Самюэль Бурден — о знаменитом отце
28 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер откроется выставка Ги Бурдена «Следуй за мной». Эта ретроспектива станет для Москвы второй по счету — впервые работы одного из самых провокационных модных фотографов выставлялись в столице больше десяти лет назад — в 2009 году.
Сын Бурдена, Самюэль — именно он распоряжается наследием отца, — обещает, что нынешнее событие будет масштабнее предыдущего: вместо двух десятилетий (работ 1970-х и 1980-х) покажут куда более широкий период — от 1950-х и практически до финала — Бурден скончался в 1991 году. В экспозиции будет более полусотни снимков: от изображений женских ног, которые гуляют сами по себе, до знаменитого кадра, где лицо модели прикрывают несколько рук с выкрашенными ярко-красным ногтями.
The Blueprint поговорил с Самюэлем Бурденом о том, откуда его знаменитый отец брал сюжеты съемок; каким он был человеком и почему так любил снимать женские ноги.
О детстве рядом с Ги Бурденом
«Когда я был маленьким, то часто бывал в студии отца в еврейском квартале Парижа (мать Самюэля умерла, когда ему было 4 года, и с этого момента он жил с Ги. — Прим. The Blueprint). Это было что-то вроде папиной личной «Чинечитты» («Чинечитта» — знаменитая итальянская киностудия, на которой работал в том числе Федерико Феллини. — Прим. The Blueprint). Это была целая вселенная: огромное помещение, где повсюду лежал реквизит. После съемок отец обычно приглашал всю команду в кафе Goldenberg Deli за углом — на шампанское и блины.
Его очень любили все, с кем он работал, особенно модели — Инес де ля Фрессанж, Николь Мейер, Дэйл Хэддон, Сьюзи Кейв. Они до сих пор вспоминают, какое тонкое у папы было чувство юмора и каким близким и родным он всем им казался.
Ги Бурден
Разумеется, в работе отец был перфекционистом — иначе мы бы с вами сейчас о нем не говорили. Его перфекционизм — одна из причин того, почему и сегодня, спустя почти 30 лет после его смерти, его творчество все еще востребовано.
Был ли он таким же и в обычной жизни? Трудно сказать. Отчасти работа и была его жизнью — он любил ходить в музеи, смотреть на картины. Еще он любил хорошее вино и совсем не умел грамотно обращаться с деньгами. Жили мы как нищая богема: ни разу носа не сунули в магазин модной одежды. В Париже у нас не было лифта, хотя мы жили на шестом этаже, а в коттедж в Нормандии не был проведен телефон. Отец не мечтал стать знаменитостью, но хотел, чтобы его работы оценили — так японский плотник, который строит храм, хочет, чтобы его труд в конце концов увидели люди".
читайте также
Фотографии Ги Бурдена и стиль фильма «Бегущий по лезвию» в макияже Chanel весна-лето 2018
Ги Бурден, Vogue Paris, май 1985
Ги Бурден, рекламная кампания Charles Jourdan, 1977
О Хичкоке и древнегреческих мифах
«Лично я не считаю сюжеты съемок отца такими уж сложными. Что сложного может быть в модной фотографии? У него было очень много источников вдохновения — и древнегреческие мифы, и живопись прерафаэлитов и сюрреалистов. И конечно, поп-культура: от комиксов до работ Уиджи (американский фотограф периода Великой депрессии, часто снимал сцены ночной жизни Нью-Йорка. — Прим. The Blueprint) до афиш и рекламы 1960–1970-х годов.
Особняком, конечно, стоит кино. Его отец очень любил. Особенно Бастера Китона, Эриха фон Строхейма, Феллини, американские научно-фантастические фильмы 1950–1960-х годов. Работы отца иногда сравнивают с картинами Линча и Хичкока. Но я не совсем согласен. Линч часто пытается обхитрить зрителя — дает ложные зацепки, неожиданно отклоняется от основной сюжетной линии и так далее. Отцу ближе Хичкок. Саспенс, возрастающее напряжение, ощущение, что с минуты на минуту что-то должно произойти».
Ги Бурден, Vogue Paris, октябрь 1977
О женских ногах
«Почему на снимках отца они появляются отдельно от тела? Вы имеете в виду рекламную кампанию, которую он снимал для бренда Charles Jourdan? Это ведь обувной бренд. Как известно, три самых доходных области этой индустрии с миллиардными прибылями — это косметика, одежда и туфли: все, что женщины используют для соблазнения.
Чтобы отснять эту кампанию, мы с отцом и мачехой — она ему ассистировала — месяц ездили по Британии. Никакой спешки. Никакой команды сотрудников. Никаких дедлайнов: полная свобода.
Сложно сказать, есть ли в этом что-то сексистское. На мой взгляд, не более, чем во всей модной индустрии. Я предпочитаю думать, что в целом отец наделял своих героинь силой, как режиссер кино наделяет силой своих персонажей».
Ги Бурден,рекламная кампания Charles Jourdan, осень 1979
Ги Бурден,рекламная кампания Charles Jourdan, весна 1976
О трех знаковых работах отца:
1.
«Идея снимка появилась у отца, когда он делал рекламную кампанию лака для ногтей Revlon. Сперва ему захотелось немного побыть сюрреалистом — уместить как можно больше разных цветов лака в одном кадре. В итоге идея эволюционировала, а кадр с красными ногтями теперь считается одной из визитных карточек Ги Бурдена».
Ги Бурден, Vogue Paris, май 1970
2.
«Примерно с этой работы снимки отца стали нарративными. Это любопытный снимок и очень загадочный. Как раз он, в отличие от многих, в духе Дэвида Линча. Мужчина в кадре абсолютно неподвижен — как неодушевленный предмет. Даже у меня нет ответов на вопросы, которые возникают, когда видишь этот кадр. Женщина собирается уйти из дома? Кто этот бедный парень? Какой продукт рекламирует съемка? Я не знаю».
3.
«Эту рекламную кампанию обуви Charles Jourdan я уже упоминал. Она великолепна! Очень поэтична. Тогда мы объездили всю Англию и Уэльс. Побывали в доме Томаса Дилана (известный валлийский поэт. — Прим. The Blueprint), видели Адрианов вал. Останавливались в недорогих придорожных отелях. Ели очень много всякой английской еды. У нас был чемодан туфель и несколько обувных манекенов — вот и весь реквизит».
Ги Бурден,рекламная кампания Charles Jourdan, осень 1979