Blueprint
T

Мы оттуда и сюда

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Летние фестивали — не просто маленькая театральная жизнь, помогающая энтузиастам скоротать межсезонье, но и пространство самых смелых на сегодняшний момент сценических экспериментов. Анастасия Паукер и Олег Зинцов проследили за тем, как актуальный театр находит себе аудиторию вдалеке от столиц в местах неочевидных и неожиданных.

Для того чтобы посмотреть работы Дмитрия Волкострелова, Бориса Павловича или Виктора Рыжакова, в 2024 году нужно постараться — отыскать эти заветные имена в лайнапах фестивалей Выксы, Суздаля или Альметьевска и отправиться сложносочиненным маршрутом. Как так вышло, вопрос риторический. Театр оказался одной из главных мишеней новой российской культурной политики, и за два с половиной года это поле зачистили беспощадно. Заметно сократилось число независимых команд, а получить финансирование стало в разы сложнее. Но современный театр — как вода, и региональные летние фестивали выглядят теми трещинами в бетоне культурного строительства, через которые он проникает к заинтересованной публике и даже находит новую.

Вы же хотели увеличить привлекательность регионов, развивать внутренний туризм? Вот мы и развиваем! Так могли бы сказать художники властям, но зачастую местные фестивали финансируются вовсе не государством, а крупными частными, градообразующими компаниями. И для них важно не привезти столичных гастролеров, а сделать что-то оригинальное, эксклюзивное, с региональной спецификой, то, что может привлечь и местную публику, и зрителей из близлежащих городов, и федеральную прессу, которая напишет, как замечательно похорошели при фестивале город N или даже село.


Вы откуда и куда?

Яркий пример такого подхода — «Выкса-фестиваль», который существует с 2011 года и раньше проходил под названием «Арт-овраг». Финансируется он металлургической компанией ОМК и фондом «ОМК-участие» и ставит задачу развивать культуру и инфраструктуру небольшого промышленного моногорода в Нижегородской области. Главным редактором фестиваля 2024 стал журналист Юрий Сапрыкин, который и сформулировал тему-вопрос «Вы откуда и куда?» — несколько растерянный и в этом смысле точно отражающий ощущение очень многих людей в сегодняшней России. Фестиваль в Выксе — мультижанровый, главным обычно становится музыкальное событие (в этом году таким был концерт с участием Хаски, Славы КПСС и поэтов под предводительством Андрея Родионова и Екатерины Троепольской), но раз за разом театральная составляющая играет все большую роль. Главными театральными проектами 2024 стали спектакль «Сочинение будущего» Бориса Павловича и «Призраки опер» художественного руководителя постановки Петра Айду и режиссера Елизаветы Мороз.


Фото: Артем Карпухин

«Выкса»

Фестивалю приходится балансировать между двумя задачами: привлечением внимания приезжей аудитории и постоянным контактом с местной. Чтобы связь Выксы с современным искусством была крепче, организаторы стараются делать упор на «выксунизации» проектов. В «Призраках опер» помимо ведущих московских оперных солистов, симфонического оркестра Персимфанс, вокального ансамбля Intrada принял участие Большой выксунский хор: в финале после пастиччо из различных опер, исполнявшихся здесь когда-то в крепостном театре Ивана Дмитриевича Шепелева, хористы вышли на сцену, слившись с остальными исполнителями. Так соединились не только приезжие и местные артисты, но и прошлое и настоящее местного театра. «Призраки опер» — гротесковое воспоминание о былом театре, которое вдруг становится обещанием театрального будущего. А также пример полномасштабного оперного продакшна посреди парка.


Фото: Валерий Белобеев

Спектакль Бориса Павловича «Сочинение будущего» тоже не обошелся без тотальной «выксунизации»: за основу взяты научно-философские труды Александра Сухово-Кобылина, знаменитого драматурга, менее известного в качестве пионера русского космизма, который опередил свое время, отчасти предсказав идеи Циолковского и в конечном счете русский авангард с его стремлением к полету. Размышлял ли писатель обо всем этом этом именно в Выксе, куда приезжал к отцу, назначенному государственным опекуном над местным сталелитейным производством, достоверно неизвестно, но для старта театральной фантазии такой связки вполне достаточно. Правда, сами труды не уцелели, так что Павлович привлек большую команду выксунцев разных возрастов, чтобы сочинить их заново. Так гимназия № 14 превратилась в Институт летания, который занимается связями с внеземными цивилизациями и подготовкой первого запуска в космос выксунских «летателей». Перемещаясь по трем этажам, зрители встречались то с инопланетянами, то с учеными, готовящими экспедицию на Сатурн, то с говорящими растениями, при общении с которыми ставился под сомнение тезис, что венец творения — человек (эту же тему поднимала драматическая история попавшей в аварию «летуньи», которой пересадили мозг обезьяны). Так что «Сочинение будущего» оказалось не такой уж безобидной утопией, какой выглядело на первый взгляд, — были там и допросы детей космической полицией, и наказания инопланетян за еще не совершенные преступления. Передвигаться по школе можно было свободно, локации выбирать абсолютно рандомно. Артистами стали горожане, которые сами придумали сюжеты и написали тексты. Собрать весь получившийся материал в единую композицию помогла драматург Элина Петрова. «Изначальный запрос от организаторов “Выкса-фестиваля” звучал так: сделать драматический спектакль, который сможет остаться жить в Выксе, — объясняет Павлович. — И сейчас мы обсуждаем осенние показы. Поп-ап — не моя зона интересов. Я не любитель тратить много сил ради однократного показа, мне нравится создавать устойчивые вещи. Я понимаю, что фестиваль — это мобилизация сил, средств, медиаресурса, и под фестиваль можно сделать что-то, что не получится сделать в текущей жизни. В Выксе так уж тем более: здесь фестиваль — это единственное окно притока сил. Задача стояла, пользуясь этим окном, внедрить что-то в постоянную жизнь выксунцев».

