Blueprint
T

Урбанист Рем Колхас беспокоится о деревне

20 февраля в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма открылась выставка Countryside, The Future. Это проект одного из самых известных архитекторов современности Рема Колхаса и Самира Бантала, директора AMO — основанного Колхасом исследовательского центра, занимающегося применением архитектурных концепций в дизайне, медиа и технологиях. Вместе они решили изучить перемены, которым подверглась за последние десятилетия так называемая сельская местность.

Почему эта выставка – новаторская, и кому на нее стоит сходить

Арт-институция, да еще и такого масштаба, как Гуггенхайм, впервые целиком посвятила свое пространство проекту, который не имеет прямого отношения к искусству. Чтобы неподготовленный посетитель не обманулся в своих ожиданиях, в самом начале экспозиции его встречает предупреждение: This is not an art show. Решение отдать одну из главных мировых арт-площадок под этот проект будто намекает, что прямо сейчас есть вещи и поважнее искусства. На выставку стоит идти всем, кого волнует дальнейшая судьба человечества и такие проблемы, как глобальное потепление, недостаток еды, световое и шумовое загрязнение, находящиеся под угрозой исчезновения общины и вымирающие животные. На территории, занятые лесами, полями, горными массивами, пустынями и водоемами, приходится 98% поверхности Земли; при этом в больших городах, то есть всего лишь на 2% площади нашей планеты, вскоре, по прогнозам экспертов, будут жить около 80% ее населения. Этот абсурдный, по мнению Колхаса и его коллег, этап в развитии цивилизации требует скорейшего осмысления.

Почему важен Рем Колхас

Человек, которого называют архитектором-философом и самым влиятельным урбанистом своего времени, родился и вырос в Роттердаме. Сначала он пошел по стопам отца — журналиста и драматурга: начал писать сценарии и в 19 лет устроился на работу в газету. И лишь пять лет спустя Рем Колхас отправился учиться архитектуре сначала в Лондон, а затем в Америку. В 1975-м он основал бюро ОМА (Office for Metropolitan Architecture), у которого теперь несколько офисов по всему миру. Кстати, именно в этом бюро начинала свою работу Заха Хадид, самая известная женщина-архитектор в мире. Ну а сам Колхас построил множество необычных зданий, которые вошли во все учебники по архитектуре: среди них Центральная библиотека Сиэтла, посольство Нидерландов в Берлине, штаб-квартира CCTV в Пекине, известная как «Штанишки», и Дом музыки в Порту. 75-летний лауреат Притцкеровской премии и классик деконструктивизма всю жизнь занимался городами, это была его страсть — тем удивительнее тот факт, что выставка в Гуггенхайме не имеет отношения к его собственным архитектурным проектам и посвящена территориям не городским. Но закономерности все же прослеживаются: при помощи этой выставки Колхас как бы возвращается к журналистике. Его цель — привлечь внимание к проблемам, которые большинство людей игнорируют. Заняв репортерскую позицию, он не выносит суждений, ничего не пропагандирует — просто призывает задуматься.



Как устроена выставка

Над экспозицией Колхас, Бантал и множество их партнеров из разных стран работали более пяти лет. Между собой они называли ее «каталогом проблем» и целых полтора года думали над тем, как презентовать его нетрадиционным способом, то есть не используя текст. Однако, протестировав новейшие технологии подачи информации, они все же пришли к тому, что слова на бумаге — по-прежнему лучший способ рассказать историю. Поэтому, собираясь в Гуггенхайм, приготовьтесь много читать. Эта выставка похожа на огромную книгу с иллюстрациями, страницы которой использовали в качестве обоев, обклеив ими знаменитую ротонду авторства Фрэнка Ллойда Райта. Поднимаясь вверх по спирально закрученному пандусу, который и является пространством галереи, посетители читают блоки текста и рассматривают картинки, лишь изредка отвлекаясь на трехмерные объекты вроде макета фермы или фигуры Иосифа Сталина в человеческий рост, снующей по залу подобно роботу-пылесосу. Над оформлением экспозиции поработала знаменитая голландка Ирма Бум, которую называют королевой книг и которая известна своим экспериментальным подходом к книжному дизайну. Некоторым американским критикам ее решения напомнили эстетику советского павильона на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке 1939 года — словно в подтверждение этой версии на Пятой авеню перед входом в музей стоит огромный трактор. Нам с вами, он, разумеется, напомнит о ВДНХ.

