Blueprint
T

Каша и медведь

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Первый сезон сериала «Медведь» оказался «спящим хитом», а вот вышедший недавно второй ждали уже все, и он не разочаровал. Гастрожурналист Анна Кукулина посмотрела оба и сравнила ресторанную жизнь на экране и в жизни.

Прошлогоднюю премьеру стриминга Hulu никто особо не ждал. Обещанная завязка про шефа мишленовского ресторана из Нью-Йорка, который переезжает в Чикаго, чтобы управлять семейным ресторанчиком с сэндвичами, слишком похожа на десятки уже существующих фильмов и сериалов про загнанных погоней за успехом яппи в поиске своего места в жизни (и для комплекта — любви и дружбы). Формально «Медведь» разрабатывает ту же тему, но с несколькими существенными отличиями. Именно они — причина восторженных рецензий, переполненных эпитетами «очень реалистично», «правдиво», «тонко» и «проникновенно». 

Еда без еды

90% действия первого сезона «Медведя» происходит на кухне семейной закусочной Original Beef of Chicagoland, которую главный герой, Кармен «Карми» Берзатто, унаследовал от покончившего с собой брата. В отличие от большинства фильмов про рестораны, где персонажи сначала красиво нарезают идеальные овощи, а потом делают перерыв и начинают что-то обсуждать, в «Медведе» все происходит одновременно. Как в любом ресторане, все деловые и дружеские разговоры, скандалы и истерики происходят прямо во время рабочего процесса, над разделочными досками, плитами и кастрюлями. Выдающийся оператор Эндрю Леде снимает почти исключительно ручной камерой, которую пристраивает прямо в центр происходящего, превращая зрителя в еще одного участника бесконечных разборок.

Сама еда снята красиво, но резкость кадра выкручена почти на максимум, поэтому смотрится это все иногда аппетитно, но не соблазнительно в том смысле, в каком нас приучило популярное фуд-порно за последние 10 лет. В сериале режут, варят, жарят, собирают сэндвичи (а также бесконечно что-то проливают и роняют), во втором сезоне действие иногда происходит в дорогих ресторанах, но никаких сочных кадров с эротично стекающими соусами и пашотами в «Медведе» не предусмотрено. Помимо прочего потому, что они не вписываются в пулеметный ритм сериала с его резким рубленым монтажом и жестким саундтреком из рока 1980-х, который с первой минуты обрушивается на зрителя, как рассыпанная упаковка с ножами. Звуковая ткань происходящего тоже довольно резкая и ничем не напоминает успокоительные ASMR-ролики с готовкой: один из самых частых звуков в первом сезоне — вспыхивающая газовая горелка, над которой иногда залипает Карми в минуты напряжения. В реальных ресторанах у людей нет времени на долгие, подробно прописанные сценаристами беседы или медитацию над кипящим бульоном, поэтому и в «Медведе» диалоги быстрые, громкие, грубые и часто оборванные на полуслове. Кстати, Крис Зуккеро — друг детства создателя сериала Криса Сторера и владелец чикагской закусочной с итальянскими сэндвичами, ставшей прототипом места действия сериала, — на вопрос журналистов честно ответил, что сериал не смотрел, потому что у него не было времени, ведь «кто-то же должен готовить сэндвичи».

Семья без семьи

Один из магистральных сюжетов «Медведя» — психологические сложности Карми, которые, конечно, корнями уходят в детство. Его отношения с покойным братом были совсем не гладкими, но тем не менее он бросает в Нью-Йорке работу шеф-повара трехзвездочного ресторана и возвращается в родной город спасать семейный бизнес. Он продает свою коллекцию винтажной джинсовой одежды, чтобы добыть наличные на работу ресторана, пытается собрать из разношерстной компании на кухне команду профессионалов и сражается с собственными паническими атаками и неврозами. Отчасти Карми вписывается в клишированный образ орущего шефа-неврастеника, а рабочая линия вызывает воспоминания о традиционном тропе «рабочая команда как субститут семьи», но все-таки сериал устроен посложнее.

