T

Актриса с железным характером: история Умы Турман

ТЕКСТ: Анна Родина

6 декабря в российский прокат выходит новый фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Одну из ролей — женщины, погибшей от рук маньяка, — в нем сыграла Ума Турман. Это не первый раз, когда ее героине приходится столкнуться с кошмаром, — и самой актрисе, несмотря на ее кажущуюся неуязвимость, тоже пришлось непросто. Еще в 15 лет она сбежала в Нью-Йорк от насмешек одноклассников — над ростом, длинным (как ей казалось) носом и странным именем. А спустя всего два года это имя узнал весь мир. Рассказываем о том, как менялась карьера и отношение к себе Умы Турман.

1985  

В 15 лет Ума Каруна Турман бросает школу в Массачусетсе и переезжает в Нью-Йорк, чтобы стать актрисой, — но для начала подрабатывает моделью. Ее снимают Артур Элгорт, Патрик Демаршелье и Шейла Мецнер, и это немного помогает девушке избавиться от комплексов по поводу внешности. В детстве родители Умы часто переезжали, и она регулярно оказывалась самой новенькой и самой высокой в классе. «Непросто, знаете ли, вырасти до 180 сантиметров в 12 лет», — говорила она позже. Отец девушки, Роберт Турман — профессор-востоковед Колумбийского университета и первый американец, которого посвятил в монахи далай-лама, — назвал дочь в честь индуистской богини, «дарующей блаженство». Он считал дочь ее реинкарнацией, а Ума мечтала сменить имя и просила близких называть ее Дианой.

В Нью-Йорке будущая актриса быстро отказалась от этой идеи — Диан было много, а вот Ума — всего одна. Турман начала сниматься: сыграла свою первую главную роль — Лауры в картине «Поцелуй папочку на ночь», а затем снялась в «Приключениях барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама. Во время съемок Гиллиаму на площадку звонила Нена, мать Умы, и упрашивала дочь вернуться в школу и к нормальной жизни». «Не знаю, была ли она у нее когда-нибудь, эта нормальная жизнь», — скажет позже Гиллиам.


В том же году произошло событие, навсегда изменившее мягкий характер Умы: когда ей было 16, ее изнасиловал актер на 20 лет старше. «Я тогда была предельно сговорчива, — расскажет актриса The New York Times в феврале 2018 года, когда движение #metoo уже наберет обороты. — Я пыталась сказать «нет», я плакала, делала все, что могла. Но он сказал мне, что дверь заперта, — и я даже не попыталась повернуть ручку и сбежать. После такого становишься или еще более сговорчивей, или менее. Думаю, я стала менее».

1988  

«Опасные связи», 1988

В фильме британского режиссера Стивена Фрирза «Опасные связи» юная Турман получает роль Сесиль Воланж — юной «невесты врага», которую пытаются соблазнить Маркиза де Мертей (Гленн Клоуз) и виконт де Вальмон (Джон Малкович). Фильм получил три статуэтки «Оскар»: увесистую — за лучший адаптированный сценарий и еще две попроще — за костюмы и декорации. Уму даже не номинировали, но ее красоту, ум и сексуальность отметили многие. Партнер по фильму Джон Малкович утверждал, что Турман — экстраординарная девушка, у которой «тело Джейн Мэнсфилд и огромный мозг», и он был рад говорить с ней даже о космосе. Хотя обычно не тратит время на такие разговоры с 18-летними девушками. «И это не потому, что она красивая!»


Американский Vogue посвятил юной Уме несколько полос в апрельском номере 1989 года: актрису (уже в новом статусе) опять-таки снимал Патрик Демаршелье, съемку назвали Pure White. Ума на фоне моря и пустыни позировала в белых рубашках, платьях и комбинезонах Майкла Корса и Карла Лагерфельда... В обычной жизни Турман тогда также предпочитала белый цвет — например, на красную дорожку могла надеть белое платье с черным жакетом. Актриса почти не красилась — как рассказала Ума журналу Rolling Stone, который в 1989 году поместил ее на обложку, — после выхода «Опасных связей» и так «получила много нежелательного внимания со стороны мужчин».

Uma Thurman by Patrick Demarchelier, Vogue (US), April, 1989


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-3}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Она говорила об этом с иронией — например, о том, как Сильвестр Сталлоне выпрашивал ее телефон настолько настойчиво, что ей пришлось сказать, что она «напишет его прямо на небе». Но в конце интервью актриса неожиданно серьезно рассказывает, что на самом деле думает о славе и о себе. В этот момент фотокорреспондент издания снимал, как актриса кормит белку. «Она грызет орех с яростной энергией, — заметила актриса. — Люди ведут себя так же. И к сожалению, я — это добыча».  