Что показывают на выставке

Каждый виток спирали Музея Гуггенхайма посвящен отдельной теме. На первом уровне Колхас объясняет зрителю, что именно заставило его задуматься о «сельской местности». Он признается, что этот термин несовершенен, так как включает в себя, например, океаны и Антарктиду — но другого ни он, ни его партнеры подобрать не смогли. Отдыхая каждый год в одной и той же швейцарской деревне, архитектор стал замечать, что местные жители уезжают навсегда, фермы закрываются, а сараи и хлева переделывают в минималистичные домики для хипстеров. По его словам, Колхасу стало интересно: что происходит с сельской местностью? Для начала он решил ознакомиться с историей вопроса, так что второй уровень галереи рассказывает зрителю о том, как менялись представления о деревенской жизни от Древнего Китая и Рима до наших дней. 


Третий уровень отдан под мегаломанские эксперименты вроде культурной революции Мао Цзэдуна, поворота сибирских рек, затеянного Брежневым, и проекта Атлантропа за авторством немца Германа Зоргеля по объединению Африки и Европы в один континент. А вот на четвертом уровне можно узнать, что сейчас происходит за пределами больших городов в разных частях света — например, как иммигранты из Ирана и Сирии возрождают умирающие итальянские деревни или как в Катаре буквально за несколько месяцев создали с нуля мясомолочную индустрию. Пятый уровень ротонды посвящен эффектам глобального потепления: тающей вечной мерзлоте и связанному с этим высвобождению углерода и исчезновению горилл. На последнем уровне выставочного пространства представлены инновационные решения будущего, к примеру, проект разведения рыбы вне естественных водоемов. Выставка продлится до середины августа: по задумке кураторов, это даст возможность ознакомиться с ней как местным жителям, так и приезжим.

Что еще нового в Нью-Йорке

Хадсон-Ярдс

Фотографиска

Универмаг Nordstrom

Застройку этого района Манхэттена называют самым грандиозным проектом последнего десятилетия. В него вложили 25 миллиардов долларов, и в результате всего за семь лет здесь появилась новая станция метро, несколько небоскребов, торговый центр, парк и впечатляющий набор архитектурных объектов, к которым тут же начали паломничество туристы. Одной из таких точек притяжения стало сооружение под названием The Vessel, созданное британским архитектором Томасом Сезервиком и состоящее из 154 лестничных пролетов и 80 площадок. Чтобы подняться на него, нужно зарезервировать билет онлайн. Другим оказалось здание арт-центра The Shed авторства архитекторов Diller Scofidio + Renfro, способное бесконечно трансформироваться.



Шведский музей современной фотографии открыл нью-йоркский филиал в декабре 2019-го. Фотографиска расположилась в отреставрированном историческом здании 1894 года постройки, ранее известном как Дом церковной миссии. Сейчас здесь можно не только ознакомиться с главными именами в искусстве фотографии, но и поужинать в ресторане Verōnika знаменитого американского ресторатора Стивена Старра. Меню представляет собой компиляцию из хитов европейской кухни — место нашлось даже селедке под шубой.



В то время как одни сети дорогих универмагов терпят колоссальные убытки и выходят из бизнеса, как культовый Barneys, другие не боятся открывать новые локации. Флагман сети Nordstrom — первый магазин такого размера, открывшийся в Манхэттене за последние сто лет. Строительство семиэтажного здания недалеко от Columbus Circle и южного края Центрального парка велось семь лет. Компания Nordstrom начинала свой бизнес в 1901 году с торговли обувью, поэтому обуви в их универмагах по традиции очень много: к примеру, в день открытия было выставлено сто тысяч разных пар.

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}