Погубит ли реклама
телеграм?
Несколько дней назад Павел Дуров начал тестировать официальные рекламные сообщения в телеграме. И хотя основатель платформы пообещал, что «большинство пользователей едва ли заметит это изменение», внезапное появление рекламных постов стало неприятным сюрпризом не только для подписчиков, но и для основателей крупных каналов. Что не так с рекламой в телеграме и как она должна выглядеть в идеальном мире? Об этом The Blueprint рассказали авторы популярных телеграм-каналов.
Представьте, что вы читаете Джейн Остин, и где-то аккурат между признанием мистера Дарси и отказом мисс Элизабет Беннет внезапно появляется жирный абзац, призывающий вас купить средство от мозолей или приобрести так растущие в цене криптовалюты. Вы, конечно, вскидываете руки, беретесь звонить во все существующие инстанции и писать на всех платформах, какой ужас только что бельмом затуманил ваш взор. А издатель этой милой книги спокойным тоном отвечает, дескать, бумага нынче очень дорогая, да и издержки на логистику большие — и вообще ему содержать всю эту махину ради ваших удовольствий накладно, поэтому в романы Льва Толстого теперь будут интегрированы умные упоминания современных российских исполнителей и на всякий случай онлайн-казино.
Александр Радаев
Если посмотреть со стороны пользователя, то введение навязанной, принудительной рекламы лишило телеграм одного из главных его преимуществ перед другими популярными платформами — ленты, которую ты формируешь сам, исключая контент, который бы не хотел видеть, просто отписываясь от неинтересных каналов, каналов с неприятными публикациями.
Авторов же каналов, которые собрали вокруг себя и своих идей заинтересованных читателей, попросту поставили перед весьма неприятным фактом: в вашей ленте, перед глазами вашей аудитории, может появиться что угодно — в случае со вчерашним страйком это была реклама ужасных мусорных тошнотворных каналов, которые бы ни при каких условиях, ни за какие деньги не смогли бы разместиться на многих платформах по доброй воле авторов этих платформ.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Это когда автор канала сам решает, что, в каком количестве, на какое время и когда появится в его ленте. Отсюда уже и другие характеристики этой «идеальной, правильной рекламы». Кто-то и до этого не брезговал рекламой сомнительных криптовалютных и игровых структур, а для кого-то это, как и многое другое, было неприемлемо ни за какие деньги.
1
1
Как бы то ни было, это еще одна возможность убедиться в систематическом расхождении провозглашаемых ценностей телеграма с реальными делами. Это касается и блокировки некоторых каналов, и безопасности админов, а теперь еще и невмешательства в пространство, по сути, авторских платформ. Конечно, нам давно стоило поменять пеленки, испачканные наивностью, и вот это произошло. Вы думали, что у вас независимое микро-СМИ? Так ли оно независимо, после того как телеграм разместит на вашей площадке чуждую вашим ценностям и взглядам рекламу в любой момент и в любом объеме? Оказывается, мы слишком много нафантазировали о новых медиа, которые живут по каким-то своим законам, — они живут по тем законам, которые придумает собственник технологического средства, позволяющего им существовать.
2
В целом я не против рекламы — я отлично понимаю, что любой платформе нужно монетизироваться. Однако я считаю, что то, как это делается, должно хоть как-то согласовываться с админами каналов. Или же берите пример с инстаграма: вставляйте свою рекламу в общую ленту, а не в ленту конкретного канала, где она выглядит вставным зубом.
Сейчас в наших каналах появляется реклама всего, что угодно, и мы никак не можем на это повлиять. Я в ужасе, что в моем канале люди смогут увидеть рекламу онлайн-казино, криптовалютных мошенников или каких-нибудь туров в Крым. Это идет вразрез с моими принципами, и я считаю, что руководство телеграма не имеет права пользоваться аудиторией, которую админы нарастили, производя классный и нужный контент, никак не согласовывая рекламу с ними. Я очень осторожна с рекламой и беру примерно 40–50% того, что предлагают. Для меня в первую очередь всегда было важнее доверие моих подписчиков и моя репутация, поэтому я никогда и ни за какие деньги не возьмусь рекламировать то, что сама считаю неэтичным или совершенно бесполезным для читателей.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Я бы хотела, чтобы мы могли решать, какую рекламу допускать и не допускать в канал. Или иметь кнопку «Пожаловаться», если там появляется что-то уж совсем непригодное. Я готова делиться с Павлом Дуровым процентом от заработанного на рекламе и даже сама писать рекламные посты в формате канала, но только в случае, если все будет согласовано со мной. Также очень надеюсь, что появится опция заплатить какую-то сумму, чтобы в твоем канале эта левая реклама не появлялась.
Катя Федорова
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Партнерство с авторами и таргетирование на каналы, которые дали на это согласие. В таком случае админы получали бы какие-то проценты от монетизации. Неплохой пример — реклама на YouTube. Очень жду возможность отключить рекламу у себя в MUR. Готова сама платить за обслуживание на платформе, если условия будут приемлемые.
Вопрос монетизации самой платформы был делом времени. Но я надеялась, что продвинутый Дуров продумает комфортную систему, которая бы соответствовала изначальным ценностям соцсети. Вышло топорно, по примеру другого его детища — «ВКонтакте», где реклама также появляется прямо в ленте сообщества. Плохо, что я не могу отметать рекламу сомнительных каналов. Пусть это будет на совести Дурова и команды. Но больше всего не нравится, что пост не поднимается вверх по ленте, а всегда остается закрывающим. Очень навязчиво и неуважительно по отношению к авторам, которые сделали эту площадку в России такой популярной.
