Blueprint
T

Галереи моды в парижском MAD после реновации: что изменилось

В последний день февраля в парижском Музее декоративных искусств MAD после реновации, которая длилась год, открылись Галереи моды. Разбираемся, что изменилось, и рассказываем о первой выставке в обновленном пространстве.

Парижский музей декоративных искусств MAD, расположенный в северном крыле Луврского дворца, существует с 1905 года. Здесь собрана огромная коллекция мебели, посуды, ювелирных украшений, произведенных в период от Средневековья до наших дней. Еще одна гордость MAD — самая обширная в мире фэшн-коллекция: 150 тысяч шедевров работы Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Жан-Поля Готье, Кристиана Лакруа, Ива Сен-Лорана и других выдающихся модельеров. Каждый год в Галереях моды MAD проходят тематические выставки, которые пользуются неизменным успехом. Так, например, в 2017 году выставку, посвященную Кристиану Диору, посетило 700 000 человек. Да и Дрис ван Нотен в 2014-м или Мадлен Вьонне в 2009-м не были обделены вниманием прессы и публики. В марте 2019 года крыло музея с Галереями моды закрылось на плановую реконструкцию, так что на целый год энтузиастам и профессионалам фэшн-индустрии пришлось запастись терпением, тем более что от реставрации ждали многого. Так, Ольга Михайловская, fashion-журналист, историк моды, автор телеграм-канала Front Fashion, надеялась прежде всего на расширение выставочного пространства MAD: «Это абсолютно культовое парижское место для любого человека, связанного с fashion-индустрией или просто интересующегося модой. Единственный минус — иногда казалось, что выставки слишком зажаты, что им не хватает пространства, но я очень надеюсь, что теперь экспозиция расширится».


Реконструкцию спонсировала американская пара, меценаты Кристин и Стивен Шварцман, в честь которых теперь названы Галереи моды. Супруги пожертвовали 2,5 миллиона евро, и это не первый вклад четы в восстановление и сохранение французского наследия. В 2016 году Шварцманы выделили 3,5 миллиона евро на обновление садов вокруг исторического Шамборского замка в долине Луары.

Новую архитектуру и сценографию пространства Галерей моды в MAD площадью 1300 м2 проектировал парижский архитектор и дизайнер Адриан Гардер вместе с архитектурной мастерской Bien Urbain, светодизайнером Алексисом Куссманом (ACL) и инженерным бюро BETOM. В первую очередь архитекторы избавились от навесных потолков, благодаря чему увеличили высоту помещений на 130 сантиметров. Если раньше пространство казалось темным, узким и достаточно тесным из-за полностью скрытых окон и скудного освещения, то сейчас благодаря открытой экспозиции и гигантским 4-метровым окнам здесь появились воздух и свет.


Адриан Гардер, активно сотрудничающий с музеями по всему миру, в том числе с Музеем Виктории и Альберта, Фондом Картье в Париже, музеем Юз в Шанхае и другими важными культурными организациями, сделал из Галерей моды так называемую «выставочную машину». Вместе со своей командой архитектор создал легко собирающиеся конструкции, которые подстраиваются под специфику выставки, меняя форму без особых усилий. Можно прикрыть окна, если это необходимо, оградить объект стеклом или возвести его на пьедестал: пространство настолько гибкое, насколько это возможно. Адриан Гардер, архитектор и дизайнер, основатель бюро Studio Adrien Gardère, подробно объясняет, почему легкой задача не была: «Сценография не зависит от моих желаний, она решает поставленные задачи и отвечает на заданные вопросы. В случае с реставрацией Галерей моды в Музее декоративных искусств мы столкнулись с множеством таких вопросов: использование пространства, освещение, циркуляция воздуха, перемещение потоков людей, сохранение исторического наследия. В этом историческом крыле Лувра мы постарались отдать дань уважения этим стенам и показать их историю. Мы не занимались декором и «украшательством», а создавали «выставочную машину», которая позволила бы музейным кураторам и будущим сценографам в полной мере использовать пространство».

читайте также

От Аззедина Алайи до японских кимоно: 15 главных fashion-выставок 2020 года

читайте также

Жемчужина этого нового пространства — белоснежная винтовая лестница, напоминающая скрученный лист бумаги. Это метафора дизайнера особенно удачно подходит к первой же выставке в отреставрированных Галереях: «Harper’s Bazaar — первый модный журнал». Это история о журнале, фотографах, модельерах, журналистах и всех тех людях, которые работали над легендарным журналом начиная с 1867 года.


Выставка разделена на тематические блоки, каждый из которых посвящен определенному периоду и персонажу в жизни издания. Здесь можно увидеть фотографии Ричарда Аведона и Питера Линдберга, рисунки Сальвадора Дали, Энди Уорхола и Ман Рэя, а также полосы журнала с нарядами Кристиана Диора, Габриэль Шанель и других. Кроме страниц журналов за стеклом выставлено 60 костюмов и нарядов haute couture и prêt-à-porter. «Только Шанель может сделать такое роскошное платье элегантным и заставить драгоценности покориться простоте», — писали в июньском номере 1923 года про коктейльное платье Chanel из золотой нити и драгоценных камней.

И сами с усами. Как расшифровать живопись Сальвадора Дали: объясняет куратор выставки

Архивные фотографии редакции разных лет, воспоминания и письма журналистов, фотографов и арт-директоров журнала стоит увидеть, чтобы понять, как выглядел мир моды 50 и даже 100 лет назад. Один из первых главных редакторов журнала Кармел Сноу, например, в разговоре с великим фотографом Анри Картье-Брессоном так описывала первое впечатление от Кристиана Диора: «Скромный тихий мужчина, наименее темпераментный из всех дизайнеров, кого я когда-либо встречала. До войны он начал продавать картины в галерее вместе с Пьером Коллем, провалился и начал заниматься дизайном, сначала в Piguet, а теперь в Lelong». Чуть позже, в феврале 1947 года, Сноу по достоинству оценила первую коллекцию Диора, и именно она назвала этот стиль — The New Look.

В более поздней истории хватает своих славных страниц: здесь и знаменитая фотография «Довима и слоны» Ричарда Аведона 1955 года, и платья Демны Гвасалии, Марии Грации-Кьюри, Пьерпаоло Пиччоли, Николя Жескьера, Клэр Уэйт-Келлер и других современных дизайнеров. Последний экспонат выставки — это металлический корсет Dolce & Gabbana с фотографии Питера Линдберга, символизирующий сильную, добрую, волевую и увлеченную любимым делом женщину.


Выставка работает каждый день, кроме вторника, и продлится до середины июля. Как и до реновации, выставки в Галереях моды будут проходить каждый год. После экспозиции об истории журнала Harper’s Bazaar в конце октября 2020 года в Музее откроется большая рестроспектива дизайнера и парфюмера Тьерри Мюглера. Это первый пункт гастрольной программы для выставки, придуманной в Музее изящных искусств Монреаля: на ней покажут и наряды, и ароматы, созданные Мюглером, а также самые знаковые фотосессии и архивные материалы о дизайнере.

читайте также

Анри Картье-Брессон — крестный отец streetstyle-фотографии

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}