Совершенно бесплатно
Вита Хлопова
Самоочевидный факт, что всякий труд должен быть оплачен, игнорируется не только на «подпольных» кирпичных заводах и в корейских исправительных лагерях. В креативных индустриях десятилетиями считались нормой многомесячные, а порой и многолетние бесплатные стажировки, неоплачиваемые переработки, символические зарплаты и предложения поработать за еду. Критика этой эксплуатации в Европе и США заставила даже глянцевые журналы (в том числе и в России) отказаться от стажеров-бессребреников, однако в сфере искусства просить денег все еще считается дурным тоном или просто наглостью. Но кажется, и здесь лед тронулся — с письмом цеховой солидарности выступили самые незащищенные игроки отечественной творческой индустрии — артисты-перформеры. Исследовательница современной хореографии и создательница проекта No fixed points Вита Хлопова объясняет, почему одним из нас надо к перформерам прислушаться, а другим — брать с них пример.
н
ВИТА ХЛОПОВА • есть тема
ВИТА ХЛОПОВА • есть тема
очью 5 августа на странице проекта SILA SVETA появился анонс об опенколле на перформанс режиссера Максима Диденко и хореографа Ильи Оши в клубе Mutabor. Требовались перформеры на пять репетиций и один ночный показ: каждая репетиция занимала пять часов, а в день показа перформеры должны были провести в клубе 15 часов, с 18:00 до 9:00. По условиям от исполнителей еще требовалось быть готовыми к работе на высоте, так как перформанс проходит на «вертикальных и горизонтальных сетках, закрепленных на потолке клуба». Плюс, пишут организаторы, это рейв-мероприятие, поэтому нужно быть готовым к тяжелой музыке.
За эти 35 часов довольно непростого времяпрепровождения участникам предлагались BENEFITS (как указано в анонсе): пригласительный билет на мероприятие, бесплатные чай, кофе и вода, зона отдыха и трансфер после поздней репетиции и показа. А также опыт работы в крутой команде и упоминание в пресс-релизе. Всё.
Этот анонс заметили перформеры, и днем того же 5 августа было опубликовано открытое письмо от танцевального сообщества с призывом не участвовать в этом перформансе из-за оскорбительных условий труда. На данный момент письмо подписало более 240 человек: это и перформеры, и танц-художники, и критики, и танцовщики современного танца, и кураторы.
Все это вскрыло огромную проблему, с которой танцевальное сообщество России живет уже не один десяток лет. Зачастую работу танцовщиков или тем более перформеров (почему «тем более»? — из-за отсутствия в нашей стране профессионального образования в этой сфере) не включают в общую смету проекта. Считается нормальным пригласить человека, который не один год существует в этой профессии, и не предложить ему гонорар. «Опыт работы в крутой команде», «потенциальные новые проекты» (видимо, опять без оплаты), «бесплатные напитки» (за 5 часов репетиций могли бы и покормить), «крутая строчка в резюме» и так далее. Все это работало бы (да и то) для совсем юных неопытных людей, которые только начинают свой путь в этой области. Им нужны и опыт, и знакомства, и крутая строчка в резюме. Но еще им всем нужно оплачивать счета за квартиру и пытаться хоть как-то себя прокормить.
Когда возникает вопрос о бюджете проекта, оплату труда перформеров отсекают сразу. Они первые, на ком можно экономить. Не думаю, что режиссер или хореограф работают на таких же условиях, ведь проект, как указано в анонсе, некоммерческий. У любого некоммерческого проекта все равно есть бюджет. Не может команда на 100% построить мероприятие без единой копейки. Без нее могут работать, видимо, только перформеры.
Но даже если в том или ином проекте считают, что перформеры — это не профессиональные артисты, которым нужно платить денег, то встает другой вопрос. Вам нужно, чтобы какое-то количество людей подарило вам 35 часов своего времени. Почему они должны делать это бесплатно? Даже массовке в кино платят по 500 рублей за смену. И кормят горячим обедом. А вот там точно не нужно висеть под потолком под тяжелую музыку.
Если танцовщики, особенно прикрепленные к танцевальной труппе на оклад, как-то еще могут мотивировать свой запрос на оплату их труда, то перформерам в России приходится очень тяжело. У нас в стране сложилось впечатление, что перформер — это человек, который не может ни танцевать, ни петь, ни играть, и единственное, что может, — это участвовать в перформансах. Впечатление это подкрепляется отсутствием профильного образования в России в этой области. Дипломированных перформеров у нас не выпускают. Все, кто существуют в этой профессии, совершенно искренние фанаты искусства, которые годами тратят свои силы, время и порой собственные деньги на самообразование и саморазвитие.
В открытом письме отлично сформулировано, кто такой перформер: «Работа перформера требует навыков из самых разных дисциплин: от присутствия на сцене и подачи материала до взаимодействия с режиссером/хореографом/художником, умения точно выполнять поставленные задачи и работать в команде. Перформер — это универсальный артист, который должен быть готов работать с любым материалом и задумкой автора».
Артисты балета/современного танца зачастую живут от зарплаты до зарплаты, пусть не всегда большой, но стабильной, а независимые перформеры живут за счет таких вот различных проектов. Их может быть много, а потом вдруг несколько месяцев ни одного, и отсутствие такой стабильности, как и прохладное отношение вообще к этой профессии в России, конечно, не может не угнетать. Хочется надеяться, что этот опенколл и реакция на него предупредят безапелляционное исключение из общего бюджета работы перформеров в будущих проектах талантливых режиссеров и хореографов.
То, как быстро отреагировало перформативное сообщество, — это прекрасный знак не только внутрицеховой солидарности, но и, как мне кажется, начала нового этапа развития перформанса в России. На самом деле ответа от SILA SVETA и команды режиссера и хореографа уже не требуется. Прецедент создан, и это новая точка отсчета перформативной реальности в нашей стране.
09 АВГУСТА 2021
0