Практик относительности
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале и Европейской театральной премии, постановщик «Эйнштейна на пляже» и «Сказок Пушкина» Роберт Уилсон уже больше полувека остается самым известным театральным автором, работающим с эстетикой сюрреализма. Олег Зинцов собрал 10 фактов, дающих представление об американском новаторе и визионере.
![Роберт Уилсон](/upload/31441/vms/5eeb4df6e959ca4e93039593ad61f006_small.jpg)
![Роберт Уилсон](/upload/31441/vms/10fc8e0bba8f51f1d740604d0f109ad7.jpg)
![Роберт Уилсон](/upload/31441/vms/02d4f7f421ab14b4593c066075d726da.jpg)
![](/upload/31441/vms/57e003cc117e94127a778fcaab5c1074_small.png)
Создал безошибочно узнаваемый стиль
Фирменный фокус Уилсона в том, чтобы отвязать знаки от привычных смыслов и подвесить в стерильной пустоте, поместить на голой сцене как аппликацию — этим обеспечивается странность, сюрреальность и абстрактность его постановок: вот, скажем, Пушкин на супрематическом дубе – сам себе и кот (ученый), и русалка (на ветвях сидит). В отношения в постановках Уилсона вступают не персонажи, а свет, звук и ритм. Актеры превращены в марионеток с набеленными лицами, строгой партитурой движений и аффектированной мимикой, которая может быть совершенно оторвана от сути произносимых слов. Акценты ставятся резкой переменой света — заливкой фона красным, превращением сценической картинки в контрастную черно-белую и т. д. Как будто перед нами вживую работают инструменты программы Photoshop.
Запустил время вспять
![Роберт Уилсон, Эйнштейн на пляже](/upload/31441/vms/3e611b75025dd0ca3be13c6460a8f554_small.jpg)
«Эйнштейн на пляже»
В «визитке» Уилсона, самом известном его спектакле «Эйнштейн на пляже», впервые показанном в Авиньоне в 1976 году и с тех пор регулярно возобновляемом, есть часы, стрелка которых движется назад. Там же присутствует схема ядерного взрыва. В этих символах трудно не увидеть «часы Судного дня», указывающие, насколько близко человечество подошло к глобальной катастрофе. С другой стороны, это типичный парадокс из тех, с которыми любили играть сюрреалисты. «Эйнштейн на пляже» атакует зрителя образами одновременно знакомыми и странными: прибытие поезда, девушка с морской раковиной или девушка с автоматом, судья в парике, машинист с красной бородой, регулировщики, стенографистки, люди, сидящие на стульях под таким углом, как будто у них отключили гравитацию. Сюжета нет, музыка Филипа Гласса минималистична и репетитивна, хор поет обрывки фраз и слов, а иногда и вовсе просто числа. «Эйнштейн на пляже» произвел в опере такой же взрыв, как его герой — в физике.
![Роберт Уилсон, Эйнштейн на пляже](/upload/31441/vms/0f90f45a0ccf5a73dd75899d54f169e9_small.jpg)
![Роберт Уилсон, Эйнштейн на пляже](/upload/31441/vms/1ed850ae7f143a8d3fafa323cb60a39d_small.jpg)
![Роберт Уилсон, Эйнштейн на пляже](/upload/31441/vms/fc90b91e6aaa5f1d47e61363947b07b8_small.jpg)
12
10
11
2
![Роберт Уилсон, Эйнштейн на пляже](/upload/31441/vms/f10e0063522b1b9916271c1f6085bceb_small.jpg)
9
«Эйнштейн на пляже»
8
6
Вырос в консер-вативной семье
![Роберт Уилсон](/upload/31441/vms/0c134064e046ced72eb857d225796e03_small.jpg)
Уилсон родился в Техасе и учился в местном университете деловому администрированию, но бросил учебу и в 1961 году отправился в Нью-Йорк, чтобы заняться искусством. Дома это было бы очень непросто. В детстве и юности Уилсона даже поход в театр считался грехом.
