Blueprint
T

Мужчина в полный рост

АЛЕКСЕЙ ИСАКОВ

В январе, назло бодрым конкурентам из Skims, Calvin Klein вновь стали самым обсуждаемым брендом нижнего белья в мире. Виной тому — скандал с одной их рекламной кампанией, невероятный успех другой и бесконечные разговоры о сексуальной объективации. Внештатный редактор The Blueprint Алексей Исаков не против поговорить еще.

отличие от большинства коллег, я не видел Джереми Аллена Уайта лет десять — с тех пор, как черт знает на каком сезоне бросил смотреть американскую версию сериала «Бесстыжие». Кампания Calvin Klein, вызвавшая такой ажиотаж, у меня никаких эмоций, разумеется, не вызвала, в конце концов, лучшая реклама их нижнего белья была снята еще Робертом Земекисом в 1985 году, и Майклу Джей Фоксу даже раздеваться не пришлось. Однако тут же подоспели новости от британского Управления по стандартам рекламы, которое, после очень долгих раздумий, запретило аналогичную рекламу с FKA Twigs, вышедшую еще в прошлом апреле. На этом томные вздохи в интернете сменились криками вполне резонного возмущения. С какой стати то, что позволено Юпитеру, не позволено Юноне? Почему молодой белый американец может позволить себе сидеть перед мировым потребителем практически в чем мать родила, а молодая британка с ямайскими корнями даже намекнуть на свою наготу не может? Применив бритву Оккама ко всем лишним сущностям вроде расы и гражданства, публика пришла к неожиданному выводу — ключевое отличие между Уайтом и FKA в поле, гендере, наборе хромосом — как ни назови. Управление по стандартам рекламы этот нехитрый вывод подтвердило: с апреля 2023 года нам под видом безобидной (пусть и немного провокационной) рекламы популярного американского бренда демонстрировали оскорбительный и возмутительный пример объективации и сексуализации женщины. А если вы считаете, что проблема надуманная, — знайте, за 9 месяцев в регулирующий орган поступило целых две жалобы на эту, теперь уже противоправную, кампанию.


FKA Twigs, цинично воспользовавшись географической удаленностью от Мизулиной, за наготу извиняться не стала и, наоборот, намекнула управлению, что это они занимаются ее объективацией, раз считают «красивую сильную цветную женщину» на фотографиях Мерта и Маркуса лишь сексуальным объектом. Интернет-публика понимающе закивала — в очередной раз пожилые белые мужчины в высоких креслах указывают женщине, как ей жить, во что одеваться и как демонстрировать свое тело. Одна беда — в комиссии, принимающей решение по вопросам запрета рекламы, мужчины в очевидном меньшинстве: пять голосов из тринадцати. Версия патриархальной диктатуры вылетает в трубу вместе с надеждами на запрет рекламы с Джереми Алленом Уайтом: случись такое, «мамочки из WhatsApp-групп» расформируют эту комиссию собственноручно. И теперь, когда А упало, Б пропало, перед нами (ну или как минимум передо мной) остается всего несколько вопросов — в самом ли деле новая реклама Calvin Klein объективирует мужское тело? Возможна ли такая объективация вообще? И есть ли в ней хоть какая-то проблема?


Ответ на первый вопрос довольно очевиден: на протяжении 50 секунд рекламного ролика Джереми Аллен Уайт не произносит ни слова и не совершает ни одного осмысленного действия. Я клянусь — чтобы раздеться и упасть на диван, большинству из нас не нужен даже спинной мозг, достаточно мышечной памяти, тем более что мышц у актера хватает. Сюжетную нагрузку этот сеанс разоблачения на нью-йоркской крыше получил бы, обнаружь мы на спине у героя пропеллер, нам, однако, даже банку варенья никто не показал. Мужчина в самом расцвете сил ничего, кроме этого расцвета, не демонстрирует. Или, если выражаться еще прямее, звезда гастродрамы "Медведь" вновь работает в области повышенного слюноотделения.


Однако насколько эта рекламная ставка на объективацию мужского тела эффективна? С точки зрения науки — процентов на сто. Бабушкины сказки о том, что мужчины любят глазами, а женщины ушами, — оставьте пикаперам и энтузиастам ASMR. Еще в 1975 году исследование Шмидта в Университе Гамбурга показало, что не только мужчины, но и женщины реагируют физиологическим и эмоциональным сексуальным возбуждением на визуальные стимулы. Другими словами, раз уж мы в двадцатом веке признали, что женщина — субъект сексуальных отношений, значит, нечего удивляться, что она видит сексуальный объект в представителе другого, а иногда и своего — пола. Видеть в этом объекте личность и интересоваться его человеческими качествами, совершенно не обязательно. Подмена человека его телом — это и есть объективация буквально в словарном смысле. При этом удивительным образом трусы Calvin Klein, ради которых все это и затевалось, незамеченными не окажутся. Как демонстрирует нам исследование, проведенное в 1995 году в Университете Амстердама, 85 процентов женщин замечают не связанный с сексом контекст эротических изображений — в том числе детали одежды и обстановки (мужчины, если верить датчикам слежения за зрачками, на фоновые обстоятельства не реагируют вообще).


Но раз сексуальная объективация мужчин существует и используется в упомянутом рекламной ролике Calvin Klein, не будет ли разумным и справедливым запретить эту рекламу к чертовой матери, чтобы защитить голого Джереми Аллена Уайта от объективации столь же эффективно, как уже защитили FKA Twigs? Однако есть подозрение, что Джереми, как и подавляющее большинство мужчин в этой защите не нуждается. Это не я говорю, а ученые из Университета Небраски, которые обнаружили, что мужчины, пережившие сексуальную объективацию в ходе срежиссированного собеседования, восприняли ее гораздо легче, нежели посторонние наблюдатели. Кстати, женщины наблюдавшие за этими собеседованиями, воспринимали происходящее особенно остро — и это тоже вполне укладывается в научную картину мира. Совместная работа ученых из университетов Миссури и Джорджии подтверждает вполне очевидный факт: женщины неизменно ассоциируют сексуальную объективацию с риском физического и эмоционального насилия. Подавляющее большинство мужчин вне экстремальных ситуаций (вроде нахождения в местах лишения свободы) такого страха не испытывают вовсе.


Остается, впрочем, и еще один потенциальный риск: кто поручится, что реклама, эксплуатирующая древнегреческий идеал телосложения, не станет очередным кирпичиком в высоченной стене, отделяющей идеальных мужчин Голливуда от обычных людей, каждое утро отправляющихся в офис или на завод? Разве мы/они не будем страдать оттого, что на шесть кубиков пресса или трицепс-подкову нам не хватает свободного времени, хорошего тренера, индивидуальной диеты, силы воли? Возможно, кому-то из нас — будет неприятно. В основном тем, кто не смотрит каждую неделю футбол, баскетбол, хоккей, бокс, теннис или смешанные единоборства. Те же, кто смотрят, прекрасно понимают, что в мире есть несколько тысяч человек или десятков тысяч человек, которые получают астрономические деньги за то, что находятся в отличной физической форме. И среди них — даже игроки сборной России по футболу. И все, что нам нужно, чтобы почувствовать себя лучше них, — это телевизор и диван. Тот красный из рекламы — подойдет.


В

АЛЕКСЕЙ ИСАКОВ  • есть тема

АЛЕКСЕЙ ИСАКОВ  • есть тема

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}