Сотрудники ресторана Original Beef of Chicagoland в начале первого сезона представляют собой сборище скандальных лузеров, которые работают на кухне, просто чтобы зарабатывать на жизнь. Карми с его опытом мишленовских ресторанов отлично знает, как должна работать профессиональная кухня, и пытается «выстроить процессы» — сначала безуспешно: сотрудники не знают, что такое «картуш» (круг из бумаги, которыми накрывают бульоны и соусы во время приготовления), не понимают важности идеально наточенных ножей и, что особенно тяжело для Карми, работавшего на безупречной кухне, — не любят убираться. Но постепенно что-то начинает складываться. Споры и ругань не прекращаются, но становятся не такими яростными.

Во втором сезоне авторы подарили каждому члену команды по отдельной серии, которая лучше раскрывает их характеры и заодно — знаковые точки ландшафта современной кухни. Неуверенный в себе кондитер едет стажироваться в Копенгаген, и хотя ресторан не называют, подразумевается явно Noma, где он бесконечно учится лепить совершенные кнели, постигая дзен обучения высокой кухне. «Кузен Рич», лучший друг Карми и его покойного брата, осваивает тонкости ресторанного сервиса в шикарном заведении в Чикаго и шалеет от новой мысли «натертые до блеска вилки — это уважение к гостю». Скандальная Тина отправляется на курсы повышения квалификации, во время которых становится понятно, что ее грубость — не от хорошей жизни.


Если первый сезон был «военным фильмом»: компания новобранцев превращалась в эффективную боевую единицу, где редко кому есть дело до индивидуальности отдельных участников, второй стал скорее «спортивной драмой»: команда идет к победе, и в этом процессе важна индивидуальность каждого, поскольку успех состоит из множества персональных достижений.


Ресторан как вселенная

«Медведь» — очень реалистичный сериал про тяжелую работу в ресторане, которая несет с собой постоянные травмы и стрессы и вдобавок плохо оплачивается (а мы все обожаем истории в духе «как это сделано»). Вдобавок «Медведь» попал в очень актуальное настроение «кругом безумие, но надо делать свою работу как можно лучше и пытаться хоть как-то наладить дружеское взаимодействие с другими людьми, даже если они полные психи, потому что иначе конец». Примерно за это сериал уже назвали «Тедом Лассо курильщика».

Люди «из бизнеса» полюбили «Медведь» за другое. Его не причастные к индустрии авторы поняли, чем именно эта низкооплачиваемая тяжелая работа цепляет людей так, что они остаются в ресторанах на всю жизнь. Карми — идеальный пример того, как ресторанная кухня становится лучшим пристанищем для таких свойств характера, как упертость, амбициозность, адреналиновая зависимость, изобретательность и маниакальное внимание к деталям. А медведь, являющийся Карми в снах, символизирует помимо прочего парализующий страх провала, который знает любой шеф. На протяжении двух сезонов Карми сражается со своими страхами, и так или иначе ему удается справиться и превратить в «свое место» даже кухню захудалой закусочной. Если не стесняться высоких слов, это и называется призванием и умением побеждать, не выжигая все вокруг себя напалмом. В наши скептические времена про такие высокие материи можно говорить только так, как «Медведь»: резко, грубо и непочтительно. Получается убедительно.

Шеф-повара о The Bear

Алексей Алексеев, шеф-повар Futurist

«

                    Сериал получился жестким, очень драматичным и вдохновляющим. После смерти брата шеф с крутым опытом в мишленовских ресторанах, который знает как нужно, попадает в это максимально ужасное кафе, где все в жиру, где годами не мыли. Он пытается выстраивать команду, та не понимает, что он делает, все привыкли работать по-старому. Потом что-то начинает получаться, но все равно по-прежнему тяжело. Куча проблем, все сыпется, главный герой работает по 16-17 часов без отдыха — это напоминает мне открытие собственного ресторана, только у нас чище, конечно, было.

«

                    Мне сериал очень близок, я стажировался в Чикаго. Я смотрю на ребят из команды главного героя, которые в первом сезоне начинают интересоваться своим делом, читать книги, обсуждать чикагские рестораны, и чувствую этот вайб города, будто я туда вернулся. Очень классно показан главный герой, его переживания, постоянный рабочий стресс, амбиции, которые довели его до трех звезд и никуда не делись в забегаловке, куда он попал. Круто смотреть, когда во втором сезоне он получил возможность показать себя в полной красе и построить ресторан мечты. И наблюдать, как команда эволюционирует, как каждый привносит что-то свое и новое. Сериал, конечно, мрачный, но быть шефом — не самая веселая и романтичная работа, и любой шеф сопереживает главному герою, поверьте.