1990  

«Генри и Джун», 1990

В 20 лет Турман сыграла в фильме «Генри и Джун», после чего ее объявили «секс-символом для интеллектуалов». На площадке актриса познакомилась с Гэри Олдманом и после съемок вышла за него замуж; брак просуществовал почти два года, большую часть из которых Гэри, по слухам, запойно пил. За это время Турман снялась в шести фильмах. Звездных среди них не было: даже «Окончательный анализ», где она сыграла в паре с Ричардом Гиром, не собрал ни наград, ни денег в прокате. А после того как Олдмана задержали за вождение в нетрезвом виде, их брак начал рушиться — терпеть алкотрипы мужа Турман не стала. «Попробовали бы вы жить с ангелом», — сказал актер, когда молодая жена собрала чемодан и выехала из их общей квартиры. «Это была ошибка, — сказала Ума. — Но знаете что? Это был безумный роман, который закончился, как и положено. Он был моей первой любовью».

«Окончательный анализ», 1990

ума турман и Гэри Олдман

1994

«Ее красота зависит от угла, под которым вы на нее смотрите. С определенного ракурса она выглядит гадким утенком, а с другого — самой потрясающей женщиной на планете», — говорил об Уме Терри Гиллиам. Квентин Тарантино разглядел в обаятельно нескладной, умной и тонкой Уме свою будущую музу — и прислал ей сценарий «Криминального чтива», который поначалу смутил актрису. «Только когда мы встретились, я поняла, что он — художник, который использует насилие и ненормативную лексику живописно, а вовсе не омерзительно».


Роль Мии Уоллес в «Криминальном чтиве» принесла Турман номинацию на «Оскар» в качестве лучшей актрисы второго плана и долгосрочный альянс с Квентином Тарантино (который, впрочем, оказался не безоблачным). Актрисе и режиссеру приписывали романтические отношения — Тарантино открыто восхищался и внешностью, и талантом Турман, говоря, что ему нравятся даже ее ступни 42-го размера. Ума спокойно отбивалась от слухов об их романе: «В таком случае у меня роман со всеми, с кем я хоть раз пила кофе». А на красной дорожке «Криминального чтива» появилась в платье Prada под руку с отцом.

Квентин Тарантино и ума турман

«криминальное чтиво», 1994

Премия много значила для Умы: она подтверждала, что у нее есть комедийный талант. За год до этого в прокате провалилась драмеди Гаса ван Сента «Даже девушки-ковбои иногда грустят», где Турман играла автостопщицу с гротескно большим пальцем, а еще чуть раньше актрису и вовсе «зарубил» на кастинге Брайан де Пальма — не взяв ее в свою комедию «Костер тщеславия». Легендарный режиссер тогда сказал, что Турман полностью лишена комического дара и ее не смог растормошить даже «прирожденный комик» Том Хэнкс. «Она ему показала!» — напишет Vanity Fair после премьеры «Криминального чтива». А сама Ума станет чаще останавливать выбор на комедиях: в 1996-м она сыграет в «Красивых девушках» Теда Демме, в 1997-м — в «Правде о кошках и собаках» Майкла Леманна.

1998

Итан Хоук и ума турман

«гаттака», 1997

После разрыва с Гэри Олдманом Ума, по ее собственным словам, еще год переживала — и с головой ушла в работу. А в 1997 году на съемках фантастической драмы «Гаттака» познакомилась с Итаном Хоуком, который станет ее вторым мужем. «Мы сразу захотели быть вместе!» — говорил тогда в интервью Хоук. Когда они поженились, Ума уже была беременна, а 8 июля 1998 года у них родился первый ребенок — дочь Майя Рэй. В том же году Ума сыграла в двух фильмах: провальных «Мстителях» и красивых «Отверженных», а в 1999 году — в «Сладком и гадком» Вуди Аллена.

2003

Идею фильма «Убить Билла» Ума и Квентин Тарантино придумали вместе — еще в 1993-м. «Как-то ночью на съемках «Криминального чтива» мы просто сидели и обсуждали идею мести», — расскажет Турман. Актриса и режиссер быстро набросали сюжет о беременной невесте, на которую нападают на свадьбе, она впадает в кому, а затем просыпается и начинает мстить. Той же ночью Тарантино написал первые девять страниц сценария, но до съемок дошло лишь через десять лет. Все это время Турман пробовала себя в разных жанрах: то снималась в небольших инди-лентах вроде «Пленки» или «Стены Челси», то в драме «Золотая чаша». «Я не хотела занимать определенную нишу — романтической героини или жертвы, которую нужно спасти, — говорила Ума. — Некоторые роли я выбирала потому, что считала их шансом развиваться, выходить за собственные пределы».