Роберт Уилсон
![](/upload/31441/vms/c4f0ea66023d54874ea7741b5c5789e8_small.png)
Собрал театральную труппу из людей с особенностями
В 1968 году Уилсон основал в Нью-Йорке экспериментальную труппу Byrd Hoffman School of Byrds, назвав ее в честь учителя танцев, который помог ему в подростковом возрасте справиться с заиканием. В компанию вошли глухой подросток-афроамериканец Раймонд Эндрюс, мальчик с расстройством аутистического спектра Кристофер Ноулз (обоих Уилсон усыновил) и другие люди с особенностями здоровья, которых Уилсон встретил на улице или нашел в социальных больницах Гарлема. Это сообщество отчасти объясняет завораживающую «инопланетность» спектаклей Уилсона — он пытается смотреть на мир с точки зрения тех, кто не укладывается в общепринятые физические или ментальные нормы и обладает специфическим восприятием. В частности, общение с Ноулзом привлекло внимание Уилсона к деконструкции языка на уровнях как фонетическом (столкновение разных дикций и акцентов, разделения слов на отдельные слоги), так и смысловом (изменение значений слов, постановка их в непривычный контекст, конфликт речевых стилистик). А встреча с Эндрюсом вдохновила на создание в 1970 году «немой оперы» «Взгляд глухого» — первого спектакля, сделавшего Уилсона знаменитым.
ByrdwoMAN
![](/upload/31441/vms/120d33259d08effa00d4433109ce0fd6_small.jpg)
«Взгляд глухого», 1970
Восхитил Луи Арагона
В 1971 году при поддержке Пьера Кардена «Взгляд глухого» показали в Париже. После премьеры один из отцов сюрреализма Луи Арагон написал, что не видел в театре ничего прекраснее, что этот спектакль без звуков и текста, целиком построенный на движении и визуальных образах, — реальность, смешанная со сном, а Уилсон — тот, о ком сюрреалисты могли бы мечтать: «он пришел после нас и пошел дальше нас».
![Роберт Уилсон, Взгляд глухого](/upload/31441/vms/87cd67df70cfc6912ef1e645d40a3c22_small.jpg)
![Роберт Уилсон, Взгляд глухого](/upload/31441/vms/4a757a9a7e75c8bbdf38ebb2dacf3371.jpg)
![Роберт Уилсон, Взгляд глухого](/upload/31441/vms/509db008beb04a7b5aa5388ad876fe23.jpg)
![Роберт Уилсон, Взгляд глухого](/upload/31441/vms/bc938d41281158e9d1f72894de025682_small.jpg)
«Взгляд глухого», 1970
Добился высшего признания
и в театре, и в современном искусстве
![](/upload/31441/vms/c04da8fb6e1013b7d8021898fde21921_small.jpg)
![](/upload/31441/vms/0ad7a15afe603e9690fc1e59aa67e92d_small.jpg)
![](/upload/31441/vms/927da662abcceb78e365745b0793558d.jpg)
![Роберт Уилсон](/upload/31441/vms/927da662abcceb78e365745b0793558d_small.jpg)
Уилсон изучал дизайн в нью-йоркском Институте Пратта. Архитектуру — в Аризоне под руководством Паоло Солери, придумавшего концепцию аркологии — синтеза архитектуры и экологии. В Париже учился живописи у абстрактного экспрессиониста Джорджа Макнила. К театру все это имеет, на первый взгляд, косвенное отношение, но эти разнообразные навыки определили уникальный стиль Уилсона, в котором визуальность всегда важнее действия (не говоря о сюжете, которого может и вовсе не быть). Он сам придумывает декорации и реквизит, ставит свет (который считает самым важным элементом спектакля). Кроме того, Уилсон много работает как художник и скульптор и в 1993 году выиграл один из самых престижных в арт-мире призов — «Золотого льва» Венецианской биеннале. А в 1997-м получил Европейскую театральную премию, став первым и пока единственным американцем, удостоенным этой награды. Правда, и работать он уже много лет предпочитает не на родине, а в Старом Свете.