Одну из серий второго сезона, где Ричард стажируется в трехзвездочном ресторане, снимали в ресторане Кертиса Даффи Ever, правда, он там называется по-другому и шефа играет Оливия Колман. Когда я был в Чикаго, Даффи только начинал, и как раз про него все на кухнях говорили. И я когда-то смотрел документальный фильм For Grace про то, как Даффи запускал свой первый ресторан Grace, с которым прославился и взял три звезды чуть ли не за два года. И авторы во втором сезоне The Bear явно какие-то моменты брали прямо оттуда — и про стройку, и даже про какие-то черты характера Даффи, это очень чикагская крутая история.


Антон Ковальков, шеф-повар Restaurant by DDF и Le Pigeon

Владимир Чистяков, шеф-повар Grace Bistro, The Greeks, Veter

«

                    Наверное, это один из самых реалистичных фильмов о кухне, о ресторанной жизни, о проблемах, которые возникают, когда ты собираешься делать что-то свое, и о том, как реальные эмоции на кухнях проявляются. Еще круто и очень прикольно, что в фильме о работниках ресторана не показывают никаких шефских столов и всей этой красоты, как мы привыкли за последние годы. Реальные проблемы, реальные запары, второй сезон вообще про стройку, каждый день возникают какие-то проблемы, сроки поджимают, инвестиции заканчиваются. Абсолютно настоящая история.

Еще три отличных сериала про еду и поваров 

«Джулия»

2022

Небольшой сериал про становление Джулии Чайлд, ставшей матерью и фуд-телевидения, и современного восприятия французской кухни, по крайней мере, в англоязычном мире. Потрясающая Сара Ланкашир в главной роли создает удивительно обаятельный образ Джулии: высокой, не очень грациозной, остроумной англичанки со странным для своих времен хобби, которая делает то, что считает нужным, не прекращая шутить. Сериал легко переключается от драматических моментов к чистой комедии, которая по большей части связана с зарождением техники съемок готовки. Поклонникам Chef-s Table должно быть любопытно посмотреть, как 50 лет назад операторы ползали по полу студии под ногами ведущей и принимали всякие удивительные позы, чтобы лучше снять техники нарезки. 

«Повар-боец Сома»

2015

Многосезонный аниме-сериал, который может отвлечь надолго. Главный герой хочет стать шеф-поваром, и отец отправляет его учиться в элитную кулинарную академию Тоцуки, где до выпуска доходят едва ли 10% учеников. Основной сюжет довольно стандартен и для аниме, и для любого подросткового фильма — Сома взрослеет, учится профессии и жизни, пытается выстроить отношения с окружающими его людьми и участвует в школьных соревнованиях по готовке. Но крепкой фан-базой этот сериал обзавелся не из-за сюжета, а потому, что все учебные моменты, где юные повара что-то готовят, отрисованы с чисто японской дотошностью и точностью, и по некоторым сериям наверное можно и правда научиться готовить то, что преподают ученикам.


Предупреждение: это японский комедийный аниме-сериал, а юмор в таком жанре довольно своеобразный и не всем близок.


«Кто-нибудь, покормите Фила»

2018

Фил Розенталь, создатель комедийного шоу «Все любят Реймонда», очень любит поесть и поговорить о еде, что вылилось в тревел-сериал, где Фил путешествует по миру, пробует разную местную еду и рассказывает о ней. У Розенталя есть прекрасное и при этом мягкое чувство юмора, хорошая журналистская хватка и личное обаяние. Благодаря всему этому шоу, задуманное очевидно по модели шоу Энтони Бурдена, становится No Reservations для тех, кому бурденоская саркастичность кажется слишком жесткой. Одно из самых успокоительных шоу про еду в эпоху, когда кажется все, связанное с нашим питанием, превращается в одну большую проблему.

Бонус-пасхалка

«Медведь» забит пасхалками под завязку, и одна из самых крупных — это мастер на все руки по имени Нил Фак, который чинит в ресторане все, что нуждается в починке, в исполнении Мэтти Мэттисона, одного из самых колоритных представителей яркой компании американских селебрити-шефов. Мэттисон известен любовью к самой простой еде вроде хот-догов, татуировками и грубоватыми шутками, которые перекликаются с общим тоном сериала. Вроде такой «алгоритм успеха ресторана — это крепкая задница, пушка и японская архитектура».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}