«Убить Билла», 2003

В январе 2002 года Ума родила второго ребенка, сына Левона Роэна, и спустя три месяца приступила к съемкам в «Убить Билла». Тарантино терпеливо ждал свою музу. «Обычно люди говорят о красивых актрисах, — говорил режиссер. — Таких, как Кэмерон Диас, например. Но я ходил в школу с тремя девочками, похожими на Кэмерон Диас. А Ума Турман — это совершенно другой вид. Такой, как Гарбо или Дитрих, где-то на их божественной территории». Съемки были тяжелыми, многочасовые тренировки выматывали Уму: она училась кунг-фу, драке на мечах, рукопашному бою и даже японскому. «Мне там стреляют в голову, избивают, насилуют, пинают ногами и режут самурайскими мечами, — рассказывала актриса. — Фильм должен называться «Убить Уму».


Фильм стал хитом, собрав в прокате 181 миллион долларов. Его продолжение оказалось таким же успешным — но вышло не в лучший момент жизни Турман. Актриса тогда разводилась с Хоуком: он изменил ей с няней их детей.

2013

«Моя супербывшая», 2013

«Продюсеры», 2003

В нулевых Ума в основном отдает предпочтение комедиям: «Продюсеры», «Моя супер-бывшая», «Будь круче», «Случайный муж», «Материнство» и «Свадьба». Выдающихся картин среди них нет, а сама Ума, кажется, больше увлечена новым романом — на неделе моды в Милане в 2007 году она встретила швейцарского миллионера Арпада Бюссона. Спустя год они объявили о помолвке, до свадьбы дело не дошло, но в 2012-м Ума родила от него дочь Луну.

«Мой лучший любовник», 2003

«Продюсеры», 2003

В этом году произошло еще одно знаковое для актрисы событие — она получила предложение сниматься у Ларса фон Триера в фильме «Нимфоманка». «Я всегда мечтала сыграть у него, но не думала, что это когда-нибудь произойдет, ведь мы не были знакомы и даже ни разу не встречались», — рассказывала в интервью Ума. — Я получила сценарий, когда дочке было три недели». Ума говорит, что сцены с участием ее героини, брошенной жены, настолько тщательно проработаны и сложны, что это буквально ее сбывшаяся актерская мечта. На вопрос, знает ли она режиссеров, которые могли бы сравниться с фон Триером, Ума уверенно отвечает, что других таких нет. «Он уникален. У него есть мужество, чувствительность и храбрость для того, чтобы исследовать женскую сущность. Не думаю, что есть кто-то, с кем его можно сравнить, — ну разве что Вуди Аллен».



2018

В 2017-м Турман возглавила жюри каннской программы «Особый взгляд», а год спустя в Каннах показали еще один фильм фон Триера с ее участием — кровавый триллер «Дом, который построил Джек». Турман на премьере не было (в фильме она играет небольшую роль первой жертвы маньяка), зато на Met Gala актриса покорила всех платьем американского дизайнера Габриэлы Херст, расшитым тремя тысячами жемчужин. Жемчужный — вообще один из любимых оттенков актрисы: на красных дорожках она предпочитает его и пудровые оттенки, а из фасонов — подчеркивающие талию, плечи и руки платья с «русалочьим хвостом».



Cannes 2017

Cannes 2017

Met Gala 2018

Впрочем, этот год запомнился не столько публичными выходами и актерскими работами актрисы, сколько ее жестким рассказом о пережитом насилии и предательстве. В феврале актриса дала интервью The New York Times и впервые рассказала о сексуальных домогательствах со стороны Харви Вайнштейна. Вскоре после съемок в «Криминальном чтиве», которое Вайнштейн продюсировал, он пригласил ее в лондонский отель Savoy и там напал на нее. Актриса говорит, что выбралась из-под него «как ящерица» и сбежала, а на следующий день получила от продюсера цветы и карточку: Вайнштейн хвалил ее за «отличные инстинкты». Ума говорит, что такое повторилось еще раз, и накануне съемок в «Убить Билла» она жаловалась на поведение продюсера Тарантино. Тот поначалу не принял ее слова всерьез, но потом «заставил его извиниться» (а в 2017 году признался, что знал о приставаниях Вайнштейна к Турман и другим актрисам с самого начала).


В большом интервью The New York Times Ума также рассказала, что на съемках «Убить Билла» Тарантино ее предал — заставил сесть за руль неисправной машины вместо каскадера, из-за чего актриса сильно повредила шею и колени. «Еще в детстве нам внушают, что жестокость и любовь как-то связаны, — говорит Ума. — У меня ушло 47 лет на то, чтобы перестать называть плохое обращение со мной «любовью».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}