![](/upload/31441/vms/8cec0ddba70423e8d7c9ab9a2cbacf3c_small.jpg)
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/ece2c3ce848e73a5af6deccb391e920c_small.jpg)
«Сказки Пушкина», 2015
Работал со звездами рока,
литературы, балета, перформанса и кино
![](/upload/31441/vms/56d2dcf1e77400bfb7957d8bd881401a.jpg)
В 1990 году Уилсон поставил в Гамбурге «музыкальную басню» «Черный всадник: литье волшебных пуль» по мотивам народной сказки «Вольный стрелок». Музыку написал Том Уэйтс, текст — Уильям С. Берроуз. В 2011-м на Манчестерском международном фестивале была представлена «Жизнь и смерть Марины Абрамович», в которой икона перформанса сыграла саму себя. А в 2013-м Уилсон показал там же «Старуху» по Хармсу, в которой на сцену вышли Михаил Барышников и Уиллем Дефо.
Заставил Леди Гагу позировать
часов подряд
15
![](/upload/31441/vms/b22250e38d842086a65555bf4b6a0737_small.jpg)
![](/upload/31441/vms/54e6cc959d874386bff8a89d4632aad8_small.jpg)
Сотрудничество режиссера и поп-звезды началось в 2013 году. Уилсон придумал декорации для выступления Леди Гаги на вручении наград MTV, а затем предложил ей позировать для проекта «Гостиные» — серии медленных видеопортретов, повторяющих сюжеты картин из Лувра. Были сделаны две работы: на одной Леди Гага изображает мадемуазель Ривьер с полотна Жана Энгра, иногда немного двигая руками или закрывая глаза. На другом она лежит в позе мертвого Марата с картины Жака Луи Давида, и здесь в течение нескольких минут меняется лишь освещение. Кропотливая работа потребовала от модели адского терпения — позировать приходилось иногда по 14-15 часов, зато так Леди Гага стала частью высокого искусства и попала в этом качестве в Лувр, где Уилсон был приглашенным куратором.
Нашел русский дух
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/18cc08dcebe5fc9a4ea4e8bc2e99903e.jpg)
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/af6d32f410b2686c114849015768091b.jpg)
В 2015 году Уилсона пригласили на постановку в московский Театр Наций. Он сделал «Сказки Пушкина». Это не прочтение или интерпретация пушкинских текстов, а их проекция в ту страну чудес, которую Уилсон носит в голове и воплощает на разных сценах мира, учитывая местный историко-культурный колорит. Французам ставит «Басни Лафонтена», нам — «наше все». Самое интересное в этом проекте — что такое, по Уилсону, русское. По большей части это Серебряный век, русский авангард и, как ни странно, раннесоветский агитпроп в лубочных традициях. Так что на сцене появляются то кресло из супрематических фигур, то почти врубелевская Царевна-лебедь, то вариации на темы театральных эскизов Билибина или Судейкина. Но все это не буквальные цитаты. Скорее — намеки, словно бы след увиденного во сне. Разве что финальная мизансцена «Сказки о попе и работнике его Балде» кажется срисованной из журнала «Безбожник» довольно близко к оригиналу.
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/97e1db5fdc2032cf842b93e877dae0f6.jpg)
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/b683ce1de6a04463c8d65edbf522f4a6.png)
![Роберт Уилсон, Сказки Пушкина](/upload/31441/vms/0acb485727ec5f5f00e9234f93721f93.jpg)
Познал дао
Уилсон считает, что звук или движение на сцене не возникают и не исчезают в конкретный момент времени, они есть всегда, просто надо включиться, поймать течение. Возможно, поэтому спектакли Уилсона часто выходят за рамки привычного хронометража. «Эйнштейн на пляже» длился 5 часов, «Жизнь и времена Иосифа Сталина» — 12, а проект KA MOUNTain and GUARDenia Terrace, осуществленный на вершине горы в Иране, нужно было смотреть неделю.
![](/upload/31441/vms/7941498f1c49bc774f194525b777cb34.jpg)
KA MOUNTain