканы, и гарантируем, что на следующих вечеринках такого не повторится».
Евгения Фишелева,
партнер коммуникационного агентства Lunar Hare
«В целом, такое положение дел оцениваю как плачевное. Без попытки определить последнего ответственного, так как «хороши» в этой ситуации все – и организаторы, которые предложили такое решение, и площадка, которая с ним согласилась, и гости – которые не возразили.
Есть разная практика разборки резонансных ситуаций, и в данном конкретном случае имело бы смысл публично признать решение использовать пластиковые стаканчики с батарейками в одноразовых целях неверным, собрать использованную и неиспользованную «посуду», и передать ее в специальный сервис на разделение и переработку. И принять общественное обязательство отказаться от использования подобных «материалов» в операционном бизнесе since now on, как говорится.
Непосредственный участник этой ситуации – каждый из нас. Намусорил – убери за собой и впредь не мусори. Что значит быть «следящим со стороны»? На мой взгляд, стоит не быть равнодушным в первую очередь, применять практику разумного и осознанного потребления во всех сферах, где ты сам можешь влиять и делать выбор в пользу экологичных решений. Как мы все знаем, всегда надо начинать с себя, на собственном примере показывать и объяснять, и это дает результаты. Мы рады, что в нашем агентском портфеле все больше неравнодушных партнеров, которые разделяют эту философию и применяют ее ко всем сферам своего бизнеса.
Любой участник процесса может [на него] влиять: площадка может регламентом закрепить свои правила – это стандарт рынка, почему бы их не принять раз и навсегда? Агентство может на своем уровне просто не предлагать клиенту подобных решений. И это тоже стандарт, который может быть принят на уровне собственников бизнеса. Начиная с себя, наша команда отказалась от использования на собственных мероприятиях пластиковых трубочек для напитков – вот пример».
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.