Мадонна Мур
3
4
К рекламе в телеграме я отношусь положительно — всегда возникает вопрос, на чем держится столь удобный мессенджер, который дал столько возможностей для общения 2.0. Поэтому система монетизации, учитывая, что это уже почти социальная сеть, вполне логичное развитие событий, которое я поддерживаю.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Пока не очень был понятен набор рекламодателей, но кажется, что это был тест. Мне бы хотелось чуть более очевидного знака, что эта реклама от мессенджера, а не канала — мне писали читатели, с чего вдруг я рекламирую другие каналы (я это делаю крайне редко). Может, стоит выделять плашку другим цветом или делать особый шрифт, к которому все быстро привыкнут, разделяя оригинальный контент и рекламные показы.
Александр Сысоев
5
Реклама в социальных сетях — это хорошо, и я всегда так считал. [Появление рекламы в телеграме] всегда было неизбежно. Телеграм должен окупаться для разработчиков.
Но с самого начала появилось ощущение, что у команды Дурова как будто только идет процесс понимания того, как это будет выглядеть. Изначально они думали, что это будет реклама крупных компаний (с таким-то ценником), но потом в правила ввели много запретов на все (от трейдерства до кока-колы) и сказали, что переходить по рекламе можно будет только на каналы или боты внутри платформы. В результате появилась реклама какой-то сетки каналов, о которых никто раньше не слышал. Сейчас говорят, что это были тестовые каналы, но я сомневаюсь. У кого-то появлялась реклама, у кого-то нет, а сам текст таких постов для разных пользователей был разным. Эта тестовая версия рекламы мне нравится меньше всего — почему ее не проверили в ограниченном числе закрытых каналов? Ответ напрашивается сам — чтобы измерить уровень раздражения пользователей. Получилось, что он довольно высокий. Теперь тестировать будут способы отключения. Надеюсь, это будет менее хаотично.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Я бы не юлил и сразу ввел премиум-опцию. А уж потом бы закручивал гайки и тестировал рекламу (сразу вспоминается цитата «тренируйся вон на кошках»). Выглядела бы она примерно так же, только, пожалуй, была бы как-то сверху в виде пина. Внизу очень раздражает все-таки. Ну и самое главное — жесткий контроль над контентом. Какие-то каналы по 100 подписчиков, появляющиеся внизу у каналов по полмиллиона, — это выглядело очень грустно. Ну и после уже вводил бы возможность админам выбирать таргеты для своего канала. Но отключение рекламы купили бы (и купят) все и сразу. Это решило бы все проблемы с поддержкой сервиса без инвазивных тестов, аналитики и перемен коней на переправе.
Саша Амато
6
Введение рекламы было лишь вопросом времени, на мой взгляд. Это хороший способ зарабатывать на приложении, но, конечно, спорный в определенных аспектах. Есть ряд известных примеров, когда избыток навязчивой рекламы в социальных сетях и мессенджерах приводил к массовому отказу от них. В телеграме я пока видела только рекламный пост самого Павла Дурова и скрины с других каналов. Изначально, конечно, было отрицание и гнев, сейчас еще для меня остается неизвестным то, что именно будет рекламироваться и где. Стараюсь сохранять спокойствие.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Так как реклама на каналах все равно будет иметь место, мне кажется, идеально было бы создать инструмент для рекламных заявок на них и забирать процент с оформленных. Здесь могут быть запинки касательно анонимности (подключение кошелька, ведение счета и т. д.), а это важная часть политики телеграма. Тем не менее, если бы решения о размещении у себя на канале даже такой рекламы принимали сами редакторы и создатели, то было бы меньше недовольства и рисков.
Многие, наверное, видели тот самый скрин с кликбейтной рекламой про Пугачеву. Если это не фейк, то ставится под сомнение модерация рекламных заявок. Наш канал связан непосредственно с криптовалютой, в этой сфере много мошенников и инфоцыган, которые обманывают и дезинформируют людей. Мы сталкивались с ситуациями, когда в таргетированной рекламе других приложений натыкались на мошенников, продающих наши же бесплатные статьи за деньги. Очень не хотелось бы, чтобы читатели популярных и качественных каналов подвергались риску таким образом.
Лиза Копытлянка, редактор NFT Bastards
7
К введению рекламы в телеграме относимся нормально. Это лучше, чем полное прекращение работы телеграма в России. Но больше всего в формате рекламных постов не нравится то, что они рекламируют всякое говно, тогда как реклама говна в телеге — прерогатива каналов-помоек. Хорошие каналы отбирают рекламодателей.
Идеальный формат рекламы в телеграме:
На этот вопрос отвечает Павел Валерьевич Дуров. Минута пошла.
Иван Филиппов
Идеальный формат рекламы в телеграме:
Вряд ли я могу компетентно ответить на этот вопрос, потому что я не специалист по рекламе. Но в моей модели у автора канала точно была бы возможность премодерировать рекламу. Все-таки это принципиально важный момент.
Если мы говорим именно про мое отношение к рекламе в принципе, то, пожалуй, оно положительное. Понятно, что Дуров опять всех обманул — он говорил, что в телеграме рекламы никогда не будет, и вот на тебе. Но с другой стороны, это же бизнес. Телеграм — отличное приложение, желание создателей монетизировать успех разумно и естественно. При условии, что реклама помечается как реклама и не выдает себя за новостное сообщение, — почему бы и нет? А вот формат, который мы все увидели на днях, меня всерьез тревожит. Авторы каналов никак не могут влиять на то, что именно у них в каналах будут рекламировать, и это проблема. Учитывая всеядность и беспринципность создателей, ничто не мешает им вставить в канал, например, рекламу «Единой России» или еще чего-нибудь столь же неприятного. А автору остается только беспомощно разводить руками.
8