Кстати, так уже получалось: успешно пройдя на фестивале, в Выксе прописался проект «По домам» — спектакль-путешествие по квартирам добровольцев, сделавшим из них кто мастерскую, кто студию звукозаписи, а кто и сразу музей.


«Сочинение будущего»

Правильные пчелы

Фестиваль «Толстой» проходит в усадьбе писателя в Тульской области с 2016 года, и его организаторы довольно быстро пришли к мысли, что свозить со всей страны постановки по произведениям Льва Толстого — история так себе: во-первых, их не то чтобы много, во-вторых, эти немногие часто не блещут качеством, их и дома-то не особо смотрят, а уж ехать ради них в Ясную Поляну — затея странная. Тем не менее фестиваль в изначальном формате набирал внушительную аудиторию и быстро доказал свою состоятельность, а значит, и получил перспективы более крупных финансовых вложений. Уже не первый год «Толстой» строит огромную супероборудованную сцену в поле, на которой можно и «Войну и мир» Римаса Туминаса сыграть, и «Воскресение» Никиты Кобелева. Именно «Воскресение» Александринского театра стало хедлайнером фестиваля в этом году.


«Толстой»

Главное событие обрамляют поп-ап-проекты, спродюсированные специально к фестивалю и связанные с этими местами, произведениями Толстого и людьми, работающими в музее-усадьбе. Иногда таким постановкам удается продолжить жизнь вне рамок фестиваля и границ Ясной Поляны. Так, например, случилось с «Муравейным братством» Алины Насибуллиной, премьера которого состоялась два года назад на «Толстом», а недавно спектакль прошел в «Музеоне», где МТС делал проект «Лето в кубе». Сайт-специфик-променад Дмитрия Волкострелова «“Война и мир”. Своими шагами» просуществовал в Ясной Поляне не один сезон. Куратор спецпроектов фестиваля «Толстой» Евгения Петровская считает, что летние фестивали искусств «в силу многих обстоятельств и перемен в культурной жизни в крупных городах» стали не просто развлечением из «to-do-листа на лето»: «Фестивали превращаются в качественные продюсерские бюро. Да, чаще это поп-ап-проекты, но нередко фестивальные штуки продолжают жить в репертуарных и нерепертуарных театрах, кочевать на другие фестивали и так далее».


В этом году самыми интересными проектами «Толстого» стали променад Кирилла Люкевича по пасеке «Пчеловод» и спектакль Полины Шатохиной «Утро помещика» в жанре форум-театра. «Пчеловод» предлагал погрузиться в одно из любимейших занятий графа Толстого — пройтись в спецодежде среди пчел и узнать о пчелином социальном устройстве. «Утро помещика» погружало зрителей в проблемы взаимоотношений помещика и крестьян и в лучших традициях форум-театра давало возможность зрителям выйти на сцену вместо артиста, исполняющего роль графа, и предложить свой вариант решения назревшей проблемы.

«Конечно, фестиваль — это сейчас самая главная площадка для работы независимых объединений, неинституционализированных групп, команд, собранных на один раз, — говорит Петровская. — Это связано с тем, что фестивали щедро делятся с ними своими ресурсами, получая в ответ эксклюзивный продукт. При этом фестивальное устройство, на мой взгляд, более гибкое, чем устройство площадок, куда бы эти команды могли пойти. И не надо писать никаких грантовых заявок».


«Пчеловод»

Писатели +

Если есть «Толстой», то неизбежен и «Достоевский». Фестиваль под этим именем провели в 2024 году впервые — в Зарайске, в усадьбе «Даровое», где проходило детство писателя. Главными событиями стали проекты, созданные с участием звезд специально для фестиваля. Мурат Абулкатинов поставил спектакль-концерт «Бедные люди» с Евгением Мироновым и Юлией Хлыниной под аккомпанемент камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Фантазер-эксцентрик Юрий Квятковский устроил водную фантасмагорию на реке Осетр «Сон смешного человека», а бывший участник Театра.doc Талгат Баталов поставил аудиопроменад по раннему рассказу «Маленький герой». Александр Шумилин и компания «немхат» в спектакле «Поле» воссоздали по дневникам братьев Достоевских звуковую среду их детства. «Фестиваль летом — это другая жизнь театра, — говорит Шумилин. — Тебе доступны не только здания и закрытые ангары или просто сценические пространства, но и океаны, аллеи, сады и поля. В этом случае ты можешь предложить зрителю другой театральный язык, но главное — не переборщить, ведь иначе может пропасть естественность момента».


