T

Пустота вместо Улая

Сегодня после долгой борьбы с раком на 77-м году жизни умер Улай (Франк Уве Лайсипен). Без его работ, выполненных в паре с Мариной Абрамович, невозможно представить историю современного искусства в целом и перформанса в частности — а работы Марины Абрамович совершенно точно опустели бы. The Blueprint предлагает задуматься об этой пустоте.

Марина Абрамович и Улай познакомились в 1975 году, когда она была уже известной художницей, а он — ассистентом на съемках одного из ее перформансов. После этого они почти сразу стали работать вместе и даже составили общий манифест с главными правилами совместной жизни и творчества. Так, в него входили пункты про бесконечное движение и отсутствие постоянного места жительства, а также готовность рисковать при непредсказуемом исходе. Марина и Улай расстались в 1988 году, поэтически обыграв это в своей последней работе «Поход по великой китайской стене». После разрыва между художниками не было крепкой дружбы; в 99-м они заключили контракт, оговорив в нем проценты от продажи их совместных работ, а спустя шесть лет Улай подал на Марину Абрамович в суд, обвинив ее в утаивании продаж (иск удовлетворили и Абрамович выплатила бывшему партнеру 23 тыс. евро).


В день смерти Улая Марина Абрамович выложила в инстаграм-аккаунте своего института две их совместные фотографии. «Для меня было большим горем узнть, что мой друг и бывший партнер Улай умер. Он был выдающимся художником и человеком, и его будет очень не хватать. В этот тяжелый день успокаивает тот факт, что его искусство и наследие останется в вечности», — написала Абрамович.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1.

Отношения в пространстве. 1976

Обнаженные Марина и Улай бегут навстречу друг другу и сталкиваются. Это действие повторяется, повторяется и повторяется.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

2.

Отношения во времени. 1977

Марина и Улай сидят неподвижно со связанными волосами то время, что длится выставка.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

3.

Imponderabilia («Случайные факторы»). 1977

Обнаженные Марина и Улай стоят в узком проходе так, что посетитель, пробираясь между ними, обязательно их заденет и будет вынужден смотреть им в глаза.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

4.

ААА-ААА. 1978

Марина и Улай непрерывно кричат друг на друга.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5.

Вдох/Выдох. 1979

Марина и Улай дышат одним воздухом на двоих — и теряют сознание, когда он заканчивается.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":90,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

6.

Энергия покоя. 1980

Полторы минуты Улай целится в сердце натянутой на луке тетивой в сердце Марины Абрамович. Этот перформанс требовал абсолютного доверия.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

7.

Поход по Великой стене. 1988

Улай и Марина пошли друг к другу с противоположных концов Великой Китайской стены — чтобы встретиться посередине и расстаться.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

8.

В присутствии художника. 2010

Марина Абрамович на своей выставке в МОМА смотрела в глаза посетителям так долго, как они того хотели. Эта работа была вдохновлена совместным перформансом с Улаем «Ночной переход», где они сидели напротив и смотрели в глаза друг другу. В 2010-м Улай пришел на выставку Марины Абрамович как один из посетителей (они в то время находились в размолвке) и сел напротив. Затем художники взяли друг друга за руки.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}