«Достоевский»

Прогулка по списку «других писателей у нас для вас нет» приводит к третьему столпу школьной программы. Помимо «Толстого» и «Достоевского» в конце июля нас ждет фестиваль «Горький +». В прошлом году он проходил сразу в трех городах присутствия Максима Горького — Москве, Нижнем Новгороде и Казани. В 2024-м все сконцентрировано в столице. Пока подробности программы держатся в секрете, но известно, что на три дня запланировано около 70 мероприятий, а наряду с привозными постановками по произведениям Горького в программу войдут спецпроекты: иммерсивный спектакль в Киностудии Горького, спектакль-концерт в режиссуре Виктора Рыжакова, саундпрогулка все того же «немхата», а также театральные лаборатории. Если в распоряжении «Толстого» только усадьба Ясная Поляна, то «Горький +» в прошлом году расползся по всему Нижнему. Программный директор фестиваля «Горький +», а также фестиваля «Достоевский» Оксана Ефременко считает, что такой фестиваль — это еще и особый контакт с городом, средой и городскими институциями. «Город дает нам возможность сайт-специфичного взгляда на свою природу и открытие театральности в этой природе. Мы рассматриваем город как театральную площадку несмотря на то, что в большинстве своем это фестивали искусств. Очень интересно работает локальный контекст, когда мы предлагаем какие-то имена, и город в то же время предлагает нам много интересных инициатив. В частности, если говорить о “Горьком +” в Нижнем Новгороде, там есть прекрасная организация “Заповедные кварталы”, которая занимается реставрацией и оживлением старинных особняков, которые помнят Горького, Короленко, Шаляпина, и им очень интересно работать с нашими междисциплинарными проектами», — говорит Ефременко.


Дальше в лето

В конце июля в Альметьевске во второй раз пройдет фестиваль «Аулак». В прошлом году его придумала и организовала Эльвира Галеева, недавняя выпускница магистерской программы ГИТИСа «Социальный театр». Фестиваль реализуется театром горожан «Аулак» и благотворительным фондом «Татнефть». В программу войдут не только спектакли, но и огромное количество лекций, дискуссий, воркшопов и паблик-токов, и все это вокруг театрально-социальных проектов. Единственный аналог «Аулаку» — московский фестиваль «Особый взгляд», ежегодно проходящий весной.

В Нижнем Новгороде, помимо «Горького +», теперь есть фестиваль «Специфик». В этом году он пройдет во второй раз — в два этапа, 2–4 и 9–11 августа. Уже по названию ясно, что это сайт-специфический театр — местами действия обещаны неожиданные локации: особняки, стадионы, целые улицы, заводы, реки.

Фестиваль «Сенокос» в Суздале организован Творческим сообществом «Мира», которое активно занимается развитием культуры и туризма в Суздале — организует выставки, фестивали, курирует сельский театр в Фомихе и выставочную платформу «Ларец». Два года назад на «Сенокосе» показывали балет «Лебединое озеро» в постановке хореографа Ольги Цветковой: Зигфрид и Одетта путешествовали по загробному миру и плескались в местной реке Каменке. А в прошлом году тут устроили факельное шествие, вдохновленное «Макбетом» Шекспира.

В этот раз фестиваль посвящен тысячелетию Суздаля, и тема его звучит так: «1000 лет за 10 дней». Современные художники за десять дней попытаются осмыслить историю города и страны, а заодно порефлексировать над сегодняшними сумасшедшими ритмами, которые заставляют нас вмещать миллениум в декамерон. К премьере готовятся семь постановок, среди них «Монологи о Суздале и повседневности» Дмитрия Волкострелова. В основу спектакля лег дневник 16-летней девочки, описавшей свои будни начала ХХ века. Волкострелов предлагает подумать о том, может ли человек отделить себя от обыденного или обречен существовать в несвободе одних и тех же действий.


«Горький+»

«Сенокос»

За счет того, что фестиваль создает нерепертуарную продукцию, он может позволить себе не заботиться о продажах, ведь билеты разлетаются в первый же день. Директор творческого сообщества «Мира» Евгения Казарновская формулирует значение фестиваля как лабораторного исследования: «Фестиваль — это еще и открытия. Новые имена, новые формы, новые союзы, новые ландшафты, новые смыслы и их поиски. Внутри фестиваля надо быть готовым ко всему: встретиться с гениальностью или вовсе ее не обнаружить. Фестиваль всегда ищет новое, а в процессе поиска всегда есть риск не найти».

Дмитрий Мышкин, художественный руководитель фестиваля «Сенокос» и режиссер авторского театра «Эскизы в пространстве», добавляет, что фестиваль — это еще и коллективный поиск ответов на насущные сегодняшние вопросы. «Для меня основная миссия “Сенокоса” — это вопрос, как делать искусство, что есть честное искусство в современной России. Я не знаю даже, можно ли сейчас об этом говорить так вот открыто. И об этом мы тоже думаем — о том, как вообще сегодня говорить».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}